Обществознание

Урок 3: Внутренний мир человека

Внутренний мир человека

Человек - существо биосоциальное, он не может удовлетворяться только материальным существованием. Духовная жизнь человека, включающая в себя творческую, религиозную, познавательную и культурную деятельность, напрямую зависит от внутреннего мира индивида. Внутренний мир – это сфера человеческой психики, которая включает в себя жизненные цели и интересы, мировоззрение человека, совокупность стереотипов, идей, образов, норм морали, тип мышления. У каждой личности свой собственный неповторимый внутренний мир, отличающий людей между собой. Из каких составляющих состоит внутренний мир человека, что скрывается за этим сложным понятием – вы узнаете из данного урока.

План урока:

Человеческое мышление

Человеческие чувства и эмоции

Убеждения

Мировоззрение

Менталитет

 

1
 

В мире нет одинаковых людей, каждый человек уникален. Эта уникальность обеспечивается как внешними биологическими отличиями, так и внутренними психологическими особенностями личности. Если внешне люди могут быть полностью неотличны друг от друга (например, близнецы), то внутренний мир человека всегда неповторим. Внутренний мир – многогранное понятие, он состоит из отдельных психических процессов и явлений. Рассмотрим подробно основные такие явления и процессы: мышление, мировоззрение, совокупность чувств и эмоций, убеждений и жизненных ценностей.

 

Человеческое мышление

2
 

Важнейшая способность, которой наделяет человека природа - это способность к мышлению. Люди постоянно заняты разнообразной мыслительной деятельностью: когда работают или отдыхают, смотрят телевизор, идут в магазин за покупками, разговаривают друг с другом.

Мышление – это процесс умственной деятельности, заключающийся в восприятии и познании окружающего мира, анализе и преобразовании полученной информации об окружающей среде. Мыслительные процессы недоступны человеческому взгляду, ведь они происходят в голове. Однако, от этих, невидимых процессов зависит человеческая судьба, отношение человека к жизни, его успехи и неудачи.

Развитие мышления происходит постепенно, начиная с раннего детства. Сначала ребенок познает окружающий мир на основе деятельности его органов чувств: зрения, обоняния, осязания и прочих. Затем, у него формируются представления об окружающей действительности, накапливаются некоторые теоретические знания об окружающем мире.

Пример. Стоит человеку услышать слово «лимон» и он уже понимает, о чем идет речь. В процессе мышления индивид одновременно представляет себе кислый вкус, специфический цитрусовый запах, желтый цвет фрукта, его размеры и форму. Одновременно с этим, у разных людей, всплывают различные воспоминания, связанные с этим объектом окружающего мира: кто-то часто ел лимоны при отравлении, чтобы устранить тошноту, другие употребляли лимоны в чае, третье ели цитрусовые дольками, посыпанными сахаром.

Развитие интеллекта позволяет анализировать полученные знания и информацию, сопоставлять свойства одних предметов или явлений с другими, обобщать и синтезировать полученные данные.

Основными методами мышления являются создание понятий и умозаключений, различных суждений, с помощью которых человек описывает окружающую его действительность, выявляет отдельные свойства предметов или явлений. Таким образом, о каждом объекте окружающего мира у людей формируется собственная «база данных», которыми человек руководствуется в процессе своей деятельности.

В зависимости от того, каким образом протекает мыслительная деятельность, выделяют следующие виды мышления:

  1. Абстрактное мышление – это разновидность умственной деятельности человека, которая заключается в обобщении полученной информации, создании на ее основе несуществующих в природе абстрактных образов. В этом случае, познавательная деятельность основана на построении целостного восприятия окружающей действительности, а не отдельных ее элементов. Такая форма мышления позволяет индивиду находить нестандартные способы решения проблем, выходить за рамки общепринятых правил. Абстрактное мышление помогает найти те закономерности, которые недоступны восприятию при использовании обычной логики.
  2. Логическое мышление – это форма мыслительной деятельности, заключающейся в разделении объектов познания на их отдельные составляющие (свойства) и сравнении этих составляющих между собой. В результате анализа полученных данных, на основе аргументов и доводов, индивид получает достоверные логические выводы.
  3. Понятийное мышление – это процесс умственной деятельности, в которой активно используются термины, определения, понятия, умозаключения. Такой тип мышления развивается в процессе учебы, он необходим для осуществления любой научной деятельности.
  4. Наглядно-действенное мышление – умственная деятельность, основанная на познании мира через совершение каких-либо практических действий. К примеру, получив один раз ожог от огня, человек впредь избегает с ним прямого контакта, познает, таким образом, практическим путем свойства этого объекта познания.

Человеческие чувства и эмоции

3
 

Важной частью внутреннего мира человека являются его многообразные чувства и эмоции. Эмоция – это некоторое возбуждение, кратковременная взволнованность психики, которая возникает в результате соприкосновения индивида с внутренними или внешними раздражителями. Основными видами эмоций являются: радость, печаль, восторг, отвращение, интерес, гнев, удивление, стыд, страх.

Ежедневно люди испытывают десятки и даже сотни эмоций, в результате внешних или внутренних событий происходящих в их жизни. Внешним событием может быть встреча друга, длительное ожидание в очереди, просмотр кино и прочие. Внутренние события распознать сложнее, однако они также способны вызывать разнообразные виды эмоций у человека. К примеру, индивид вспомнил о смерти родственника и мгновенно испытал уныние, боль, страх, гнев. Затем он подумал о своей работе и ощутил отвращение, замечтался о предстоящем отпуске и испытал радость.

Чувства, в отличие от эмоций - это длительные переживания, устойчивые совокупности эмоциональных связей, привязанных к тому или иному объекту. Чаще всего чувства проявляются по отношению к отдельным людям, группам людей или даже всему обществу. Однако чувства могут проявляться и к неодушевленным предметам: привязанность к мобильному телефону, любовь к деньгам, ненависть к троллейбусам.

Чувства условно подразделяют на несколько отдельных категорий:

  1. Нравственные чувства – они направлены на принесение пользы обществу, на достижение взаимопонимания между людьми. К ним относят долг и совесть, доброжелательность, милосердие, чувство справедливости. Нравственные чувства человекаоцениваются социумом как положительные, одобряются большинством людей в обществе.
  2. Безнравственные чувства – совокупность негативных эмоций, направленных на отдельную личность, группу людей или общество. К ним обычно относят зависть, ненависть, жадность, недоброжелательность.
  3. Интеллектуальные чувства - проявляются в процессе познавательной деятельности людей: это удивление от неожиданно найденного решения, удовлетворение от проделанной работы, сомнение в достоверности данных.
  4. Эстетические чувства –переживаются человеком в процессе его соприкосновения с прекрасными или безобразными явлениями окружающего мира.

Все виды эмоций и чувств человека оказывают влияние на его поведение, привычки и характер.

 

Убеждения

4
 

Отдельной составляющей внутреннего мира личности являются ее убеждения, на основе которых индивид совершает те или иные поступки, принимает решения. Убеждения – это отдельные идеи, взгляды, представления индивида о самом себе и окружающем его мире. Примеры убеждений: «Хорошее образование – единственный путь к успеху», «Только богатые люди могут по-настоящему стать счастливыми», «В первую очередь нужно заботиться об окружающих и только потом о себе», «Жизнь – это борьба».

Убеждения формируются личностью осознанно, или под влиянием ряда факторов:

  • благодаря родительскому воспитанию - родители с детства прививают ребенку различные идеи, утверждения, мнения;
  • под влиянием национальных традиций, обычаев;
  • под влиянием непосредственного окружения индивида – воспитателей, друзей, учителей, знакомых, приятелей, сверстников, коллег по работе;
  • под воздействием СМИ: телевидения, интернета, кинематографа, радио;
  • вследствие подражания индивида авторитетам (политическим лидерам, знаменитостям, актерам, психологам, духовным наставникам).

Убеждения человека могут быть объективными, иметь свое логическое обоснование, а могут быть ошибочными, не соответствовать реальной картине мира. Ошибочная система убеждений негативно сказывается на самооценке индивида, мешает достигать поставленных целей, побуждает к принятию неверных решений.

Мировоззрение

5

Всю совокупность человеческих убеждений, систему взглядов на жизнь называют мировоззрением. Мировоззрение включает в себя все знания и опыт, полученные от взаимодействия человека с природой, самим собой, другими людьми. Мировоззрение человека изменить практически невозможно, очень сложно, в отличие от отдельных его идей, убеждений, ценностей.

Принято выделять несколько видов человеческого мировоззрения:

  1. Обыденное – мировоззрение, формирующиеся в процессе приобретения индивидом житейского опыта. Обыденный тип мировоззрения меняется в зависимости от изменения условий быта, окружающих обстоятельств (например, человек, переехавший в другую страну, постепенно перенимает новые ценности, взгляды, традиции свойственные данному типу общества).
  2. Научное мировоззрение - формируется благодаря приобретению личностью знаний об окружающем пространстве и о самом себе. В научном типе мировоззрения находится место только тем убеждениям, идеям, которые были логически доказаны, подтверждены научными исследованиями, проверены в научных лабораториях.
  3. Религиозное мировоззрение-характерно только тем личностям, у которых есть вера в сверхъестественные силы, высший разум, судьбу, Бога. Религиозное мировоззрение включает в себя определенные нормы морали, строгие правила и предписания, при соблюдении которых индивид может достичь счастья, удовлетворить высшие силы, Бога. Отклонение от этих норм, нарушение запретов ведет к грехопадению, негативным для человека последствиям.

Не может существовать одного вида мировоззрения в его чистой форме, в человеческой жизни постоянно смешиваются обыденное и научное, а иногда и религиозное мировоззрения.

 

Менталитет

6
 

Менталитет – это совокупность культурных ценностей, определенный образ мышления свойственный для того или иного народа, общественной группы, представителей одной национальности. Менталитет представляет собой своего рода коллективное сознание, способ восприятия мира схожий у представителей одной социальной группы.Наряду с вышеперечисленными элементами, менталитет также является составной частью внутреннего мира человека, влияет на его поступки, поведение в обществе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
К какому типу мышления относится обобщение полученной информации, создание на ее основе несуществующих в природе абстрактных образов?
1Логическому
2Наглядно-действенному
3Абстрактному
Ответить
3
Вопрос: 2
Эмоции в отличие от чувств:
1Возникают кратковременно, в результате соприкосновения психики с внешними или внутренними факторами
2Возникают в результате внешних событий, волнующих психику индивида
3Провоцируют только внутренние факторы, психические процессы индивида
Ответить
1
Вопрос: 3
Какое из чувств можно отнести к интеллектуальным:
1Милосердие
2Чувство справедливости
3Сомнение
Ответить
3
Вопрос: 4
Отдельные идеи, взгляды, представления личности о самой себе и окружающем мире называют:
1Мировоззрением
2Менталитетом
3Убеждениями
Ответить
3
Вопрос: 5
Единый образ мышления, свойственный представителям одной большой социальной группы, это:
1Мировоззрение
2Менталитет
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

К какому типу мышления относится обобщение полученной информации, создание на ее основе несуществующих в природе абстрактных образов?
1) Логическому 2) Наглядно-действенному 3) Абстрактному
2 вопрос:

Эмоции в отличие от чувств:
1) Возникают кратковременно, в результате соприкосновения психики с внешними или внутренними факторами 2) Возникают в результате внешних событий, волнующих психику индивида 3) Провоцируют только внутренние факторы, психические процессы индивида
3 вопрос:

Какое из чувств можно отнести к интеллектуальным:
1) Милосердие 2) Чувство справедливости 3) Сомнение
4 вопрос:

Отдельные идеи, взгляды, представления личности о самой себе и окружающем мире называют:
1) Мировоззрением 2) Менталитетом 3) Убеждениями
5 вопрос:

Единый образ мышления, свойственный представителям одной большой социальной группы, это:
1) Мировоззрение 2) Менталитет
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Абстрактному
2 вопрос: Возникают кратковременно, в результате соприкосновения психики с внешними или внутренними факторами
3 вопрос: Сомнение
4 вопрос: Убеждениями
5 вопрос: Менталитет