Обществознание

Урок 2: О человеке

О человеке

Человек – это наивысший уровень формирования организмов, обитающих на планете

План урока:

Антропогенез

Теории появления человечества

Человек как биосоциальное существо

Понятия индивид, индивидуальность, личность

Мировоззрение и его виды

Истина и её критерии

Мышление как процесс

Классификация знаний

Познание и формы

 

Антропогенез

Antropogenez

Антропогенез являет собой процедуру, когда человек выделился из мира животных. Процесс - это историческое и эволюционное создания человека, как физического типа.

Ключевые проблемы антропогенеза:

  • время и место зарождения первых людей;
  • кто является предками современного человека;
  • стадии исторического эволюционного развития;
  • что стало движущей силой изменений;
  • причины развития мышления и речи.

Хронология антропогенеза:

  1. С позиции археологии – палеолит, мезолит, неолит.
  2. С точки зрения социологии – первобытное общество, родовая и затем соседская община.

Способы познания мира различны в зависимости от исторической эпохи.

Теории появления человечества

Antropogenez

Выделяется шесть теорий происхождения современного человека. К ним относятся:

  1. Креационизм. Появление объясняется участием сверхъестественных божественных сил. Иначе теорию называют теологической или религиозной.
  2. Эволюционизм. Естественное развитие вида, сформулировано Ч. Дарвином. Человек является частью животного мира и выделился из него.
  3. Трудовая. Причина и повод эволюции – осознанная деятельность отдельных представителей фауны. Также теория известна, как материалистическая идея Ф. Энгельса.
  4. Палеовизит. Внешнее участие представителей иных планет. Теория основана на том, что прародителями людей являлись инопланетяне, появившиеся на Земле несколько тысяч лет назад.
  5. Катастрофизм. Изменение животного вида связано с природными явлениями. Они привели к вымиранию одних организмов и мутации других.
  6. Телеологизм объясняет появление и развитие человека с позиции наличия итогового результата, основанного на первопричинах.

Современный человек – это результат процесса познания за многовековую эпоху.

 

Человек как биосоциальное существо

chelovek biosocialen

Человек относится к виду homo sapiens и является бинарным существом. В нем гармонично сочетается две природы: социальная, как единица общества и биологическая, как часть природы.

Итак, человек биосоциальное существо, и его натура проявляется в следующем:

  • биологическая – физиологическое и анатомическое устройство;
  • социальная – мышление, сознание, речь и способность к созданию, и использованию орудия труда.

Современный человек обладает духовностью – системой потребностей в познании, изучении, анализе. Эти желания выражаются в эмоциях, чувствах, а формируют ценности, приоритеты и цели.

Формирование индивида происходит под действием следующих факторов:

  • индивидуальная физиология – набор врожденных данных, включающих и строение тела, и темперамент, и психику;
  • социум – окружение и место проживания;
  • персональные аспекты, связанные с воспитанием, социализацией.

Доказать что человек биосоциальное существо допустимо посредством изучения его физических и умственных качеств.

Однозначного ответа относительно того, какая природа превалирует в человеке, нет. Натуралистический подход основан на первостепенности биологического, а социологический признает исключительно социальное начало в индивиде.

Понятия индивид, индивидуальность, личность

individualnost

Рассмотрим ключевые термины, связанные с понятием человек. К ним относятся:

  1. Понятие индивид – единичный представитель рода людей, обладающий уникальными социологическими признаками.
  2. Понятие индивидуальность отражает уникальные черты человека, присущие исключительно ему и получаемые от рождения.
  3. Отличительным признаком понятия личность является совокупность черт, приобретаемая индивидуальностью в результате общественной жизни.

Базовое соотношение понятий индивид личность индивидуальность основано на развитии человека в течение жизни.

Формирование личности происходит в процессе социализации, которая представляет собой впитывание знаний, ценностей и принципов общества, в котором живет человек. Она продолжается в течение всей жизни человека, но базовые основы закладываются в детстве. Уточняя, тождественны ли понятия индивид и личность, стоит отметить, что не каждого индивида допустимо назвать сформированной личностью.

 

Мировоззрение и его виды

Мировоззрение представляет собой комплексное видение мира отдельно взятого человека. Также под понятием подразумевается общее представление о всем, что окружает человека, в частности о социуме, природе, и самом себе. Мировоззрение отражается в системе ценностей, присущей конкретному индивиду или группе.

Термин включает в себя способы познания и несколько компонентов. К ним относятся:

  1. Ощущение мира – опыт, основанный на эмоциях человека;
  2. Восприятие мира – образы, сформированные под влиянием персональных установок;
  3. Понимание мира – познание, полученное в результате интеллектуальной деятельности;
  4. Отношение к миру – комплекс ценностных ориентиров, применяемый при решении вопросов;
  5. Менталитет – итоговое восприятие мира, полученное в результате социализации, персонального опыта человека.

Последняя составляющая формируется преимущественно под влиянием внешнего круга, культуры и традиций, бытующих в обществе. Нередко говорят о групповом менталитете.

Структура мировоззрения помимо основных компонентов включает в себя такие понятия, как убеждения, ценности, идеалы, а также субъекты. К ним относятся как отдельные индивиды, так и социальные группы.

Типы мировоззрения допустимо классифицировать по нескольким направлениям:

  1. По историческим эпохам – основанное на мифах (характерно для первобытного общества), космоцентризм (основано на натурофилософии, развивалось в Китае и Греции), теоцентризм (базируется на представлении, что Бог находится в центре бытия), человек – центр вселенной, известно, как антропоцентризм. К распространенным современным взглядам на мир относятся ориентации на социум и знания.
  2. По признакам познания – чувственное (ориентация на осязание, обоняние, зрение, слух), рационалистическое (обобщение и формулировка знаний, полученных в результате мыслительной деятельности).
  3. По видовому признаку – философское (обобщение опыта предыдущих поколений), религиозное (базируется на священных книгах), научное (достижения человека основанные на повторяемых экспериментах), обыденное (повседневный опыт, связанный с удовлетворением базовых потребностей), суеверное (восприятие мира в искаженном виде).
  4. По окраске – позитивное или негативное.

Современное общество допускает наличие различных мировоззрений, но они должны соответствовать сложившимся в социуме принципам и нормам. Речь идет о ценностях гуманизма и правовых нормах.

Истина и ее критерии

istina

Под истиной понимают взаимосвязь между определенным фактом и тем, что он собой представляет. Истину подразделяют на:

  1. Субъективную – зависит от мировоззрения отдельного человека;
  2. Объективную – определяется повторяемыми результатами исследований;
  3. Относительная – не цельное знание об объекте;
  4. Абсолютная – полное представление о конкретном объекте.

К важным понятиям в рамках рассмотрения истины относятся:

  • заблуждение – принимаемое за истинное представление об объекте, хоть и не являющееся таковым;
  • дезинформация – преднамеренная замена истинного знания ложным.

Знания людей относительны по следующим причинам:

  • мир постоянно меняется;
  • возможности человека в области познания ограничены;
  • уровень культуры и технологий.

Резюмируя, отметим, что истина является целью научного познания, она достигается посредством экспериментов и исследований.

Мышление как процесс

myshlenie

Мышление – это образное видение реальности, получаемое в результате ощущений и понятий. Теоретическое осмысление действительности непосредственная цель познания, которая достигается посредством мыслительной деятельности человека.

Мыслительная деятельность включает в себя индивидуальный аспект, оно уникально для каждого человека. К основным типам понятия относятся:

  • образное – решение вопроса определяется конкретным действием, характерно для первобытных людей;
  • теоретическое или основанное на понятиях – задачи решаются посредством абстрактных знаний;
  • знаковое – применение символических образов для выражения результата.

Благодаря мышлению человечество открывало новые законы. Полученные результаты позволили людям преобразовывать мир. Человек как биосоциальное существо отличается от животных способностью выстраивать причинно-следственные связи.

Классификация знаний

znaniya

Знание – это готовый результат познавательной деятельности. С середины девятнадцатого века принято изучать знание, как три последовательных формы: религиозное, философское и позитивное. Данную концепцию предложил О. Конт. Идея основана на эволюции представлений людей о мире и источников информации. Понятие познание это процесс получения нового знания.

Классификация знаний:

  1. По источнику сведений – люди, материалы, объекты культуры, Интернет;
  2. По методам передачи – устная речь, графическое изображение, текст;
  3. По сфере деятельности – юридическое, управленческое, учительское и тому подобное;
  4. По способу принятия информации – на практике (в результате реальных действий), благодаря научным открытиям, экстрасенсорные.

Все знания допустимо подразделить на следующие виды:

  • обыденные – строятся на жизненном опыте, согласуются с тем, что человек привык видеть и воспринимать ежедневно;
  • мифологические – структурированная реальность, основанная на сочетании эмоций и разума;
  • религиозное – отражение действительность благодаря образам, которые формируются за счет веры в сверхъестественное;
  • художественное – не требует доказательств, допускает видение мира посредством условных образов;
  • рациональное и иррациональное - в первом случае в основе факты, во втором – эмоции и страсти;
  • квазинаучное – сочетание всех форм знаний, не основанных на логике и фактах.

Все виды знаний, существующие сегодня, подразделяют на две большие группы – научные и ненаучные. Первая категория характеризуются следующими признаками:

  • приобретено благодаря работе мозга, а не органов чувств;
  • выражено в виде записанных правил;
  • экспериментально доказуемо;
  • характерно использование особой терминологии.

Ненаучное знание подразделяют на такие виды:

  1. Донаучное – все, что было получено до формирования современных сфер исследования.
  2. Паранаучное – альтернативные или дополнительные сведения существующие параллельно с признанными знаниям, в частности, астрология, уфология.
  3. Вненаучное – неправдоподобные взгляды о современности.
  4. Антинаучное – ошибочное представление о мире (утопические взгляды).
  5. Псевдонаучное – основано на убеждении, а не на логических умозаключениях.
  6. Лженаучное – домыслы и догадки, которые пока не доказаны.

Знания позволяют человеку ориентироваться в мире, планировать и осуществлять действия. Выработка новых видов стимулирует развитие человечества. Стандартные результаты познания и их использование являются критерием развития человечества.

Познание и формы

poznanie rebenkom

Познание мира это понятие, изучаемое такой философской наукой, как гносеология. В рамках нее есть два направления:

  • агностицизм – невозможность полного познания мира;
  • гностицизм – человечество и природу допустимо всецело изучить.

Под познанием понимается процедура изучения мира, а также воспроизведение полученной информации. Выделяется три теории в познании:

  1. Эмпиризм – единственно верный метод получения новых знаний – чувственный опыт.
  2. Сенсуализм – достоверное знание получается в результате ощущений и сформированных восприятий.
  3. Рационализм – поведение социума познается только посредством мыслительной деятельности.

На основании направлений и теорий были сформулированы ступени познания:

Чувственное

 Рациональное

  1. Ощущение – получение информации от органов чувств

   1. Понятие – общее представление об изучаемом объекте

  2. Восприятие – цельный образ объекта

   2. Суждение – отрицание или утверждение свойств предмета

  3. Представление – сохраняемое видение предмета без необходимости изучать его снова посредством чувств

   3. Умозаключение – взаимосвязь нескольких суждений

Научное познание – деятельность, связанная с получением новых объективных сведений о мире и обществе. К уровням данного вида познания относятся:

  • эмпирический, методы – наблюдение и проведение эксперимента;
  • теоретический, способы – обобщение, создание моделей.
 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какая теория происхождения человечества основана на религии?
1Палеовизит
2Эволюционизм
3Креационизм
4Трудовая
Ответить
3
Вопрос: 2
Какое понятие отражает набор уникальных черт человека, получаемых им от рождения?
1Индивид
2Индивидуальность
3Личность
4Человек
Ответить
2
Вопрос: 3
Какой вид мировоззрения основан на повседневном опыте человека?
1Обыденное
2Научное
3Философское
4Суеверное
Ответить
1
Вопрос: 4
Какой вид ненаучных знаний представляет собой альтернативу существующим?
1Донаучное
2Вненаучное
3Паранаучное
4Лженаучное
Ответить
3
Вопрос: 5
Какое понятие относится к чувственному познанию?
1Понятие
2Ощущение
3Суждение
4Умозаключение
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какая теория происхождения человечества основана на религии?
1) Палеовизит 2) Эволюционизм 3) Креационизм 4) Трудовая
2 вопрос:

Какое понятие отражает набор уникальных черт человека, получаемых им от рождения?
1) Индивид 2) Индивидуальность 3) Личность 4) Человек
3 вопрос:

Какой вид мировоззрения основан на повседневном опыте человека?
1) Обыденное 2) Научное 3) Философское 4) Суеверное
4 вопрос:

Какой вид ненаучных знаний представляет собой альтернативу существующим?
1) Донаучное 2) Вненаучное 3) Паранаучное 4) Лженаучное
5 вопрос:

Какое понятие относится к чувственному познанию?
1) Понятие 2) Ощущение 3) Суждение 4) Умозаключение
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Креационизм
2 вопрос: Индивидуальность
3 вопрос: Обыденное
4 вопрос: Паранаучное
5 вопрос: Ощущение