Обществознание

Урок 3: Деятельность человека

Деятельность человека

Единственным на земле, кто может осуществлять деятельность, является человек. Деятельность - это специфический способ существования человека в современном обществе.

Обложка урока взята из источника

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Деятельность как способ взаимодействия между людьми

Виды деятельности

Типы деятельности

Общение

Уровни потребностей

Свобода, необходимость и ответственность

Уровни способностей

Конфликт и его фазы

 

Деятельность как способ взаимодействия между людьми

1
(Источник)

Единственным на земле, кто может осуществлять деятельность, является человек. К основным признакам относятся:

  1. Индивид приспосабливается к природе и преобразует ее, тем самым создавая новую искусственную среду обитания;
  2. Все поступки продиктованы наличием цели, а результаты подчиняются причинно-следственной зависимости;
  3. Для преобразования мира применяются специальные устройства – средства труда;
  4. Деятельность всегда обладает созидательностью и продуктивностью.

Итак, деятельность - это специфический способ существования человека в современном обществе.

Деятельность, как явление обладает структурой. К базовым элементам относятся:

  • субъект – лицо или группа, которые являются инициаторами активности;
  • объект – нечто, на что направлена активность: материальный предмет, явление, сторонний индивид и сам субъект;
  • мотив – побуждение к деятельности, которое стимулирует человека к активности;
  • цель – конечный желаемый результат;
  • задачи исполнителя – промежуточные цели;
  • средства – инструменты, методы, приемы необходимые для получения результата;
  • действие – непосредственная активность, направленная на итог;
  • результат – конечный итог, в котором выражено либо полное, либо частичное удовлетворение потребности.

Резюмируя, деятельность человека - это форма взаимодействия граждан, обладающая целью и структурой.

Действия также подразделяются на некоторые виды. Классификация по М. Веберу следующая:

  1. Целевые и рациональные – ставиться разумный итоговый результат.
  2. Ценностные – активность основана на личных ориентирах, убеждениях и принципах человека.
  3. Аффективные – действие происходит под воздействие сильных эмоций.
  4. Традиционные – результат повседневной привычной активности индивида.

Основные виды деятельности человека базируются на его регулярных действиях.

К особым формам действия относятся:

  • поступки – шаги, обладающие нравственной составляющей;
  • деяния – активность оказывающая влияние на социум в целом.
 

Виды деятельности

2(Источник)

Существуют различные классификации деятельности. К ключевым разделениям относятся следующие:

Отношение индивида к миру материальных объектов, людям и природе:

  1. практическая – фактическое изменение объектов, связанное с физической активностью;
  2. духовная – изменения в сознании отдельного индивида или социума.

Основные виды деятельности человека с исторической точки зрения:

  1. прогрессивная – направлена на развитие;
  2. реакционная – ответ на изменения;
  3. созидательная – связана с созданием новых элементов;
  4. разрушительная – деструктивная.

Классификация основных форм деятельности человека по количеству субъектов:

  1. индивидуальная – выполняется одним человеком;
  2. коллективная – делает группа лиц;
  3. массовая – участвует большое сообщество или даже человечество в целом.

Характеристика деятельности:

  1. физический труд, выраженный в нагрузке на двигательную, нервную и другие системы человека;
  2. умственная работа – использование мышления для получения нужного результата.

Незаконная и соответствующая правовым нормам.

Виды и формы деятельности человека по сферам жизни общества – экономической, политической, социальной и духовной.

Деятельность также принято подразделять на репродуктивную, основанную на повторении имеющегося образца и творческую – уход от принятых стандартов. Для второго вида характерно привлечение таких механизмов, как фантазия и комбинирование.

 

Типы деятельности

3
(Источник)

С точки зрения развития человека выделяется четыре типа деятельности, усваиваются еще в детстве. К ним относятся:

Игра – развлечение и отдых, не происходит создания нового продукта.
К чертам игрового процесса относятся:

  1. создается специальная вымышленная ситуация;
  2. применяются предметы, которые замещают реальные объекты;
  3. результатом является удовлетворение желаний членов группы;
  4. обучает базовым навыкам;
  5. дополняет личность.

Учение – приобретение новых знаний и навыков.
Учение разделяют на:

  1. организованное – предоставляется в учреждениях образования;
  2. неорганизованное – получается в результате активности;
  3. самообразование.

Труд – появление важного результата либо для конкретного человека, либо для общества.
К ключевым чертам трудовой активности относятся:

  1. ориентация на достижение цели;
  2. применение по ходу действий навыков и знаний;
  3. наличие полезного результата.

Общение – коммуникация между субъектами.
Люди в ходе общения делятся друг с другом знаниями, опытом и приобретенными результатами. Без общения невозможна социализация личности.

 

Общение

4
(Источник)

Общение является специализированной формой деятельности, так как, во-первых, сопровождает человека в течение всей его жизни. Во-вторых, получаемая информация оказывает влияние на убеждения, взгляды и в конечном счете на поведение индивидов.

По способам общение допустимо подразделить на следующие виды:

  • непосредственное – с помощью органов чувств, голосовых связок и рук;
  • опосредованное – применяются созданные людьми инструменты (телефон, интернет и т.п.) и СМИ;
  • прямое – люди непосредственно общаются друг с другом;
  • косвенное – существуют посредники между субъектами, например, учитель через ребенка передал просьбу к родителям – придти в школу на собрание.

По субъектам общения выделяют следующие типы взаимодействия:

  • два реальных человека;
  • индивид и объект, которому приписывают свойства человека, например, домашние животные, игрушки;
  • внутренний диалог;
  • общение между несколькими вымышленными героями, например, в литературных произведениях.

 

Уровни потребностей

5
(Источник)

Потребность человека – это определенная нужда, которую индивид удовлетворяет в ходе сознательной деятельности. Все необходимости можно подразделить на те, которые продиктованы физиологическими и психологическими целями, а также формируемые социумом.

Иерархия уровней потребностей по А. Маслоу:

  1. Физиологические – основаны на желаниях, необходимых для выживания человека. К ним относятся: жажда, голод, воспроизводство. Иначе их называют естественные потребности, то есть основанные на природе человека.
  2. Экзистенциальные – необходимость в безопасности, комфортных условиях проживания, стабильности и порядке.
  3. Социальные потребности человека – продиктованы обществом и базируются на желании иметь привязанность, общаться, участвовать в совместной деятельности с другими.
  4. Престижные – основаны на потребности в признании, уважении со стороны других и самоуважении.
  5. Духовные потребности человека – желание самореализации, раскрытии потенциала.

Указанные уровни потребностей по Маслоу универсальны.

В основе естественных потребностей человека лежит интерес, он представляет собой состояние мотивации, которое стимулирует начало активной деятельности. Интересы принято подразделять на индивидуальные и групповые. Уточняя, все ли потребности нам нужны, отметим, что они реализуются последовательно. Говоря о том, что такое социальные потребности – это вторичный интерес личности, если удовлетворены физиологические желания.

 

Свобода, необходимость и ответственность

6
(Источник)

Свобода – это принцип жизни человека, в рамках которого у него есть право принятия решения относительно своего настоящего и будущего. Поступки совершаются в соответствии с внутренними установками людей, их взглядами и ценностями.

Под ядром свободы понимается выбор, связанный с эмоциями человека. Свобода носит относительный характер, то есть трактуется каждым человеком индивидуально.

Необходимость – это своеобразная взаимосвязь явлений и процессов, продиктованная историей. В рамках понятия есть две мировоззренческие концепции:

  • фатализм – все события и процессы подчинены высшим силам и отсутствует любая возможность выбора;
  • волюнтаризм – воля человека является первостепенной перед необходимостью и историческими процессами.

Свобода всегда связана с ответственностью. Важно отметить, что свобода одного человека ограничивается свободой другого, поэтому невозможно говорить о полноте воли в обществе.

Ответственность – это набор предъявляемых обществом к человеку ограничений и обязанностей. Формирование происходит в рамках общественного прогресса и исторического развития. Ответственность подразделяется на:

  1. Внешнюю – общество предъявляет к индивиду санкции, как позитивные, так и негативные.
  2. Внутреннюю – система ценностей человека, чувство совести и моральный компас.

Свобода и ответственность прямо пропорциональны – большая свобода предполагает большую ответственность.

 

Уровни способностей

7
(Источник)

Каждый человек обладает набором индивидуальных способностей. Но, у каждого они развиты на разном уровне. К ним относятся: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Рассмотрим их детальнее:

  1. Задатки – предпосылки в развитии способностей, основанные на природной предрасположенности. Например, у девушки хороший голос, который можно развить до оперного уровня, но она не раскрыла свой потенциал;
  2. Способности – соответствие навыков и знаний требованиям выполняемой деятельности. Например, бухгалтер безошибочно ведет учет доходов и расходов;
  3. Одаренность – возможность достижения высоких результатов в конкретном деле. Например, торговый представитель заключает более пятидесяти процентов сделок компании;
  4. Талант – возможность стать выдающимся в определенной области. Например, картины молодого художника отличаются высоким качеством и пользуются спросом;
  5. Гениальность – высшая степень развития таланта. Например, Моцарт обладал исключительными навыками с раннего детства и смог их максимально раскрыть.

Уровни способностей определяются вкладом человека в их развитие.

Гении оказывают влияние на общество в целом и оставляют след в истории. Их работа меняет курс исторического развития человечества. Данная высшая степень человеческих способностей характерна для единиц.

 

Конфликт и его фазы

8
(Источник)

Понятие конфликта – этот столкновение принципов, взглядов и ценностей, выраженное в споре. Конфликты принято подразделять по следующим типам:

  1. По субъектам – внутренний (противоборство внутри личности одного индивида), межличностный (между несколькими людьми), межгрупповой (между несколькими социальными группами);
  2. По сферам жизнедеятельности – политический, экономический, духовный или социально-этнический;
  3. По конфликтному взаимодействию – соперничество, конфронтация или конкуренция;
  4. По содержанию и итогам – конструктивные и деструктивные.

Основные фазы развития конфликта:

  1. Осознание ситуации – допустимо избежать;
  2. Выбор стратегии выхода – избегание, компромисс, противоборство;
  3. Определение методов действия;
  4. Итог конфликта – разрешение. Разрешение предполагает окончание противоборства или переход сторон в новый конфликт.

Ключевые фазы конфликта могут видоизменяться в зависимости от действий участников. Например, при избегании допустима потеря социальных связей, а при компромиссе достигается частичное удовлетворение потребностей.

Участники конфликта бывают нескольких категорий:

  • свидетели – те, кто наблюдает за ситуацией со стороны;
  • подстрекатели – провоцируют конфликт и подталкивают к нему участников;
  • пособники – те, кто содействуют развитию ситуации, дают советы и оказывают техническую поддержку;
  • посредники – ищут способы разрешения и предотвращения конфликта.

Важно различать следующие понятия:

  1. Причина – обстоятельства, предопределяющие конфликтную ситуацию, основаны на потребностях участников;
  2. Повод – некое происшествие, способствующее развитию противоборства сторон.

В основе любого конфликта лежит противоречие – базовая несовместимость интересов и несогласие во взглядах. Оно характеризуется скрытостью и статикой, и только под влиянием повода выражается в форме конфликта.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какой из элементов деятельности является побуждением к активности?
1Субъект
2Мотив
3Цель
4Объект
Ответить
2
Вопрос: 2
Какой из типов деятельности направлен на развлечение и отдых?
1Игра
2Учение
3Труд
4Общение
Ответить
1
Вопрос: 3
Что из примеров относится к опосредованному общению?
1Разговор на вечеринке
2Общение с таксистом в машине
3Чтение газеты
4Допрос свидетеля
Ответить
3
Вопрос: 4
Какая из потребностей относится к престижным?
1В еде
2В общении
3В самореализации
4В признании другими людьми
Ответить
4
Вопрос: 5
Предпосылки в развитии способностей называются:
1Задатки
2Одаренность
3Талант
4Гениальность
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какой из элементов деятельности является побуждением к активности?
1) Субъект 2) Мотив 3) Цель 4) Объект
2 вопрос:

Какой из типов деятельности направлен на развлечение и отдых?
1) Игра 2) Учение 3) Труд 4) Общение
3 вопрос:

Что из примеров относится к опосредованному общению?
1) Разговор на вечеринке 2) Общение с таксистом в машине 3) Чтение газеты 4) Допрос свидетеля
4 вопрос:

Какая из потребностей относится к престижным?
1) В еде 2) В общении 3) В самореализации 4) В признании другими людьми
5 вопрос:

Предпосылки в развитии способностей называются:
1) Задатки 2) Одаренность 3) Талант 4) Гениальность
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Мотив
2 вопрос: Игра
3 вопрос: Чтение газеты
4 вопрос: В признании другими людьми
5 вопрос: Задатки
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти