Литература

Урок 4: Лирика М.Ю. Лермонтова

Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова

Темы лирики Лермонтова весьма разнообразны: это темы Родины, истории, нравственности, любви, природы, поэта и поэзии, самопознания, жизни и смерти и др. Романтической лирике Лермонтова почти на протяжении всего творчества присуща тема «двоемирия». Это понятие признает существование двух миров: земного, воплотившего все реальное с его страстями, и небесного, почти недостижимого духовного мира гармонии, счастья, покоя.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Начало поэтического пути, раннее романтическое творчество

Творческая биография Лермонтова

Тема Родины в творчестве Лермонтова

Тема поэта и поэзии. Адресаты любовной лирики

Художественный мир лирики Лермонтова

 

Начало поэтического пути, раннее романтическое творчество

Основные темы и образы лирических героев

Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве, вырос в Тарханах, родовом имении бабушки, которая его воспитывала. Он рано потерял мать, отец, по настоянию бабушки, в воспитании сына не участвовал. Мальчик рос необычайно способным, хорошо рисовал, был одарен музыкально, стал рано сочинять стихи, знал иностранные языки.

После учился в пансионе, затем непродолжительное время в Московском университете, который спустя 2 года сменил на Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Лермонтов был далек от литературных кругов, но он состоялся прежде всего, как поэт.

Темы лирики Лермонтова весьма разнообразны: это темы Родины, истории, нравственности, любви, природы, поэта и поэзии, самопознания, жизни и смерти и др.

Романтической лирике Лермонтова почти на протяжении всего творчества присуща тема «двоемирия». Это понятие признает существование двух миров: земного, воплотившего все реальное с его страстями, и небесного, почти недостижимого духовного мира гармонии, счастья, покоя. Герои Лермонтова часто оказываются в промежуточном бытии между небом и землей, это мятежное духовное существование, которое возвысило над земным, но не достигло небесной гармонии. Этим противоречием вызвано трагическое мировосприятие героев, и определяются основные мотивы лирики: одиночества, печали, неприкаянности, безысходности, двойственности души.

Все ранние стихи поэта стали своеобразным автобиографическим лирическим дневником.

В раннем творчестве Лермонтова чувствовалось влияние западноевропейской романтической поэзии. Он с увлечением читал в подлинниках[1] произведения Байрона, Шиллера, Шекспира. Особенно юному Лермонтову была близка поэзия английского поэта Байрона, в творчестве которого он находил много общего с собственными взглядами. Накануне своего 18-летия он написал лирический монолог: «Нет, я не Байрон, я другой», его герой такой же гонимый и непонятый другими странник, но у него «русская душа». Отвечая на вопрос, кто поведает тайны его души, отваживается на строку: «Я - или бог- или никто».

Стихотворение «Парус» (1832 г.) на первый взгляд, можно отнести к пейзажной лирике. Тем не менее вопросы, относящие к образу паруса, говорят о размышлениях, присущих человеку, который что-то кинул в «краю родном», что-то ищет, ему нужны и буря, и покой. Парус – символ мятежной души лирического героя. Так и в других стихотворениях, таких как «Листок», «Утес», «Тучи», «На севере диком» и др., пейзажные образы имеют, двойное, прямое и переносное, значение и являются отражением внутреннего мира человека.

В 14 лет Лермонтов под влиянием западноевропейского романтизма начал писать поэму «Демон». Работа над текстом, который 8 раз редактировался,продолжалась в течение 10 лет до 1839 г. Эта романтическая поэма, благодаря многолетним духовным поискам, наполнилась глубоким философским смыслом. Запрещенная цензурой, она стала известна благодаря рукописным копиям. Полный текст был опубликован в 1860 г.

В отличие от демонических образов Люцифера, Сатаны, Мефистофеля, созданных Байроном, Мильтоном, Гете, мифологический герой Лермонтова обрел новые черты.

Демон обитает в небесном космическом пространстве, а не в аду, спускается из безмолвных просторов воздушного эфира[2] на землю. У «духа изгнанья» метущаяся душа, раздираемая противоречиями: добром и злом, буйством страстей и отрешенным равнодушием ко всему сущему. Он странствует без цели над «грешною землею», наблюдая движение небесных светил и комет во вселенной. Его время остановилось: века подобны мгновениям. Бесплотный облик Демона олицетворяет не тьму, а «ясный вечер», сумерки.

Ему наскучило творить зло, люди сами погрязли в грехах и смертоубийствах. Восставший ангел получил «познанье и свободу», умение «все чувствовать, все видеть». Но он все подвергает сомнению, даже вечность для него иллюзорна[3].

На земле он встречает Тамару, чей мир полон любви и радости. Грузинская княжна живет среди гор, цветущих лугов с прохладными ручьями. Она - прекрасное дитя земного мира, осязаемого и чувственного, полного красок, запахов и звуков. Любуясь красавицей, Демон, «счастливый первенец творенья», вспоминает мир ангелов и херувимов[4] до своего , в котором жил в гармонии с миром и видел улыбки комет. Он захотел примирения с небом, чтобы опять любить.

Но сжигаемый страстью, искушает в снах лукавыми уговорами Тамару, которая, ища защиты от искусителя, уходит в монастырь. Но Демон и там ее настиг, и девушка погибает. Ее раскаявшуюся душу спасает от Демона Ангел, унося в рай.

Демон вновь воспылал ненавистью к Богу, лишившему его души Тамары. Утратив надежду на возрождение, он обречен на вечные муки одиночества в бескрайних и безмолвных просторах вселенной.

Образ Демона стал в поэтическом мире Лермонтова основным «олицетворением его творческого самосознания». Образ индивидуалиста, страдающего, бунтующего против мира и Бога, прямо или косвенно нашел отражение во многих других произведениях, в том числе, в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

Образы с демоническими чертами и мятежным духом в творчестве внука тревожили Елизавету Алексеевну Арсеньеву, переживая за Мишеля, она постоянно молилась за исцеление его души. Она видела причину увлечений мистикой в проклятом наследии его предков по отцовской линии, среди которых был Томас Лермонт, по прозвищу Рифмач, средневековый шотландский чернокнижник[5] и бард[6]. Его потомок стал военным наемником и попал в Россию в XVII веке при царе Михаиле Романове, остался служить и принял православие, сменив имя Георга Лермонта на Юрия Лермонтова.

makovsky demon i tamara
Маковский "Демон и Тамара" (Источник)

 

Творческая биография Лермонтова

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Темы жизни и смерти, философские мотивы

Поэзия Лермонтова была известна узкому кругу близких знакомых, он не общался в литературных кругах и не публиковал своих стихотворений. Как поэт стал известен, когда его потрясла трагическая гибель Пушкина.

Двадцатидвухлетний гусарский офицер Лермонтов напишет стихотворение «Смерть поэта», которое быстро разошлось среди друзей и стало знаменитым буквально в считанные дни, его цитировали почти по всему Петербургу, отправляли в письмах к знакомым в другие города. Хотя в стихотворении не упоминается имя Пушкина, всем было понятно, о каком «дивном гении» и «невольнике чести» написано.

После дуэли и смерти Пушкина Николай I, опасаясь протестов в обществе, распорядился тайно вывезти тело поэта из Петербурга, которое, спрятав под рогожей[7] на телеге, ночью отправили под жандармским[8] конвоем[9] в Михайловское. Власти хотели, чтобы поскорее забыли о случившемся, но Лермонтов напомнил о трагедии своим исключительным по злободневности стихотворением и взбудоражил общество, открыто назвав истинных виновников гибели поэта: власть и ее придворное окружение. Так стихийно начался творческий путь Лермонтова, но продлится он всего четыре с половиной года до его собственной роковой дуэли с Мартыновым в 1841 г.

Лермонтова арестовали, затем сослали в Нижегородский полк, участвующий в боевых действиях на Кавказе, в которых поэт проявил себя как храбрый офицер. За проявленное мужество его не раз представляли к наградам, но император эти представления отклонял.

Несмотря на службу и участие в боевых операциях, именно в это время он много пишет, но уже не для себя, как раньше, а для того, чтобы его услышали другие. В стихотворении «Дума» (1838 г.), отождествляя себя со своими современниками, он считает, что как поэт должен сказать нелицеприятную[10] правду о своем поколении, стать его совестью. Основные мысли «Думы» будут использованы при создании «Героя нашего времени».

Лермонтов, вернувшийся с Кавказа в 1838 г., встретил 19-летнюю, но уже овдовевшую княгиню Марию Щербатову. Эта одаренная и красивая женщина вдохновила написать несколько лирических произведений. Одно из них - стихотворение «Молитва» (1939 г.) он посвятит ей.

У Лермонтова уже было с таким названием два стихотворения. «Молитва» 1829 г. – исповедь об одержимости поэта земными страстями и жаждой творчества, звуками своих «грешных песен» он не может молиться Богу. Стихотворение 1837 г. - обращение с молитвой к Богородице, но не о своей «пустынной» душе, а с просьбой о счастье и успокоении «девы невинной».

Но именно последнюю «Молитву» можно считать образцом духовной лирики. Набожная бабушка поэта с умилением читала знакомым текст «Молитвы», уверяя, что Мишеньку незаслуженно многие считают безбожником.

Лермонтов, никогда не читавший другим свои произведения, сделал для княгини однажды исключение и прочитал «Демона». Мария Алексеевна была восхищена красотой поэтических образов, но ее поразило мрачное содержание поэмы. Понимая, что мятежный Демон – это отражение состояния души поэта, попросила Лермонтова дать слово вспоминать о молитве в тоскливые минуты. Судя по всему, Лермонтов обещание сдержал, и это получило отклик в таком проникновенном стихотворении. У стихотворения непривычное название для поэтического текста, ведь молитвами считаются освященные церковные обращения верующих. Жанр «Молитвы» можно определить, как лирический монолог, в котором герой передает свои чувства.

В стихотворении соединились романтические и христианские мотивы. Передано состояние умиротворения лирического героя от «живых слов» чудной молитвы, дарующей благодать и успокоение. Чувство грусти, близкой к отчаянию, сменила грусть просветленная. По отзыву Белинского, мятежный дух поэта, изливавший прежде «безотрадные, леденящие сердце» строки, создал молитвенную «мелодию надежды, примирения и блаженства жизни», в наслаждении самой жизнью.

Вскоре Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ во второй раз. Назойливые ухаживания сына французского посланника за княгиней Щербатовой стали поводом для дуэли. Хотя поединок обошелся без жертв, Лермонтов выстрелил не в противника, в воздух, а Эмиль де Барант промахнулся, власти воспользовались этим конфликтом, чтобы удалить Лермонтова из столицы.

В последние годы Лермонтова в его творчестве звучат философские мотивы, поэт переосмысливает жизненные ценности. Темой жизни проникнуто стихотворение «И скучно, и грустно…», которое было написано, когда Лермонтову было 26 лет, но он говорит о своих разочарованиях, о бессмысленности желаний, страстей, о невозможности любви. Итог стихотворения в последних строчках, как итог прожитой жизни, которую он называет «пустой и глупой шуткой». Это кощунственное умозаключение невольно наводит на мысль, кто же так глупо шутит? Конечно, это тот, благодаря которому жизнь дана. Бог выступает как враждебная сила, надсмехающаяся над человеком.

Тема смерти присутствует в творчестве Лермонтова с юношеских лет до самой гибели во многих стихотворениях. Четверостишие «Пора уснуть последним сном..», похожее на эпитафию[11], написано в 17-летнем возрасте.

«Выхожу один я на дорогу» (1841 г.), появившееся незадолго до дуэли, похоже на предсмертное завещание. Стихотворение начинается с мотива дороги, пути, ведущих в никуда, словно посреди вселенной, где пустыня внимает Богу, звезды разговаривают друг с другом, земля спит «в сиянии голубом». Интересно, что герой, как и Демон, видит землю словно из космоса. Ведь только через сто с лишним лет человечество, покорив космос, узнает, что наша планета, окруженная атмосферой, действительно голубого цвета. В этом ночном пейзаже, наполненном гармонией, герой, чувствуя отчаяние и беспокойство, ищет покоя, стремится «забыться и заснуть», но не «холодным сном могилы».

В написанном за несколько месяцев до роковой дуэли стихотворении «Сон» Лермонтов предрекает собственную смерть: лирический герой увидел себя во сне неподвижно лежащим в горной долине с глубокой раной в груди от пули, истекающим кровью. Гибель поэта в действительности и его предвидение, совпадающие в деталях, Владимир Соловьев, философ-мистик, объяснял тем, что Лермонтову в наследство достался дар предвидения от его шотландского магического предка.

Поэт очень критично относился к своему творчеству. В единственный прижизненный сборник он включил только 26 стихотворений, написанных им после 1937 г., и две поэмы: «Песню про купца Калашникова» и «Мцыри».

 

Тема Родины в творчестве Лермонтова

К теме Родины у Лермонтова неоднозначное отношение. Он гордился славной историей России, восхищался народными обычаями, любил русскую природу. Но Россия для него и страна социальных противоречий и крепостного права, неразрешимых политических и экономических проблем.

Эти взгляды были отражены в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1841г.), в котором он напишет о своем презрении к власти и слепой преданности подданных. Это официальная сторона страны, где господствуют «голубые мундиры» жандармов, «всевидящих» и «всеслышащих».

wwr

В стихотворении «Родина» он говорит о своей странной и необъяснимой любви к родной стране. Но за противоречивостью чувств искреннее восхищение путешествующего по степям героя русской природой и миром народной жизни. Это для него Россия подлинная.

В стихотворении «Предсказание» Лермонтов пророчески предвидел грядущие исторические потрясения для России: падение самодержавия, низвержение законов, разорение страны, голод и многочисленные жертвы нового порядка.

Hjhh

 

Тема поэта и поэзии. Адресаты любовной лирики

Одной из ключевых тем у Лермонтова станет тема поэзии. В четырнадцать лет он напишет стихотворение «Поэт», в котором образ поэта он представит, как избранника божьего. Спустя 10 лет напишет стихотворением с таким же названием, в котором говорит, что высокое призвание поэта не должно превращаться в предмет развлечения толпы. В стихотворении «Смерть поэта» он создаст образ истинного поэта, ставшего национальной гордостью, заслужившего народную любовь.

Как и Пушкин, Лермонтов определяет роль поэта пророческим предназначением. Но видит и понимает его по-своему. Оба поэта в 26-летнем возрасте напишут стихотворения «Пророк», навеянные библейским образом пророка Исайи[12]. Но у Пушкина это время расцвета творчества, он пишет о необходимости нести свой дар людям. Лермонтов в этом возрасте уже подводит итоги своего творческого пути, в его «Пророке» звучит горькое осознание ненужности поэзии людям.

После дуэли Лермонтова, у него дома во время обыска был найден альбом со стихами, в котором на последней странице был записан «Пророк», ставший своеобразным продолжением пушкинского одноименного стихотворения. У Пушкина лирический герой из пустыни уходит к людям, чтобы служить им своим словом. Герой Лермонтова, обретя божественное «всеведение пророка», хотел провозглашать идеи правды и любви, но злоба и пороки читались им в глазах людей, считавших его гордым глупцом. Его не понимали, бросали с бешенством в него камни, глумились над его бедностью, угрюмостью, худобой и бледностью. Он уходит из мира людей, ищет уединения в пустыне, обретя там гармонию в единении с природой, его пророческие слова слушают лишь звезды.

Любовная лирика Лермонтова проникнута сложными, противоречивыми чувствами, бескорыстными и страстными, «небесными» и демоническими. Боль измен и расставаний, непостоянство возлюбленных привели к разочарованиям: «Любить…но кого же?.. на время – не стоит труда. А вечно любить невозможно».

Имена нескольких женщин, ставших музами для вдохновения, были увековечены в поэзии Лермонтова: Анна Столыпина, Наталья Иванова, Александра Смирнова, Евдокия Ростопчина, Александра Верещагина, Прасковья Бартенева, Мария Щербатова, Софья Карамзина. Но хочется упомянуть о женщинах, которые оставили особый след в судьбе поэта. Екатерина Сушкова подарила первую любовь, Варвара Лопухина– чувство, которое Лермонтов хранил всю жизнь, и о которой думал в последние дни.

Много стихотворений, объединенных в «Сушковский цикл», было навеяно первым юношеским увлечением красавицей Екатериной Сушковой, которая не воспринимала поэта всерьез. Одно из них - стихотворение «Нищий» (1830 г.), это повествование не просто о старике, просящем подаяние, и о жестокости обманувших его людей. В нем звучит и любовная тема. Влюбленный герой так же обманут в своих искренних чувствах, в его словах звучит обида от неразделенной любви.

«Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г.), считающееся последним стихотворением Лермонтова, адресовано к Екатерине Быховец, дальней родственнице, напоминавшей ему сердечную привязанность всей жизни - Варвару Лопухину, которую он полюбил в студенческие годы, и, хотя чувства были взаимными, девушка, по настоянию родителей вышла замуж за другого. О чувствах к ней и написано это стихотворение. Варенька послужила прообразом многих героинь Лермонтова, стихи, посвященные Лопухиной, отличаются искренностью и теплотой.

 

Художественный мир лирики Лермонтова

В мировой литературе не было еще примеров столь короткого жизненного и творческого пути. Прожив всего 26 с небольшим лет, Лермонтов создал немало произведений, ставших всемирными литературными шедеврами еще при его жизни.

Творчество Лермонтова пронизано самоанализом и познанием духовной жизни: многие лирические произведения представляют собой монологи, размышления, воспоминания. Своеобразие творческой натуры, проявившееся в сочетании поэтического дара и таланта художника, романтического воображения и аналитического ума, послужило созданию неповторимого мира художественного слова Лермонтова.

 

Словарь

1. В подлиннике (читать) – читать на родном для автора языке, без перевода.

2. Эфир – высокое небесное воздушное пространство.

3. Херувим – библейское небесное существо.

4. Иллюзорный – призрачный, нереальный.

5. Чернокнижник – изучающий книги по черной магии.

6. Бард – певец, исполняющий песни на свои стихи.

7. Рогожа – ткань грубого плетения, изготовляемая для хозяйственных нужд.

8. Жандарм – полицейский чин.

9. Конвой – охрана.

10. Нелицеприятная – справедливая, хотя и неприятная.

11. Эпитафия – изречение, сочиненное на смерть кого-то, или написанное на могильном памятнике.

12. Пророк Исайя – библейский персонаж, посредник между Богом и людьми.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни и место рождения Лермонтова:
11812 – 1840 Москва
21814 - 1841 Петербург
31814 -1841 Москва
Ответить
3
Вопрос: 2
В каком имении прошли детские годы поэта:
1Михайловское
2Тарханы
3Ясная поляна
Ответить
2
Вопрос: 3
Сколько лет Лермонтов писал поэму «Демон»:
18
212
310
Ответить
3
Вопрос: 4
Бросив Московский университет, продолжил обучение в:
1Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
2Петербургском университете
3Царскосельском лицее
Ответить
1
Вопрос: 5
В первую ссылку на Кавказ Лермонтова отправили за:
1Написание стихотворения «Смерть поэта»
2Дуэль
3За нарушение воинских обязанностей
Ответить
1
Вопрос: 6
В каком стихотворении Лермонтов пророчески описал обстоятельства своей гибели:
1«Предсказание»
2«Сон»
3«Пророк»
Ответить
2
Вопрос: 7
Кто стал виновником гибели Лермонтова:
1Дантес
2Барант
3Мартынов
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни и место рождения Лермонтова:
1) 1812 – 1840 Москва 2) 1814 - 1841 Петербург 3) 1814 -1841 Москва
2 вопрос:

В каком имении прошли детские годы поэта:
1) Михайловское 2) Тарханы 3) Ясная поляна
3 вопрос:

Сколько лет Лермонтов писал поэму «Демон»:
1) 8 2) 12 3) 10
4 вопрос:

Бросив Московский университет, продолжил обучение в:
1) Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров 2) Петербургском университете 3) Царскосельском лицее
5 вопрос:

В первую ссылку на Кавказ Лермонтова отправили за:
1) Написание стихотворения «Смерть поэта» 2) Дуэль 3) За нарушение воинских обязанностей
6 вопрос:

В каком стихотворении Лермонтов пророчески описал обстоятельства своей гибели:
1) «Предсказание» 2) «Сон» 3) «Пророк»
7 вопрос:

Кто стал виновником гибели Лермонтова:
1) Дантес 2) Барант 3) Мартынов
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1814 -1841 Москва
2 вопрос: Тарханы
3 вопрос: 10
4 вопрос: Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
5 вопрос: Написание стихотворения «Смерть поэта»
6 вопрос: «Сон»
7 вопрос: Мартынов
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти