Литература

Урок 5: "На дне" М.Горького

"На дне" М.Горького

В данной работе собраны материалы для изучения пьесы М.Горького «На дне». Изложена история создания, объясняется суть драматических конфликтов, представлен анализ авторской идеи, даются характеристики действующих лиц,сформулированы значение и актуальность этого произведения.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

История создания

Социальный конфликт в пьесе. Образы обитателей ночлежки

Спор о человеке. Образы Луки и Сатина

Авторская позиция в споре

Основной философский вопрос: что важнее - истина или сострадание?

 

История создания

Замысел написания пьесы о босяках[1]-ночлежниках возник в 1900 г. Работа продолжалась до июня 1902 г. Пьеса впервые была издана в Германии на русском языке, позже, в 1903 г., в России и стала необычайно популярной. Было продано более 75 000 экземпляров. Первые три года театральной цензурой[2] были запрещены любые постановки. Скука петербургских императорских театров с их академическим репертуаром перестала привлекать зрителей. Время диктовало свои интересы. Появилась новая читающая и думающая публика: мещане[3], разночинцы[4] и студенты. Театральной столицей становится Москва, где появился Московский художественный театр, созданный из любительского кружка на частные средства с гениальным режиссерским и актерским составом: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. Там Горькому и удалось с некоторыми цензорскими правками добиться постановки. Премьера состоялась 18 декабря 1902 г. и имела оглушительный успех, автора вызывали аплодисментами более 15 раз. Впервые на подмостках появились сцены из жизни тех, кого никогда не считали достойными внимания: бывших людей, оказавшихся на дне общества, страдающих и мыслящих.

 

Социальный конфликт в пьесе. Образы обитателей ночлежки

«На дне» - первая драма, основанная на социально-бытовом, любовном и философском конфликтах. За первым реалистическим планом действия проявляется второй, символический с афористичными диалогами-размышлениями о предназначении человека, о правде и лжи. В житейских, повседневных стычках и перебранках героев прослеживается столкновение их взглядов и мыслей.

В списке действующих лиц и авторских ремарках – лаконичные характеристики героев. Они - бывшие люди, у некоторых нет даже имен, их заменяют говорящие клички. В описании места действия – отсутствие чистоты, теплоты и света: ночлежка находится в темном, закопченном, с каменными сводами подвале, напоминающим пещеру. Убогая обстановка состоит из нар, печки, кровати с ситцевым пологом, большого стола со скамьями, все грязное, некрашеное, ветхое.

Это заведение принадлежит Михаилу Костылеву, 54 лет, женатого на 26-летней Василисе. Он лукавый, подлый и жадный пройдоха[5], не гнушающийся быть наводчиком для воров и скупать краденое, но не забывающий ходить в церковь. Он пытается показать себя хозяином, топает ногами и визгливо покрикивает на ночлежников, но к нему относятся пренебрежительно, называют шельмой[6], дрянью. А жена и вовсе говорит, что он как петля у нее на шее, впившийся клоп и яд для всех. Василиса ненавидит мужа и изменяет ему с Васькой Пеплом. Она молода, красива и умна. По характеру хитрая, жадная и жестокая, подговаривает любовника убить мужа, калечит родную сестру из ревности и мести.

Васька Пепел может себе позволить отгороженный от других перегородками угол в подвале, у него есть, хоть и нелегальный, источник дохода. Он потомственный вор, отец его воровал и всю жизнь по тюрьмам сидел. Ему 26 лет, но он уже дважды отсидел за кражи. Но ему хочется жить иначе, чтобы его уважали, и готов измениться. По натуре добрый, щедрый и справедливый. Он влюблен в 20-летнюю сестру Василисы Наташу, которую считает строгим, хорошим и надежным человеком. Для Костылевых она дармоедка и прислуга, терпит от сестры и ее мужа оскорбления и издевательства.

В общей комнате проживает несколько бездомных. Константин Сатин, 40 лет, карточный шулер[7] и пропойца[8], бывший телеграфист, начитанный и неглупый, любящий вставить в речь редкое и непонятное другим словцо. Он убил в запальчивости обидчика своей сестры, отсидел почти 5 лет в тюрьме, где наловчился жульничать в картежной игре.

Актер – ровесник и собутыльник Сатина, спившийся артист, служивший раньше в театре под сценическим псевдонимом Сверчков-Заволжский. Из-за пьянства он теряет память и с трудом вспоминает заученные ранее наизусть роли и стихи. Считает себя больным алкоголизмом, за жильё не платит, живет в долг, пропивая даже подачки Пепла.

Андрей Клещ с больной женой попал сюда полгода назад. Ему 40 лет, был слесарем, привык зарабатывать честным трудом, презирает своих соседей за тунеядство[9]. Его тоже недолюбливают за гордость и злость. С умирающей от чахотки 30-летней Анной, которая от него всю жизнь терпела обиды и побои, обращается грубо, ждет ее смерти, считая, что тогда сможет вырваться из нищеты и вернуться к нормальному существованию.

45-летний Бубнов в прошлом был скорняком[10] и держал мастерскую, где перекрашивали шкурки собак и кошек под енотов. Узнав, что жена спуталась с мастером, стал избивать ее, но испугался, что убьет или они убьют его, ушел, потеряв дело. Теперь подрабатывает картузником[11], но ленится и пропивает заработанное.

На кухне, прилегающей к комнате, ютятся еще трое жильцов. Квашня - базарная торговка пельменями. Из жалости подкармливает умирающую Анну. Ее зовет замуж полицейский Медведев, но она ценит свою свободу, потому что уже была замужем и терпела побои 8 лет. Но все же впоследствии выйдет за него, будет с мужем строга, и сама может его побить, отчего тот запил. Этот представитель закона покрывает темные делишки Костылева и закрывает глаза на избиение племянницы Наташи.

Настя выживает, продавая себя на улице. Ей 24 года, но она понимает, что погибает и мечтает вырваться из грязи. Спасение и утешение находит в чтении любовных романов, над которыми плачет и придумывает себе историю о чистой романтической любви. Над ее выдумками потешаются. Она добра и жалеет даже своего сожителя Барона, который смеется над ней, оскорбляет и унижает, дает ему на выпивку деньги, хотя понимает, что тот живет ею как червяк яблоком.

Барон получил свое прозвище из-за дворянского происхождения. Он с гордостью говорит о своих богатых и знатных предках, которые были выходцами из Франции и служили при императорском дворе. А сам к 33 годам оказался уже в ночлежке. Он ностальгирует по прошлой приличной жизни, только все воспоминания у него связаны с переодеваниями. Сначала красовался в мундире дворянского учебного заведения, после женитьбы носил фрак и халат, промотав состояние, надел простенький костюм, на службе в казначействе форменный мундир, после растраты и суда - арестантский халат, а теперь ходит в обносках. Настя считает его бездушным и пустым. Он и сам считает себя конченым человеком, хотя иногда вспоминает барские замашки.

В историях героев, реальных или придуманных, есть общее. Не было роковых или трагических обстоятельств, которые погубили их, причины кроются внутри каждого, в их собственных поступках. Один пил, другой убил, третий промотался или проворовался, иные совершили еще какие-нибудь глупости и выбрали кривую дорожку, не желая трудиться. Но все надеются, что их пребывание в ночлежке временное, но проходят однообразные дни, и ничего к лучшему не меняется.

Обитатели дна, задевая уязвимое самолюбие друг друга, постоянно говорят о правде и уличают остальных во вранье. У каждого своя правда. Начинается первое действие с реплик «свободной женщины» Квашни, что под венец она никогда не пойдет, которые грубо обрывает Клещ словом «врешь». Она, разозлив его, отвечает, что он сам жену угробил и правды о себе не терпит. Наташа, глядя на мертвую Анну, понимает свою правду, что ей уготована такая же участь. «Богомольному» хозяину Костылеву и «законопослушному» Медведеву Пепел говорит о их притворстве и угрожает разоблачением. Его правда в том, что он понимает, что он – вор, но они еще хуже. Испуганный Медведев кричит Ваське: «Врешь!» Бубнов, которого Сатин назвал вороном, постоянно всех клюет своей правдой, говоря, что Пеплу «хозяева жизни» свернут голову; Настя душу себе враньем подкрашивает, как рожу; Анна, умерев, перестанет мешать другим своим кашлем, Наташу Васька погубит, Клещ никуда не денется и привыкнет к такой жизни. Бубнов удивляется, отчего все прячутся от правды, врут, как на следствии, ведь нечего уже ждать, все осталось в прошлом.

1
Обитетали ночлежки (Источник)

 

Спор о человеке. Образы Луки и Сатина

С появлением Луки жизнь постояльцев меняется. Старик такой же обездоленный и бездомный босяк, но он не привязан к одному месту, как они, а странствует. И не только этим отличается странник: все постоянно говорят о личном, но равнодушны к окружающим, он ничего почти не рассказывает о себе, но проявляет интерес к каждому. Этот странствующий правдоискатель помог взглянуть на мир по-другому. Он ласковый, мягкий человек, и поэтому многие с ним говорят, как на исповеди. Лука умен и проницателен, из жалости к этим обреченным людям склонен слукавить, скрывая истинное положение. По-разному относятся к Луке постояльцы. Василиса называет проходимцем, Костылев – бродягой и бесполезным человеком, Наташа – добрым дедушкой, Барон – шарлатаном, Анне он напоминает батюшку, Пепел считает занятным вруном-сказочником, Барон упрекает, что много врет.

Анну перед смертью Лука утешает рассказами о райской загробной жизни без страданий и боли. С пониманием отнесся к фантазиям Насти, говоря, что если верит она в настоящую любовь, то была такая. Лука уважает ее придуманный мир. Пепла увлек рассказом о новой, честной жизни в Сибири. Актеру рассказал о лечебнице, где бесплатно лечат алкоголиков, тот, поверив, перестал пить и начал мести улицы, чтобы накопить на дорогу.

Но некоторые скептически относились к проповедям Луки. Бубнов не понимает, зачем старик так много врет и какая с этого ему польза. Лука возражает, что не всегда душевную муку можно излечить правдой, и поведал историю о человеке, верившего в праведную землю, где живут люди только хорошие, уважающие всех и помогающие друг другу. Этот горемыка терпел нужду, но не терял надежды, что уйдет искать эту землю. Однажды попросил сосланного ученого показать ему на карте это место. Но тот убедил, что такой земли не существует. Тогда человек, избив ученого, удавился. Бубнов со своим неверием угрюмо надсмеялся над очередной сказкой. Пепел, воодушевленный рассказом, стал уговаривать Наташу ехать с ним в Сибирь искать лучшей жизни, и она соглашается.

Для обитателей ночлежки правда тоже вещь весьма опасная и сомнительная. Правда о планах Пепла, открывшаяся Василисе, оборачивается трагедией. Желая отомстить Ваське, ослепленная ревностью Василиса при участии Костылева расправляется с Наташей, избив ее и обварив кипятком. Вступаясь за девушку, Васька случайно убивает Костылева и попадает в тюрьму. Лука незаметно исчезает после драки. Клещ из-за похорон Анны вынужден продать слесарный инструмент, с помощью которого зарабатывал себе на пропитание, и проклинает правду, понимая свою обреченность. Наташа, выйдя из больницы, пропала без вести. Актер, потеряв надежду на излечение, повесился. Общая правда для всех – невозможность покинуть эту ночлежку прячется в мечты и напрасные надежды, не давая вырваться из порочного и замкнутого круга. Символично заканчивается действие песней ночлежников про темную тюрьму, из которой не дают сбежать железные цепи.

К Луке особый интерес проявляет Сатин, который не нуждается в утешениях и не занимается самообманом, у него иное мнение. Он единственный очутился на дне добровольно, его не тяготит жизнь, которую он ведет, используя свой ум и способности для шулерства. В его высказываниях раскрывается моральный облик. Он не желает работать, «чтобы быть сытым», ведь «Человек – выше сытости», отрицает «честь-совесть», которые необходимы тем, у кого есть власть и сила. Сатин провозглашает философию свободы и личного выбора человека. Но его свобода доведена до крайней степени, он свободен не только от забот о хлебе насущном, но и от морали, чести, совести.

Противоречивые мировоззрения Сатина и Луки – своеобразный спор о человеке и его предназначении. Лука жалеет людей, давая надежду, которая предполагает, что существуют некие внешние условия для достижения цели: для кого-то – клиника, для кого-то – Сибирь. Он верит во внутренние силы человека, поддерживая его желания. Тем самым он побуждает к действию и стремлению измениться. Для людей, немощных духом и потерявшим надежду, его сострадание основано на утаивании истины и примирении с обстоятельствами. Не случайно имя персонажа напоминает евангелиста Луку, но созвучно со словом лукавый. Лука хоть и пророчил героям лучшую жизнь, после его ухода все сложилось иначе. Васька попадает в Сибирь, но не как вольный поселенец, а на каторгу. Актер, утратив веру в себя, повторил участь героя притчи о праведной земле. Эти события опровергают утешение как путь к спасению.

Сатин протестует против унизительной жалости, которая показывает неспособность человека быть творцом своей судьбы. Он убежден, что Человек – понятие гордое, для него «ложь – религия рабов и хозяев», а «правда – бог свободного человека». Необычное написание в монологах слов «человек» с большой буквы, а «Бог» с маленькой и схожесть имен «Сатин» и «сатана» говорят о бунтующей душе героя.Странно, что так судит о правде пьяный шулер, добывающий деньги обманом. Но он оправдывается тем, что и «порядочные люди говорят, как шулера».

Но объединяет Сатина и Луку их размышления о человеке, достойного лучшей участи и заслуживающего уважения.

2
Спор Луки и Сатина (Источник)

Авторская позиция в споре

В пьесе нет одного героя, выражающего авторскую точку зрения. Горький не делит героев на главных и второстепенных, для него нет положительных героев. Лука и Сатин не противопоставлены, своими разногласиями они дополняют друг друга и выражают противоречивые поиски истины самого писателя.

Ключом к пониманию авторской позиции может послужить поэма «Человек», которую Горький завершил через год после написания «На дне», где создал обобщенный образ трагически прекрасного Человека, путешествующего по Вселенной. Герой творит все сам, благодаря верной подруге Мысли, но окружен враждебной свитой, которая стремится к его порабощению. Его неустанно сопровождают: голодная Любовь, прихрамывающая Дружба, уставшая Надежда с сестрицей – приукрашенной Ложью, всех утешающей, Ненависть в оковах терпения, Вера с темными очами и вечная спутница Смерть, всегда готовая к поцелуям. Когда три птицы: Уныние, Тоска, Отчаяние поют в его душе, робкая Надежда красивыми словами, подпевая о радостях покоя и счастье примирения, толкает его в тину объятий сладкой Лени, а та в цепкие лапы своей дочери Скуки. Но мятежный Человек, благодаря зоркой и бессмертной Мысли, не теряет себя. Сатин был выразителем такой идеи, для него человек, созданный по образу и подобию Бога, прежде всего творец, мыслитель.

М.Горький сам писал, что хотел изобразить Луку как красноречивого вредоносного утешителя с холодной душой, но у него не получилось сделать его «извергом добродетели», чтобы любить, жалеть «эти дрянные мешки с кишками» и помогать им жить, и дописывает, что «все-таки жалко людей». Лука в итоге вышел как искренний и мудрый утешитель.

 

Основной философский вопрос: что важнее - истина или сострадание?

Основной конфликт в пьесе определен философским вопросом: «Нужна ли человеку неутешительная правда и стоит ли ее утаивать, доводя сострадание до лжи?» На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Одних правда может убить, другим помочь. Но каким бы сильным не был человек, ему необходимы понимание окружающих, их участие и уважение.

 

Заключение

Пьеса воспринималась современниками Горького как революционная. Но спустя столетие она не утратила своей актуальности, популярна до сих пор и обошла все мировые театральные подмостки[12], благодаря глубокому философскому подтексту. Скорее всего, человека с такими качествами, как у Луки, в наше время называли бы толерантным[13] и бесконфликтным, он мог бы стать неплохим психотерапевтом, помогающим людям адаптироваться к реалиям непростой жизни.

 

Словарь

1. Босяк – обнищавший человек, без жилья и работы.

2. Цензура – структура государственного контроля в искусстве, запрещающая распространение вредоносной информации.

3. Мещане – низшее сословие городских жителей до 1917 г. в Российской империи (торговцы, ремесленники и др.)

4. Разночинцы – выходцы из различных низших сословий, получившие образование.

5. Пройдоха – нечестный, ловкий делец.

6. Шельма – хитрый обманщик.

7. Шулер – карточный мошенник.

8. Пропойца – сильно пьющий человек.

9. Тунеядство – нежелание работать, безделье.

10. Скорняк – мастер по выделке меха.

11. Картузник – изготавливающий мужские головные уборы.

12. Подмостки – театральная сцена.

13. Толерантный – принимающий другого человека таким, как он есть, не осуждающий его жизнь.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда и в каком театре состоялась премьера пьесы "На дне"?
1Малый театр, 1902 г.
2Театр "Школа современной пьесы", 1900 г.
3Московский художественный театр, 1902 г.
Ответить
3
Вопрос: 2
Основным конфликтом в пьесе является:
1Социальный
2Философский
3Любовный
Ответить
2
Вопрос: 3
Кто из ночлежников не жил постоянно в ночлежке Костылева, был странником:
1Лука
2Бубнов
3Васька Пепел
Ответить
1
Вопрос: 4
Кто из героев не нуждается в утешениях Луки, считая, что жалость унижает человека:
1Анна
2Актёр
3Сатин
Ответить
3
Вопрос: 5
Кто из обитателей ночлежки кичится своим дворянством:
1Клещ
2Барон
3Бубнов
Ответить
2
Вопрос: 6
Какой герой, потеряв надежду на излечение, кончает жизнь самоубийством?
1Актёр
2Клещ
3Костылёв
Ответить
1
Вопрос: 7
Кто произносит слова: "Человек - это звучит гордо"?
1Лука
2Сатин
3Пепел
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда и в каком театре состоялась премьера пьесы "На дне"?
1) Малый театр, 1902 г. 2) Театр "Школа современной пьесы", 1900 г. 3) Московский художественный театр, 1902 г.
2 вопрос:

Основным конфликтом в пьесе является:
1) Социальный 2) Философский 3) Любовный
3 вопрос:

Кто из ночлежников не жил постоянно в ночлежке Костылева, был странником:
1) Лука 2) Бубнов 3) Васька Пепел
4 вопрос:

Кто из героев не нуждается в утешениях Луки, считая, что жалость унижает человека:
1) Анна 2) Актёр 3) Сатин
5 вопрос:

Кто из обитателей ночлежки кичится своим дворянством:
1) Клещ 2) Барон 3) Бубнов
6 вопрос:

Какой герой, потеряв надежду на излечение, кончает жизнь самоубийством?
1) Актёр 2) Клещ 3) Костылёв
7 вопрос:

Кто произносит слова: "Человек - это звучит гордо"?
1) Лука 2) Сатин 3) Пепел
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Московский художественный театр, 1902 г.
2 вопрос: Философский
3 вопрос: Лука
4 вопрос: Сатин
5 вопрос: Барон
6 вопрос: Актёр
7 вопрос: Сатин
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти