Русский язык

Урок 4: Предложение и предлоги

Предложение. Связь слов в предложении. Предлоги

Сегодня мы узнаем, что такое предложение, из чего оно состоит и какие признаки имеет

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Предложение как единица речи

Связь слов в предложении

Законченность мысли

Признаки предложения

Предложения по цели высказывания

Интонация

Знаки препинания в предложениях

Словосочетание и его отличие от предложения

Предлоги и их функция

 

Предложение как единица речи

Посмотри на записи. Определи, в какой группе слов записано предложение. Объясни, почему.

  • Избушка, лиса, весна, снег
  • Избушка весной
  • Весной у лисы растаяла избушка

Верно, предложение записано в 3 группе слов. Только здесь понятно, о чем говорится.

1dfhhj

 

Связь слов в предложении

Каждое предложение состоит из слов. Но достаточно ли просто поставить рядом друг с другом несколько разных слов?

Давай это проверим.

Прочитай две группы слов. Со словами какой группы можно составить предложение? Что для этого нужно сделать?

2hkj

Верно, в предложение складываются слова только первой группы, нужно лишь поставить их в определенном порядке:

Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.

3hkg

Давай потренируемся и проследим, что нужно сделать, чтобы составить предложение из слов:

пригласить театр спектакль Женя на Саша

Когда ты составляешь предложение, то делаешь следующее:

●       объединяешь слова по смыслу;

●       меняешь форму некоторых слов: Женя — Женю, Саша — Сашу, пригласить — пригласил;

●       добавляешь предлог "в".

Получилось: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль.

 

Законченность мысли

А теперь посмотри на следующую запись и определи, сколько в ней предложений. Как ты это выяснил?

Ели и березки засыпаны снегом зимний лес живет на солнце сверкнула рыжая шубка лисы ворона перелетела с ветки на ветку

Проверь себя: здесь записаны 4 предложения, потому что выражены 4 отдельных мысли:

  1. про снег на деревьях;
  2. про лес;
  3. про шубку лисы;
  4. про ворону.

 

Признаки предложения

Давай еще раз вернемся к этим предложениям. Не кажется ли тебе, что здесь что-то не так?

<Ели и березки засыпаны снегом зимний лес живет на солнце сверкнула рыжая шубка лисы ворона перелетела с ветки на ветку

Верно, в конце предложения должны стоять точки. Они сообщают о том, что мысль завершена. А каждое новое должно начинаться с заглавной буквы.

4gdfgd

 

Предложения по цели высказывания

В русском языке недаром есть несколько знаков препинания в конце предложения. Каждый из них что-то значит.

Давай вместе порассуждаем.

Любое из предложений говорится с какой-то целью. Как ты думаешь, для чего говорятся следующие из них:

  • Зимой птицам сложно найти себе корм
  • Ты помыл руки перед едой?
  • Не обижай мою сестру!

Совершенно верно! В первом предложении информация сообщается, во втором — задается вопрос, а в третьем высказывается требование.

Теперь мы выяснили, что существует 3 группы предложений по цели высказывания. Их нужно запомнить

5gdfgds

 

Интонация

Попробуй прочитать предложения в соответствии со знаком препинания, который стоит на конце:

Хорошая горка получилась.

Хорошая горка получилась!

Хорошая горка получилась?

Одинаково ли ты произносишь их?

Конечно, все они произносятся по-разному.

Работу голоса, его усиление, повышение и понижение назвали словом интонация. Каждое предложение мы произносим с какой-то интонацией. При этом в конце мы голосом показываем, что мысль закончена. Такую работу голоса называют интонацией конца предложения (конца мысли).

Мы выяснили, что предложения бывают разными по цели высказывания, но также они бывают разными по интонации. Можно произносить одно — спокойным тоном, а другое — с особым чувством.

6hfgh

На письме можно обозначить их стрелками:

7hfgh

Давай потренируемся. Прочитай каждое предложение и отметь стрелкой, восклицательное оно или невосклицательное.

  1. Лена, ты выучила правило?
  2. Лужи покрыты льдом.
  3. Куда поставить вазу с цветами?
  4. Как великолепен русский лес!
  5. С деревьев опадают листья.
  6. Не забудь вернуть мои карандаши!

А теперь проверь, как должно быть выполнено задание.

8jhj

Каждое предложение выражает мысль, для этого в нем есть важное по смыслу слово. Обычно именно его в устной речи мы выделяем голосом. Если это слово в вопросе, то часто может подсказывать ответ.

Приведем пример. Прочитай предложения, выделяя голосом выделенное слово. Чем отличаются мысли каждого из них?

Мама пришла.

Мама пришла.

Действительно, самое главное, что сообщается в первом случае: пришла мама, а не папа, бабушка или брат. Во втором предложении главная мысль, что мама наконец пришла, возможно, кто-то долго ее ждал или спрашивал.

Прочитай вопросы. Какие слова ты выделяешь голосом?

Кто автор “Мойдодыра”?

Когда выпадает снег?

Если ты ответишь, то заметишь, что в ответе слова с конца вопроса перемещаются ближе к началу: Автор “Мойдодыра” — Корней Чуковский. Снег выпадает зимой.

А вот самые важные слова ответа находятся в конце предложения.

 

Знаки препинания в предложениях

Теперь еще раз вернемся к знакам препинания на конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки.

Каждый из знаков выполняет в предложении свою работу. Запомни это.

9jghj

Прочитай следующую запись и попробуй расставить знаки препинания. Объясни, почему именно такой знак должен стоять в конце предложения.

  • Мы гуляли в осеннем лесу
  • До чего здесь красиво
  • А вы были в осеннем лесу

Проверь себя: Мы гуляли в осеннем лесу. До чего здесь красиво! А вы были в осеннем лесу?

 

Словосочетание и его отличие от предложения

А теперь сравни две записи:

  • Весеннее солнышко.
  • Весеннее солнышко выплыло на небо.

Можно ли их назвать предложениями?

Почему первая запись — не предложение?

Верно, она не выражает законченной мысли.

Первая запись — словосочетание.

Словосочетание — это несколько слов, которые связаны по смыслу, но не имеют законченной мысли. Они помогают более точно назвать предмет (имеется ввиду именно солнце весной, а не в другое время года).

Теперь, когда ты это знаешь, попробуй выделить предложение среди словосочетаний. Помни, что предложение выражает законченную мысль, а не просто уточняет слова.

  • Белый котик.
  • В Кривом переулке.
  • Ты начинаешь.
  • Скоро начнется гроза.

Отлично! Лишь последнюю запись можно назвать предложением.

 

Предлоги и их функция

Прочитай предложение ниже. Задай вопрос к каждому слову.

Ехал Ваня на коне

Какое слово осталось без вопроса?

Верно, к слову «на» задать вопрос нельзя.

Такие слова называются предлоги, в переводе с греческого это означает “перед словом”. Обычно предлоги употребляются перед словами-предметами, т.е. служат для них. Поэтому предлоги — это служебные слова и ничего не обозначают. Но в предложении выполняют важную работу.

Давай узнаем для чего служат предлоги? Для этого составь и прочитай предложения.

  • Летом я гостил у (бабушка).
  • Скоро я снова поеду к (бабушка).

Что тебе пришлось сделать?

Верно, чтобы составить предложение, пришлось изменить форму слова «бабушка» на «бабушки», потому что с предлогом «у» слово употребляется именно так.

Можешь ли ты теперь сделать вывод, какие функции есть у предлогов?

Верно, ты изменял форму слова, значит, предлоги нужны для связи слов в предложении.

Посмотри на картинку и попробуй составить по ней свои предложения с предлогами.

10jghjg
Источник

Отлично. Теперь ты знаешь, что иногда без предлогов невозможно составить предложение.

Сегодня ты узнал много нового о предложении:

  • какие оно имеет признаки;
  • каким бывает по интонации и цели высказывания;
  • как составляется из слов;
  • чем оно отличается от словосочетания;
  • кто помогает связывать слова в предложение.

Проверь, насколько хорошо ты усвоил эти знания. Для этого ответь на вопросы теста, выбрав один или несколько вариантов ответа.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Определи предложение по цели высказывания: Ваня очень не любит делать уроки
1Невосклицательное
2Вопросительное
3Повествовательное
Ответить
3
Вопрос: 2
Какого признака у предложения нет?
1Состоит из слов
2Начинается с новой строки
3В конце ставится знак препинания
4Начинается с заглавной буквы
5Выражает законченную мысль
Ответить
2
Вопрос: 3
Лето кактус около лежит хмуро. Почему эту запись нельзя называть предложением?
1В записи недостаточно слов
2Слова не связаны друг с другом по смыслу
3На конце стоит неправильный знак препинания
Ответить
2
Вопрос: 4
Среди записей выбери предложение:
1Серое небо
2Ушел далеко
3Сидит на деревянном стуле
4Медведь спит в берлоге
Ответить
4
Вопрос: 5
Для чего служат предлоги?
1Для передачи интонации в предложении
2Для связи слов в предложении
3Для уточнения значения слова, которое стоит рядом
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Определи предложение по цели высказывания: Ваня очень не любит делать уроки
1) Невосклицательное 2) Вопросительное 3) Повествовательное
2 вопрос:

Какого признака у предложения нет?
1) Состоит из слов 2) Начинается с новой строки 3) В конце ставится знак препинания 4) Начинается с заглавной буквы 5) Выражает законченную мысль
3 вопрос:

Лето кактус около лежит хмуро. Почему эту запись нельзя называть предложением?
1) В записи недостаточно слов 2) Слова не связаны друг с другом по смыслу 3) На конце стоит неправильный знак препинания
4 вопрос:

Среди записей выбери предложение:
1) Серое небо 2) Ушел далеко 3) Сидит на деревянном стуле 4) Медведь спит в берлоге
5 вопрос:

Для чего служат предлоги?
1) Для передачи интонации в предложении 2) Для связи слов в предложении 3) Для уточнения значения слова, которое стоит рядом
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Повествовательное
2 вопрос: Начинается с новой строки
3 вопрос: Слова не связаны друг с другом по смыслу
4 вопрос: Медведь спит в берлоге
5 вопрос: Для связи слов в предложении