Обществознание

Урок 2: Сознание человека

Человеческое сознание

Человек ярко выделяется из мира животных, благодаря некоторым своим отличительным признакам. Одним из них является наличие у человека сознания. Благодаря сознанию люди могут осознавать себя и свои действия, понимать причины происходящих в их жизни событий, предвидеть результаты своих поступков. Процесс развития сознания тесно связан с жизнью человека в обществе, его взаимодействием с окружающими людьми. Что собой представляет человеческое сознание, из каких уровней оно состоит - вы узнаете из данного урока.
Slide6

Помощь студентам в решении контрольных и курсовых работ

Перейти
slide9

Подготовка к дипломной, повышение уникальности

Перейти
slmob

Помощь студентам в решении контрольных и курсовых работ

Перейти
slmob10

Консультация, сбор материала, повышение уникальности

Перейти
slmob11

Помощь в подготовке дипломной. Сопровождение до защиты!

Перейти

План урока:

Что такое сознание

Индивидуальное и общественное сознание

Самосознание

Самооценка личности

Сфера бессознательного: познание и его уровни

 

1

В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.

 

Что такое сознание

2

Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.

Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.

Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.

Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:

  1. Познавательную – сознание необходимо для познания окружающего мира, людей, самого себя. Познание осуществляется посредством чувственного восприятия, ощущений, логического мышления. В зависимости от того, осуществляется познание с помощью чувств или разума, принято выделять чувственное и рациональное познание.
  2. Аналитическую – с помощью сознания люди анализируют события своей жизни, события в политической, экономической, социальной жизни общества, собственные поступки и поведение окружающих.
  3. Оценочную – человек дает оценку самому себе и окружающим его людям, оценивает жизненные обстоятельства, события как приятные или неприятные, хорошие или плохие, желательные и нежелательные.
  4. Креативную–благодаря наличию сознания люди способны к созидательной, творческой деятельности. Только человек может создавать произведения искусства, открывать научные законы и теории, изобретать способы излечения от многих болезней.
  5. Воспитательную–с помощью сознания люди передают свой опыт будущим поколениям, обучают его посредством накопленных обществом знаний.

 

Индивидуальное и общественное сознание

3

Существует две основные формы сознания – индивидуальное и общественное. Индивидуальное - представляет собой часть психической деятельности отдельно взятого индивида, это духовный мир личности, с ее собственными мыслями, идеями, установками, чувствами, переживаниями, взглядами на окружающий мир. У каждой личности свое собственное уникальное индивидуальное сознание, которое формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающим его миром и социумом.

Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.

Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.

 

Самосознание

4

Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.

Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.

Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.

Пример 1. Маша Смирнова – девочка 14 лет - считает себя неинтересной личностью с непривлекательной внешностью. Такое представление о себе сформировалось у Маши под воздействием насмешек ее одноклассниц. Однако сверстницы Маши критиковали ее внешний вид и поведение неискренне, просто они завидовали красоте своей одноклассницы, в которую были влюблены несколько мальчиков из их класса.

Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.

Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.

 

Самооценка

5

Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.

Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:

  1. Завешенная самооценка- необъективные представления личности о самой себе, оценивание только собственных достоинств и фактическое игнорирование своих недостатков. С одной стороны, завышенная самооценка придает индивиду уверенность в себе, помогает ему добиваться поставленных целей и задач (ведь чем больше у человека веры в собственные силы, тем более он становится волевым и целеустремленным). С другой стороны, завышенный уровень самооценки не дает личности развиваться, ведь люди, уверенные что они все знают и умеют, перестают учиться у других, таким образом, они начинают постепенно деградировать.
  2. Заниженная самооценка –искаженное восприятие индивидом самого себя, из-за которого он не может увидеть собственных достоинств, сосредотачивает внимание только на своих недостатках. В этом случае, влияние самооценки еще более губительно сказывается на развитии личности, нежели в случае с завышенным самомнением. Индивид с заниженной самооценкой испытывает дискомфорт в общении с окружающими (ведь он постоянно сравнивает себя с другими, и находит, что намного хуже остальных), чувствует себя неполноценным, недостойным, не верит в собственные силы. Люди с заниженной самооценкой не могут реализовать полностью свои таланты и способности, бояться ставить перед собой высокие цели и достигать их.
  3. Адекватная самооценка - объективное восприятие индивидом самого себя, приближенная к действительности оценка собственных достоинств и недостатков. Человек с такой самооценкой знает, что есть люди, превосходящие его в качествах, и есть люди, которые еще не достигли такого уровня развития как он сам. В этом случае уверенность в себе не может стать чрезмерной, так как личность видит и признает свои недостатки, стремится их исправлять.

 

Сфера бессознательного: подсознание и его уровни

6

Человеческая психика состоит из нескольких уровней, и наряду с сознанием у людей также существует сфера бессознательного - ее называют подсознанием. Сила подсознания оказывает не меньшее влияние на слова, поступки, деятельность человека, чем сознание. Иногда, люди даже сами говорят, что поступили неосознанно, не отдавая себе в этом отчета, но они могут сильно раскаиваться в совершении таких действий.

Подсознание хранит в себе «отпечатки» всех жизненных событий индивида, даже если он уже давно забыл о том, что с ним происходило. Подсознание представляет собой своего рода базу данных, эмоций, впечатлений, чувств - которые откладываются в нижнем уровне психике, выходят из-под контроля сознания.

Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.

Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.

Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.

Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.

Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, называется:
1Подсознанием
2Самооценкой
3Самосознанием
4Сознанием
Ответить
4
Вопрос: 2
Совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения называют:
1Индивидуальным сознанием
2Подсознанием
3Коллективным сознанием
Ответить
3
Вопрос: 3
Верно ли утверждение: «Оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми, называется самооценкой»?
1Да
2Нет
Ответить
1
Вопрос: 4
Искаженное восприятие индивидом самого себя, из-за которого он сосредотачивает внимание только на своих недостатках, относят к самооценке:
1Завышенной
2Заниженной
3Адекватной
Ответить
2
Вопрос: 5
Верно ли утверждение: «Подсознание не оказывает существенного влияния на действия и судьбу индивида»?
1Да
2Нет
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, называется:
1) Подсознанием 2) Самооценкой 3) Самосознанием 4) Сознанием
2 вопрос:

Совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения называют:
1) Индивидуальным сознанием 2) Подсознанием 3) Коллективным сознанием
3 вопрос:

Верно ли утверждение: «Оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми, называется самооценкой»?
1) Да 2) Нет
4 вопрос:

Искаженное восприятие индивидом самого себя, из-за которого он сосредотачивает внимание только на своих недостатках, относят к самооценке:
1) Завышенной 2) Заниженной 3) Адекватной
5 вопрос:

Верно ли утверждение: «Подсознание не оказывает существенного влияния на действия и судьбу индивида»?
1) Да 2) Нет
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Сознанием
2 вопрос: Коллективным сознанием
3 вопрос: Да
4 вопрос: Заниженной
5 вопрос: Нет
slide6

               Никак не получается
                  решить задачу?

Перейти
              slide6

                  Обратись к специалистам!
              Они обязательно Вам помогут!

Перейти
slmob12

Оперативная помощь студентам    в подготовке курсовых работ, дипломных и контрольных

Перейти
slmob13

Помощь в оформлении работ, повышении уникальности

Перейти
slide19

Консультация студентов по всем учебным вопросам

Перейти