Русский язык

Урок 2: Синонимы, антонимы, омонимы

Слово и лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы

Сегодня ты вспомнишь, что знаешь о слове – одной из самых главных единиц языка, а также узнаешь много нового. Будет интересно!

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

 

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

1 leksicheskoe znachenie

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Отгадай слова по их лексическому значению:

2 leksicheskoe znachenie
Источник

Проверь себя:

  1. Маяк
  2. Оранжевый
  3. Жюри
  4. Тротуар

 

Однозначные и многозначные слова

3 leksicheskoe znachenie

Примеры посмотри на картинке.

4 leksicheskoe znachenie

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

5 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

6 leksicheskoe znachenie

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

7 leksicheskoe znachenie

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

 

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

8 leksicheskoe znachenie

Подбери синонимы к следующим словам:

9 leksicheskoe znachenie

Вот что у тебя должно было получиться:

10 leksicheskoe znachenie

Подбери недостающее слово.

11 leksicheskoe znachenie

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

12 leksicheskoe znachenie

Подбери антонимы к словам:

13 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

14 leksicheskoe znachenie

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

15 leksicheskoe znachenie

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

16 leksicheskoe znachenie

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

17 leksicheskoe znachenie

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

18 leksicheskoe znachenie
Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:

19 leksicheskoe znachenie
Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Выбери вариант, в котором лексическое значение слова указано неверно:
1Айсберг – плавучая гора, которая откололась от ледника.
2Парус – большая лодка с крышей.
3Блюдце – маленькая тарелочка.
4Бинокль – прибор, который состоит из двух трубок с увеличительными стеклами, для рассматривания предметов вдалеке.
Ответить
2
Вопрос: 2
Какое из слов имеет лишь одно значение?
1Ключ
2Молния
3Шляпка
4Арбуз
Ответить
4
Вопрос: 3
Какое из слов не является синонимом для слова ураган?
1Штиль
2Шторм
3Буря
4Тайфун
Ответить
1
Вопрос: 4
Какую пару слов можно назвать антонимами?
1Горячий – теплый
2Жара – холод
3Вражда – ненависть
4Пурга – буран
Ответить
2
Вопрос: 5
Продолжи фразеологизм: «Держать язык …»:
1На привязи
2Во рту
3Молча
4За зубами
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Выбери вариант, в котором лексическое значение слова указано неверно:
1) Айсберг – плавучая гора, которая откололась от ледника. 2) Парус – большая лодка с крышей. 3) Блюдце – маленькая тарелочка. 4) Бинокль – прибор, который состоит из двух трубок с увеличительными стеклами, для рассматривания предметов вдалеке.
2 вопрос:

Какое из слов имеет лишь одно значение?
1) Ключ 2) Молния 3) Шляпка 4) Арбуз
3 вопрос:

Какое из слов не является синонимом для слова ураган?
1) Штиль 2) Шторм 3) Буря 4) Тайфун
4 вопрос:

Какую пару слов можно назвать антонимами?
1) Горячий – теплый 2) Жара – холод 3) Вражда – ненависть 4) Пурга – буран
5 вопрос:

Продолжи фразеологизм: «Держать язык …»:
1) На привязи 2) Во рту 3) Молча 4) За зубами
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Парус – большая лодка с крышей.
2 вопрос: Арбуз
3 вопрос: Штиль
4 вопрос: Жара – холод
5 вопрос: За зубами