Обществознание

Урок 6: Прогресс общества

Общественный прогресс

Окружающий человека мир не стоит на месте, все вокруг постоянно претерпевает изменения, в том числе и общество. Это можно заметить наглядно, если сравнить первобытнообщинное и современное информационное общество. Каждое тысячелетие, столетие и даже десятилетие не проходит бесследно для человечества, но как знать, происходят эти изменения к лучшему или к худшему? Одни ученые утверждают, что человечество постоянно эволюционирует, развивается, другие отмечают признаки его деградации. Какие существуют признаки общественного прогресса, каким видят ученые и мыслители развитие человеческой цивилизации – вы узнаете из данного урока.

Обложка урока взята с источника.


План урока:

Понятие общественного прогресса и регресса

Теории циклического развития общества

Теории линейного развития общества

 

Понятие общественного прогресса и регресса

1
Источник

Человеческая цивилизация не может надолго оставаться в неизменном виде, с ней постоянно происходят разнообразные социальные изменения. Эти изменения могут быть значительными и малозаметными, стихийными и специально смоделированными. Однако все эти виды изменений в обществе можно свести к двум основным направлениям: социальному прогрессу и регрессу.

Социальный прогресс – это поэтапные, постепенные преобразования в обществе, которые способствуют его развитию, эволюции, восхождению от более низких форм общественных отношений к более высоким. По мере общественного прогресса уменьшается зависимость человека от природной стихии, повышается жизненный уровень, благосостояние людей.

Пример. Благодаря изобретению машинного производства в обществе значительно уменьшилась потребность в тяжелом физическом труде, самые сложные операции стали выполнять машины. В связи с этим значительно снизилась стоимость выпускаемой продукции, так как на производство того или иного товара теперь требовалось намного меньше рабочих. Благодаря снижению стоимости выпускаемой продукции, люди массово стали покупать те товары, которые раньше считались предметами роскоши (например, автомобили).

Тем не менее, социальный прогресс понятие сложное, так как непросто распознать, что общество идет именно по пути самосовершенствования. Многочисленные ученые, философы, мыслители выделяют следующие критерии прогресса социума:

  • увеличение степени свободы человека;
  • овладение силами природы;
  • создание необходимых условий для всестороннего развития личности;
  • рост производительности труда, совершенствование техники, возникновение новых технологий;
  • распространение просвещения, информации среди большинства людей, проживающих в социуме;
  • утверждение в социуме принципов всеобщего равенства, справедливости;
  • ускорение экономического роста, увеличение благосостояния народонаселения.

В то же время, ученые отмечают противоречивость общественного прогресса, ведь по мере развития техники и технологий страдает экология, по мере увеличения материального комфорта люди забывают о духовной жизни, автоматизация производства приводит к увеличению производительности труда, но лишает рабочих мест сотни тысяч людей.

Противоположным положительному направлению общественных изменений является социальный регресс. Он характеризуется падением уровня материальной и духовной культуры общества, его деградацией и даже гибелью, нисхождением от более высоких форм общественных отношений к более низким. Общественный регресс может охватывать отдельные сферы жизни социума (экономику, культуру, политику), целые государства и даже цивилизации. Деградация общества может происходить очень медленно, в этом случае признаки регресса практически незаметны окружающим, а может осуществляться очень быстро, привнося в жизнь людей глобальные разрушения.

От чего зависит прогресс и регресс социума, обратимы ли эти процессы, способно ли общество бесконечно переживать циклы упадка и возрождения - над этими вопросами веками задумывались ученые, мыслители, философы. Благодаря их многовековым рассуждениям, сегодня существует несколько теорий (моделей) развития общества.

Теории циклического развития общества

2
Источник

Некоторые ученые уверены, что социальное развитие во многом не зависит от осознанных усилий людей. Они считают, что человеческая цивилизация, состоящая из отдельных обществ,постоянно проходит циклический путь развития – от ее зарождения до гибели. Таким образом, человечество живет по законам природы, также проживает этапы весны, лета, осени и зимы.

Древнегреческие мыслители, философы средневекового Китая, ученые Нового времени заложили основы для циклической теории развития общества. Согласно этой модели, социальные изменения происходят по единому для всех живых существ сценарию: рождение созревание  зрелость  старость болезни смерть.

В древнеиндийских священных учениях, Ведах, признается циклический путь развития цивилизации. Согласно этим священным текстам, человеческое общество постоянно проходит через четыре этапа своего развития:

  1. Сатья югу - безгрешную эпоху всеобщего благоденствия, счастья, добра и справедливости. На этом этапе зарождения общества, называемом также Золотым веком, нет войн и конфликтов, люди обладают отличным здоровьем, высокой продолжительностью жизни, прекрасной внешностью, строго следуют нормам морали и нравственности. Люди Золотого века живут в полной гармонии с природой, не нуждаются в результатах достижений научно-технического прогресса.
  2. Трета югу - эпоху, называемую Серебряным веком. На этом этапе возникают первые конфликты и войны, на одну треть сокращается добродетель, мораль и нравственность, уменьшается здоровье и продолжительность жизни людей. В эпоху Серебряного века также уменьшается память людей, из-за чего они начинают активно использовать письменность.
  3. Двапара югу - эру возникновения болезней, стихийных бедствий сокращения человеческой добродетели вполовину. В Двапара югу культура и цивилизация деградируют, вследствие чего значительно уменьшается продолжительность жизни человека, на смену всеобщего счастья приходят тревоги и беспокойства.
  4. Кали югу – так называемый, Железный век- эпоху высокого технического развития общества и его полного морального упадка. Отличительные признаки этой эпохи: широкое распространение в социуме эпидемий, полное разрушение института семьи и брака, частое возникновение природных катастроф, социальных конфликтов, войн. Постепенно, в эпоху Железного века, люди потеряют свой человеческий облик, будут без причины убивать друг друга, полностью деградируют.

Согласно этой модели развития общества, после окончательной деградации и исчезновения людей эпохи Кали, зарождается новая цивилизация Золотого века, и этот процесс повторяется до бесконечности.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель также придерживались теории циклического развития, однако они считали, что социальные изменения происходят несколько по другому сценарию. В период зарождения и становления человечества постепенно проявляются все признаки прогресса общества, однако, после того как оно доходит до наивысшей точки своего развития начинается процесс упадка, деградации.

Философ и ученый 19-начала 20 века А.Тойнби выдвинул свою модель циклического развития общества, согласно которой жизненные циклы проживает не все человечество одновременно, а лишь отдельные его общества, государства, народы. Такая модель получила название «Теория локальных цивилизаций». В соответствии с ней, в мировом обществе одновременно зарождаются и гибнут десятки цивилизаций, как сменяющие друг друга отдельные клетки единого организма.

Теории линейного развития общества

3
Источник

Наряду с циклической существует также линейная модель развития общества. Ученые ее разделяющие, считают, что все человечество и отдельные цивилизации проходят единый эволюционный путь, на котором человек непрерывно развивается, самосовершенствуется, прогрессирует. Этот путь состоит из отдельных этапов (исторических периодов), которые последовательно сменяют один другого.

О.Конт – ученый 18-19 века, основоположник линейной теории развития общества утверждал, что человечество эволюционирует благодаря увеличению количества знаний, совершенствованию разума, интеллекта. Конт выделял три стадии социального развития:

  • религиозную - в которой люди поклоняются сверхъествественным силам,строят свою жизнь на основе религиозных правил и предписаний, обрядов и культов;
  • метафизическую – в которой люди наблюдают за окружающим миром и пытаются объяснить его уже не с помощью религиозных учений, а с помощью рационального мышления;
  • позитивную – стадию торжества человеческого разума, открытия законов природы и использования их на благо социума.

Таким образом, концепция Огюста Конта утверждает науку в качестве главной движущей силы истории, эволюции социума.

Другой сторонник модели линейного развития - философ Герберт Спенсер, живший в 19-начале 20 века. Спенсер считал, что причиной эволюции социума является усложнение его структуры, которое возникает благодаря разделению труда. С разделением в обществе обязанностей, появляются новые профессии, должности, организации,возникает социальное неравенство. Общественное неравенство ускоряет общественный прогресс, разделяет некогда единое общество на отдельные классы, сословия, страты, социальные слои. Распределение и перераспределение власти в социуме способствует дальнейшей дифференциации людей по уровню доходов, престижа, образования.

Еще один сторонник линейной теории развития общества - ученый 19 века Л.Морган. Он утверждал, что все человечество проходит единый путь эволюции, заключающейся в постепенном движении от дикости к цивилизации. Основной движущей силой и причиной этого эволюционного процесса Морган считал технический прогресс, благодаря которому стало возможно улучшение материальных условий жизни социума.

Согласно теории Моргана, в первобытно-общинном строе люди пользовались примитивными орудиями труда и оружием, полностью зависели от сил природы, занимались преимущественно присваивающим хозяйством. Так как техническое оснащение людей было очень слабым, общественный прогресс затянулся на тысячелетия.

На следующем этапе своей эволюции – эпохе варварства – люди перешли к хозяйству производящему, освоили выплавку металлов, стали заниматься ремесленным производством. В период варварства люди стали изготавливать более совершенные орудия труда, что позволило ускорить темпы производства. Кроме того, человек научился изготавливать более качественные виды оружия, что привело к бесчисленной череде войн и раздоров, возникновению первых государств.

Завершающим этапом эволюции стала цивилизация - в период которой была изобретена письменность, создана система образования, стала возможна межпоколенная передача научных знаний и опыта.Научный прогресс непрерывно стимулирует развитие цивилизации, поэтому она не превращается в застывшую неподвижную систему, продолжает непрерывно развиваться

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Положительные изменения происходящие в обществе, поэтапное развитие социума называют:
1Социальной революцией
2Социальным регрессом
3Социальным прогрессом
Ответить
3
Вопрос: 2
Верно ли утверждение: «Важнейшими признаками общественного прогресса являются расширение прав и свобод человека, распространение просвещения, увеличение производительности труда»?
1Да
2Нет
Ответить
1
Вопрос: 3
Кто из перечисленных ученых, мыслителей придерживался циклической теории развития общества?
1Л.Морган
2О.Конт
3Аристотель
4Г.Спенсер
Ответить
3
Вопрос: 4
Кто из ученых не придерживался модели линейного общественного развития?
1А.Тойнби
2О.Конт
3Г.Спенсер
4Л.Морган
Ответить
1
Вопрос: 5
Кого можно считать основоположником линейной теории?
1А.Тойнби
2О.Конта
3Г.Спенсера
4Л.Моргана
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Положительные изменения происходящие в обществе, поэтапное развитие социума называют:
1) Социальной революцией 2) Социальным регрессом 3) Социальным прогрессом
2 вопрос:

Верно ли утверждение: «Важнейшими признаками общественного прогресса являются расширение прав и свобод человека, распространение просвещения, увеличение производительности труда»?
1) Да 2) Нет
3 вопрос:

Кто из перечисленных ученых, мыслителей придерживался циклической теории развития общества?
1) Л.Морган 2) О.Конт 3) Аристотель 4) Г.Спенсер
4 вопрос:

Кто из ученых не придерживался модели линейного общественного развития?
1) А.Тойнби 2) О.Конт 3) Г.Спенсер 4) Л.Морган
5 вопрос:

Кого можно считать основоположником линейной теории?
1) А.Тойнби 2) О.Конта 3) Г.Спенсера 4) Л.Моргана
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Социальным прогрессом
2 вопрос: Да
3 вопрос: Аристотель
4 вопрос: А.Тойнби
5 вопрос: Л.Моргана