Всеобщая история

Урок 6: Изобретения и техника

Изобретения и технические новинки индустриального общества

В 19 веке большинство стран Европы и США стали на путь модернизации – перехода от аграрного общества к индустриальному. На смену ручного труда пришел машинный, штучный выпуск продукции заменило массовое производство товаров. Облик городов и повседневная жизнь горожан преобразились. На улицах появились первые автомобили, трамваи на электрической тяге. Начинался век электричества, железных дорог и средств массовой коммуникации. Какие в 19 появились новые виды транспорта, средства связи, источники энергии – вы узнаете из этого урока.
 

План урока:

Новые виды транспорта

Новые средства связи

Эра электричества

 

Новые виды транспорта

19 век стал временем возникновения новых видов транспорта и путей сообщения: первых пароходов, автомобилей, паровозов, железных дорог, аэростатов, дирижаблей, трамваев. Транспорт потребовал строительства новых мостов и дорог, что преобразило вешний вид городов и сельскую местность.

1Exhibition of Russian railwa0

 

Железные дороги

В первую очередь, активно развивался грузовой транспорт, который был необходим для перевозки тяжелых грузов – строительных материалов, чугуна и железа, каменного угля, хлопка. После внедрения машин на производство, страны Западной Европы стали задумываться, каким образом транспортировать сырье и готовую продукцию в огромных количествах.


Эта потребность привела к возникновению железнодорожных путей, строительство первой железной дороги было завершено в Англии уже в 1825 году. Англия не зря стала первой страной, в которой построили железнодорожные пути, ведь в этом государстве впервые в истории возникли фабрики и заводы, человеческий труд заменили машины. В сотни и даже тысяч раз выросшие объемы производства требовали новых видов грузоперевозок.

Первую железную дорогу построил Джордж Стефенсон. Ему пришлось приложить много усилий, чтобы добиться разрешения на ее строительство у правительства. Дорога соединила английские города Стоктон и Дарлингтон, первым рейсом паровоз привез 12 вагонов угля и 610 пассажиров. Скорость была небольшой – всего 7,5 км в час, паровоз с легкостью могла обогнать любая лошадь. Со временем, ученый смог изобрести новые модели паровозов, скорость которых значительно превосходила его первое творение.

2Stockton Darlington Railway Brges
 

Это интересно!

Джордж Стефенсон - английский инженер-изобретатель, живший с 1781 по 1848 годы. Он изобрел первый в мире паровоз и построил железную дорогу в Англии, которая до настоящего времени все еще рабочая. С 30 лет строительство паровозов стало главным делом жизни Стефенсона. Он сконструировал более 16 моделей, однако первым паровозом Джорджа Стефенсона, пущенным по железнодорожным линиям - стал «Локомоушн». Затем Джордж построил «Ракету», паровоз, вдвое превосходивший скорость ««Локомоушна».Однако 16-19 км/ч все еще были слишком медленными для перевозки грузов и пассажиров.

Преимущества железных дорог люди оценили не сразу. Громкие звуки локомотивов и густые пары дыма пугали граждан городов и сельчан. Они боялись, что паровозный дым отравит весь воздух, что от него вымрут животные и птицы.

 
 

Морской транспорт

Вместе с паровозами появились пароходы – морские судна с паровым двигателем. Пароходы не зависели от движения ветра, превосходили по скорости обычные парусные суда. Первый пароход был спущен на воду во Франции в 1807 году, судно называлось «Клермонт». «Клермонт» передвигался за счет выделения пара единственным паровым котлом, в который подбрасывали дубовые и сосновые дрова. В первом рейсе парохода желающих прокатиться не нашлось, все боялись «огнедышащего дракона». Лишь на обратной дороге сесть на «Клермонт» решился один фермер, который стал первым в истории пассажиром парохода.

В 1819 году Атлантический океан пересек американский пароход «Саванна». Постройка судна обошлась его владельцам в 50 000 долларов! Каюты «Саванны» были украшены с особой роскошью, предназначались для перевозки богатых пассажиров. Однако не только пассажиров трудно было заманить на первый рейс, даже матросы не хотели наниматься в команду к капитану, называя «Саванну» презрительно - «паровой гроб».

3gdginal

 

Воздушный транспорт

С древности люди мечтали подняться в воздух. Первые летательные аппараты появились еще в средние века, но были абсолютно непригодны для использования. Лишь с 1783 года началась эпоха воздухоплавания, с поднятия в воздух первого в мире воздушного шара - аэростата. Французские изобретатели – братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье не решились сами сесть на борт, вместо этого посадили в шар несколько животных. Первые аэростаты были неуправляемые, их высота регулировалась исключительно сбросом балласта - мешков с песком.Для людей аэростаты были транспортом ненадежным - они быстро теряли высоту, сбивались с курса.

Более совершенным воздушными судами стали дирижабли - управляемые воздушные шары с мотором и сложной системой винтов. Появление дирижаблей связано с именем германского графа Фердинанда фон Цеппелина. Он построил первый в мире управляемый воздушный корабль с газонаполненным корпусом, прочным каркасом, эта машина могла развивать скорость до 125 км/ч. Фердинанд Цеппелин открыл компанию по производству дирижаблей, все они назывались в честь его имени «Цеппелинами». Самое крупное судно достигало длины 250 метров, вмещало на свой борт более 200 тонн груза.

 

Возникновение автомобилей

Настоящим прорывом в эволюции наземных видов транспорта - стало создание автомобиля. Первый автомобиль с паровым двигателем был изобретен в Америке в 1803 году Оливером Эвансом. Его конструкция мало напоминала современную машину, движение сопровождалось оглушительным шумом, скорость в несколько раз уступала скорости лошади. Вдобавок к этому слабые тормоза и сильная тряска делали поездку не просто не комфортной, а невыносимой.

Лишь в конце 19 века паровой двигатель для автомобиля заменили бензиновым. Немецкий инженер Карл Бенц создал первую такую машину в 1885 году. Автомобиль имел три колеса, внешне напоминал повозку, которая управлялась с помощью Т-образного руля. Скорость транспортного средства была довольно низкой- всего 13-14 км/ч. Однако автомобиль пользовался спросом, был запущен в промышленное производство.

4mediapreview

 

Революция в средствах связи

До 19 века единственной формой обмена информации между людьми была почта. Отправленные на дальние расстояния письма шли очень долго, ответа на некоторые из них приходилось ждать месяцы и даже годы. Но с появлением новых средств передачи данных люди получили возможность быстро обмениваться информацией, даже проживая в разных концах света.

 

Азбука Морзе

Великий французский физик Андре Ампер в 1820 году высказал предположение, что передавать информацию можно с помощью специальных телеграфных сигналов, основанных на использовании системы электросвязи. Идею Ампера в 1844 году воплотил в жизнь Самуэль Морзе, создавший телеграф и собственную систему кодировки – Азбуку Морзе.

Первая в мире телеграфная линия была проведена между Вашингтоном и Балтимором. Первое сообщение телеграфа было продиктовано самим изобретателем: «Чудны дела Твои, Господи». Благодаря своему аппарату американский ученый Самуэль Морзе быстро обрел славу и богатство. Радиограммы Морзе приходили в течение суток, в то время как отправка письма могла занимать недели, месяцы и даже годы.

 
 

Изобретение радио

В 1895 годуученые, проживающие на разных континентах – Александр Попов и Гульермо Маркони одновременно создали первое радио. Радио стало первым прибором беспроводной передачи информации, которая достигала слушателей посредством радиоволн. Российский изобретатель радио Попов создавал свой прибор исключительно для военно-морских целей, поэтому не спешил с оформлением патента[1] на свое творение. Итальянский изобретатель радио Маркони подал заявку на получение патента в 1896 году, однако получил документ, закрепляющий его авторство лишь в 1897 году. До сих пор между историками и учеными ведутся споры - кто изобрел радио Попов или Маркони, однако независимо от авторства изобретения, оно произвело революцию в средствах связи. Теперь передавать информацию можно было в самые отдаленные уголки мира, отсутствие проводов позволило включить в информационный поток парусные суда, пароходы, поезда и самолеты.

5hdh0705

 

Возникновение телефонной связи

В 1876 году в головы двух американских ученых одновременно пришла идея о создании телефонного аппарата. В один и тот же день Элаиш Грей и Александр Белл обнародовали описание новых удивительно похожих между собой приборов. Александр Белл опередил Элаиша Грея всего на два часа, из-за чего именно Беллу присвоили первенство в создании телефона.

Первый телефон стали называть «говорящим телеграфом». Вместо звонка он издавал свист. Устройство работало на расстоянии не более 200 метров, сильно искажало голос говорящих. Спустя год Белл усовершенствовал свой аппарат, а в 1878 году российский изобретатель Махальский сконструировал угольный микрофон для телефона. Усовершенствованный телефон Александра Белла прославил ученого и сделал его одним из самых богатых изобретателей в истории.

Изобретение телеграфа, радио и телефона произвели информационную революцию в обществе. Теперь люди, жившие на разных континентах, могли свободно общаться друг с другом.

 

Эра электричества

В последней трети 19 века жизнь людей преобразилась благодаря еще одному важнейшему изобретению – электрическому освещению. Свойства электричества были изучены учеными: Алессандро Вольтом, Андре-Мари Ампером, Майклом Фарадеем, Георгом Симоном Омом, Джеймсом Прескоттом Джоулем. Однако эра электричества началась с изобретением в 1875 году русского ученого Павла Николаевича Яблочкова электродуговой лампы. Через несколько лет электрические фонари были установлены в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах Российской империи. Однако электродуговые лампы быстро сгорали, были не практичны. Поэтому, на улицах городов все еще преобладали газовые фонари.

Американский ученый Томас Эдисон вдохновился идеей Яблочкова, занялся усовершенствованием электрической лампы. В 1879 году он изобрел лампу накаливания, которая отличалась ярким ровным светом, продолжительным сроком службы - до 40 часов. Лампочка Томаса Эдисона представляла собой стеклянную колбу, из которой выкачали весь воздух для создания вакуума. Внутри нее располагался тонкий угольный стержень. Лампа имела патрон, винтовой цоколь, соединявшийся медными контактами.

68Tx8GpaTp
 

В течение двух лет изобретатель Томас Эдисон работал над усовершенствованием своего творения и довел срок службы лампочки до 1200 часов.Лампочка Томаса Эдисона была пущена в массовое производство, а ее создателя стали называть «королем электричества». В 1882 году в Нью-Йорке была построена первая электростанция, которая вырабатывала энергию на 2,5 квадратных километра.

Первоначально электрические лампочки использовали для освещения улиц больших городов, магазинов, театров. И только в конце 19-начале 20 века электричество было проведено в дома и квартиры. Теперь люди могли отказаться от газовых светильников и свеч, заниматься чтением, вышиванием и другой работой в любое время суток.

 

Словарь

1. Патент - специальный, юридически заверенный документ, утверждающий право ученого на его изобретение, защищающий его авторские права.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Кто построил первую в мире железную дорогу?
1Томас Эдисон
2Самуэль Морзе
3Жозеф Мишель
4Джордж Стефенсон
Ответить
4
Вопрос: 2
Кто из ученых изобрел дирижабль?
1Гульермо Маркони
2братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье
3Фердинанд фон Цеппелин
Ответить
3
Вопрос: 3
Верно ли утверждение: «Первую в мире электрическую лампочку сконструировал американский изобретатель Томас Эдисон» ?
1Да
2Нет
Ответить
2
Вопрос: 4
Какой тип двигателя был у первого в мире автомобиля?
1Паровой
2Бензиновый
Ответить
1
Вопрос: 5
Радио одновременно изобрели ученые:
1Элаиш Грей и Александр Белл
2Александр Попов и Гульермо Маркони
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Кто построил первую в мире железную дорогу?
1) Томас Эдисон 2) Самуэль Морзе 3) Жозеф Мишель 4) Джордж Стефенсон
2 вопрос:

Кто из ученых изобрел дирижабль?
1) Гульермо Маркони 2) братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье 3) Фердинанд фон Цеппелин
3 вопрос:

Верно ли утверждение: «Первую в мире электрическую лампочку сконструировал американский изобретатель Томас Эдисон» ?
1) Да 2) Нет
4 вопрос:

Какой тип двигателя был у первого в мире автомобиля?
1) Паровой 2) Бензиновый
5 вопрос:

Радио одновременно изобрели ученые:
1) Элаиш Грей и Александр Белл 2) Александр Попов и Гульермо Маркони
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Джордж Стефенсон
2 вопрос: Фердинанд фон Цеппелин
3 вопрос: Нет
4 вопрос: Паровой
5 вопрос: Александр Попов и Гульермо Маркони