Всеобщая история

Урок 2: Счёт лет в истории

Счёт лет в истории

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Единицы измерения времени

Летоисчисление в Древности

Историческая лента времени

Исторические задачи

 

Единицы измерения времени

Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.

В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.

Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).

Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.

Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.

Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.

 

Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время

 В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.- «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.

Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» - от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.

Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)

 

Историческая лента времени

С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.

Как нарисовать ленту времени? Ее представляют в виде прямой, на ней обозначаются различные события, подкрепленные датами: год, век, период, эра. Все события на данной линии изображают по хронологии - слева направо.

t1

Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.

Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.

t2

Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.

 

Исторические задачи

Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.

 

1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?

Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.

t3

 

2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?

Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.

t4

 

3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.

Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.

А. 1875 г. – здесь 2 последние цифры не являются нулями, поэтому к оставшемуся числу - 18, мы прибавляем 1: 18+1= 19. Получается в 1875 г. прошло 18 веков и 75 лет, поэтому идет XIX в.

Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 1700 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.

В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.

Ответ: А. 1875 г. - XIX в; Б. 1700 г. - XVII в.; В. 56 г. – I в.

 

4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?

Решение: 1240+1000 = 2240.

Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.

 

Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.

       Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как переводится слово календарь?
1долговая книжка;
2планирование;
3система счисления;
4список дней
Ответить
1
Вопрос: 2
Какие виды календарей существуют в настоящее время?
1лунный, солнечный;
2солнечный, лунный, лунно-солнечный;
3астрономический, лунный, солнечный;
4солнечный, лунно-солнечный
Ответить
2
Вопрос: 3
Как переводится с греческого «Хронология»?
1временная шкала;
2время, учение;
3область знаний;
4социальная форма движения материи
Ответить
2
Вопрос: 4
С какого момента ведется отчет времени в современном летоисчислении?
1с появлением первого человека;
2с рождением Иисуса Христа;
3после вымирания динозавров;
4с появлением первых календарей
Ответить
2
Вопрос: 5
Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33 г. до н.э. или 53 г. н.э.?
153 г. н.э. на 86 лет;
233 г. до н.э. на 20 лет;
353 г. н.э. на 20 лет;
433 г до н.э. на 86 лет
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как переводится слово календарь?
1) долговая книжка; 2) планирование; 3) система счисления; 4) список дней
2 вопрос:

Какие виды календарей существуют в настоящее время?
1) лунный, солнечный; 2) солнечный, лунный, лунно-солнечный; 3) астрономический, лунный, солнечный; 4) солнечный, лунно-солнечный
3 вопрос:

Как переводится с греческого «Хронология»?
1) временная шкала; 2) время, учение; 3) область знаний; 4) социальная форма движения материи
4 вопрос:

С какого момента ведется отчет времени в современном летоисчислении?
1) с появлением первого человека; 2) с рождением Иисуса Христа; 3) после вымирания динозавров; 4) с появлением первых календарей
5 вопрос:

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33 г. до н.э. или 53 г. н.э.?
1) 53 г. н.э. на 86 лет; 2) 33 г. до н.э. на 20 лет; 3) 53 г. н.э. на 20 лет; 4) 33 г до н.э. на 86 лет
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: долговая книжка;
2 вопрос: солнечный, лунный, лунно-солнечный;
3 вопрос: время, учение;
4 вопрос: с рождением Иисуса Христа;
5 вопрос: 33 г до н.э. на 86 лет