Литература

Урок 6: Александр Блок

Творческий путь А. Блока

В работе рассматривается творческая биография Блока. Для понимания творчества поэта проанализированы следующие стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе», «О, я хочу безумно жить…», «Русь», «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), поэма «Двенадцать».

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Основные темы поэзии, определение символизма как модернистского течения в литературе

Этапы жизненного и творческого пути

Цикл «Стихи о прекрасной Даме». «Незнакомка». Мечта и реальность Стихи о России – связь судьбы Блока с судьбой Родины

Поэма «Двенадцать» - первое произведение о революции

Заключение. Значение поэзии Блока

 

Основные темы поэзии, определение символизма как модернистского течения в литературе

На рубеже XIX-XX веков появляется поэзия, названная модернистской[1], отличающаяся от прежней, реалистической, поисками иных путей выражения мыслей и чувств. Это было время расцвета творческой мысли, новых идей, необычных форм и приемов, названное в истории русской литературы Серебряным веком, одним из направлений которого был символизм[2].

Определение «символ» пришло из древнегреческой культуры. Такое слово или словосочетание не воспринимается в его прямом значении, ему придается иной смысл, создающий новый образ.

Но у символистов это понятие использовалось не просто как литературный прием. Глубокое осмысление понятия символа принадлежит русскому религиозному философу В.Соловьеву, который вернул в русскую литературу вкус к мистическим размышлениям и подтексту. Эта культура искала пути осмысления реалий окружающего мира, стремясь увидеть скрытое от человеческого взгляда, передать смысл посредством символов, которые бесконечны и многолики, их порой сложно истолковать, можно лишь догадаться об их сути. Символ должен был служить эстетическим[3] проводником между земным и потусторонним миром. Один из символистов, Д.Мережковский, так определил это явление: «Смысл мерцает сквозь красоту символа».

Зарождение течения символизма в России началось еще в 90-е годы XIX в., и его родоначальником считают В.Брюсова. К наиболее известным символистам относится Блок. Все созданные стихотворения поэт объединил в сборники, вошедшие в циклы трех книг, которые назвал «трилогией вочеловечивания». В них прослеживается история развития его лирического героя от романтического рыцаря до гражданина, разделившего судьбу России с потрясениями начала ХХ века. В каждой книге свои преобладающие мотивы и доминирующие образы в поэзии. В первой отражены внутренние переживания лирического героя и его поклонение одухотворенному образу Прекрасной Дамы, утверждение красоты бытия и ожидание откровения. Во второй передано противоположное мироощущение: смятение, поиски жизненного пути, отсутствие понимания мира, основные образы – стихия, город, смута. В третьей преобладают размышления о судьбе России, о своем месте в «страшном мире», ощущение безысходности.

Этапы жизненного и творческого пути

Александр Блок родился 28 ноября 1880 г. Отец – профессор Варшавского университета, мать – литератор и переводчица. Но родители рано расстаются, и детство Саши проходит в интеллигентной и очень образованной семье деда по материнской линии, ректора Санкт-Петербургского университета, биолога А.Бекетова. Лето семья проводила в имении Шахматово, где начались первые творческие опыты. С пятилетнего возраста мальчик пишет стихи, выпускает журнал для домашних. В Шахматово знакомится с живущей по соседству Любовью Менделеевой, дочерью знаменитого химика, ставшей впоследствии его женой. После окончания гимназии поступает на юридический факультет Петербургского университета, но осознав свое призвание, переводится на историко-филологический.Еще студентом, увлеченный загадочными образами, вековыми тайнами и магией слова, занимаясь фольклорными исследованиями, написал работу «Поэзия русских заговоров и заклинаний». В эти годы увлекается театром, изучает актерское мастерство на курсах сценического искусства.

В 1903 году венчается с Любовью Менделеевой, ставшей для него женой, музой и другом на всю жизнь, хотя их семейная жизнь не была простой и безоблачной. У каждого были увлечения и романы, но духовная связь между ними никогда не прерывалась. Сохранилось более 2500 писем, написанных Любови Дмитриевне. Ей он посвятил сборник «Стихи о Прекрасной Даме», который принес популярность в поэтических кругах. Увлеченный философией Соловьева, примыкает к символистам и знакомится с Брюсовым, Мережковским, Гиппиус и другими литераторами-модернистами. Его ранняя поэзия пронизана мотивами любовных переживаний и красоты природы, выраженных многогранными таинственными символами. Современниками было признано бесспорное первенство Блока в поэтическом мире. В 1909 г., потрясенный смертью усыновленного ребенка и отца, уезжает с женой путешествовать в Европу. Итогом впечатлений стал цикл «Итальянские стихи», после издания которого его приняли в члены «Академии стиха».

6b703bbcc0135948b673f5e78274ea6e
Источник

Постепенно поэзия Блока выходит за рамки абсолютного символизма, доступного только эстетам и интеллектуалам. Появляются мотивы социальные, выраженные в образах стихии, мрачного города. Как поэт, он не мог оставаться равнодушным к событиям, в которые была вовлечена Россия: Русско-японская война и гибель русского флота, «кровавое воскресение», первая русская революция, стачки рабочих, народные протесты, теракты против государственных должностных лиц, Первая мировая война. Блок не только пишет стихи, но и обращается к остросоциальной публицистике, выступает с докладами и лекциями.

В 1916 г. поэт мобилизован на фронт и служит в инженерно-строительных войсках, занимаясь оборонительными сооружениями. В это время он не напишет ни строчки, отдавая всего себя службе. В марте 1917 года, после отречения Николая II, возвращается в Петербург, его привлекают к работе Чрезвычайной комиссии Временного правительства, ведущей следствие над бывшими высокопоставленными сановниками Российской империи. Его талант используется правительством для редактирования протоколов допросов. В письме к матери он писал, что, хотя есть среди подследственных люди, достойные уважения, но в большинстве своем это «страшная шваль», а самодержавие назовет «помойкой». Впоследствии напишет работу «Последние дни императорской власти», основанную на документальных материалах следствия.

Октябрьскую революцию принял с воодушевлением, от эмиграции отказался, не представляя жизнь вне Родины. Он верил, что стране нужно обновление, необходимо разрушить закостенелые и прогнившие устои общества. Любимое Шахматово было разграблено, сожжено самое дорогое – библиотека. Но он принимает и это как неизбежное, говоря, что у поэта не должно быть ничего.Революция была для него не каким-то большевистским событием, а стихией, разрушающей старое для создания нового. Прозрение придет позже, когда Блок поймет, что зарождающийся новый мир становится еще хуже бывшего «страшного» мира. В попытке осознать происходящее он пишет в январе 1918 г. поэму «Двенадцать», непонятую и непринятую читателями и критикой. От него отвернутся даже самые близкие друзья, посчитав отступником. Блок пытается работать в различных литературных организациях и выступать. Но разочарование и нищенский быт провоцируют физическое недомогание. Он жалуется, что больше не чувствует красоты, вера его иссякла, звучавшая в душе музыка исчезла. Любовь Дмитриевна пыталась увезти мужа на лечение за границу, но долгожданное разрешение на выезд было получено накануне смерти 7 августа 1921 г. Умирая, Блок сказал: «Россия съела меня, как глупая чушка своего поросенка».

Уход Блока стал для всех кончиной Серебряного века. Некоторые литераторы эмигрировали, многих арестовали или расправились с ними физически, кого-то вытеснили из новой жизни за ненужностью, довели до самоубийства.

 

Цикл «Стихи о прекрасной Даме». «Незнакомка». Мечта и реальность

Этот цикл из 129 стихотворений, вошедший в первый том, создавался с 1898 по 1904 г. Все стихи связаны общим лирическим сюжетом, события перекликаются, переходят из одного стихотворения в другое. Название навевает ассоциации с эпохой средневекового рыцарства, временем возвышенных чувств, культа дамы сердца и верного служения ей. У лирической героини много имен, она не только Прекрасная Дама, но и Святая, Мадонна, Заря, Милая, Хранительница Дева... Этот возвышенный образ, существующий в ином, высшем, неземном мире берет истоки в мистической поэзии В.Соловьева, писавшем о Вечной Женственности, Софии, божественном начале, имеющим женскую природу.Это неземное создание должно своей красотой и мудростью изменить жизнь на земле, сделать ее гармоничнее и счастливее.

В образе Прекрасной Дамы - вера в то что, благодаря высшей любви человечество преобразится, сумеет побороть реалии«страшного мира». Это сложный и неоднозначный образ: реальное воплощение женщины или мечта, греза, божество, недоступный идеал?

Понять это поможет разбор системы образов стихотворения«Вхожу я в темные храмы», написанного в 1902 г., после свидания с будущей женой в Исаакиевском соборе. Действующие лица выражены местоимениями первого, второго и третьего лица, написанных с большой буквы: Я, Она, Ты. Этот «любовный» треугольник показывает восприятие лирическим героем его возлюбленной. Она для него предстает в облике, который видится среди мерцания красных лампад в бегущих тенях по карнизам купола храма, и представляется в этих отблесках как улыбка, сон или сказка. Он верит, что черты Милой есть в земной женщине, которая служит источником вдохновения, видит ее душу через призму божественного начала.

Его взгляд прежде всего устремлен ввысь, оттуда обращен к реальному человеку.

triangle

Все переплетается: земное и божественное, реальное и мистическое.

Постепенно в стихотворениях меняется восприятие образа, появляются сомнения, сможет ли мечта реализоваться в земном мире, не обман ли это, призрак, мистический туман, созданный воображением поэта.Не погибнет ли идеал, воплотившись в земную оболочку, которая пропитана злом, пошлостью.Так заканчивается внутренний сюжет сборника.

В первом томе нашли отражение не только любовные и мистические мотивы, но и социальные. В стихах цикла «Распутья» появляется образ города, как воплощение земного зла, мрачного, населенного темными людьми с безнадежными лицами. В финале сборника абсолютное доминирование чувства разочарования и отчаяния, ощущение тупика, невозможности чуда.

Первый том завершается стихотворением «Фабрика», написанном в 1903 г. Краткое повествование построено на контрасте двух миров: нищих рабочих, безвольно гнущих свои «измученные спины», и хозяев, наживающихся за счет дармового труда. Символически контрастируют два цвета: черный олицетворяет мрак, безысходность жизни работяг, «жолтый» (слово «жолтый» умышленно искажен Блоком) – золото, сытость, тепло жизни фабрикантов, смеющихся, что «этих нищих провели».

Во втором томе развивается городская тема, все чаще встречаются мотивы обмана, холода, призраков. В стихотворении «Ты смотришь в очи ясным зорям» город противопоставлен душе человека своей апокалиптической[4] реальностью: суетой, фабричными гудками, туманом, мглой, где «ресторан, как храмы светел, и храм открыт, как ресторан».

«Незнакомка» (1906 г.) - своеобразный спор автора «Стихов о Прекрасной Даме» с самим собой. Героиню окружает пошлая действительность, «скука загородных дач», ею восхищаются в захолустном ресторанчике вместо храма, она сама весьма далека от прежнего идеала.

123

*Истина в вине

Композиционно выделяются две контрастные части. В первой – очерк пыльной петербургской окраины весенним душным вечером, где слышатся крики пьяных, визг женщин, плач детей. В ресторане одинокий лирический герой видит в собственном отражении в стакане единственного друга. Во второй части, с появлением Незнакомки, окружающее для героя становится не совсем реальным. Опьянение его иное, чем у пьяниц за соседними столиками, это вдохновение, его сокровище в душе, способное преобразить мир. Среди пошлости обстановки ему грезится прекрасный и таинственный облик женщины. Она молода и красива. Ее внутренний мир представлен рядом символов: туманы, «очи синие», цветущие «на дальнем берегу», во взгляде - «очарованная даль». Синий цвет символизирует звездное, недостижимое, связанное с небесным, «даль», «берег» - будущее, мечту;«туманы» – загадочность. В душе героя живет высокий идеал, но может ли существовать любовь и красота в «страшном мире»? Внезапное отрезвление возвращает к обыденности, в которой забыться возможно лишь вином.

Третий том начинается циклом «Страшный мир» со стихотворения «К музе», в котором меняется отношение к творчеству. То, что раньше было наслаждением и чудом, становится мучением и адом. В страшном мире утрачены идеал и воля к жизни, постоянно встречается символическая фигура круга, выражающая бессмысленную бесконечность. Одним из стихотворений с закольцованной композицией стало «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанное в 1912 г., и которое можно отнести к философской лирике. Жизнь видится как замкнутый круг, в котором тьма, холод, отсутствие движения, развития. Свет- символ надежды, но он бессмысленный и тусклый. И через четверть века в жизни ничего не изменится, и после смерти, ибо «исхода нет».

Кольцевая композиция и в стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе» из цикла «Возмездие», которое написано в 1908 г. и посвящено жене. Это лирический монолог, обращенный к любимой, образ которой прорисовывается сквозь воспоминания, навеянные ее «сияющим» лицом на портрете: венчание, молодость, ее уход, после которого теряется смысл жизни, дни его страданий, истерзанные страстью и вином. Символичен синий плащ, в который завернулась, спряталась героиня, унося с собой свою тайну. Хотя последняя строфа созвучна первой, герой находит в себе силы убрать портрет, чтобы забыть и отпустить милую, нежную, но гордую возлюбленную.

Стихотворение из цикла «Ямбы» «О, я хочу безумно жить..», написанное в 1914 г., считается выражением философского взгляда на творчество. Преодолев творческий период пессимизма и безысходности, поэт верит, что необходимо «сущее – увековечить», «безличное - очеловечить», «несбывшееся – воплотить», выбраться из тяжелого «жизненного сна» и следовать своему предназначению. Это послание и напутствие юношеству.

Стихотворение «В ресторане» 1910 г. созвучно Незнакомке образами, местом действия, конфликтом, построено на противопоставлении пошлого буржуазного мира и вечного, прекрасного мира чувств. Лирический герой одинок среди переполненного зала в ресторане. Красивой даме, ужинающей с поклонником, посылает черную розу в бокале шампанского. Этот знак поклонения, как вызов обывательскому этикету. Но героиня поняла его порыв и бросает, отражаясь в зеркале, завлекающие взгляды, обнажая свою продажную сущность. Оттого в финале звучит визгливая цыганская песня о любви. Образ Прекрасной Дамы нивелировался[5], и лирический герой уже не рыцарь, а скорее соблазнитель.

 

Стихи о России – связь судьбы Блока с судьбой Родины

Главный цикл третьей книги - «Родина». Николай Гумилев писал: «Перед Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешимыми загадками: Россия и собственная душа». Блок считал, что России суждена мессианская роль духовного спасения мира.

В стихотворении «Русь» (1906 г). лирический герой, погружаясь в сон, видит волшебные и мистические действа[6], из которых складывается образ России, окутанный вековыми тайнами и преданиями старины, воплотившей в себе и грех, и святость. Ему снится водоворот ночных хороводов разноликих народов, колдуны, «ведуны с ворожеями», ведьмы с чертями. В этой дремоте он узнает нищету бескрайних просторов необычайной страны, представляющейся в лохмотьях, но не запятнавшей «первоначальной чистоты» и почивающей в своих тайнах.

В пророческом стихотворении«Россия» (1908 г.) – Блоку его страна в начале XX в. видится все такой же, как и в «годы золотые»: расхлябанные колеи дорог, в которых вязнут колеса убогой повозки, серые избы. Россия представлена в образе обманутой женщины с разбойной красой и прекрасными чертами, в узорном платке до бровей, от слез которой реки становятся все шумней.Нищая, она не жалости достойна, ибо все вынесет, не пропадет и не сгинет.

В цикле «На поле Куликовом» (1908 г.) отразились размышления о прошлом и будущем Родины. Куликовская битва была победой не столько военной, сколько моральной, победой национального самосознания. Для Блока это сражение стало символическим событием в истории России, которому суждено возвращаться. Борьба за национальную независимость будет для России «вечным боем».

Само сражение не описано, только стремительное движение к полю боя и ночь перед сражением, важно состояние воина накануне решающей схватки, готового умереть за святое дело. Образ Богородицы ощутим в криках лебедей, в струящихся лучах рассвета, в блеснувшем отражении волны на мече, на кольчуге и щите. Последние строки обращены к каждому, чье сердце не может жить покоем.

 

Поэма «Двенадцать» - первое произведение о революции

Закатная поэма Блока - самое спорное его произведение.Мотивы гибели мира буржуазной цивилизации, который он называл «страшным миром» постоянно звучали в творчестве. Поэт осознавал, что нужны перемены. Марина Цветаева писала, что демон революции вселился в Блока.

В поэме, написанной в январе 1918 г., отразился революционный хаос. С первых строк выделяется контрастность изображаемого, как столкновение старого и нового. Символика в названии: двенадцать – число бойцов революционного патруля, количество апостолов, месяцев в годовом цикле, время полудня и полночи, символ рубежа. В остальном символика поэмы проста, а интонации и ритмика очень сложны: перемешаны завывание вьюги, гул ветра, говор улицы, площадная брань, уголовные словечки, слова молитвы за упокой, революционный марш, солдатские песни, прибаутки. Блок создал звуковой образ музыки поэмы, который Мандельштам назовет монументальной частушкой. Сцены петербургских улиц на фоне стихии революции изображены как осколки бытия, которые сложно воспринимать целостно, вереницы прохожих создают образ многоликой толпы. Старушка, убивающаяся по тряпке, но котором написан непонятный лозунг, потому что из огромного лоскута можно наделать портянок для разутых ребятишек. Буржуй, прячущий нос в воротник, длинноволосый писатель, шипящий о гибели России, невеселый толстопузый поп, плачущая барыня в каракулевой шубе, проститутки из публичного дома, обсудившие на общем собрании цены на свои услуги. Это персонажи старого мира в новых, никому не понятных реалиях. Люди нового мира – патруль красногвардейцев, охраняющих порядок на улицах, но похожих на бандитскую шайку, готовых пальнуть в кондовую, избяную Святую Русь. Центральное событие поэмы - убийство разбитной[7] уличной девки Катьки из-за ревности и мести бывшим возлюбленным Петькой, который служит теперь в патруле. В образе героини – окончательное разочарование в прекрасном идеале. Красота уничтожена, любовь убита, вера утрачена. Убийство уже не грех, а привычное дело. Пригорюнившегося Петруху не только утешают, но и подбадривают товарищи, которым еще предстоит уничтожить всех врагов революции.

Образ Иисуса Христа до сих пор воспринимается неоднозначно. Сам Блок писал, что «страшная мысль этих дней не в том, что красноармейцы недостойны Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что с ними должен идти другой», видимо, антихрист. Революционная стихия обладает очистительной силой, но создание новых ценностей привело не только к отрицанию старых, но и утрате вечных, христианских.

Многие современники воспринимали поэму как революционную агитку[8] или политический памфлет[9]. Но Блок хотел, чтобы понимали его поэму вне политики, а как произведение о крушении исторической эпохи.

 

Заключение. Значение поэзии Блока

Блок был поэтическим кумиром рубежа веков, его перу принадлежит множество творческих открытий. Ахматова назовет поэта трагическим тенором[10] эпохи, потому что его поэзия необычайно музыкальна. Творческое наследие насчитывает более 800 стихотворений, 70 статей, несколько драматических произведений, поражающих многообразием тем и образов, направлений и стилей.

 

Словарь

1. Модернизм – направление, характеризующееся поисками новых стилей, радикальный пересмотром существующих ранее литературных норм.

2. Символизм – одно из литературных течений, которому присуще использование символики, недосказанность, таинственность.

3. Эстет – ценитель изящного, утонченно прекрасного.

4. Апокалиптический – гибельный, катастрофический, похожий на конец света.

5. Нивелировать – принижать нечто высокое, ценное.

6. Действо – в старину так называли церковные служения, имеющие театрализованный характер.

7. Разбитная – развязная, бойкая.

8. Агитка – произведение агитационного характера.

9. Памфлет – литературное произведение обличительной направленности с политическим содержанием.

10. Тенор – певец, обладающий высоким голосом.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Александра Блока:
11880 - 1921 гг.
21895 - 1925 гг.
31893 - 1930 гг.
Ответить
1
Вопрос: 2
К какому направлению относится раннее творчество Блока:
1Акмеизм
2Символизм
3Футуризм
Ответить
2
Вопрос: 3
К какому циклу относится стихотворение "Вхожу я в темные храмы"
1"Стихи о прекрасной даме"
2"Страшный мир"
3"Родина"
Ответить
1
Вопрос: 4
К какому циклу относится стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека":
1"Возмездие"
2"Распутья"
3"Страшный мир"
Ответить
3
Вопрос: 5
Из какого стихотворения взяты следующие строчки:

"И странной близость закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль."

1"О подвигах, о доблестях, о славе..."
2"Незнакомка"
3"О, я хочу безумно жить.."
Ответить
2
Вопрос: 6
Какая тема раскрывается в стихотворении "Фабрика":
1Тема одиночества
2Тема социального неравенства
3Тема Родины
Ответить
2
Вопрос: 7
К какому жанру можно отнести произведение "Двенадцать"
1Стихотворение
2Драма
3Поэма
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Александра Блока:
1) 1880 - 1921 гг. 2) 1895 - 1925 гг. 3) 1893 - 1930 гг.
2 вопрос:

К какому направлению относится раннее творчество Блока:
1) Акмеизм 2) Символизм 3) Футуризм
3 вопрос:

К какому циклу относится стихотворение "Вхожу я в темные храмы"
1) "Стихи о прекрасной даме" 2) "Страшный мир" 3) "Родина"
4 вопрос:

К какому циклу относится стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека":
1) "Возмездие" 2) "Распутья" 3) "Страшный мир"
5 вопрос:

Из какого стихотворения взяты следующие строчки:

"И странной близость закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль."


1) "О подвигах, о доблестях, о славе..." 2) "Незнакомка" 3) "О, я хочу безумно жить.."
6 вопрос:

Какая тема раскрывается в стихотворении "Фабрика":
1) Тема одиночества 2) Тема социального неравенства 3) Тема Родины
7 вопрос:

К какому жанру можно отнести произведение "Двенадцать"
1) Стихотворение 2) Драма 3) Поэма
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1880 - 1921 гг.
2 вопрос: Символизм
3 вопрос: "Стихи о прекрасной даме"
4 вопрос: "Страшный мир"
5 вопрос: "Незнакомка"
6 вопрос: Тема социального неравенства
7 вопрос: Поэма
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти