Литература

Урок 2: Повести временных лет

Древнерусская литература.

В данном уроке представлены учебные материалы об исторических этапах развития древнерусской литературы, ее оригинальных жанрах и уникальных литературных памятниках «Повести временных лет», «Повести о Петре и «Февронии».
 

План урока:

Появление древнерусской литературы, этапы ее становления

История создания первой русской летописи

История создания «Повести о Петре и Февронии»

Значение древнерусских литературных памятников в истории русской литературы

 

Появление древнерусской литературы, этапы ее становления.

Жанры древнерусской литературы. Своеобразие жанров древнерусской литературы: повести, поучения, похвалы и др.

Русская литература является одной из древнейших литератур. Ее зарождение относят к концу X в. – началу XI в. Более 700 лет в истории русской литературы является периодом древнерусской литературы. Возникновение литературы на Руси было стремительным. Созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием славянская письменность легко прижилась на почве древнерусского языка и культуры, в которой было развито фольклорное искусство. После принятия христианства на Руси в качестве государственной религии с конца X в. появляется множество переводных книг, зарождается книжная литература.Монахами-книжниками переписывались тексты церковных и исторических книг, произведений и сочинений, которые носили нравственно-поучительный характер.

В развитии древнерусской литературы можно выделись несколько этапов. Литературу XI-XII в. относят к периоду Киевской Руси. Литература XIII- XIV в. относится к периоду феодальной раздробленности Древней Руси. Литература XV-XVII в. относится к периоду становления Московского государства. До XV века словесное творчество воспринималось пишущими монахами как божественная воля. Писателем средневекового книжника можно считать лишь отчасти, ведь в его творчестве не было литературного вымысла, он только переписывал священные книги. Но его работа была не просто созданием копии произведения, он творчески обрабатывал первоисточник, дополняя или редактируя его. Лишь к концу XV в. авторы стали выражать в произведениях собственное мнение. Авторство в древнерусской литературе долго оставалось анонимным. Это было безымянное словесное искусство, создававшееся на почве коллективного опыта, общих традиций, единства идей. С конца XV в. до середины XVII в. авторское начало проявляется уже ярче, допускается вымысел. С середины XVII в. началось осознанное выражение авторской позиции, литературные труды обрели авторское имя, стала зарождаться художественная литература. До середины XVI в. книги были рукописными. Процесс их создания был трудоемким, длительным и дорогим: тексты записывались на пергаментных[1] листах, обрамление обложек представляло собой украшения из драгоценных металлов и камней.Но прежде всего книги в Древней Руси считались исключительной ценностью как источник духовных знаний.

Произведения древнерусской литературы имели патриотическую направленность, опирались на духовную этику православия, отличались высокой нравственностью.Это было продиктовано непростыми историческими условиями Древней Руси, связано с борьбой за независимость,беспрерывными войнами с кочевниками, междоусобными раздорами. Основными темами древнерусской литературы были прославление Руси, героизма ее защитников, осуждение распрей князей, вера в торжество справедливости, поиск смысла жизни.Основой сюжетов произведений были реальные события, в них практически отсутствовал вымысел. Даже наличие иногдав повествованиях фантастических существ или откровенных чудес не мешало древнерусскому человеку верить в реальность описываемого. 

Постепенно на основе церковной литературы под воздействием устного народного творчества возникли самобытные духовные и исторические жанры древнерусской литературы. Житие – самый массовый жанр, представляющий собой биографии людей, причисленных к лику святых церковью. В житиях святых проповедовалась праведная жизнь как образец нравственности. Хождение – это описания паломниками своих путешествий к святым местам. Поучение – произведение назидательного содержания. Военная повесть эпическое описание боевых походов. Слово как жанр представляло собой торжественное обращение с духовным смыслом, проповедь.Летопись – уникальный жанр древнерусской литературы, не имеющий аналогов в иных культурах. В этих исторических повестях содержатся сведения о создании древнерусского государства, важнейших исторических фактах, деяниях князей.

letopis vremennyh let
Повесть временных лет

 

История создания первой русской летописи

Анализ отдельных эпизодов из «Повестей временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучения Владимира Мономаха». Образы русских князей, их нравственные заветы. Патриотизм, высокая духовная этика, мудрость древнерусских правителей

Летопись – один из ведущих жанров древнерусской литературы. Летописание сформировалось в основном под влиянием византийских традиций, опираясь на уже существующий жанр хронографа, который восходил к трудам античных историков. Но византийские хронографы были иными по сути: повествование в них строилось на описании эпох и царств, посвящалось жизни и деяниям того или иного правителя. В летописи принцип передачи событий отражен в самом названии: записи велись по летам (годам). В центре внимания летописцев находилась прежде всего история Руси и ее народа, деяния и подвиги русских князей для блага страны. Летопись – это систематическая историческая хроника государства по годам.

Самой древней летописью является «Повесть временных лет». Над ее составлением работал в конце XI в. – в начале XII в. монах Киево-Печерской обители преподобный[2] Нестор. Он родился в 1056 г., в 17 лет принял монашеский постриг, после кончины в 1114 г. был причислен к лику святых. Нестор был не только летописцем и писателем, который фиксировал события современности, он переписывал и редактировал тексты уже существовавших летописных сочинений. По исследования мученых, существовало минимум три летописных источника, созданных до Нестора. Он обобщил и объединил разрозненные исторические свидетельства в единое сочинение, получившее название по первой строке текста: «Се повести временных лет». Слово «временных» означало «прошлых», «прошедших».«Повесть временных лет» – это свод первых русских летописей, включавший в себя фрагменты из разнообразных исторических, религиозных,литературных, публицистических и фольклорных источников. В летописи есть тесты документов, грамот, договоров, используются сочинения иных жанров: преданий, житий, поучений, похвал. Продолжателем летописного труда Нестора стал настоятель Выдубецкого монастыря Сильвестр. До наших дней дошла редакция «Повести временных лет», вошедшая в состав Радзивиловской и Лаврентьевской летописей.

nestor
Нестор   

Как и в остальных средневековых исторических хрониках, в «Повести временных лет» изложение событий начинается с библейских времен. После всемирного потопа спасшийся с семьей Ной разделил земли между своими сыновьями. Нестор подробно по византийским хроникам называет земли, доставшиеся сыновьям, и народы, которые их населили. Упоминания о Руси в хрониках нет, но летописец в контексте мировой истории упоминает о славянских народах. Он повествует, как славяне стали расселяться, получив прозвища по названию мест, где осели, описывает обычаи и уклад жизни древлян, полян, северян,вятичей и пр. В летописи повествуется, как были основаны Киев и Новгород. Вводная часть летописи завершается рассказом о столкновении хазар с полянами, которые дань победителям заплатили мечами. Хазары, оценив мечи, сказали, что вскоре их противник сам будет собирать дань и с них, и с иных стран. Летописец с чувством гордости заключает, что сбылось это предсказание: Русь обрела независимость, сама дань получает с соседних народов. Во вводной части нет указаний на даты. Первой датой упоминается 852 г. С этого времени, по утверждению летописца, «начася прозывати Руска земля». Последней датой в летописи стал 1117 г. Помимо хронологического информирования об исторических событиях с указанием дат летописец многие эпизоды истории передает в форме рассказов с острым и занимательным сюжетом.

В летописи рассказывается предание о призвании на княжество варягов, чтобы прекратить распри между славянскими племенами. Первым русским князем в летописи упоминается варяг Рюрик в Новгороде. После смерти князя правил опекун его сына Олег. Олег с малолетним Игорем пошел в поход на Киев и захватил его, остался там княжить, совершил поход на Царьград. После Олега в Киеве правил Игорь, чьи потомки после княжили в Киеве и в прочих уделах Киевской Руси. Женою Игоря стала псковитянка Ольга, первая принявшая христианство. Сын Игоря Святослав совершил немало походов, в том числе и на Царьград.Рассказывается подробно о выборе истинной веры князем Владимиром, внуком Ольги. Летописцем отражена деятельность по христианизации Руси в рассказах о создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием, основании Киево-Печерского монастыря, деятельности русских книжников во времена Ярослава Мудрого. Русский народ представлен в летописи равным среди христиан, события осмысляются с позиции христианских воззрений. Так, поражение дружин русских князей в походе 1068 г. на половцев летописец считает проявлением«божьего возмездия» за грехи.Летописец предупреждает, что за грехи «Бог казнит» нашествием поганых, смертью или голодом, засухой, смутой или «иными казнями».

Летопись пронизана патриотическими идеями, с чувством гордости рассказывается о доблести, мудрости, благочестии правителей древнерусского государства, стоявших на страже интересов своей страны. Но не только со стороны внешних врагов Русскую землю подстерегала опасность, государство страдало от братоубийственных междоусобиц честолюбивых князей. Летопись прославляет мудрость русских князей, стремившихся к единению и процветанию Руси. Мелочные княжеские распри решительно осуждались летописцами, выступавшими против удельных князей, ставящих личные интересы выше общерусских.

Сюжетные рассказы об исторических героях повествуют не только об их подвигах и деяниях, но и особенностях личности и характера. Так, в преданиях о княгине Ольге отмечается не только ее мудрость, но и хитрость. Ей удалось отомстить за смерть князя Игоря древлянам, обманув их не один раз. Сначала под предлогом оказания почестей княгиня приказала сбросить в яму и закопать живьем послов в их же ладье. В другой раз устроила пир в честь врагов, охмелевших и уснувших древлян приказала перебить. Во время осады столицы древлян Ольга пообещала, что отменит осаду города, получив ничтожную дань: трех воробьев и трех голубей с каждого двора. Древляне поверили и доставили осаждавшим дань. Дружинники Ольги птиц отпустили на волю, привязав к их лапам прутья, которые подожгли. Улетев к своим домам, птицы сожгли город.

В изображении событий летописец не был только историком, объективно описывающим события.Во многих летописных рассказах имеются эпизоды, заимствованные из фольклора. К таким рассказам можно отнести предания о смерти князя Олега, о белгородском киселе, о юноше-кожемяке и многие другие. В некоторых рассказах нарушено традиционное летописное повествование, есть отступления, отражающие отношение к той или иной исторической личности, проповедующие православные духовные ценности.

В летописи встречаются похвалы в честь выдающихся людей. Отдавая дань уважения Ярославу Мудрому и его деяниям, летописец записал «Похвалу учению книжному», в котором повествует о князе, как об образованном и умном человеке. Время княжения Ярослава было годами расцвета Киевской Руси. Он прекратил междоусобицу между сыновьями Владимира, объединил русские земли, защитил южные и западные рубежи государства, установил добрососедские отношения с европейскими странами.

yaroslav mudryi
Ярослав Мудрый  

Ярослав с детства тянулся к книжной мудрости, читая «ночью и днём» множество священных книг, любил беседовать с самыми образованными людьми своего времени – монахами, выучил несколько иностранных языков. Ярослав высоко ценил «учение книжное», чтение воспринималось как беседа с Богом, ибо книжное слово считалось словом божественным. При Ярославе Мудром было переведено на славянский язык множество церковных и иных книг, собрана огромная библиотека при Софийском соборе в Киеве. Монастыри стали центрами культуры, при них открывались школы.

Летописец в похвале сравнил Владимира-крестителя с пахарем, который почву крещением вспахал для просвещения народа, сына его Ярослава – с сеятелем, засеявшим «книжными словами» сердца людей. Благодаря этим князьям люди «пожинают ученье книжное», наслаждаются духовной «неоскудевающей пищей». Поэтическим слогом написано суждение об «учении книжном», от которого «велика бывает польза». В книгах человек может найти наставления и поучения. Они названы источниками мудрости, реками «неизмеримой глубины», напоившими вселенную знаниями.

«Поучение Владимира Мономаха» близко по мотивам к проповеди, представляет собой назидательное обращение к потомкам. Это сочинение дошло до нас в составе Лаврентьевской летописи. Оно хранилось в коллекции рукописей собирателя русской старины А. Мусина-Пушкина и не погибло во время московского пожара 1812 г. вместе со всей коллекцией только потому, что в это время находилось для изучения у Н. Карамзина, писавшего свой исторический труд.

Начало формы Конец формы Владимир, внук Ярослава Мудрого, был прозван Мономахом, потому что по матери был внуком византийского императора Константина Мономаха. Он был князем в разных уделах, прежде чем стал княжить в Киеве. Владимир Мономах пользовался всеобщим уважением за стремление к единению русских земель. Ему удалось остановить междоусобные войны,объединить почти всю Русь. Духовное завещание своим детям Владимир Мономах написал незадолго до своей кончины. Это послание было названо им «грамоткой», над которой он просил не посмеиваться, а кому станет «люба», «пусть примет ее в сердце свое».

Поучение проникнуто призывами жить по Законам Божьим, цитируются слова молитв. В своем послании Мономах поучает терпению, сдержанности и благочестию, напоминает о важности «малых дел»: помощи нуждающимся, защите слабых, почитании старших, верности клятвам, недопустимости мести, борьбе с ленью и ложью. Предназначение князя он видит в заботе о благополучии страны, защите своего народа. Плохим правителем он считает того, кто думает лишь о личных интересах и пополнении княжеской казны. Помимо нравственных заветов князь дает и обыденные житейские советы, наставления по воинскому делу. Мономах приводит факты своей биографии: он с детства любил охоту, в схватках с медведем, кабанами и другими дикими зверями был не раз ранен, совершил 83 военных похода, заключил 20 мирных договоров, был суров с врагами-кочевниками, но многих миловал и отпустил из плена. Автор «Поучения» предстает мудрым правителем, мужественным воином, образованным человеком и заботливым отцом.

vladimir monomakh
Владимир Мономах  

История создания «Повести о Петре и Февронии»

Образы главных героев. Воспевание семейных ценностей, верности и любви

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была создана в середине XVI в. Описываемые в повести события, происходившие в XIII в., сохранились в устных народных преданиях. Они легли в сюжетную основу повести Ермолая-Еразма, инока[3] псковского монастыря и писателя, уничижительно прозывавшего себя Ермолаем Прегрешным. Позже он был приглашен в Московскую митрополию, стал настоятелем дворцового собора в Кремле, занимался написанием житий святых. «Повесть о Петре и Февронии»стала самым известным из его сочинений, до наших дней дошло почти 150 вариантов списков. До сих пор точно неизвестно, кто был прототипами героев в реальности. Есть предположения, что это история муромского князя Давида Юрьевича, который женился на крестьянке.

Наряду с прославлением муромских святых в повести иносказательно поведано о силе веры и любви. Потому в содержании исторической повести, героями которой являются реальные люди, есть признаки житийного произведения, но в то же время используются сказочные мотивы, языческая и христианская символика, чудеса происходят религиозные и волшебные.Начало повести напоминает зачин волшебной сказки. В нем повествуется об истории муромского князя Павла, к жене которого стал являться змий-искуситель, принимая облик мужа. Княгиня поделилась с мужем своей бедой, Павел же надоумил ее выведать у змия причину его гибели. Женщина, польстив чудищу, узнала, что погибнет оно только «от Петрова плеча, от Агрикова меча».Чудесный меч ранее принадлежал сказочному богатырю, который одерживал победы над чудищами.

Брат Павла Петр решается на битву со змием. Разыскав меч, он в сражении победил злодея, но на него попала кровь змия. Тело Петра покрылось страшными струпьями, излечиться от которых не помог ни один лекарь. Однажды один из слуг князя случайно встретил крестьянскую девушку Февронию, которая удивила его своими мудреными загадками. Она согласилась вылечить князя, если Петр даст обещание жениться на ней. Петр выздоровел, но обещание не сдержал, не решаясь жениться на простолюдинке. Болезнь к нему опять вернулась, он, раскаявшись, вновь обращается к целительнице. Феврония не отказала в помощи. Выздоровев, князь женился на спасительнице.

Но бояре и их чванливые жены невзлюбили княгиню незнатного происхождения, потребовали ее изгнания. Петр и Феврония покидают Муром, живут уединенно в любви и согласии. Бояре же, начав борьбу за освободившийся княжеский престол, устроили смуту и кровопролитие. Поняв, что без Петра им не восстановить покой и порядок в городе, они просят князя вернуться. Вернувшись, Петр с женой стали править и жить по христианским заповедям.

На закате жизни Петр и Феврония припасли для себя гроб на двоих. Трогательный доказательством супружеской верности стала их кончина. Первым приближение смерти почувствовал Петр, он послал за женой, которая в это время работала над вышиванием церковного покрывала. Феврония, не завершив работы, сказала, что умрет вместе с мужем. После кончины их тела положили в разные гробы, но спустя день они оказались в общем гробу. Еще раз попробовали их разлучить, но все повторилось. Любовь их не покинула и за порогом смерти.

Как в традиционном житие, в образах главных героев повести есть черты святости. Они благочестивы и смиренны, ведут праведную жизнь, выдерживают испытания, предчувствуют свою кончину. Но от канонического жития повесть отличается тем, что нет рассказа о детстве героев, о том, как зародилась их вера, какие лишения и страдания они ради веры вынесли. Главная героиня – бедная молодая крестьянка, главным достоинством которой является мудрость. Сначала кажется, что Феврония заставила князя жениться на себе ради выгоды. Но постепенно становится понятно, что не нужны ей богатство и высокое положение. А Петр обрел свое главное богатство в лице мудрой жены, которая стала хранительницей семейных ценностей, любви и согласия.

8 июля у православных христиан отмечается день поминовения святых князя Петра и Февронии Муромских. Эту дату стали считать праздником семьи, любви и верности.

petr i fevronia
Пётр и Феврония  

Значение древнерусских литературных памятников в истории русской литературы

Известный филолог, академик Д.С. Лихачев говорил, что литература Древней Руси – это «литература одной темы и одного сюжета». Ее основной сюжетной линией стала «мировая история, темой – смысл человеческой жизни».В литературных памятниках русского средневековья передан богатейший опыт знаний, наблюдений и открытий ученых книжников, благодаря которым можно судить об истории и культуре наших предков.Древнерусская литература развивалась своим особым путем, основной целью ее текстов было не развлечение читателя, а духовно-просветительская миссия. Главными темами произведений были прославление Руси, защита ее государственных интересов, вера в торжество справедливости и добра, поиски смысла жизни.В текстах древнерусских письменных памятников лежат истоки всех дальнейших достижений классической русской литературы.

 

Словарь

1. Пергаментный – сделанный из пергамента, тонко выделанной телячьей или свиной кожи

2. Преподобный – человек, совершивший монашеский подвиг, достойный быть причисленным к лику святых

3. Инок – древнерусский монах

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какой период в истории русской литературы называют временем древнерусской литературы
1X в. – XVII в.
2XII в. – XVI в.
3XI в.–XVI в.
Ответить
1
Вопрос: 2
Первые древнерусские книги были
1Военной тематики
2Церковной тематики
3Социальной тематики
Ответить
2
Вопрос: 3
Укажите жанр, который не относится к древнерусской литературе
1Летопись
2Житие
3Баллада
Ответить
3
Вопрос: 4
Какой монах стал первым составителем летописи «Повести временных лет»
1Сильвестр
2Нестор
3Ермолай
Ответить
2
Вопрос: 5
Какой жанр древнерусской литературы являлся назидательным наставлением
1Житие
2Поучение
3Похвала
Ответить
2
Вопрос: 6
Какому князю летописцем воздается похвала за его любовь к «учению книжному»
1Ярославу Мудрому
2Князю Игорю
3Владимиру Мономаху
Ответить
1
Вопрос: 7
«Поучение Владимира Мономаха» представляет собой
1Историческую хронику
2Жизнеописание святых
3Наставления и советы потомкам
Ответить
3
Вопрос: 8
Кто написал «Повесть о Петре и Февронии»
1Неизвестный автор
2Ермолай-Еразм
3Нестор
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какой период в истории русской литературы называют временем древнерусской литературы
1) X в. – XVII в. 2) XII в. – XVI в. 3) XI в.–XVI в.
2 вопрос:

Первые древнерусские книги были
1) Военной тематики 2) Церковной тематики 3) Социальной тематики
3 вопрос:

Укажите жанр, который не относится к древнерусской литературе
1) Летопись 2) Житие 3) Баллада
4 вопрос:

Какой монах стал первым составителем летописи «Повести временных лет»
1) Сильвестр 2) Нестор 3) Ермолай
5 вопрос:

Какой жанр древнерусской литературы являлся назидательным наставлением
1) Житие 2) Поучение 3) Похвала
6 вопрос:

Какому князю летописцем воздается похвала за его любовь к «учению книжному»
1) Ярославу Мудрому 2) Князю Игорю 3) Владимиру Мономаху
7 вопрос:

«Поучение Владимира Мономаха» представляет собой
1) Историческую хронику 2) Жизнеописание святых 3) Наставления и советы потомкам
8 вопрос:

Кто написал «Повесть о Петре и Февронии»
1) Неизвестный автор 2) Ермолай-Еразм 3) Нестор
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: X в. – XVII в.
2 вопрос: Церковной тематики
3 вопрос: Баллада
4 вопрос: Нестор
5 вопрос: Поучение
6 вопрос: Ярославу Мудрому
7 вопрос: Наставления и советы потомкам
8 вопрос: Ермолай-Еразм