Обществознание
Деятельность человека
План урока:
Деятельность как способ взаимодействия между людьми
Свобода, необходимость и ответственность
Деятельность как способ взаимодействия между людьми
Единственным на земле, кто может осуществлять деятельность, является человек. К основным признакам относятся:
- Индивид приспосабливается к природе и преобразует ее, тем самым создавая новую искусственную среду обитания;
- Все поступки продиктованы наличием цели, а результаты подчиняются причинно-следственной зависимости;
- Для преобразования мира применяются специальные устройства – средства труда;
- Деятельность всегда обладает созидательностью и продуктивностью.
Итак, деятельность - это специфический способ существования человека в современном обществе.
Деятельность, как явление обладает структурой. К базовым элементам относятся:
- субъект – лицо или группа, которые являются инициаторами активности;
- объект – нечто, на что направлена активность: материальный предмет, явление, сторонний индивид и сам субъект;
- мотив – побуждение к деятельности, которое стимулирует человека к активности;
- цель – конечный желаемый результат;
- задачи исполнителя – промежуточные цели;
- средства – инструменты, методы, приемы необходимые для получения результата;
- действие – непосредственная активность, направленная на итог;
- результат – конечный итог, в котором выражено либо полное, либо частичное удовлетворение потребности.
Резюмируя, деятельность человека - это форма взаимодействия граждан, обладающая целью и структурой.
Действия также подразделяются на некоторые виды. Классификация по М. Веберу следующая:
- Целевые и рациональные – ставиться разумный итоговый результат.
- Ценностные – активность основана на личных ориентирах, убеждениях и принципах человека.
- Аффективные – действие происходит под воздействие сильных эмоций.
- Традиционные – результат повседневной привычной активности индивида.
Основные виды деятельности человека базируются на его регулярных действиях.
К особым формам действия относятся:
- поступки – шаги, обладающие нравственной составляющей;
- деяния – активность оказывающая влияние на социум в целом.
Виды деятельности
Существуют различные классификации деятельности. К ключевым разделениям относятся следующие:
Отношение индивида к миру материальных объектов, людям и природе:
- практическая – фактическое изменение объектов, связанное с физической активностью;
- духовная – изменения в сознании отдельного индивида или социума.
Основные виды деятельности человека с исторической точки зрения:
- прогрессивная – направлена на развитие;
- реакционная – ответ на изменения;
- созидательная – связана с созданием новых элементов;
- разрушительная – деструктивная.
Классификация основных форм деятельности человека по количеству субъектов:
- индивидуальная – выполняется одним человеком;
- коллективная – делает группа лиц;
- массовая – участвует большое сообщество или даже человечество в целом.
Характеристика деятельности:
- физический труд, выраженный в нагрузке на двигательную, нервную и другие системы человека;
- умственная работа – использование мышления для получения нужного результата.
Незаконная и соответствующая правовым нормам.
Виды и формы деятельности человека по сферам жизни общества – экономической, политической, социальной и духовной.
Деятельность также принято подразделять на репродуктивную, основанную на повторении имеющегося образца и творческую – уход от принятых стандартов. Для второго вида характерно привлечение таких механизмов, как фантазия и комбинирование.
Типы деятельности
С точки зрения развития человека выделяется четыре типа деятельности, усваиваются еще в детстве. К ним относятся:
Игра – развлечение и отдых, не происходит создания нового продукта.
К чертам игрового процесса относятся:
- создается специальная вымышленная ситуация;
- применяются предметы, которые замещают реальные объекты;
- результатом является удовлетворение желаний членов группы;
- обучает базовым навыкам;
- дополняет личность.
Учение – приобретение новых знаний и навыков.
Учение разделяют на:
- организованное – предоставляется в учреждениях образования;
- неорганизованное – получается в результате активности;
- самообразование.
Труд – появление важного результата либо для конкретного человека, либо для общества.
К ключевым чертам трудовой активности относятся:
- ориентация на достижение цели;
- применение по ходу действий навыков и знаний;
- наличие полезного результата.
Общение – коммуникация между субъектами.
Люди в ходе общения делятся друг с другом знаниями, опытом и приобретенными результатами. Без общения невозможна социализация личности.
Общение
Общение является специализированной формой деятельности, так как, во-первых, сопровождает человека в течение всей его жизни. Во-вторых, получаемая информация оказывает влияние на убеждения, взгляды и в конечном счете на поведение индивидов.
По способам общение допустимо подразделить на следующие виды:
- непосредственное – с помощью органов чувств, голосовых связок и рук;
- опосредованное – применяются созданные людьми инструменты (телефон, интернет и т.п.) и СМИ;
- прямое – люди непосредственно общаются друг с другом;
- косвенное – существуют посредники между субъектами, например, учитель через ребенка передал просьбу к родителям – придти в школу на собрание.
По субъектам общения выделяют следующие типы взаимодействия:
- два реальных человека;
- индивид и объект, которому приписывают свойства человека, например, домашние животные, игрушки;
- внутренний диалог;
- общение между несколькими вымышленными героями, например, в литературных произведениях.
Уровни потребностей
(Источник)
Потребность человека – это определенная нужда, которую индивид удовлетворяет в ходе сознательной деятельности. Все необходимости можно подразделить на те, которые продиктованы физиологическими и психологическими целями, а также формируемые социумом.
Иерархия уровней потребностей по А. Маслоу:
- Физиологические – основаны на желаниях, необходимых для выживания человека. К ним относятся: жажда, голод, воспроизводство. Иначе их называют естественные потребности, то есть основанные на природе человека.
- Экзистенциальные – необходимость в безопасности, комфортных условиях проживания, стабильности и порядке.
- Социальные потребности человека – продиктованы обществом и базируются на желании иметь привязанность, общаться, участвовать в совместной деятельности с другими.
- Престижные – основаны на потребности в признании, уважении со стороны других и самоуважении.
- Духовные потребности человека – желание самореализации, раскрытии потенциала.
Указанные уровни потребностей по Маслоу универсальны.
В основе естественных потребностей человека лежит интерес, он представляет собой состояние мотивации, которое стимулирует начало активной деятельности. Интересы принято подразделять на индивидуальные и групповые. Уточняя, все ли потребности нам нужны, отметим, что они реализуются последовательно. Говоря о том, что такое социальные потребности – это вторичный интерес личности, если удовлетворены физиологические желания.
Свобода, необходимость и ответственность
Свобода – это принцип жизни человека, в рамках которого у него есть право принятия решения относительно своего настоящего и будущего. Поступки совершаются в соответствии с внутренними установками людей, их взглядами и ценностями.
Под ядром свободы понимается выбор, связанный с эмоциями человека. Свобода носит относительный характер, то есть трактуется каждым человеком индивидуально.
Необходимость – это своеобразная взаимосвязь явлений и процессов, продиктованная историей. В рамках понятия есть две мировоззренческие концепции:
- фатализм – все события и процессы подчинены высшим силам и отсутствует любая возможность выбора;
- волюнтаризм – воля человека является первостепенной перед необходимостью и историческими процессами.
Свобода всегда связана с ответственностью. Важно отметить, что свобода одного человека ограничивается свободой другого, поэтому невозможно говорить о полноте воли в обществе.
Ответственность – это набор предъявляемых обществом к человеку ограничений и обязанностей. Формирование происходит в рамках общественного прогресса и исторического развития. Ответственность подразделяется на:
- Внешнюю – общество предъявляет к индивиду санкции, как позитивные, так и негативные.
- Внутреннюю – система ценностей человека, чувство совести и моральный компас.
Свобода и ответственность прямо пропорциональны – большая свобода предполагает большую ответственность.
Уровни способностей
Каждый человек обладает набором индивидуальных способностей. Но, у каждого они развиты на разном уровне. К ним относятся: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Рассмотрим их детальнее:
- Задатки – предпосылки в развитии способностей, основанные на природной предрасположенности. Например, у девушки хороший голос, который можно развить до оперного уровня, но она не раскрыла свой потенциал;
- Способности – соответствие навыков и знаний требованиям выполняемой деятельности. Например, бухгалтер безошибочно ведет учет доходов и расходов;
- Одаренность – возможность достижения высоких результатов в конкретном деле. Например, торговый представитель заключает более пятидесяти процентов сделок компании;
- Талант – возможность стать выдающимся в определенной области. Например, картины молодого художника отличаются высоким качеством и пользуются спросом;
- Гениальность – высшая степень развития таланта. Например, Моцарт обладал исключительными навыками с раннего детства и смог их максимально раскрыть.
Уровни способностей определяются вкладом человека в их развитие.
Гении оказывают влияние на общество в целом и оставляют след в истории. Их работа меняет курс исторического развития человечества. Данная высшая степень человеческих способностей характерна для единиц.
Конфликт и его фазы
Понятие конфликта – этот столкновение принципов, взглядов и ценностей, выраженное в споре. Конфликты принято подразделять по следующим типам:
- По субъектам – внутренний (противоборство внутри личности одного индивида), межличностный (между несколькими людьми), межгрупповой (между несколькими социальными группами);
- По сферам жизнедеятельности – политический, экономический, духовный или социально-этнический;
- По конфликтному взаимодействию – соперничество, конфронтация или конкуренция;
- По содержанию и итогам – конструктивные и деструктивные.
Основные фазы развития конфликта:
- Осознание ситуации – допустимо избежать;
- Выбор стратегии выхода – избегание, компромисс, противоборство;
- Определение методов действия;
- Итог конфликта – разрешение. Разрешение предполагает окончание противоборства или переход сторон в новый конфликт.
Ключевые фазы конфликта могут видоизменяться в зависимости от действий участников. Например, при избегании допустима потеря социальных связей, а при компромиссе достигается частичное удовлетворение потребностей.
Участники конфликта бывают нескольких категорий:
- свидетели – те, кто наблюдает за ситуацией со стороны;
- подстрекатели – провоцируют конфликт и подталкивают к нему участников;
- пособники – те, кто содействуют развитию ситуации, дают советы и оказывают техническую поддержку;
- посредники – ищут способы разрешения и предотвращения конфликта.
Важно различать следующие понятия:
- Причина – обстоятельства, предопределяющие конфликтную ситуацию, основаны на потребностях участников;
- Повод – некое происшествие, способствующее развитию противоборства сторон.
В основе любого конфликта лежит противоречие – базовая несовместимость интересов и несогласие во взглядах. Оно характеризуется скрытостью и статикой, и только под влиянием повода выражается в форме конфликта.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какой из элементов деятельности является побуждением к активности?
1) Субъект 2) Мотив 3) Цель 4) Объект
Какой из типов деятельности направлен на развлечение и отдых?
1) Игра 2) Учение 3) Труд 4) Общение
Что из примеров относится к опосредованному общению?
1) Разговор на вечеринке 2) Общение с таксистом в машине 3) Чтение газеты 4) Допрос свидетеля
Какая из потребностей относится к престижным?
1) В еде 2) В общении 3) В самореализации 4) В признании другими людьми
Предпосылки в развитии способностей называются:
1) Задатки 2) Одаренность 3) Талант 4) Гениальность