Литература

Урок 5: Н.В. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь

Русский философ Николай Бердяев писал про Гоголя, что это «самый загадочный русский писатель». Сам Гоголь говорил, что он занимается не литературой, а душой человека. Он был далек от мирской суеты, вел почти монашеский,аскетический образ жизни, но оставил человечеству бесценное духовное наследство. Особенностью Гоголя, как писателя, было абсолютное нравственное чутье на любое проявление зла, он считал, человек без веры беззащитен перед силами зла, воцарившимся в мире.

Только актуальные модели очков 2021

Перейти slide11

Пляжные панамы! Каждому покупателю подарок!

Перейти slide11

Распродажа стильных сумок на 100trendov.com

Перейти slide11

План урока:

Обзор творчества с обобщением ранее изученного

Творческая биография Гоголя. Романтические произведения. Своеобразие стиля писателя

"Петербургские повести". Реальность и фантастика в повествовании

Образ Петербурга и «маленького человека» в повестях «Невский проспект», «Портрет» и «Шинель»

Значение творчества Гоголя в мировой и русской литературе

 

Обзор творчества с обобщением ранее изученного

В ранних романтических произведениях Гоголя герои проходят через таинственные испытания темными силами посредством магических обрядов, колдовства. Постепенно природа зла меняется, в более поздних произведениях персонажи испытываются более изощренно: самообманом, безразличием, скукой и другими человеческими пороками.

В сборнике повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»образы нечистой силы представлены визуально. Они могут быть страшными и коварными, как колдун из «Страшной мести» или ведьма из «Вечера накануне Ивана Купала». А в «Ночи перед рождеством» черт и ведьма скорее пакостят, нежели вредят человеку, но они комичны, их легко победить.

В «Петербургских повестях» эти темные силы предстают уже не в виде персонажей, становятся менее заметны, но появившись в виде соблазнов, искушений, заставляют людей оступиться, и тогда судьбы героев рушатся.

1rozd
Ночь перед Рождеством 

Творческая биография Гоголя. Романтические произведения. Своеобразие стиля писателя

Николай Васильевич родился 1 апреля 1809 г. в семье малороссийских мелкопоместных дворян в селе Сорочинцы Полтавской губернии. С 10 лет обучался в Полтавском училище, после в лицее высших наук Нежина, после окончания которого в 1828 г. уезжает в Петербург.

Приехав в столицу, служил чиновником, пробовал себя в актерском ремесле, чуть более года преподавал историю в Петербургском университете, уйдя из которого отдает все силы литературе. Опубликованная ранее его первая романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен» была не замечена, появились лишь два презрительных отзыва в газетах. Гоголь выкупил по магазинам почти весь тиражи сжег. После он отказался от подражания западноевропейским романтикам и решил писать о том, что ему близко и хорошо знакомо:истоки своего вдохновения ищет в народном эпосе[1] Малороссии[2], в котором причудливо переплетались православие и языческие обряды. Гоголь начал сочинять повести от имени вымышленного автора – пасечника Рудого Панько.

Настоящим творческим дебютом стала публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своеобразие повестей Гоголя удивило публику: они сочетали в себе романтизм, мистику и народный юмор. Успех молодого провинциала был оглушительным,и в 1832 г. издает второй том «Вечеров».Гоголь знакомится с Жуковским, через него с Пушкиным, которого будет считать своим учителем до конца жизни. А Пушкин настолько проникся к Гоголю, что подарил ему идеи сюжетов для «Ревизора» и «Мертвых душ», взяв слово, что это будет обязательно написано. Пьесу Гоголь напишет в 1834 г., она будет поставлена в 1836 г., работу над поэмой начнет в 1835 г., первый том которой будет издан в 1841 г.

В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород», составленные из написанных ранее статей и новых повестей. Это время стало для писателя пиком славы.

Гоголь был по характеру странствующим человеком. В 1836 г. путешествовал по Германии, Италии, Швейцарии, непродолжительное время жил в Париже. В Риме, где писал «Мертвые души» и другие произведения, он жил довольно продолжительное время. «Вечный город» Рим его прельстил[3], как ни странно, своей дешевизной, по сравнению с петербургской жизнью, мягким климатом и возможностью изучать искусство итальянского Возрождения.

В 30 лет избирается почетным профессором Московского университета. В 1843 г. выходит собрание сочинений в 4 томах. Весь гонорар Гоголь, не имевший никогда даже собственного жилья, отдает для создания фонда помощи одаренным студентам.

В последние годы появляются произведения, в которых отражаются христианско-православные взгляды, более всего отраженные в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1846 г.) Книга была не понята современниками.

Гоголю всегда казалась, что его вера недостаточно глубокая. Он подрывает свое здоровье чрезмерно строгими постами. В 1848г. совершил паломничество в Иерусалим к святым местам, после возвращения в Россию проживает, в основном,в Москве у графа Александра Толстого, разделявшего его взгляды.

Гоголь был беспощаден к себе, как к писателю,все, что считал несовершенным, сжигал. Максимализм Гоголя испепелил и его самого. 12 февраля 1852 г. сжигает свои рукописи, в том числе второй том«Мертвых душ».

21 февраля Николая Васильевича не стало. Был похоронен на погосте в Свято-Данилова монастыря. В 1931 г. монастырь был закрыт, на его территории организовали приют для беспризорников. Монастырское кладбище было уничтожено, останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

2revisor
Ревизор  

«Петербургские повести». Реальность и фантастика в повествовании

В 1835 г. Гоголь выпускает универсальный цикл «Арабески» (так называется вид орнамента со сложным переплетением), в который вошли статьи о фольклоре, искусстве, истории и три «современные»повести: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет». Их назвали циклом «петербургские повести», объединив общим местом действия, в состав цикла вошли позже еще две повести: «Нос» и «Шинель». Они просты по сюжетам, наполненными обыденными событиями и бытовыми зарисовками. Гоголь осознанно стремился к такому упрощению, говорил, «чем предмет обыкновеннее», тем выше должно быть мастерство, чтобы «извлечь из него необыкновенное» и сделать «совершенною истиной».

Впервые определение «петербургская повесть» появилось У Пушкина в подзаголовке к поэме «Медный всадник». Образ Петербурга у Пушкина - это памятник Петру I и человеческой гордыне. У Гоголя Петербург тоже город, полный противоречий, но он представляется еще как мир фантасмагории[4]. В этом городе не ценится человек и его достоинство,отношения людей искажены, торжествуют фальшь и пошлость, гибнут вдохновение и талант.

В «Петербургских повестях» ощущается потеря чувства действительности. В сюжетах переплетены реальность и фантастика, обыденное и потустороннее. Это смешение получило определение «реалистическая фантастика».Абсурд представляется единственно возможным выходом из тупиков современной жизни. Так, например, герой повести «Шинель», чтобы отомстить бездушной бюрократической системе, погубившей его, и восстановить социальную справедливость, превращается, по слухам, после смерти в привидение и сдирает шинель с обидевшего его чиновника.

3shinel
Шинель  

Образ Петербурга и «маленького человека» в повестях «Невский проспект», «Портрет» и «Шинель»

В «Невском проспекте» жизнь столицы передана через образ главной улицы Петербурга – места для праздных гуляний и «всеобщей коммуникации». Светский парадный лоск,красота фасадов строений и блеск огней Невского проспекта – иллюзия «настоящей» и красивой жизни. Сверкающие витрины магазинов, заполненные бесполезными и баснословно дорогими безделушками, для горожан, особенно для дам, – своеобразная ловушка, заставляющая непроизвольно поворачивать к этому сиянию голову, как «подсолнух к солнцу».

Утром Невский почти пуст, только нищие побираются[5] вчерашними объедками у открывающихся кондитерских, и простой люд спешит на работу.После полудня проспект заполняется гувернерами, чиновниками, купцами, ремесленниками, к вечеру кавалерами и дамами, демонстрирующими свои наряды. Интересно, что нет описания человеческих лиц, подробно описываются туалеты, шляпки, фасоны, усы, бакенбарды и прочие внешние атрибуты. Когда зажигаются фонари, наступает самое «таинственное время».Все на Невском проспекте «дышит обманом»: благопристойный вид господ скрывает ничтожество, под модными шляпками дам прячется непристойное обличие.

Внимание приятелей, художника Пискарева и поручика Пирогова, прогуливающихся по проспекту, привлекают две барышни. Каждый устремляется за своей избранницей. Приключение одного заканчивается трагически, другого комически.

Пискарев, пораженный красотой брюнетки, начинает следовать за ней, и с ужасом понимает, что она обитает в публичном доме. На следующий день, в порыве спасти юное создание из порочной среды, он возвращается и делает ей предложение. Но она с насмешкой его отвергает. Художник, поняв, что за прекрасным обликом скрывается уже развращенная и продажная душа, разочаровавшись в своих представлениях об идеале, кончает жизнь самоубийством. Его тело найдут только через несколько дней, на похороны никто не придет, даже приятель Пирогов. Так в повести затронул тему одиночества и ненужности «маленького человека» в большом столичном Петербурге.

Похождения поручика в тот вечер закончились иначе. Преследуя блондинку, узнает, что она замужем, но это его не смущает. Пошляк Пирогов пытается ее соблазнить, за что будет высечен приревновавшим мужем-немцем.

Невский проспект представляется писателем не просто как место действия, а мир, лишенный гармоничной целостности, осколочный, словно каким-то демоном искрошенный«на множество кусков, и все эти куски без смысла, без толку смешаны вместе», причудливо спутав добро и зло. Гоголь причины социального зла видел в духовных болезнях общества: нравственном разложении, равнодушии.

4nevskii
Невский проспект 

В повести «Портрет» на фоне петербургской темы звучит тема таланта, отношения к творчеству и искусству.

Молодой талантливый, но бедный художник Чартков однажды под влиянием смутного влечения покупает в лавке на последние деньги портрет старика с удивительно пронзительным и живым взглядом. В раме портрета оказался клад с золотыми червонцами. Сначала юноша мечтает, что, благодаря этим деньгам, он сможет предаться вдохновению и творить в уединении, забыв о нищенском существовании.

Но соблазны столичной жизни меняют его планы. Он переезжает из лачужки на Васильевском острове в квартиру на Невском проспекте, заводит знакомства, благодаря которым появляются богатые заказчики. Он становится знаменитым и модным портретистом, но незаметно теряет талант, выполняя все прихоти клиентов, превращаясь в умелого ремесленника. У него появилось положение в обществе, с его мнением и художественным вкусом стали считаться самые влиятельные люди, он нажил приличное состояние.

Однажды Чарткова пригласили из Академии художеств на выставку, чтобы послушать его мнение о работе художника, с которым он был знаком в нищей молодости, много лет учившегося в Италии и жившего отшельником.Увидев истинное произведение искусства, он осознал пошлость своих творений. Поняв, что променял свой божий дар на благополучие, сгорая от зависти,стал тратить все накопленные деньги на покупку талантливых картин и, уничтожая их в бешенстве, умирает в полном безумии.

А портрет старика, купленный им случайно в юности, выставили на аукцион[6]. Одним из покупателей оказался сын художника, нарисовавшего этот портрет, пока он рассказывал покупателям страшные истории об этой картине и изображенном на нем старике-ростовщике, от чьих денег гибли люди, портрет таинственным образом исчезает.

В повести «Портрет» Гоголь показал, что человеку, сотворенному по образу и подобию божьему, дано счастье творить и развиваться духовно. Забыв о своем предназначении, человек погибает.

Эта мысль может служить ключом и к раскрытию образа «маленького человека» в повести «Шинель».По словам поэта и критика Аполлона Григорьева, Гоголь показал «последнюю грань обмеления[7] божьего создания», когда самая простая, бытовая вещь становится роковым источником счастья, горя и смерти.

В «Шинели» впервые героем произведения стал странный объект для эстетического исследования:ничтожный петербургский чиновник, озабоченный покупкой шинели. Его портрет не вызывает симпатии: фигура нелепая и невзрачная, немного лысоватый, кожа морщинистая и рябоватая, с нездоровым цветом лица.Облику соответствует неблагозвучное имя героя Акакий, но оно в переводе с греческого означает«не делающий зла»,«беззлобный».

Акакий Акакиевич Башмачкин – аскетичный служитель, человек мелкого чина, писарь. Свои профессиональные качества в переписывании бумаг довел до совершенства, в начертании букв он видит какой-то смысл, и даже получает от своей работы удовольствие. Но он безнадежно бездарен и неумен: поручение отредактировать текст документа, заменив глаголы 1 лица на 3 лицо стало для него сущим мучением. Не в состоянии он изъяснять свои мысли, фразы его состояли почти из одних предлогов, наречий и частиц, были бессмысленными и неоконченными. Его удел быть незаметным безотказным «вечным титулярным советником», в департаменте над его нелепостью издевались молодые сослуживцы. Он сносил все обиды, только говорил иногда: «Зачем вы меня обижаете?». В этих словах одному из сослуживцев как-то открылся иной смысл, словно Башмачкин пытался донести до него: «Я брат твой».

5shinel
Акакий Акакиевич, Шинель  

У Башмачкина износилась шинель, он стал копить на новую, экономя на самом необходимом. Страстные мечты о шинели завладели всей его душой, его жизнь наполнилось смыслом, он стал оживленнее и тверже характером в достижении цели, дерзкие мысли приходили в его голову, он даже захотел отважиться на меховой воротник из куницы.

Наконец, портной Петрович сшил недорогую, но добротную шинель, с кошачьим мехом на воротнике. Увидев обновку, один из сослуживцев предложил обмыть ее у него дома. А поздно ночью, когда Башмачкин возвращался из гостей, на него напали два грабителя и сняли шинель. Потрясенный чиновник, не найдя защиты у полицейского, обратился по совету к некоему «знатному лицу», прося помощи. Но его выгнали, и он заболевает, пролежав несколько дней в бреду, умирает от горя.

Гоголь описал не просто историю приобретения и потери шинели, а показал, как страсть владения этой шинелью, ставшей «подругой жизни» и смыслом существования,явилась подменой истинных ценностей, способной погубить человека. Зло не в том, что человек владеет вещами, страшно, когда человек становится рабом вещей. Такое обывательское повседневное богоотступничество своей пошлостью страшнее героических и романтических протестов богоборцев.

И все же Гоголь говорит, что «обмелевшее божье создание», не сумевшее должным образом проявить себя,тоже заслуживает сострадания, ибо он брат всем по замыслу Господа.

Восприятия личности «маленького человека» сложны и противоречивы. Это человек, задавленный жизненными обстоятельствами, угнетенный несправедливым социальным устройством, превращенный словно бы в частичку бюрократического механизма, в то же время убогий, ущербный, примитивный в своем развитии.

У Гоголя нашло продолжение и развитие образа «маленького человека» из произведений Пушкина. Этот образ станет стержневым в русской литературе, появится во многих произведениях различных писателей.

 

Значение творчества Гоголя в мировой и русской литературе

Гоголь своим творчеством оказал огромное влияние на всю дальнейшую судьбу русской литературы. Его религиозно-нравственные взгляды, гуманистические идеи, сатирический пафос отразились в произведениях Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Булгакова и многих других.

Своеобразие художественного стиля Гоголя показало неограниченные возможности использования в произведениях фантастических элементов и гротеска[8], народной поэтичной речи, церковнославянской лексики. Многие образы, созданные Гоголем, благодаря своей социальной обобщенности жизненной правдивости и детальным характеристикам, стали во многом пророческими для обозначения людских характеров и в наше время.

Словарь

1. Эпос – народные предания и сказания.

2. Малороссия – официальное историческое названия Украины в XIX в. как части Российской империи.

3. Прельстить – очаровать, стать привлекательным

4. Фантасмагория – нагромождение причудливых образов, фантазий и видений.

5. Побираться - попрошайничать, просить милостыню.

6. Аукцион – публичные продажи произведений искусства путем торга.

7. Обмеление – в переносном значении опустошение.

8. Гротеск - причудливое смешение реального и фантастического, доведенное до абсурда.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Гоголя:
11799 г. – 1837 г.
21812 г. – 1852 г.
31809 г. – 1852 г.
Ответить
3
Вопрос: 2
Какой из фактов биографии Гоголя не соответствует действительности:
1Родился в Полтавской губернии, селе Сорочинцы
2Преподавал в Петербургском университете
3Учился в Петербургском университете
Ответить
3
Вопрос: 3
Какой сборник принес известность Гоголю:
1«Арабески»
2«Вечера на хуторе близ Диканьки»
3«Миргород»
Ответить
2
Вопрос: 4
Какое произведение Гоголя не входит в цикл «Петербургские повести»:
1«Шинель»
2«Вий»
3«Невский проспект»
Ответить
2
Вопрос: 5
Кем был Акакий Акакиевич в повести «Шинель»:
1Титулярным советником
2Тайным советником
3Статским советником
Ответить
1
Вопрос: 6
Какое мистическое действие происходит в конце повести «Шинель» с главным героем:
1Он находит грабителей и отнимает у них шинель
2Превращается в призрак и отнимает шинели у прохожих
3Став призраком, мстит за обиды своим сослуживцам
Ответить
2
Вопрос: 7
Что случилось с художником Чартковым в повести «Портрет»
1Сходит с ума и умирает, потратив все свои деньги на покупку и уничтожение картин
2К нему возвращается вдохновение, и он перестает писать портреты на заказ
3По-прежнему рисует портреты богатых клиентов
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Гоголя:
1) 1799 г. – 1837 г. 2) 1812 г. – 1852 г. 3) 1809 г. – 1852 г.
2 вопрос:

Какой из фактов биографии Гоголя не соответствует действительности:
1) Родился в Полтавской губернии, селе Сорочинцы 2) Преподавал в Петербургском университете 3) Учился в Петербургском университете
3 вопрос:

Какой сборник принес известность Гоголю:
1) «Арабески» 2) «Вечера на хуторе близ Диканьки» 3) «Миргород»
4 вопрос:

Какое произведение Гоголя не входит в цикл «Петербургские повести»:
1) «Шинель» 2) «Вий» 3) «Невский проспект»
5 вопрос:

Кем был Акакий Акакиевич в повести «Шинель»:
1) Титулярным советником 2) Тайным советником 3) Статским советником
6 вопрос:

Какое мистическое действие происходит в конце повести «Шинель» с главным героем:
1) Он находит грабителей и отнимает у них шинель 2) Превращается в призрак и отнимает шинели у прохожих 3) Став призраком, мстит за обиды своим сослуживцам
7 вопрос:

Что случилось с художником Чартковым в повести «Портрет»
1) Сходит с ума и умирает, потратив все свои деньги на покупку и уничтожение картин 2) К нему возвращается вдохновение, и он перестает писать портреты на заказ 3) По-прежнему рисует портреты богатых клиентов
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1809 г. – 1852 г.
2 вопрос: Учился в Петербургском университете
3 вопрос: «Вечера на хуторе близ Диканьки»
4 вопрос: «Вий»
5 вопрос: Титулярным советником
6 вопрос: Превращается в призрак и отнимает шинели у прохожих
7 вопрос: Сходит с ума и умирает, потратив все свои деньги на покупку и уничтожение картин

Стильные украшения          лето-осень 2021

Перейти slide11

Самые популярные модели на 100trendov

Перейти slide11

Заколки на волосы, цепи, ожерелья и многое другое

Перейти slide11