Литература

Урок 2: Преступление и наказание

Роман Ф.М.Достоевского: "Преступление и наказание"

Роман «Преступление и наказание» стал первым психологическим отечественным детективом. Достоевский ломает все привычные схемы детективного жанра. С первых страниц романа известно, кто убил, зачем и почему, определены мотивы преступления, т.е. отсутствует основное – интрига расследования.

План урока:

История создания романа. Жанровые и композиционные особенности

Образ Раскольникова. Истоки его преступления

Социальные, психологические и философские идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сложность и противоречивость духовного мира человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соотношение «преступления» и «наказания»

 

История создания романа. Жанровые и композиционные особенности

Осенью 1859 г. Достоевский написал брату, что хочет создать роман, который был задуман еще на каторге.

Но к работе над замыслом спустя шесть лет его подтолкнет бедственное, безденежное положение за границей, в котором он очутился из-за своей пагубной страсти – игры в рулетку.Не в состоянии заплатить даже за гостиницу, он пишет письмо издателю Каткову с просьбой выслать аванс за будущий роман, который он назвал «психологическим отчетом одного преступления». Достоевский начинает писать «Преступление и наказание» в Висбадене, продолжает писать в Петербурге и подмосковном селе Люблино, отправляет в издательствопо частям, которые публикуются в альманахе «Русский вестник» с января 1866 г.

Роман «Преступление и наказание» стал первым психологическим отечественным детективом. Достоевский ломает все привычные схемы детективного жанра. С первых страниц романа известно, кто убил, зачем и почему, определены мотивы преступления, т.е. отсутствует основное – интрига расследования.

Самое главное происходит за рамками детективного сюжета. Из 6 частей только одна посвящена описанию подготовки и свершению преступления, в остальных показано влияние совершенного на личность преступника. Прежде всего решаются проблемы нравственные, моральные, а не юридические, глубинный смысл в том, что наказание приходит намного раньше отбывания срока в заключении, оно происходит в душе самого преступника, и Достоевский назовет эти душевные муки «саморазложением».

Роман можно назвать социально-психологическим и философским. «Преступление и наказание» открывает собой пятикнижие великих романов Достоевского, в которое войдут написанные после один за другим «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Так образно сравнивают исследователи эти талантливые произведения с библейским пятикнижием Моисея, по преданию продиктованным Богом.

 

Образ Раскольникова. Истоки его преступления

«Преступление и наказание» - самый петербургский роман, места обитания героев описаны достоверно точно и узнаваемы: Сенная площадь, Столярный переулок, Кокушкин мост и пр.Северная столица в романе представлена не парадной стороной с великолепием дворцов и памятников. Достоевский назвал Петербург самым «умышленным» городом, изобразив бедные кварталы, в которых душная атмосфера грязных улиц и подворотен, многочисленных кабаков, дворов-колодцев доходных домов[1] непроизвольно навевает безумные и преступные умыслы. Условия жизни своих героев, обездоленных «маленьких людей», Достоевский изобразил как удушливые, тесные, болезненные, лишающие смысла и веры в Бога.

Не случайно, знакомство с главным героем начинается с первых страниц романа именно на улицах Петербурга.

Внешность Раскольникова привлекательна: он молод, с тонкими чертами и прекрасными глазами, умен и талантлив. Он одет в лохмотья и голодает, живет в комнатушке с убогой обстановкой, напоминающей размерами шкаф или гроб. В этой каморке в его голове родилась дерзкая теория об обыкновенных и необыкновенных людях.

Раскольников учился на юридическом факультете, но испытывая крайнюю нужду, вынужден бросить учебу. Он одержим страшной идеей убийства старухи-ростовщицы, чтобы на ее деньги продолжить образование, помочь близким и проверить свою теорию об оправданных благими намерениями злодеяниях в истории, по которой он сможет понять свой статус: «тварь ли он дрожащая» или ему позволено преступить закон. Раздираемый противоречивыми мыслями, Раскольников находится в нервном напряжении и болезненном состоянии.Преступление еще не совершено, но даже мысль о нем уже является наказанием, лишая покоя, поводя почти до помутнения рассудка. Случайное знакомство с Мармеладовым, его рассказ о своей непутевой жизни и страшной судьбе дочери Сони, подслушанный разговор студента с офицером в трактире, встреча на бульваре с девочкой, ставшей жертвой чьей-то похоти, жизненные обстоятельства его семьи, о которых он узнает из письма матери, окончательно приводят его к мысли довести преступный замысел до конца.

Так нищенское существование, больное самолюбие и непомерная гордыня, породившая теорию, привели Раскольникова на путь преступления. Но в реальной жизни после убийства сложилось не так, как замышлялось. Краденым воспользоваться он так и не смог. Помимо его желания, за гибелью старухи тянутся другие смерти: он вынужден убить ни в чем неповинную Лизавету, которая еще была и беременна, впоследствии умирает от горя мать Раскольникова, понимая, что с сыном случилась беда. Сам Раскольников и вовсе становится отверженным, оказывается на грани сумасшествия. Жизнь как бы раскалывается надвое: до и после преступления.

1. raskolnikov
Владимир Кошевой в роли Раскольникова 

Социальные, психологические и философские идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Несколько причин толкнуло Раскольникова на преступление. Критик Писарев считал, что причина в бедственном положении Раскольникова, что «его болезнь не в мозгу, а в кармане». Но есть и другая причина – идеологическая. В то время была популярна, благодаря окружению Белинского, социальная идея, состоящая в том, что преступления порождает несправедливое устройство общества, а если устранить внешние препятствия, можно изменить мир к лучшему, и тогда преступления исчезнут.Эту идею озвучивает в романе «пошленький и глуповатый» сторонник прогрессивных взглядов Лебезятников, второстепенный, карикатурно изображенный персонаж. Против таких воззрений социалистов возражает друг Раскольникова Разумихин, считая, что нельзя устроить общество «праведным и безгрешным» в один миг, не беря в расчет натуры и души человека.

Раскольников, увлекшись новыми идеями своего времени, создает теорию и решается на убийство «по совести» ради восстановления справедливости. Достоевский же показал, что «совесть без Бога» может «заблудиться до безнравственного».

Раскольников опубликовал в газете «Периодическая речь» статью «О преступлении»,в которой изложил свою теорию о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», ссылаясь на примеры исторических личностей таких, как Наполеон, способных принести в жертву жизни многих простых людей ради преобразования мира. Эту теорию он решается проверить на практике, считая, что благодаря убийству зловредной чиновницы-процентщицы он сможет помочь другим людям. Следователь Порфирий Петрович, прочитавший статью Раскольникова, излагая ее содержание, низводит философские рассуждения к уголовно-юридическому толкованию.

Несостоятельность своей теории Раскольников осознает не сразу после трагедии. Но он понимает, что не принадлежит к разряду людей необыкновенных, имеющих право на злодейство, даже руководствуясь альтруистическими[2] порывами.

Знакомство с Соней Мармеладовой пробудило в Раскольникове осознание своей вины. Именно у этой девушки, тоже переступившей черту, погубившей себя ради спасения детей своей мачехи, униженной и отвергнутой, он ищет понимания. Раскольников считает, что она тоже совершила преступление – «себя убила». Признаваясь Соне в убийстве, он говорит, что тоже «не старуху, а себя убил». Правоту теории Раскольникова малообразованная Соня в диалоге с ним разрушает своей непоколебимой верой. Она отвечает Родиону на его доводы, что от него «Бог отвернулся», помогая преодолеть безверие, читает ему Евангелие. Для нее заповедь Христа «Не убий» - непреложная истина святости любой жизни.

Нравственные и психологические причины преступления раскрываются в снах главного героя. Ум и логика приводят его к заблуждениям в реальном мире, а подсознание дает подсказки к пониманию истинного смысла. В каждом сне на протяжении всего романа отражается душевное состояние Раскольникова.

Накануне убийства ему снится сон-предупреждение, что замышляемое убийство заставит страдать. Он, видя себя во сне ребенком, идущим по дороге с отцом к церкви мимо кабака, страдает и плачет при виде зверства пьяных мужиков, забивающих немощную лошадь.Затем снится сон, отражающий мечты об иной жизни,полной света, тепла и пространства: ему грезится оазис в пустыне. После преступления Раскольников погружается в болезненный полусон, в котором, как в бреду, ему чудятся крики квартирной хозяйки, избиваемой полицейским. Его мучает подсознательная боязнь ареста. Потом снится смеющаяся над ним убитая старуха, и он понимает, что никогда не сможет забыть случившегося. На каторге его преследовали во время болезни сны про «моровую язву», ведущей к всеобщему сумасшествию и самоуничтожению, заразив людей жестокостью и злобой. Выздоравливая, он интуитивно понимает погибельную сущность своей теории.

Порфирий Петрович, уговаривая Раскольникова донести на себя,заметил, что хорошо еще, что его теория лишь старушонку позволила убить, а то ведь можно выдумать и такое, что «в сто миллионов безобразнее» будет совершено. Эти рассуждения Раскольников презрительно называет «премудрствующими пророчествами» следователя.

Достоевский предсказал катастрофичность[3] убийства, оправданного теорией. В истории XXв. множество примеров, это подтверждающих. Сторонники большевизма уничтожали ненужных обществу классовых врагов, идеологи нацизма оправдывали массовое уничтожение славян, евреев и других неарийских наций, считая их «недочеловеками».

2. sonya
Раскольников и Соня Мармеладова  

 

Сложность и противоречивость духовного мира человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский считал главной мыслью искусства XIX в. – «мысль о восстановлении погибшего человека». Нравственную проблему падения и воскресения человеческой личности можно считать основой романа.

Образ Раскольникова является композиционным центром романа. Все сюжетные линии связаны с Раскольниковым, судьбы других персонажей романа перекликаются с его судьбой. Многие признают возможность переступить через жизнь даже близких людей, только Соня и Дуня готовы жертвовать собой. От отчаяния Катерина Ивановна ради спасения своих детей переступает через жизнь Сони с молчаливого соучастия Мармеладова. Набожная[4] Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, чтобы спасти любимого первенца, готова отдать на заклание[5] жизнь дочери, согласившись выдать Дуню замуж за омерзительного дельца Лужина.

Его теория находит уродливое отражение в поступках двойников Раскольникова, к которым более других можно отнести Лужина и Свидригайлова.

Петр Петрович Лужин кажется респектабельным и добропорядочным господином, демонстрирующим свое «благородство» желанием жениться на бедной и «опозоренной» сестре Раскольникова Дуне. Однако в основе его «благодеяний» только трезвый расчет. Этот немолодой и плохо образованный провинциальный адвокат понимает, как выгодна для него эта брачная сделка: ум, красота и молодость Дуни станут неплохим вложением в его новой петербургской жизни, а бедность и беззащитность невесты дадут ему над ней безграничную власть. У него есть тоже своя теория про «целый кафтан», основой которой является рациональный эгоизм: нет смысла помогать другим в ущерб себе. Люди для него лишь средство для достижения цели. Он готов погубить и невиновную Соню своей клеветой ради низменной мести Раскольникову, расстроившему его планы.

Аркадий Иванович Свидригайлов говорит Раскольникову, что они «одного поля ягоды», оба способны переступить через дозволенное моралью. В его прошлой жизни много темных, почти криминальных историй: его подозревают в причастности к смерти жены Марфы Петровны, в доведении до самоубийства лакея и слабоумной девочки. Но перед законом он официально невиновен, а над сплетнями глумливо потешается. Он сам с циничной иронией рассказывает о собственных пороках, разврат для него лишь приятное времяпрепровождение. Но Свидригайлова мучают страшные сны и призраки его подсознания. Он осознает гнусность своих поступков, пытался найти спасение в любви к Дуне, но не найдя его, застрелится. Перед смертью, как бы искупая грехи, помогает Соне деньгами, понимая, что она поедет за Раскольниковым на каторгу, устраивает осиротевших детей Катерины Ивановны в пансион.

Раскольникову ненавистны цинизм и порочность Лужина и Свидригайлова.Он, хотя и стал преступником, сохранил в себе благородство и сострадание к людям, способен на добрые поступки, последними деньгами помогает семье Мармеладовых. Но близким ему духовно людям: матери, сестре Дуне, другу Разумихину становится после убийства чужим, он не может быть, как прежде, с ними искренен и честен.

3. svidrig
Дуня и Свидригайлов  


Соотношение «преступления» и «наказания»

Символика в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Стечение обстоятельств и хорошо продуманный план помогает Раскольникову совершить «идеальное» преступление. Он получает желаемые материальные средства и может осуществить свои планы: закончить обучение, помочь матери и сестре. Только Раскольников так и не смог прикоснуться к «кровавым» деньгам.

В диалоге со следователем Порфирием Петровичем Раскольников узнает, что нет против него улик, его вина недоказуема, да и признание в убийстве ошалевшего красильщика Миколки снимает с него подозрения. Но Порфирий Петрович, понимая, что наказание Раскольникова уже настигло, и он может даже покончить с собой, предлагает ему явку с повинной. Он искренне обещает смягчения приговора, заверяя, что Родион еще молод, и для него возможна иная, новая жизнь. Не выдержав душевных мучений, Раскольников идет в полицейский участок и признается, хотя еще и не раскаивается в преступлении.

Только спустя год после вынесения приговора суда, на каторге, после очистительных страданий, благодаря участию и любви Сони, к нему приходит истинное покаяние, и происходит постепенное воскресение души. Финал романа остается отрытым, впереди у Раскольникова еще семь лет заключения, но это уже другая «история обновления человека», готового к новой счастливой жизни.

В названии не случайно отсутствует имя героя, акцент переносится с человека на действие, оно отражает некий глубинный метафорический смысл. Символика названия романа заключается в том, что каждое преступление влечет за собой наказание, даже если и не по законам правосудия, то по законам совести, морали и нравственности.

4. katorga
Раскольников на каторге  

 

Словарь

1. Доходный дом – дом, предназначенный для сдачи жилья в аренду.

2. Альтруистический – совершаемый во благо других людей.

3. Катастрофичность – безнадежность, бедственность.

4. Набожный – верующий, исполняющий все религиозные обряды.

5. Заклание – принесение кого-то в жертву.

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Перступление и наказание", 1969

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком году были опубликованы первые главы «Преступления и наказания»?
11859 г.
21969 г.
31866 г.
Ответить
3
Вопрос: 2
Кто из героев создал теорию о «необыкновенных» и «обыкновенных» людях
1Дмитрий Разумихин
2Родион Раскольников
3Аркадий Свидригайлов
Ответить
2
Вопрос: 3
Какова основная причина преступления Раскольникова?
1Месть чиновнице, за то, что она наживалась на бедности других
2Желание прилично одеваться, хорошо питаться, вести беззаботную жизнь
3Проверить на деле состоятельность своей теории
Ответить
3
Вопрос: 4
Почему Дуня решила выйти замуж за Лужина
1Чтобы избавить семью от нужды и помочь брату
2Любит Петра Петровича
3Ее принуждают к этому браку мать и Лужин
Ответить
1
Вопрос: 5
Какую книгу читает Соня Раскольникову, когда он признается в убийстве?
1Евангелие
2Ветхий завет
3Молитвенник
Ответить
1
Вопрос: 6
Какая из идей является ведущей в романе?
1Преступления порождаются несправедливостью мироустройства
2Никакие великие и благие цели не стоят человеческой жизни
3Преступлением можно изменить мир
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком году были опубликованы первые главы «Преступления и наказания»?
1) 1859 г. 2) 1969 г. 3) 1866 г.
2 вопрос:

Кто из героев создал теорию о «необыкновенных» и «обыкновенных» людях
1) Дмитрий Разумихин 2) Родион Раскольников 3) Аркадий Свидригайлов
3 вопрос:

Какова основная причина преступления Раскольникова?
1) Месть чиновнице, за то, что она наживалась на бедности других 2) Желание прилично одеваться, хорошо питаться, вести беззаботную жизнь 3) Проверить на деле состоятельность своей теории
4 вопрос:

Почему Дуня решила выйти замуж за Лужина
1) Чтобы избавить семью от нужды и помочь брату 2) Любит Петра Петровича 3) Ее принуждают к этому браку мать и Лужин
5 вопрос:

Какую книгу читает Соня Раскольникову, когда он признается в убийстве?
1) Евангелие 2) Ветхий завет 3) Молитвенник
6 вопрос:

Какая из идей является ведущей в романе?
1) Преступления порождаются несправедливостью мироустройства 2) Никакие великие и благие цели не стоят человеческой жизни 3) Преступлением можно изменить мир
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1866 г.
2 вопрос: Родион Раскольников
3 вопрос: Проверить на деле состоятельность своей теории
4 вопрос: Чтобы избавить семью от нужды и помочь брату
5 вопрос: Евангелие
6 вопрос: Никакие великие и благие цели не стоят человеческой жизни