Литература
Николай Васильевич Гоголь "Мёртвые души"
План урока:
Особенности сюжета «Мертвых душ». Образы помещиков и чиновников
Образ Чичикова – нового человека эпохи, «приобретателя» и антигероя
Лирические отступления в поэме «Мертвые души». Образ России
Значение поэмы в русской литературе
Факты биографии и история создания поэмы «Мертвые души», ее замысел и идея. Жанр и смысл названия поэмы
В «Авторской исповеди» Николай Гоголь писал, что идея «Мертвых душ» принадлежала Пушкину, который советовал«приняться за большое сочинение» и предложил собственный сюжет для будущего произведения. Гоголь решил, что это будет поэма, созвучная по духовной проблематике и структуре «Божественной комедии» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В первом томе главный герой должен был скитаться по кругам ада, во втором вынести испытания на поле битвы добра со злом в чистилище, чтобы его мертвая душа ожила для истинных ценностей; в третьем, духовно возродившись, обрести рай. Гоголь задумал в этой трилогии воспеть величие России, ее национального духа, но что бы изобразить Россию именно такой, нужно, чтобы люди стремились искоренить пороки.
«Мертвые души» были начаты в 1835 г. Гоголь прочитал первые главы поэмы Пушкину, который поначалу смеялся, потом становился все сумрачнее и сказал: «Боже, как грустна наша Россия».
Первый том вышел в 1942 г. Цензуру не устраивало название, представлявшее собой оксюморон, т.е. противоречивое по смыслу сочетание слов, ведь душа бессмертна. Гоголь, ссылаясь на учение святителя Григория Паламы, говорившего, что «отделение Бога от души есть смерть души», отстоял название. «Мертвые души» были дополнены заголовком «Похождения Чичикова», который давал читателю установку на авантюрный роман.
У произведения необычное жанровое обозначение, впервые прозаическое произведение было названо поэмой. Для создания лиро-эпического произведения Гоголем был взят за образец жанр не современной романтическойпоэмы, а античной, такой как «Одиссея» и «Илиада» Гомера, с их традициями древнего эпоса. Хотя современники Гоголя, не оценив его новаторство, считали вызывающим несоответствие масштабного замысла поэмы и сатирического изображения ничтожных, бытовых картин российской жизни.
В 1851 г. был закончен второй том «Мертвых душ», над которым Гоголь работал почти 10 лет, неоднократно переделывая. Уже готовую к публикации рукопись в ночь на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег, спустя несколько дней, 21 февраля 1852 г., скончался.Сохранились черновые записи некоторых отрывков, дающих представление о содержании второго тома, его героях и идеалах общественной жизни в представлении Гоголя.
Мир произведений Гоголя существует в трех хронологических слоях. Первый – это время древних преданий, в них силы зла представляют собой нечистую силу в обликах чертей, ведьм и колдунов, перед которыми человек был беззащитен. В таком мире живут герои «Вия», «Страшной мести». Во втором слое, связанном с эпохой просвещения, человек подчиняет себе зло и управляет им. В повести «Ночь перед рождеством» ведьма, хотя и распутная, но безобидная, а черта можно использовать в качестве транспортного средства. В третьем слое, современном Гоголю мире, зло стало неприметным, обыденным, пошлым, оно поселилось в душах людей.
Особенности сюжета «Мертвых душ». Образы помещиков и чиновников
Главный герой Павел Иванович Чичиков предпринимает поездку по губернии с деловой целью. По закону помещики платили налоги за крепостных крестьян по спискам, составленным во время переписи (их называли ревизскими сказками), и вынуждены были платить за умерших крестьян, которые числились в живых до следующей ревизии. Воспользовавшись несовершенством законодательства, предприимчивый Чичиков решается выкупить и использовать существующих только на бумаге крестьян для того, чтобы для их «вывода» получить бесплатную казенную землю в незаселенной Херсонской губернии, после оформить кредит в Опекунском совете под залог этого фиктивного имения.
Чичиков
Путешествуя, Чичиков в городе NN знакомится с местными помещиками, а потом наносит им визиты. Сначала приезжает в имение к Манилову, после, заблудившись, попадает к Коробочке, посещает Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Кажется, что сюжетно Гоголь располагает образы помещиков по убыванию в них привлекательных качеств. Приехав к Манилову, Чичиков встречает радушный прием, его угощают обедом, денег за мертвые души Манилов и вовсе не берет. Коробочка, хоть и не отказывает в приюте путнику, но она уже более расчетлива. Разбитной пьяница и картежный шулер Ноздрев и жадный Собакевич вызывают еще более неприятное впечатление. А потерявший человеческий облик Плюшкин и вовсе омерзителен. Тем не менее, прослеживается и иная закономерность.
В Манилове, на первый взгляд, нет ничего плохого, но и хорошего тоже. Время в доме Манилова остановилось, книга раскрыта на одной странице уже два года. В его пустословии и слащавых любезностях нет «ни одного живого слова». Его мечты о строительстве подземного хода и моста через пруд с торговыми крестьянскими лавками бесплодны. Манилов упивается выдуманной семейной безмятежностью, не замечая, что его крепостные массово умирают. Его натура слишком «высока и поэтична» для грубой действительности.
Коробочка – пожилая вдова-помещица с хозяйской хваткой и закостенелыми взглядами. Настасья Петровна осторожна, живет в своем замкнутом мирке. Внезапный пришелец из иного мира Чичиков поражает ее своей просьбой о необычной сделке. Глуповатая Коробочка буквально понимает предложение Чичикова, думая, что придется выкапывать покойников. Именно практичная и ограниченная чиновница, приехав в город узнать, не продешевила ли она со сделкой, невольно раскроет обман Чичикова.
Ноздрев – лихой молодцеватый кутила с бойким характером, хвастун и лжец, в нем есть безудержная удаль, но она тратится без смысла, доставляя лишь неприятности окружающим. Он постоянно попадает в скандальные истории, оттого назван «историческим человеком». Ноздрев, хвастаясь имением, в том числе и чужими землями, которые возомнил своими, показывает пустые стойла, где когда-то стояли лошади, пруд, где когда-то водилась рыба, т.е. тем, чего нет. Собственные крестьяне в круг его интересов не входят, он больше интересуется собаками и курительными трубками. Именно он разоблачает на балу аферу Чичикова и порождает в городе фантастические слухи.
Собакевич – человек крепкий, основательный и хозяйственный, лишенный сентиментальности, приземленный. Его интересует только практическая сторона жизни, у него безудержный культ еды. В его тяжеловесном облике есть что-то медвежье, это подчеркивается его именем «Михайло». Он злословит по поводу своих знакомых, называя их пройдохами[1] и мошенниками, однако это не мешает ему самому надуть Чичикова.
Плюшкин изображен очень подробно. Некогда богатый и разумный помещик предстает перед нами полусумасшедшим стариком, который живет среди хлама и ненужных вещей, несущих на себе «печать разложения», хотя имение его не обнищало. Его образ жизни из-за патологической скупости омерзителен, превратил его в «какую-то прореху[2] на человечестве». Чичикова он хочет угостить заплесневевшим кусочком пасхального кулича. Жизнь Плюшкина обволокло плесенью, и его душа зачерствела, как этот кулич, но автор верит, что герой способен воскреснуть. Ведь Плюшкин был когда-то иным, у него были чувства и привязанности, но постепенно его семья распадалась: умерла жена, из-за своей скупости он потерял отношения с детьми, только дочь с детишками иногда навещала его. Но на родственные чувства он уже не способен.
Чем меньше значим тот или иной персонаж для будущего развития, тем скуднее его предыстория. Скудны сведения о Манилове и Собакевиче: известно, что один женат 8 лет, другой вспоминал о покойном родителе. О прошлом других и вовсе ничего не сказано. Только у Плюшкина и Чичикова подробные биографии, с рассказами об их семьях и детстве. Хотя кажется, что именно они пали ниже всех,у них есть глубокое прошлое, значит возможно и будущее. Гоголь предполагал преображение не только Чичикова, но Плюшкина, который должен из скряги превратиться в филантропа. К сожалению, как это должно было произойти, для нас останется загадкой.
Гоголь в своих заметках о замысле поэмы писал, что не может воскреснуть только пустота, «возникшая до высшей степени», порождающая от безделья пустословие и запредельные пустопорожние сплетни.
В образах помещиков и чиновников раскрывается сущность мертвой пустоты их душ, все они «даром бременят землю», ведут праздную жизнь, не обременяясь службой, заботясь только о личном благополучии. Главное достоинство губернатора – умение вышивать по тюлю[3], за прокурора его дела ведет хапуга[4] стряпчий[5], полицмейстер заслужил «любовь всего города» за то, что взяток брал вдвое больше своих предшественников. Взятки воспринимаются как обычное дело, председатель палаты советует Чичикову не давать денег чиновным, потому что у его приятелей есть такая привилегия. Все чиновники, по отзывам Собакевича, разбойники и «христопродавцы».
В последней главе «Мертвых душ» рассказывается притча об ужасе пустоты и бессмысленности. Ее герои, Кифа Мокиевич и его сын Мокий Кифович, гротескные[6] образы обитателей какого-то уголка России. Один – псевдофилософ, рассуждающий о том, то выеденного яйца не стоит, другой – псевдобогатырь, разрушающий чрезмерной силой все на своем пути. В этих образах обобщаются персонажи поэмы, внешне наделенные радушием, гостеприимством, практичностью, удалью[7], с другой стороны, эти качества приобретают извращенную, абсурдную форму.
В фантасмагорическом[8] мире «Мертвых душ» отсутствуют законы логики, реальность непонятна, живые кажутся мертвыми, мертвые словно оживают. Рассматривая списки купленных «мертвых душ», Чичиков пытается представить себе, какими они были при жизни. Авторское сочувствие к живым душам умерших крестьян передается в мыслях Павла Ивановича, которым внезапно овладело непонятное ему чувство умиления к непростым судьбам русских мужиков. Следовательно, омертвение души Чичикова было не окончательным.
К тому же приобретатель Чичиков своей деятельностью встревожил духовно «дремавший город», бездеятельную тину губернской жизни. К концу первого тома в «взбунтовавшемся» городе стали появляться неизвестно откуда люди, о которых раньше никто и не слышал. Словно нечистая сила, лезли «из всех нор тюрюки и байбаки[9]», так Гоголь называл лежавших «весь век на боку» обывателей, которым ни до чего не было дела. Русский философ Михаил Бахтин назвал образный мир «Мертвых душ» «миром веселой преисподней[10]», «карнавальным «адом» со всем его отребьем[11]». Образы «Мертвых душ» смешны и страшны одновременно.
Образ Чичикова – нового человека эпохи, «приобретателя» и антигероя
В образе Чичикова получил воплощение образ нового человека с зарождающимся капиталистическим сознанием. Мелкий авантюрист, нашедший прореху в бюрократической системе, решил ею воспользоваться для личного обогащения, чтобы достичь положения в обществе, со временем обзавестись семьей. Он обладает практическим умом и деятельным характером.
О жизненном пути Чичикова мы узнаем лишь в конце первого тома. Получив от отца завет«беречь копейку», он сделал целью своей жизни богатство и статус. Способы для достижения цели были сомнительными: он давал и брал взятки, проворачивал сомнительные делишки, служа на таможне, ради продвижения по службе ухаживал за дочерью крупного чиновника, но от женитьбы уклонился. Дослужившись до среднего чина, решил обзавестись поместьем и задумал махинацию с умершими крестьянами.
Он ничем не выделяется внешне, у него все «не то, ни се»: не молод и не стар, не красив и не уродлив, не толстый и не худой. Нет и описания его лица, хотя он постоянно любуется собой в зеркале, сам себя треплет за подбородок, обращаясь к себе: «Ах ты, мордашка эдакой!». Но что отражается в зеркале – непонятно, может у него и отражения нет, как у нечисти.
За подобной непонятной внешностью скрывается много личин, Чичиков способен очаровать любого. Павел Иванович, опытный льстец и лицемер, мог поддержать любой разговор, о чем бы не шла речь. Как хамелеон, он меняет манеру разговаривать, в зависимости от того, кто его собеседник. В общении с Маниловым он сентиментально-трогателен, с Коробочкой настойчив, прост и «без церемоний», с Собакевичем деловит. Сам Гоголь дает характеристику Чичикову в определении «хозяин-приобретатель», а после вовсе нелестно: «Подлец».
Загадочный Павел Иванович Чичиков является утонченно скрытым проявлением зла, хотя он сам считает, «делание зла» для него лишь временное. Среди невежественных обывателей распространяются сплетни, в которых Чичиков предстает не только похитителем дочки губернатора или разбойником капитаном Копейкиным, сбежавшим Наполеоном, но и антихристом. Ведь Чичиков скупает мертвые» души, а душу можно продать только дьяволу.
Если следовать мифологии Гоголя, антихрист грядущего явится не в демоническом облике, а будет невзрачным,заурядным, обычным. Чичиков говорит о себе, что он ничего «не значащий червь мира сего», который проедает его сердцевину. Гоголь считал, что его антигерой может уничтожить мир, но может, пройдя через чистилище, преобразить существующую реальность в рай. Не случайно главного героя зовут также, как апостола Павла, который был прежде фарисеем[12] и гонителем христиан Савлом, внезапно однажды ослепшим; но уверовав в Христа, прозрел и стал праведником. Гоголь желал для своего антигероя Чичикова такого же перевоплощения.
Лирические отступления в поэме «Мертвые души». Образ России
Для лиро-эпических литературных форм свойственно композиционное сочетание событийного повествования и эмоциональных авторских рассуждений.Внезапно прерывая повествование, автор, делая многочисленные лирические отступления, рассказывает о своих творческих планах, вспоминает о юности, восхищается тем, как мчится тройка лошадей, уподобляясь птице и теряясь в бескрайном пространстве.
С надеждой на перемены в поэме связан мотив дороги, по которой путешествует Чичиков. Дорога – это символ движения, развития, жизненного пути, который может быть неведомым или проторенным, с ухабами и тупиками. «В дорогу, дорогу! Окунемся в жизнь», - призывает читателя автор. В завершении поэмы звучит уже интерес не только к жизненному пути одного человека, а историческому пути страны: «Русь, куда ж несешься ты?»Этот вопрос, обращенный к стране огромных возможностей, колоссальных ресурсов, богатырских талантов, остается без ответа. Но Гоголь верит в возможность преодоления препятствий на пути к обновлению жизни.
Поэма в оценках критиков
После первой публикации «Мертвых душ» появилось множество восторженных и ругательных критический статей. В желтой прессе критики называли Гоголя «запачканным» писателем,оскорбляющим патриотические и эстетические чувства читателей, обвиняли в том, что много в «Мертвых душах» грязи, внешней и внутренней, изъянов человеческих и общественных.
В самой читаемой газете «Северная пчела» был помещен отзыв, в котором говорилось, что «ни в одном произведении нет столько безвкусия, грязных картин и доказательств совершенного незнания русского языка, как в этой поэме», которую называли пасквилем[13] на Отечество.
Белинский же писал, что у Гоголя удивительная способность проникать в глубину деталей, отношений. Там, где слепой ограниченности видны лишь ничего не значащие мелочи, для Гоголя в этих мелочах «целая сфера жизни». Тем и велики «Мертвые души», что жизнь анатомирована до мелочей, которым придается большое значение.А использование Гоголем неправильных, просторечных языковых форм придает его стилю неповторимость и составляет сильную сторону таланта.
Значение поэмы в русской литературе
После «Мертвых душ» Гоголя надежды на обновление России больше не связываются с помещиками и чиновниками. Во второй половине XIX века литература перестает быть только дворянской и про дворян. Русские писатели ищут новых героев в разночинцах, купечестве и крестьянах, которые появляются в произведениях Тургенева, Островского, Некрасова и др. Поэма Гоголя окончательно закрепила в русской литературе направление реализма, оттеснив романтизм.
Словарь
1. Пройдоха – ловкий, лукавый человек.
2. Прореха – дырка, разорвавшееся место.
3. Вышивать по тюлю – сложная техника вышивки на тонкой, прозрачной ткани.
4. Хапуга – взяточник, незаконно присваивающий что-либо.
5. Стряпчий – судебный чиновник.
6. Гротескный – чрезмерно преувеличенный, сочетающий в себе реальное и фантастическое.
7. Удаль – бесшабашность, смелость.
8. Фантасмагорический – состоящий из сумбурного нагромождения фантастических и причудливых образов.
9. Тюрюки и байбаки – бездельники, лентяи (диалектные, просторечные слова).
10. Преисподняя – ад.
11. Отребье – отбросы общества, преступники.
12. Фарисеи– зажиточные религиозные и лицемерные фанатики в древней Иудее.
13. Пасквиль – текст с карикатурным изображением, клевета.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
К какому жанру относятся «Мертвые души»?
1) Роман 2) Повесть 3) Поэма
В каком году был опубликован первый том «Мертвых душ»?
1) Чтобы для их «вывода» получить казенную землю, заложив ее, получить кредит 2) Чтобы получить бесплатно землю, стать помещиком и заняться хозяйством 3) Чтобы перепродать
В какой последовательности посещает Чичиков помещиков?
1) Коробочка – Манилов – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин 2) Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин 3) Ноздрев – Собакевич – Плюшкин – Собакевич – Коробочка
В каком году был опубликован первый том «Мертвых душ»?
1) 1842 г. 2) 1848 г. 3) 1851 г.
Кто из помещиков невольно разоблачил аферу Чичикова?
1) Собакевич 2) Манилов 3) Коробочка