Математика

Время. Ломаная. Периметр
План урока:
Дорогие ребята, узнайте, с кем нам сегодня предстоит встретиться на уроке. Для этого расположите двузначные числа первого ряда в порядке возрастания, а числа второго ряда – в порядке убывания.
Верно, сегодня у нас в гостях герои сказки «Золотой ключик»: Буратино и Мальвина. Помните, как Мальвина учила озорного деревянного мальчишку писать и считать? Вот и сегодня Буратино без вас не справится: задания сложные.
Единицы времени. Час. Минута
Буратино, посмотри на часы и ответь, во сколько начался наш урок.
Верно, стрелки показывают ровно 9 часов.
Короткая стрелка – часовая. Ей предстоит пройти за 1 час от одной большой черточки до другой. Длинная стрелка – минутная. Она справится за 1 минуту с расстоянием от одной маленькой черточки до другой. Ребята, сосчитайте, сколько таких черточек по кругу циферблата? Верно, 60. Весь круг минутная стрелка проходит за 1 час.
Кратко будем обозначать так:
час – ч,
минута – мин.
Определим вместе, какое время показывают часы.
Ребята, открою небольшой секрет. Гораздо удобнее считать минуты по 5. От одного числа до другого на циферблате – 5 минут.
1 – 5 минут,
2 – 10 минут,
3 – 15 минут,
4 – 20 минут,
5 – 25 минут,
6 – 30 минут,
7 – 35 минут,
8 – 40 минут,
9 – 45 минут,
10 – 50 минут,
11 – 55 минут,
12 – 60 минут или 00 минут (начинаем сначала).
Задача. Ребята, вчера Буратино и Пьеро играли в шахматы. Начало партии: 9 ч 00 мин. Окончание партии: 9 ч 20 мин. Нарисуйте стрелки на макете часов.
Сколько минут длилась партия? Сколько маленьких черточек прошла минутная стрелка?
Партия длилась 20 минут. Минутная стрелка прошла 20 маленьких черточек.
В народе говорят «Минута час бережет». Как вы понимаете это выражение? Что можно успеть за 1 минуту? Буратино предлагает соревнование: кто больше решит примеров за 1 минуту (Без ошибок!). Для экономии времени примеры списывать не нужно, записывайте только ответы. Попросите друга сказать: «Стоп!», когда время закончится. Итак, начинаем!
Буратино решил без ошибок 9 примеров из 12. Неплохо! Какой результат получился у вас?
Правильные ответы: 16, 12, 10, 12, 9, 8, 8, 2, 8, 4, 11, 10.
Ребята, каждую минуту своего времени надо беречь, чтобы успеть сделать очень много добрых дел.
Длина ломаной
Сегодня на урок Мальвина принесла вот такой инструмент.
Ребята, Буратино, вы знаете, как он называется?
Верно, это циркуль. Он нужен для изображения окружностей и измерения расстояний на небольших чертежах. Мы с помощью циркуля научимся измерять длину ломаной линии.
В 1 классе вы многое узнали о ломаной. Давайте повторим!
Ломаная состоит из отрезков (звеньев). Концы каждого звена – вершины ломаной линии.
Буратино будет измерять каждое звено ломаной линии с помощью линейки, а Мальвина – циркулем. Затем сравним результаты.
У Буратино получилось так: первое звено – 5 см, второе звено – 3 см, третье звено – 2 см.
Узнаем длину ломаной линии: 5 + 3 + 2 = 10 (см).
Мальвина начертила прямую линию.
С помощью циркуля отложила на ней отрезки, равные длинам звеньев ломаной (друг за другом). При помощи линейки измерила весь отрезок: 10 см.
У Буратино и Мальвины получились одинаковые ответы. Значит, оба способа – верные. Какой способ вам понравился больше?
Ребята, потренируйтесь начертить разные ломаные линии и найти их длину двумя способами.
Например, такие:
Числовые выражения
Ребята, Буратино, что записано у Мальвины на доске?
Верно, примеры! В математике такие записи называют числовыми выражениями. Найти значение выражения – то же самое, что решить пример. Помните, в таких выражениях действия выполняем по порядку!
У Буратино получились такие значения выражений: 9, 18, 23, 1, 7, 11. А у вас?
В каком примере Буратино допустил ошибку?
Запишем числовые выражения.
Из числа 18 вычесть сумму чисел 5 и 3.
К числу 10 прибавить разность чисел 9 и 6.
18 – (5 + 3)
10 + (9 – 6)
Запомните! Действие, записанное в скобках, выполняется первым!
Расставим порядок действий и найдем значения этих выражений.
Запишите самостоятельно выражения, расставьте порядок действий и найдите их значения.
Из суммы чисел 15 и 5 вычесть 9.
К числу 6 прибавить разность чисел 9 и 7.
Задача. Ребята, Мальвина задала трудную задачу. Помогите Буратино с ней справиться! Выберите выражение, которое составлено по этой задаче. Найдите его значение.
«Пьеро сочинил вчера 6 стихотворений. А сегодня – на 3 стихотворения больше. Сколько всего стихов сочинил Пьеро за два дня?».
Надо выбрать правильное выражение: 6 + (6 + 3) 6 + (6 – 3) 6 – (6 – 3)
Буратино выбрал выражение: 6 – (6 – 3), рассуждая так: «Не нравятся мне грустные стишки Пьеро, буду отнимать!». Согласны?
Конечно, нет.
Выбираем выражение: 6 + (6 + 3).
6 + 3 – столько сочинил стихов сегодня.
6 + (6 + 3) – столько сочинил стихов за два дня.
Найдем значение выражения: 6 + (6 + 3) = 15
Периметр многоугольника
Продолжим урок в саду на свежем воздухе. Какую форму имеет цветник в нашем саду?
Верно, это многоугольник.
Буратино шагает вдоль забора цветника и считает шаги. Получилось ровно 40 шагов.
5 + 5 + 10 + 5 + 5 + 10 = 40 (ш.)
Буратино нашел периметр многоугольника.
Озорной деревянный мальчишка рассмеялся: «Ключик находил, а вот никакого такого периметра я не находил!».
Что же такое «периметр»?
Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон.
Обозначим слово «периметр» буквой Р (Так принято в математике!).
Вернемся в класс и продолжим урок!
Помните о двух способах нахождения длины ломаной? Можно ли этими способами найти периметр многоугольника? Как вы думаете?
Задача. Найдем вместе периметр треугольника.
Мальвина сделает это с помощью линейки, а Буратино будет использовать циркуль.
Мальвина измерила каждую сторону треугольника по линейке: 6 см, 6 см, 4 см. Затем длины сторон сложила: Р = 6 + 6 + 4 = 16 (см).
Буратино начертил прямую линию. Отложил на ней с помощью циркуля длины сторон треугольника.
Ответ Буратино – 16 см.
Справились с заданием отлично! Молодцы!
Действительно, оба способа подходят для нахождения периметра.
Буратино очень хорошо сегодня работал на уроке. И почти не ошибался. А у вас, ребята, все получилось?
Выберите смайлик.
Ребята, напоследок Буратино подготовил для вас и для Мальвины веселую задачу на смекалку: «Буратино шел и пятак нашел. Сколько пятаков найдет Мальвина, если пойдет тем же путем?».
Ответ: ни одного.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В 1 часе…
1) 30 минут 2) 60 минут 3) 45 минут 4) 90 минут
Периметр многоугольника – это…
1) Прямоугольник 2) Квадрат 3) Сумма длин всех его сторон 4) Разность
Действия, записанные в скобках, выполняют…
1) Первыми 2) Последними 3) По желанию 4) Невнимательно
Из числа 13 вычесть сумму чисел 15 и 5
1) 10 2) 8 3) 3 4) 5
В 1 см…
1) 10 мм 2) 100 мм 3) 20 мм 4) 3 мм
Минутная стрелка показывает на циферблате часов на цифру 5. Сколько минут прошло от начала часа?
1) 15 минут 2) 60 минут 3) 25 минут 4) 30 минут