Математика

Урок 3: Единицы стоимости

Единицы стоимости. Обратные задачи

Научимся заменять число суммой разрядных слагаемых. Познакомимся с единицами стоимости: рубль, копейка. Будем совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Познакомимся с понятием: «обратные задачи».

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Устные приемы сложения и вычитания вида: 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30

Единицы стоимости. Рубль. Копейка

Решение задач с единицами длины, стоимости

Обратные задачи

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

 

Здравствуйте, ребята! Скорей занимайте места в нашем веселом паровозике под названием «Второклассник». Отправляемся! Мы побываем на самых интересных математических станциях: Решайкино, Покупайкино, Задачино, Наоборотово. Готовы? В путь!

1 edinicy stoimosti

Скорей по вагонам!

Гудит паровоз.

К сказочным станциям

Ребят он повез!

 

Устные приемы сложения и вычитания вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30

Остановка – станция Решайкино. Приготовьтесь складывать и вычитать устно.

2 edinicy stoimosti
Источник

Назовите номера фонарей на перроне станции. Определите количество десятков и единиц. Например, 15 – это 1 десяток и 5 единиц. Замените числа суммой разрядных слагаемых: 15=10+5.

3 edinicy stoimosti

 

Пользуясь этими записями, попробуем решить такие примеры:

64 – 4

38 – 8

91 – 1

86 – 6

64 – 60

38 – 30

91 – 90

86 – 80

Устно заменяйте двузначное число суммой разрядных слагаемых.

В примерах первого столбика из двухзначных чисел будем вычитать единицы. Останутся десятки. Во втором столбике, наоборот, будем вычитать десятки. Останутся единицы. Подсказка! Не забудьте при отсутствии единиц на их месте записать 0 (нуль) в ответах первого столбика.

 Решите примеры самостоятельно и сверьте их с ответами ниже:

4 edinicy stoimosti

 

Поиграем в игру «Зажги фонарик». К числу, записанному в середине, прибавляй по очереди числа внизу фонарика, называй ответ. Считай быстро. Если ни разу не ошибся, твой фонарик ярко горит.

Например, 30 + 2 =32, 30+8 =38.

5 edinicy stoimosti

 

Молодцы! Следующая математическая игра называется «Закрытое окно». Подумайте, какое число находится в закрытом окне?

6 edinicy stoimosti

 

Единицы стоимости. Рубль. Копейка

Поехали дальше! Наш паровозик мчится к станции Покупайкино. Смотрите, на перроне станции нас встречают коробейники. Сколько разных товаров!

7 edinicy stoimosti
Источники Мужчина Женщина

В кошельке коробейника много монет. Чтобы все это посчитать, нужна сноровка! Назовите монеты.

8 edinicy stoimosti
Источники Кошелёк Монеты

Сколько копеек в 1 рубле? Какими одинаковыми монетами можно набрать 1 рубль?

Запомни!

9 edinicy stoimosti

1 р = 50 к + 50 к

1 р =10 к + 10 к +10 к +10 к +10 к +10 к +10 к +10 к +10 к +10 к

 

Рубль и копейка – единицы стоимости. В задачах с единицами стоимости часто встречается слово «израсходовали». Что оно означает? (потратили денег: рублей или (и) копеек)

 

Решение задач с единицами стоимости, длины

Задержимся на этой станции. Купим у коробейника леденец на палочке за 5 р и конфету «Ириска» за 4 р. Сколько сдачи должен дать нам коробейник с 10 рублей?

10 edinicy stoimosti
Источник

11 edinicy stoimosti

 

Посмотрите, другой коробейник продает деревянные свистульки и матрешки. Свистулька-птичка стоит 20 р, а матрешка на 2 р дешевле. Сколько стоит матрешка?

Подсказка! Дешевле – значит, меньше.

12 edinicy stoimosti
Источник

13 edinicy stoimosti
Источник

А здесь скоморох устроил игру с цветными лентами. Длина красной ленты – 91 см, зеленой ленты – 82 см, а длина желтой ленты – 1 м. Запишите длины лент в порядке возрастания.

 

Повтори единицы длины!

14 edinicy stoimosti

 

На станции Покупайкино случился большой переполох. Правила потеряли свои вторые половинки. Помогите их найти.

15 edinicy stoimosti

 

Знание единиц длины пригодится в следующей задаче.

Наши коробейники продают красивые ткани. Для пошива детского платья нужно купить 2 м ткани, а для юбки – на 6 дм меньше. Сколько ткани нужно купить для пошива детской юбки?

Для решения этой задачи сначала сделаем преобразования: 2м = 20 дм.

Что означают слова «на…меньше» в условии задачи? (будем вычитать)

20 – 6 = 14 (дм) – нужно для пошива юбки.

Ответ: 14 дм ткани.

 

Обратные задачи

16 edinicy stoimosti
Источник

Пора в путь! Паровозик мчится дальше. Остановка – станция Наоборотово. Название станции от слова «наоборот», или «обратно».

 

Научимся составлять и решать задачи, обратные данной. Что значит, обратные задачи?

17 edinicy stoimosti

 

Решим вместе

В сказочном городке 5 деревянных домов и 4 каменных дома. Сколько всего домов в городке?

18 edinicy stoimosti

5 + 4 = 9 (д) – всего в городке.

Ответ: 9 домов.

 

Составим и решим 2 обратные задачи. Что было неизвестно, станет в нашей задаче известным. То, что было известным, будет неизвестно.

19 edinicy stoimosti

В сказочном городке всего 9 домов. Из них 5 домов деревянных. Сколько каменных домов в городке?

9 – 5 = 4 (д.) – каменных.

Ответ: 4 дома.

Это обратная задача.

 

Самостоятельно составьте еще одну обратную задачу. Запишите решение.

20 edinicy stoimosti

В сказочном городке всего 9 домов. Из них 4 дома каменных. Сколько деревянных домов в городке?

9 – 4 =5 (д.) – деревянных.

Ответ: 5 домов.

 

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

Паровозик спешит дальше. За окном мелькают леса, поля, озера. Стоп, остановка – станция Задачино! Решим вместе несколько задач.

21 edinicy stoimosti
Источник

 

Задача с неизвестным уменьшаемым

На стоянке такси было несколько машин. Когда 4 машины уехали, осталась 6 машин. Сколько машин было сначала? 

Какие главные слова выделим для краткой записи?

Было - ?

Уехали - 4 м.

Осталось - 6 м.

 

Что неизвестно в задаче? Как вы думаете, было на стоянке больше машин, чем осталось? Чем уехало? Конечно, больше! Большее число будем находить сложением.

6 + 4 = 10 (м.) – было на стоянке.

Ответ: 10 машин.

 

Задача с неизвестным вычитаемым

Составьте по краткой записи задачу о воздушных шарах и решите ее.

22 edinicy stoimosti
Источник

Было – 8 ш.

Улетели - ?

Осталось – 6 ш.

20 edinicy stoimosti

Было 8 воздушных шаров. Сильный ветер унес несколько шаров. Осталось 6 шаров. Сколько воздушных шаров унесло ветром?

8 – 6 = 2 (ш.) – унесло ветром.

Ответ: 2 шара.

 

Ребята, напоследок решите задачу – шутку.

Рано утром горластый петух разбудил двух человек. Сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 человек, спящих в доме поутру?

Ответ: один горластый петух разбудит всех людей, спящих в доме поутру.

23 edinicy stoimosti
Источник

Наш паровоз,

Вперед лети!

Но будет остановка.

Совсем немного отдохни,

И снова – тренировка!

 

Молодцы! Пора отправляться домой. Колеса паровоза стучат: «Пока, пока! Пора, пора!». До новых встреч!

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Маша заплатила за наклейку на дневник 2 монеты по 50 к. Сколько стоила наклейка?
11 р
290 к
380 к
450 к
Ответить
1
Вопрос: 2
Какое число при счете называют между числами 39 и 41?
130
250
340
438
Ответить
3
Вопрос: 3
Разложи число 89 на разрядные слагаемые.
189 – 9
289 – 80
380 + 9
489 + 9
Ответить
3
Вопрос: 4
Из суммы чисел 40 и 5 вычесть 1.
144
246
336
434
Ответить
1
Вопрос: 5
От ленты длиной 8 м отрезали 20 дм. Какова длина оставшейся части ленты?
160 дм
228 дм
360 м
46 дм
Ответить
1
Вопрос: 6
На сколько самое маленькое трехзначное число больше самого большого двузначного числа?
1100
299
31
52
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Маша заплатила за наклейку на дневник 2 монеты по 50 к. Сколько стоила наклейка?
1) 1 р 2) 90 к 3) 80 к 4) 50 к
2 вопрос:

Какое число при счете называют между числами 39 и 41?
1) 30 2) 50 3) 40 4) 38
3 вопрос:

Разложи число 89 на разрядные слагаемые.
1) 89 – 9 2) 89 – 80 3) 80 + 9 4) 89 + 9
4 вопрос:

Из суммы чисел 40 и 5 вычесть 1.
1) 44 2) 46 3) 36 4) 34
5 вопрос:

От ленты длиной 8 м отрезали 20 дм. Какова длина оставшейся части ленты?
1) 60 дм 2) 28 дм 3) 60 м 4) 6 дм
6 вопрос:

На сколько самое маленькое трехзначное число больше самого большого двузначного числа?
1) 100 2) 99 3) 1 5) 2
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1 р
2 вопрос: 40
3 вопрос: 80 + 9
4 вопрос: 44
5 вопрос: 60 дм
6 вопрос: 1