Литература

Урок 5: Станционный смотритель

А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

В данном уроке рассказывается о первом прозаическом опыте Александра Сергеевича Пушкина, отразившемся в цикле «Повести Белкина», дается анализ повести «Станционный смотритель».
 

План урока:

История написания «Повестей Белкина»

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

Образ рассказчика

Образ Самсона Вырина

Значение повести в истории литературы

 

История написания «Повестей Белкина»

Первые прозаические произведения А. Пушкина

Осенью 1830г. Пушкин находился в Нижегородском имении отца Болдино, куда ему пришлось поехать по наследственным делам. Из-за эпидемии холеры и санитарного карантина он вынужден был задержаться там почти на три месяца. Это время стало для Пушкина плодотворным периодом, он увлеченно и много писал. Помимо множества других замечательных произведений, в Болдино Пушкин написал пять повестей, объединенных под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Написав повести, Пушкин решил прибегнуть к литературной мистификации[1]. Он приписал авторство выдуманному человеку – Ивану Петровичу Белкину, сам выступил в роли издателя. Пушкин в предисловии от имени издателя представил жизнеописание Белкина. Иван Петрович был сыном секунд-майора, воспитан деревенским дьячком. Отслужив в егерском полку, он подал в отставку, уехал в родительское имение, которым неважно управлял. Иван Петрович представлен как человек непримечательной внешности, скромный, честный, заурядный, «умеренный в излишествах». Скончался 29 лет от роду от простудной лихорадки. Простодушный дворянин был любителем всевозможных историй, оттого имел склонность к сочинительству. Но истории, который попали к издателю, были записаны Белкиным со слов других людей.

Кажущиеся простоватыми повести по строению непросты и интересны. Представлены они от имени нескольких рассказчиков: ироничного издателя, писателя Белкина, и тех, кто рассказывал эти истории Ивану Петровичу. Создается впечатление, что сюжеты этих историй не придуманы одним человеком, а взяты из реальной жизни разных людей. Пушкин в изложении событий в «Повестях Белкина» нарушил привычные литературные и романтические штампы, показал, что жизнь часто бывает непредсказуема и интереснее любых фантазий. Эта идея объединяет сюжеты всех повестей.

«Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора в 1831 г. Повторно были изданы в 1834 г. в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным». При публикации Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом. Первой в сборнике стала повесть «Выстрел», написанная 14 октября. Второй повестью – «Метель», написанная последней 20 октября. Следующая повесть «Гробовщик» была написана первой 9 сентября. Далее следовал «Станционный смотритель», который написан 14 сентября. Последней стала повесть «Барышня-крестьянка», написанная 20 сентября.Созданы повести с использованием характерных черт различных литературных направлений. «Выстрел» напоминает романтическое произведение, «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель», «Метель» можно отчасти отнести к сентиментализму, «Гробовщик» содержит черты готической мистической прозы.

9 сентября, на пятый день своего вынужденного деревенского заточения, Пушкин в конце рукописи оконченной повести «Гробовщик» набросал план незатейливого сюжета новой повести «Станционный смотритель», которую завершил 14 сентября. Эта повесть отлична от других повестей по духу, ее история трагична.

smotritel i rasskazchik
Смотритель и рассказчик 

 

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

История Дуни и Минского. Характеристика героев

Начинается повествование рассуждениями путешествующего чиновника о неблагодарной службе смотрителей на почтовых станциях, их униженном и притесненном положении. Уставшие путники бранят смотрителей, которых от господских тумаков и нагаек спасает лишь низший чин четырнадцатого класса[2]. Рассказчик по долгу службы двадцать лет провел в разъездах, знавал многих смотрителей, любил беседовать с ними.

Далее следует рассказ путника о Самсоне Вырине. Рассказчик в 1816 г., попав под дождь, решил обсохнуть и передохнуть на почтовой станции. Смотритель позвал дочь, чтобы та приготовила чай. Четырнадцатилетняя девушка своей красотой очаровала постояльца. Ожидая чай, повествователь стал рассматривать «смиренное» жилище и настенные картинки. Смотритель, бодрого и свежего вида, и его дочь составили ему компанию в чаепитии. Девушка по просьбе рассказчика при расставании разрешила себя поцеловать.

vyrin i dunya
Вырин и Дуня 

Через несколько лет рассказчик снова оказался на станции. Он заметил, что смотритель быстро состарился, жилье его обветшало, во всем ощущалось запустение. На расспросы смотритель сначала избегал ответов, после рассказчик услышал откровенный монолог старика о судьбе Дуни.С грустью вспоминал он дочь, которая была когда-то его утешением и радостью. Однажды их жизнь внезапно переменилась. Тремя годами ранее заехавший офицер стал срочно требовать лошадей и грозить нагайкой[3]. Дуне удалось успокоить гусара, предложив ужин. Он согласился подождать и перекусить. Но когда появилась возможность ехать дальше, молодой человек внезапно себя плохо почувствовал. Позвали доктора, тот посоветовал покой заболевшему, с которым вместе пообедал и выпил вина. Вскоре «больной», за которым ухаживала Дуня, стал выздоравливать. Когда собрался уезжать, предложил подвезти Дуню на воскресную службу к церкви. Домой Дуня не возвратилась. Смотритель искал ее в церкви, но не нашел. Отвозивший гусара ямщик рассказал, что Дуня всю дорогу плакала, но со следующей станции поехала дальше с офицером.

От этого известия смотритель занемог. Когда пришел в себя, решил разыскать Дуню. В подорожном документе ротмистра Минского было записано, что он направлялся в Петербург. Туда, выпросив отпуск, направился пешком смотритель. Он разыскал дом, где остановился Минский, и направился к нему, чтобы уговорить дочь вернуться. Но Минский, пообещав, что Дуня будет счастлива, подсунул несчастному отцу деньги и выставил его за дверь. Деньги Вырин выбросил, а вскоре увидел Минского, входящего в дом, в котором жила Дуня. Смотрителю удалось проникнуть к дочери, он заметил, что она роскошно, по последней моде одета. Дуня от неожиданной встречи упала в обморок. Минский в ярости вытолкнул Вырина вон. Не сумев вернуть дочь, смотритель вернулся на свою станцию. Заканчивая рассказ, старик предположил, что Дуню ожидает позорная и нищенская участь. Рассказчик долго не мог забыть услышанную от смотрителя историю.

Завершается повесть эпизодом последнего приезда рассказчика в те места спустя несколько лет. Почтовая станция перестала существовать,смотритель умер.Его дом достался местному пивовару, чей сынок показал на кладбище могилу Вырина. Мальчик рассказал о приезде красивой барыни в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя ребятишками, нянькой и маленькой собачонкой. Она навестила могилу смотрителя, долго на ней лежала в одиночестве, проливая слезы.

Дуня, бедная девушка из глухого села у большой дороги, дочь станционного смотрителя, стала петербургской «прекрасной барыней».О внешности Дуни известно, что она красавица с большими голубыми глазами. Понимая, что ее красота привлекает внимание, она держится уверенно, как девушка, бывавшая в свете, умеет кокетничать. Характер ее выражен несколько неопределенно. Она, по словам отца, разумна и расторопна. По уютной обстановке, созданной ее руками в бедном жилище, можно судить о ее опрятности и хозяйственности. Девушка немногословна, отличается смелостью и открытостью, умением сглаживать все конфликты на станции. Дуня своим очарованием выручает родителя всякий раз, когда на него кричат или замахиваются нагайкой приезжие господа. Своей услужливостью, кротким видом и улыбкой она смягчает гнев постояльцев.Видимо, она посчитала, что достойна лучшей участи, чем люди ее круга, потому, рискуя репутацией, приняла предложение Минского.

minskii i dunya
Дуня и Минский  

Ротмистр Минский красив и богат. Он отчасти изворотлив и хитер, притворяется больным, чтобы найти повод остаться на станции, даже подкупает для этого врача. Но полюбив Дуню, он готов на все ради нее. Вырину он клянется, что сделает все для счастья Дуни. Но Минский не представляет себе в их жизни присутствие ее отца. Вырин, хоть и дворянского звания, но очень низкого ранга,занимающегося, по мнению богатого гусара, «плебейским» делом на унизительной службе. Минский не может относиться к станционному смотрителю с уважением, не предполагает в нем человеческого достоинства, за честь дочери хочет откупиться деньгами.

Образ рассказчика

Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне

История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н. производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя. В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.

В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи[4] о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.

Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.

Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.

dunya v finale
Дуня в финале 

 

Образ Самсона Вырина

Тема «маленького человека», его беззащитность и униженное положение. Нравственная проблематика повести

Самсон Вырин– мелкий чиновник низшего ранга со скудным жалованием, по должности «сущий мученик». Смотритель состоит на службе при почтовой станции, занимается оформлением подорожных документов и снабжением проезжих господ лошадьми. От них скромный, честно следующий своему долгу станционный смотритель терпит унижения и брань. От побоев спасает только полученное за боевые заслуги дворянство. Отставной солдат за участие в сражениях имел три медали.

Несмотря на тяготы станционной службы, Самсон Вырин сохранил чувство собственного достоинства, он чуткий и общительный человек. Он был по-своему счастлив своей обыденной и простой жизнью в бедном, но уютном доме. Пятидесятилетний вдовец души не чаял в своей единственной дочке, которая своей красотой и разумностью напоминала умершую жену. Будущее дочери он представлял иначе, думал, что никогда не разлучится с Дуней, которая со временем выйдет замуж за простого, но честного человека, и они будут дружно жить все вместе. Заезжий гусар своим похищением разрушил жизнь Вырина. Разлуку с дочерью смотритель не перенес, она лишила его смысла жизни.Из бодрого мужчины он превратился в немощного, равнодушного ко всему старика.

Пушкин впервые вывел тип«маленького человека» в образе Самсона Вырина. Под понятием «маленький человек» подразумевается человек невысокого социального статуса, низкого происхождения, незначительного положения. Он не обладает выдающимися способностями, сильным характером. Пушкин впервые обратил внимание читателей, что могут быть интересны не только романтические герои, судьба маленького обыкновенного человека тоже достойна внимания и сочувствия.

pochtovoe otdelenie
Почтовая станция 

Значение повести в истории литературы

Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».

При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.

 

Словарь

1. Мистификация – намеренный обман, введение в заблуждение.

2. Чин 14 класса – последний чин в «Табеле о рангах», учрежденного Петром I

3. Нагайка – плеть для управления лошадьми

4. Притча – поучительный рассказ, в котором иносказательно дана мораль

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Станционный смотритель", 1972

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
«Повести Белкина» были написаны
1В Петербурге
2В Михайловском
3В Болдино
Ответить
3
Вопрос: 2
Повесть «Станционный смотритель» была закончена
19 сентября 1830 г.
214 сентября 1830 г.
320 сентября 1830 г.
Ответить
2
Вопрос: 3
Черты какого литературного направления присутствуют в повести «Станционный смотритель»
1Сентиментализма
2Классицизма
3Романтизма
Ответить
1
Вопрос: 4
Почему рассказчик считает, что смотрители самые несчастные люди
1У них небольшое жалование
2Путники считают их виноватыми во всех своих неприятностях
3У них скучная служба
Ответить
2
Вопрос: 5
Изображения какой библейской истории были на картинках в комнате смотрителя
1История всемирного потопа
2История о вавилонском столпотворении
3История о блудном сыне
Ответить
3
Вопрос: 6
Почему так подробно описаны картинки о библейской притче Пушкиным
1Автор хотел указать на религиозность смотрителя
2В них содержится намек на историю Дуни
3Они привлекали внимание как украшение обстановки бедной комнаты
Ответить
2
Вопрос: 7
К какому типу литературного героя относится Самсон Вырин
1«маленький человек»
2«новый человек»
3«лишний человек»
Ответить
1
Вопрос: 8
Ведущей темой в повести является
1Тема любви
2Тема гражданского долга
3Тема «маленького человека»
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

«Повести Белкина» были написаны
1) В Петербурге 2) В Михайловском 3) В Болдино
2 вопрос:

Повесть «Станционный смотритель» была закончена
1) 9 сентября 1830 г. 2) 14 сентября 1830 г. 3) 20 сентября 1830 г.
3 вопрос:

Черты какого литературного направления присутствуют в повести «Станционный смотритель»
1) Сентиментализма 2) Классицизма 3) Романтизма
4 вопрос:

Почему рассказчик считает, что смотрители самые несчастные люди
1) У них небольшое жалование 2) Путники считают их виноватыми во всех своих неприятностях 3) У них скучная служба
5 вопрос:

Изображения какой библейской истории были на картинках в комнате смотрителя
1) История всемирного потопа 2) История о вавилонском столпотворении 3) История о блудном сыне
6 вопрос:

Почему так подробно описаны картинки о библейской притче Пушкиным
1) Автор хотел указать на религиозность смотрителя 2) В них содержится намек на историю Дуни 3) Они привлекали внимание как украшение обстановки бедной комнаты
7 вопрос:

К какому типу литературного героя относится Самсон Вырин
1) «маленький человек» 2) «новый человек» 3) «лишний человек»
8 вопрос:

Ведущей темой в повести является
1) Тема любви 2) Тема гражданского долга 3) Тема «маленького человека»
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: В Болдино
2 вопрос: 14 сентября 1830 г.
3 вопрос: Сентиментализма
4 вопрос: Путники считают их виноватыми во всех своих неприятностях
5 вопрос: История о блудном сыне
6 вопрос: В них содержится намек на историю Дуни
7 вопрос: «маленький человек»
8 вопрос: Тема «маленького человека»