Русский язык

Урок 6: Речевая выразительность

Средства речевой выразительности

Разнообразить наш богатый язык помогают тропы и средства выразительности. В этом уроке мы познакомимся с их видами и способами употребления. Самое главное – научиться отличать тропы друг от друга. Для этого рассмотрим немного теории и потренируемся применять ее на практике.

План урока:

Средства речевой выразительности. Понятие и функции

Виды речевой выразительности

Как определить вид тропа

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»

 

Для начала разберемся с самим определением средств речевой выразительности и посмотрим, какую роль они играют в предложении и тексте.

 

Средства речевой выразительности. Понятие и функции

По-другому средства выразительности в русском языке принято называть тропами. Это не просто слова, которые украшают литературную речь. Они усиливают эмоциональную окраску единиц языка, что помогает передать более точный смысл текста или предложения. Рассмотрим, как авторы толковых словарей определяют основные средства речевой выразительности. Обратимся к словарю Ушакова:

«Речевая выразительность – это слова и обороты речи, которые употреблены в переносном или иносказательном смысле».

Ожегов дает следующее определение:

«Тропы – фигуры речи, которые употреблены в переносном значении и служат средствами выразительности языка».

Одним словом, эти формы языковой выразительности делают русский язык поистине великим и могучим. Но тропы выполняют не только эту функцию. Вместе с ней они содержат еще и много особенностей, которые играют важную роль для текстов и предложений:

  • помогают наглядно изобразить происходящие в мире события и явления, описать все вокруг;
  • делают мысль и позицию автора более законченными и понятными для читателя или говорящего;
  • дает оценочную характеристику на различные точки зрения, помогает более точно выразить мнение автора или собеседника;
  • преобразовывают речь и делают ее более привлекательной и красивой
  • вносят разнообразие в русский язык за счет новых связок, оборотов и комбинаций, позволяет более развернуто описывать действия.

Все это и многое другое делают средства выразительности для того, чтобы развивался наш язык. Самые распространенные 2 средства речевой выразительности – метафора и эпитет, которые часто путают между собой.

 

Виды речевой выразительности. Употребление в речи

Русский язык богат всевозможными тропами и словесными оборотами. На самом деле, средств выразительности речи намного больше, чем представлено теорией. Существует несколько групп средств выразительности:

  • лексические средства (синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы, диалектизмы, архаизмы, термины);
  • тропы (метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола);
  • фигуры речи и приемы (антитеза, анафора, градация, повтор, риторический вопрос, обращение, парцелляция, многосоюзие, инверсия, бессоюзие);
  • синтаксические средства речевой выразительности (однородные члены, неполные предложение, вводные слова и конструкции, вопросительные и восклицательные предложения).

Все они различаются между собой и несут особый смысл в такой единице языка как текст. Поэтому наша задача рассмотреть каждый из них на примерах и научиться распознавать их в художественном произведении.

 

Примеры средств речевой выразительности. Фрагменты из текстов

Наше желание ничтожно мало, меньше песчинки. Литота, художественное преуменьшение.

Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Оксюморон, соединение несовместимых вещей или понятий.

Лак на скрипке был красного цвета, словно кровь. Сравнение, сопоставление понятий.

Виды речевой выразительности

Познакомимся поближе с основными видами средств выразительности речи, а именно с тропами, поскольку они чаще всего попадаются в экзаменационных заданиях. Для этого разберем каждый по отдельности.

 

Тропы. Особенности употребления

С определением тропов мы уже познакомились. Теперь рассмотрим, какие средства выразительности речи они представляют:

1 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Эти виды выразительности речи помогают разнообразить ее и художественно преобразить. Определение тропов в тексте или предложение довольно не сложное занятие. Важно отличать их и знать особенности каждого вида.

 

Лексические средства. Содержание в предложении и тексте

Эти средства мы встречаем постоянно даже в повседневной жизни. С помощью синонимов мы описываем какие-то явления и предметы, а с помощью антонимов концентрируем внимание на отличиях. Но есть и некоторые нюансы, которые необходимо запомнить в каждой категории представленных лексических средств:

2 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Эти виды речевой выразительности встречаются повсеместно и нужно их «знать в лицо». Трудности могут возникнуть только с последней группой, но по аналогии можно догадаться принадлежность слов к конкретной группе.

 

Синтаксические средства выразительности       

В данной категории следует обращать внимание на синтаксическое устройство предложения. Желательно сделать его анализ и выявить, чем оно осложнено. Тогда можно будет определить и наличие синтаксических средств выразительности. Рассмотрим некоторые из них:

3 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Как можно заметить, в предложении эти средства речевой выразительности встречаются довольно часто.

 

Фигуры речи. Приемы средств выразительности

Существуют и фигуры выразительности речи, которые помогают заострить внимание читателя или слушателя на определенных значимых вещах и действиях. В таблице представлены все фигуры речи:

4 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Эти термины чаще всего попадаются в заданиях и их необходимо найти. Только зная теорию, можно верно определить фигуру речи.

Каждый из перечисленных видов средств речевой выразительности играет большую роль для художественной речи. С каждым разом она становится все богаче, что делает ее разнообразнее и шире в употреблении.

 

Как определить вид тропа

Определение средств выразительности поистине непростая задача. Очень легко запутаться во всевозможных определениях и особенностях. Разберем на примерах разных художественных текстов все способы определения тропов.

 

Средства выразительности и их определение. Алгоритм

Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:

  • внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
  • понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
  • проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
  • подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
  • внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.

Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.

 

Примеры определения средства выразительности. Художественный текст

Теперь рассмотрим, как делать данную работу на конкретном тексте. Необходимо наработать практические навыки выполнения подобного рода заданий, ведь потом их будет довольно просто различать между собой.

5 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Проанализируем каждое предложение:

  • 1 и 2 – присутствуют ряды однородных членов предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 3 – отсутствуют речевые средства;
  • 4 и 5 – восклицательные предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 6 – ряды однородных членов предложения;
  • 7 – отсутствуют тропы;
  • 8 – сравнение, относится к такому средству выразительности как троп.

Таким образом, необходимо анализировать каждое предложение представленного текста, чтобы не ошибиться в определении средства. Представленные таблицы помогут быстро и качественно выучить теорию по этому вопросу.

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»

В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.

 

Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания

Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.

Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа. Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1Когда она рассказывала о своей жизни, мне хотелось, чтобы все люди послушали её и узнали, как звучит голос доброты и мудрости.
2Сёстры нитки прядут, а мне надо воду таскать из колодца, за младшими детьми ходить.
3Работала много, а получаю мало…
4Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…
Ответить
4
Вопрос: 2
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1Все громко смаялись, лишь Славка сердито смотрел в окно, мысленно настраиваясь на борьбу.
2На перроне гуляло солнце.
3Кто-то натирал лыжи, кто-то прикреплял номер, кто-то разминался перед стартом.
4Он успокоился, взял лыжи и подошёл к девчонкам, которые стартовали на «тройке».
Ответить
2
Вопрос: 3
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1И вот под лёгкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем.
2Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием.
3Именно костёр на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта.
Ответить
2
Вопрос: 4
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке.
2Один раненый сфотографировал её для меня на память, и мы разъехались.
3И вдруг я узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос.
4По дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидел маму: она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старушкой.
Ответить
2
Вопрос: 5
Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1Сколько удали в этом взмётывании топора над головою, сколько силы в ударе!
2Пень показался мне ещё огромнее.
3Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетало его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц.
4И потом ещё почти весь день я трудился над огромными половинами.
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Когда она рассказывала о своей жизни, мне хотелось, чтобы все люди послушали её и узнали, как звучит голос доброты и мудрости. 2) Сёстры нитки прядут, а мне надо воду таскать из колодца, за младшими детьми ходить. 3) Работала много, а получаю мало… 4) Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…
2 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Все громко смаялись, лишь Славка сердито смотрел в окно, мысленно настраиваясь на борьбу. 2) На перроне гуляло солнце. 3) Кто-то натирал лыжи, кто-то прикреплял номер, кто-то разминался перед стартом. 4) Он успокоился, взял лыжи и подошёл к девчонкам, которые стартовали на «тройке».
3 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот под лёгкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем. 2) Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием. 3) Именно костёр на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта.
4 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке. 2) Один раненый сфотографировал её для меня на память, и мы разъехались. 3) И вдруг я узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос. 4) По дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидел маму: она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старушкой.
5 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Сколько удали в этом взмётывании топора над головою, сколько силы в ударе! 2) Пень показался мне ещё огромнее. 3) Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетало его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц. 4) И потом ещё почти весь день я трудился над огромными половинами.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…
2 вопрос: На перроне гуляло солнце.
3 вопрос: Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием.
4 вопрос: Один раненый сфотографировал её для меня на память, и мы разъехались.
5 вопрос: Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетало его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц.