Литература

Урок 4: Драма "Борис Годунов"

Александр Пушкин "Борис Годунов"

В материалах данного урока дается анализ первой исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов».

План урока:

История создания драмы «Борис Годунов»

Новаторство Пушкина-драматурга

Образы летописца Пимена и Григория Отрепьева

Место трагедии «Борис Годунов» в истории русской литературы и культуры

 

История создания драмы «Борис Годунов»

Историческая основа произведения. Смутное время в истории России

Историческую трагедию «Борис Годунов» Пушкин начал писать во время Михайловской ссылки в конце 1824 г., закончил в ноябре 1825 г. В основу сюжета драмы легли события, описанные Н.М. Карамзиным в X и XI томах «Истории государства Российского». Действие трагедии разворачивается в начале так называемого Смутного времени на рубеже XVI-XVII в. и затрагивает переломную эпоху смены династии Рюриковичей династией Романовых. Пушкин использовал историческую версию о непосредственной причастности Бориса Годунова к смерти сына Ивана Грозного Дмитрия в Угличе. Хотя прямых доказательств вины Годунова в гибели наследника царского престола династии Рюриковичей не существует. Но все же Годунов под видом всенародного избрания получил власть.Основными темами трагедии «Борис Годунов» стал темы власти и народа, ответственности власти перед народом, роль народа в истории. Пушкин посвятил произведение своему вдохновителю – историку и писателю Н.М. Карамзину.

Рукопись Пушкин привез с собой в Москву летом 1826 г., когда его перед своей коронацией отозвал из ссылки Николай I. В сентябре-октябре Пушкин устроил несколько чтений драмы для своих друзей. Узнав об этом, глава тайной полиции А. Бенкендорф потребовал рукопись для цензурной проверки. Рукопись попала к Николаю I, вызвала неодобрение и была запрещена.Император, ставший личным цензором Пушкина после ссылки, настоятельно рекомендовал драму переделать. К печати были допущены отрывки нескольких сцен.

Напечатана трагедия «Борис Годунов» была только в конце 1830 г., но многие сцены были переписаны или удалены по настоянию цензуры. В театре постановку драмы тоже запретили. Впервые она была поставлена на сцене только в 1870 г.

boris godunov
Кадр из фильма С.Бондарчука "Борис Годунов"  

 

Новаторство Пушкина-драматурга

Особенности композиции трагедии. Тема власти и народа в исторической драме «Борис Годунов». Образ Бориса Годунова

Трагедия «Борис Годунов» стала первой реалистической драмой в русской литературе. Пьеса была новой для своего времени. Современники даже считали ее непригодной для театра.Драматургические произведения того времени создавались по определенным законам, нарушение которых воспринималось как отсутствие дарования у автора. Прежде всего драматургия предполагала единство места, времени и действия в пределах одной пьесы. Герои должны были быть положительными или отрицательными, в финале добро должно торжествовать, а зло быть наказано. Требовалось строгое соблюдение жанрового разграничения на трагедию, комедию, драму. Новаторство Пушкина как драматурга проявилось в том, что все фундаментальные законы классицистической драматургии были нарушены в трагедии «Борис Годунов».

godunov
Борис Годунов  

Действие в пьесе происходит в течение семи лет, переносится внезапно из Москвы в Литву или Польшу. В каждой сцене новое место действия: то Новодевичий, то Чудов монастыри, площадь на Девичьем поле, Лобное место, Кремлевские палаты, корчма[1] на литовской границе, Краков. Впервые в пьесе главное действо совершается не на сцене, а за сценой. Нарушены в трагедии правила единства действия. Повествуется параллельно о двух историях, которые не пересекаются: судьбе Годунова, теряющего власть, и авантюрной истории Отрепьева, пытающегося ее заполучить. Затруднительным для постановки было большое количество действующих лиц в массовых и батальных сценах. Характеры героев неоднозначны и сложны. Речь персонажей передана в форме «белого стиха», прозы или поэзии, меняется от высокопарного слога до просторечия.Трагические эпизоды смешаны с комическими, драматические сцены с лирическими.В «Борисе Годунове»динамичный сюжет, захватывающие диалоги действующих лиц, размышляющих о происходящем, пытающихся понять взаимосвязь событий.

Композиция драмы выстроена как историческая хроника. Начинается повествование в 1598 г. В Москве после кончины царя Федора Иоанновича началось смятение в народе, который в мольбах и плаче взывает к Борису Годунову возглавить престол.Князья Воротынский и Шуйский обмениваются суждениями о шурине[2] умершего царя Годунове, который уже месяц находится в Новодевичьем монастыре вместе с вдовствующей царицей Ириной, постриженной в монахини. Бориса бояре считают менее родовитым, чем они, называют «вчерашним рабом, татарином, зятем Малюты, «палачом» в душе. Они сходятся во мнении, что Годунов лукавит, отказываясь от престола, его считают виновником странной гибели царевича Дмитрия семь лет назад. Тем не менее ему пророчат быть царем, смелость Годунова важнее знатности. Собравшийся у монастыря народ возводит с помощью боярской знати согласившегося Годунова на трон.

В 1603 г. инок[3] Григорий Отрепьев узнал от своего наставника, летописца Пимена подробности кончины царевича Дмитрия. Он тайно бежит из Чудова монастыря, чтобы назваться именем чудом спасенного царского сына и сместить Годунова. Пимен сообщает о случившемся патриарху, который велит изловить беглого монаха и заточить в Соловецком монастыре.

Царь Борис любит беседовать с кудесниками[4] и колдунами, ища причину своих мучений. Он царствует уже 6 лет, много сделал для довольствия народа, но сам несчастен. Годунов считает, что люди отвечают ему черной неблагодарностью, обвиняя во всех злосчастьях, приписывая даже мнимые преступления.

Отрепьев направляется в Литву, затем в Польшу, чтобы найти союзников для захвата Московского престола. В Кракове Лжедмитрий начинает собирать войско для похода на Москву. На пути в Россию останавливается у польского воеводы Мнишека и очаровывается его дочерью. Ей Григорий признается не только в любви, но и в том, что он – не царевич. Марина дает согласие быть его женой, если он станет царем.

lzhedmitrii i marina
Лжедмитрий и Марина  

На званом вечере у Шуйского боярин Афанасий Пушкин поведал, что получил весть от своего племянника из Польши, что там объявился царевич Дмитрий, и польский король обещал ему помощь. Шуйский передает новость Годунову.

В 1604 г. войска Самозванца вторгаются на русские земли, берут в осаду Чернигов, после побеждают у Новгород-Северского, но под Севском терпят поражение. А России начинаются волнения. Лжедмитрий набирает новое войско и продолжает поход на Москву.

Царя Бориса беспокоят мятежные волнения, вызванные Самозванцем. Он собирает бояр для совета, патриарх советует привезти в Кремль из Углича мощи Дмитрия, чтобы развеять слухи о его чудном спасении. Годунов жестоко пресекает мятежи,тюрьмы переполнены, тем, кто говорит о Лжедмитрии, отрезают языки и казнят.

Борис Годунов внезапно умирает, благословив на власть своего наследника – сына Федора. Бояре, перешедшие к самозванцу, провозглашают царем Лжедмитрия. Федора Годунова и его мать Марию бояре задушили, объявив, что они покончили с собой, выпив яд. Бояре призывают приветствовать нового царя Дмитрия Ивановича, но никто этого не делает.

Образ Годунова дается в различных ракурсах, он не предстает, как законченный злодей. Пушкин показал духовную трагедию монарха, стремящегося к процветанию государства, но не сумевшего воплотить все задуманное, ибо был лишен поддержки народа. Борис Годунов представлен как умный, просвещенный правитель и талантливый политик, радеющий о делах государственных, желающий своей стране блага. Несмотря на добрые для народа дела, его считают виновником всех несчастий.

Герой трагедии Пушкина воспринимается всеми подсознательно детоубийцей, хотя прямо об этом не говорится. Есть злодеяния, о которых Годунов не говорит даже самому себе, словно боится в чем-то даже себе сознаться. Он избегает перевоза мощей царевича в Москву, предпочитая допустить врага в столицу.Он понимает, что если мощи Дмитрия действительно чудотворны, то по церковным канонам царевич был мучеником, невинно убиенным. Это может подтвердить домыслы о вине Годунова, быть доказательством его прямого или косвенного причастия к убийству. Чтобы избежать разоблачения, он от страха готов на ложь, лукавство, лицемерие. Его стремления заглушить голос совести и чувство вины говорят о скрытых грехах. По себе он знает, что «жалок тот, в ком совесть нечиста», ибо «рад бежать, да некуда».

Душевные муки делают царя подозрительным и суеверным. Ему нравится общаться с колдуном, которому он жалуется, что живет без радости и счастья.Он умирает без покаяния, унеся свои тайны в могилу. Годунов спешит перед смертью дать наставления сыну, как править после него. Но судьба Федора уже предрешена.Преступление, давно свершившееся, оказало влияние на ход последующих событий. Трагедия «Борис Годунов» начинается рассказом о трагической гибели малолетнего царевича, заканчивается убийством 16-летнего царевича Федора Годунова. Годунов становится заложником собственного злодеяния, оно возвращается к нему, губит его сына.

Есть в трагедии незримые персонажи, о которых говорят на протяжении всего сюжета. Образ умерщвленного царевича Димитрия присутствует почти во всех сценах, связывая все события в единую цепь. Никто не может забыть трагедию детоубийства, которая стала истинной причиной потрясений в государстве. Тень Иоанна Грозного также незримо присутствует в пьесе. Многие персонажи вспоминают деяния жестокого царя, его злодейства, вызывающие ужас даже после его смерти, его внезапные приступы замаливания грехов и стремление к праведной жизни.Существует связь между прошлым и будущим: истоки смуты зарождались во времена правления Ивана Грозного. Тирания, произвол и жестокость царя породили интриги, преступления, безнравственные поступки в его окружении. Не случайно Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова, возглавлявшего опричнину. А политические интриги помогли ему не только выжить, но и приблизиться к престолу, став наставником больного Федора Иоанновича.

Не только Годунов, многие персонажи трагедии проходят искушение властью. В окружающей Бориса Годунова знати – это лукавый царедворец Шуйский, малодушный Басманов. Мнят себя властителями Григорий Отрепьев и Марина Мнишек. Но никому из них не дано было достичь желаемого господства.

 

Образы летописца Пимена и Григория Отрепьева

Анализ эпизода в келье Чудова монастыря. Образ народа в драме. Смысл финала трагедии

Сцена в келье Чудова монастыря является одной из самых значимых в пьесе, в ней происходит завязка главных событий. Ночью при свете лампады летописец Пимен завершает «завещанный от Бога» летописный труд. Проснувшийся Григорий рассказывает, что его уж третью ночь преследует сон, как он с башни смотрит на Москву, внизу над ним смеются люди, и он, испугавшись, падает вниз. Пимен советует смирять себя молитвой. Ему и самому, не «сотворившему молитвы», может сон причудиться про бурные молодые годы, боевые схватки, шумные пиры. Григорий жалуется Пимену, что ничего ему не довелось узнать, кроме монашеской жизни, а Пимен во времена своей молодости и воевал, и был при дворе Иоанна.Старец же считает, что все это повидал по Божьей воле, чтобы стать хранителем истории и отразить эти события в летописи. Он увещевает Григория не завидовать искушениям мирской жизни, а посвятить себя служению Богу. Он надеется, что Григорий станет его преемником и продолжит летопись. Молодой монах расспрашивает Пимена и узнает, что тот в Угличе был очевидцем трагедии, случившейся с царевичем. Старец упоминает о возрасте погибшего, сказав, что тот был бы одних лет с Григорием. Невольно своим рассказом Пимен наводит юношу на дерзкие мысли: тот не хочет быть свидетелем истории, он хочет ее творить.Отрепьев убегает из монастыря, обмолвившись, что будет царем.

Во время беседы раскрывается образ Пимена. Старец является выразителем независимого от власти и толпы мнения, он придерживается принципов объективности и правдивости.Для него равны «правые и виновные», «добру и злу» он внимает равнодушно, не зная «жалости и гнева».В своем труде он видит высокое предназначение: передавать истинную правду о минувшем последующим поколениям. Пушкин писал, что в образе Пимена он собрал из старых летописей черты их создателей: «простодушие, умилительная кротость», набожное усердие.

pimen i grishka v chudovom monastyre
Пимен и Гришка в Чудовом монастыре (из оперы)  

Неоднозначен и противоречив образ Григория Отрепьева. Это легкомысленный юноша и удачливый авантюрист, порожденный Смутным временем. Он предстает по ходу сюжета в многочисленных своих перевоплощениях:беглый черноризец[5], воин и дипломат, политический интриган, благосклонный правитель. Он неглупый, даже одаренный человек, остроумный и красноречивый собеседник, хитрый лжец, пылкий влюбленный, поэт в душе. Роковую роль в судьбе Гришки сыграла тщеславная польская красавица Марина Мнишек, пожелавшая стать московской царицей.

Гришка представляет себя мстителем за злодеяния Годунова, но он приводит за собой врагов на русские земли, готов помочь полякам обратить Русь в католичество.Этому герою Пушкин не раз меняет имя, называя его Григорием, Самозванцем, Лжедмитрием, Димитрием. Последним именем авантюрист называется, когда он размышляет о своем судьбоносном предназначении. Словно сама судьба «тенью Грозного» его усыновила, «Димитрием из гроба нарекла», возмутив вокруг него народы для свержения Годунова. Судьба делает своим орудием самозванца, чтобы покарать другого самозванца.

Хотя сцены расправы над Гришкой и его гибели нет в трагедии, будущее Самозванца в трагедии открывается нам в его сновидениях, которыми он делился с Пименом. Ему видится в снах его восхождение на башню, с высоты которой он смотрит на Москву, потом падение под смех народа. Этот сон метафорически передает достигнутые самозванцем высоты власти и его крах.

Важное место отводится собирательному образу народа. Упоминания о народе многократно встречаются в трагедии. Он тоже непосредственный участник и свидетель роковых событий. Народ предстает то разрозненной пестрой толпой, в которой кто-то притворно, а кто-то искренне призывает Годунова на царство, то мощной и неуправляемой силой, которая не поддается призывам приветствовать Лжедмитрия и «безмолвствует». Каждый претендент на власть желает заручиться народной поддержкой. Но народное мнение иногда противоречит ожиданиям властителей. Народ не принимает милостей Годунова, не признает его благодеяний, считая виновным в грехе детоубийства. Хотя, поддавшись панике, когда династия Рюриковичей прервалась, сам же народ Годунова избрал царем. От имени всех говорит Пимен, принимая на себя часть общей народной вины: «Прогневали мы Бога, согрешили: владыкою себе цареубийцу мы нарекли».

Персонаж юродивого Николки из толпы народа несет существенную смысловую нагрузку. Глас юродивого – это глас Бога, ведь Николка делает все так, как велит Богородица. Он бесстрашно говорит с земным властителем от имени власти небесной. На просьбу Бориса Годунова помолиться за него, он отвечает, что не может молиться за детоубийцу.

В открытом финале трагедии скрыта глубокая мысль, заключенная в авторской ремарке о безмолвствующем народе. Никто в толпе не верит в самоубийство Федора и его матери, никто не решается приветствовать нового царя. А совсем недавно толпа, подстрекаемая заговорщиками, готова была для расправы «вязать Борисова щенка», истребить «проклятое племя» Бориса Годунова. Народные массы служат лишь средством для властолюбивых правителей, которым они слепо доверяются.Но поняв, что доверие может быть использовано во зло, народ в ужасе безмолвствует от осознания собственной причастности к совершенному злу.Трагедия власти в «Борисе Годунове»очевидна и закономерна: на престол снова не взойдет законный царь, а самозванец и преступник, которому уготована участь следующей жертвы в борьбе за власть.

narod bezmolvstvuet
Финал "Народ безмолствует" 

 

Место трагедии «Борис Годунов» в истории русской литературы и культуры

В. Белинский назвал историческую трагедию «Борис Годунов» первой подлинно русской народной трагедией. Для дальнейшего творчества Пушкина трагедия сыграла решающую роль, став родоначальницей многочисленных исторических пушкинских произведений, таких как «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и др. Пушкину удалось в трагедии не только показать масштабную, объемную и правдивую картину прошлых времен, но и проникнуть в глубины общественных отношений «мыслью историка», дав оценку событиям изображаемой эпохи, философски осмыслив проблемы взаимоотношений власти и народа, которые остаются актуальны для любого времени. На основе трагедии Пушкина М. Мусоргским была написана одноименная опера «Борис Годунов», которую композитор назвал народной музыкальной драмой, ставшей новым словом в истории русской и мировой музыкальной культуры.

 

Словарь

1. Корчма – кабак, питейное заведение

2. Шурин – брат жены

3. Инок - монах

4. Кудесник – маг, колдун

5. Черноризец – монах, послушник

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Борис Годунов", 1986

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда была закончена трагедия «Борис Годунов»
11825 г.
21826 г.
31830 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
Действие трагедии происходит
1XVв. – XVIв.
2XVIв. – XVIIв.
3XVIIв. – XVIIIв.
Ответить
2
Вопрос: 3
В Новодевичьем монастыре Борис Годунов укрылся вместе
1С матерью
2С женой
3С сестрой
Ответить
3
Вопрос: 4
В причастности к чьей гибели подозревают Годунова
1Царевича Алексея
2Царевича Дмитрия
3Царя Федора Иоанновича
Ответить
2
Вопрос: 5
Григорий Отрепьев, покидая монастырь, говорит, что станет
1Патриархом
2Мирянином
3Царем
Ответить
3
Вопрос: 6
С кем нравилось беседовать Годунову
1С патриархом
2С боярами
3С колдуном
Ответить
3
Вопрос: 7
Годунов мучается от
1Безответной любви
2Нечистой совести
3Жажды власти
Ответить
2
Вопрос: 8
Кто сообщает Годунову о появлении в Польше спасшегося царевича
1Патриарх
2Шуйский
3Пимен
Ответить
2
Вопрос: 9
Почему юродивый Николка отказывается молится за Годунова
1Богородица не велит молиться за детоубийцу
2Царь не выполнил просьбу наказать обидевших его мальчишек
3Назло боярам
Ответить
1
Вопрос: 10
Какую причину смерти царевича Федора и его матери объявили народу
1Несчастный случай
2Отравились ядом
3Умерли от болезни
Ответить
2
Вопрос: 11
Какой ремаркой оканчивается трагедия
1Народ ликует
2Народ молчит
3Народ безмолвствует
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда была закончена трагедия «Борис Годунов»
1) 1825 г. 2) 1826 г. 3) 1830 г.
2 вопрос:

Действие трагедии происходит
1) XVв. – XVIв. 2) XVIв. – XVIIв. 3) XVIIв. – XVIIIв.
3 вопрос:

В Новодевичьем монастыре Борис Годунов укрылся вместе
1) С матерью 2) С женой 3) С сестрой
4 вопрос:

В причастности к чьей гибели подозревают Годунова
1) Царевича Алексея 2) Царевича Дмитрия 3) Царя Федора Иоанновича
5 вопрос:

Григорий Отрепьев, покидая монастырь, говорит, что станет
1) Патриархом 2) Мирянином 3) Царем
6 вопрос:

С кем нравилось беседовать Годунову
1) С патриархом 2) С боярами 3) С колдуном
7 вопрос:

Годунов мучается от
1) Безответной любви 2) Нечистой совести 3) Жажды власти
8 вопрос:

Кто сообщает Годунову о появлении в Польше спасшегося царевича
1) Патриарх 2) Шуйский 3) Пимен
9 вопрос:

Почему юродивый Николка отказывается молится за Годунова
1) Богородица не велит молиться за детоубийцу 2) Царь не выполнил просьбу наказать обидевших его мальчишек 3) Назло боярам
10 вопрос:

Какую причину смерти царевича Федора и его матери объявили народу
1) Несчастный случай 2) Отравились ядом 3) Умерли от болезни
11 вопрос:

Какой ремаркой оканчивается трагедия
1) Народ ликует 2) Народ молчит 3) Народ безмолвствует
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1825 г.
2 вопрос: XVIв. – XVIIв.
3 вопрос: С сестрой
4 вопрос: Царевича Дмитрия
5 вопрос: Царем
6 вопрос: С колдуном
7 вопрос: Нечистой совести
8 вопрос: Шуйский
9 вопрос: Богородица не велит молиться за детоубийцу
10 вопрос: Отравились ядом
11 вопрос: Народ безмолвствует