Информатика

Информация в познании
План урока:
Чему больше доверять чувствам или разуму?
Системный подход и информационные модели
Чему больше доверять чувствам или разуму?
С появлением внимания у ребенка развиваются функции мозга — память, мышление, восприятие. Так идет процесс познания окружающей среды (действительности) с помощью чувств и мышления. В чувственном познании выделяют этапы:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Краски жизни
Благодаря нашим органам чувств из ощущений складываются и получаются отображения объектов. Знания и прежний приобретенный опыт влияют на текущее восприятие человека. В его сознании формируется по памяти, с воображением, случается с фантазией представление о предмете. Иногда такое, что его бывает нелегко «выразить словами». Представление — это такой качественный чувственный образ, увиденного или услышанного раньше.
Пример: Индивидуум по личным ощущениям узнает отдельные качества и свойства вещей (услышал писк и ощутил укус комара). Представляемый образ предмета или явления появляется в ходе осмысленного восприятия (комар — назойливое насекомое). Представление о комарах, в зависимости от нажитого опыта, знания и воображения, имеется у каждого свое.
Наглядный образ предмета и его функций у человека формируется индивидуально.
Далее прослеживаем развитие мышления и знания, подключаем логические мысли.
Абстрактную или логическую форму мышления охарактеризовал еще Аристотель. В ней выделил три взаимосвязанных разновидности:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Что общего и в чем разница представления и понятия? Это не совсем просто, но попытайтесь разобраться. Представление в памяти конкретно и наглядно, а понятие более абстрактно.
Размышление
При определении существенных свойств или признаков в предметах индивидуальное представление приближается к обобщенному понятию, переходит от единичного к общему.
Например: Школа, где я учился. Художественная школа. Школа домашнего обучения. Высшая школа. Онлайн-школа. Школа жизни. Школа — это приобретенный опыт и знания или учебное заведение (понятие).
В науках встречаются неопределяемые первоначальные понятия (множество, точка). Понятия могут быть единичными (конкретный объект) и общими (классы объектов).
При мышлении происходит формирование понятия через выделение существенных признаков множества или объекта. Представления и понятия отражают разные, но взаимосвязанные стороны отображаемого. Допустим, директор школы знает Васю Иванова и имеет о нем понятие как об успевающем ученике. Но мама, со своим опытом занятий с ним, имеет представление о его трудностях в учебе.
Таким образом, реально существующие объекты раскрывают свои отличительные характерные особенности и качества (запах, размеры, цвет, форма) в представлениях, а в понятии об объекте заключено мыслительное содержание существенных признаков.
Логическое мышление
Рассмотрим наглядный пример в загадке: «Не растение, а с листьями. Не пижама, но сшита. Не человек, а излагает».
Как из отдельных представлений мысленно определяется общее понятие — книга?
Предметы-образы анализируются каждый по отдельности и во взаимоотношениях между собой (анализ — расчленение). Далее произвольно следует обобщение этих знаний. Такой процесс синтеза проясняет связи абстракций в одном общем понятии (синтез — объединение).
Используются следующие приемы логического мышления — анализ и синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение. Они являются научной основой при формировании понятий и тесно связаны друг с другом. Осмысленное восприятие не происходит без анализа. Пример: для человека, незнакомого с иностранным языком, разговоры посторонних на этом языке не воспринимаются, становятся похожими на сплошной звуковой шум. Но родная, знакомая речь распознается даже в уличной толпе.
Понятия можно сравнивать между собой по содержанию и объемам.
Отношения между понятиями представляют кругами (Эйлера-Венна).
Круги Эйлера
Поясним эти отношения по кругам:
- Равнозначность или тождество основное отношение при сравнении понятий, свойство правильного мышления, в математике А=В. Всякое суждение и понятие должно оставаться неизменным в процессе мышления. (Чебурашка=неизвестный науке зверь)
- Пересечения между понятиями, когда их объёмы частично совпадают, содержат общие элементы.
- Отношение подчинения понятия, когда одно полностью является частью объёма другого, но не всего целиком.
- Соподчинение между понятиями, которые не пересекаются, но принадлежат более общему понятию.
- Понятие (А), находится с другим (В) в отношении противоречия, В обозначают как не А. Одно отрицает полностью другое. Третьего понятия между ними нет. («новый компьютер»-«не новый компьютер»)
- Понятия и слова, выражающие противоположный смысл, называются антонимами. Между ними возможны другие понятия.
Если что-то отрицается или утверждается о признаках и объектах — это суждение. (Ученики выпускных классов школы будут сдавать экзамены.Вася Иванов хорошо учится в выпускном классе).
Если новое суждение появляется по определённым правилам через одно или несколько суждений — это умозаключение. (Вася Иванов будет сдавать экзамены).
Лейбниц предложил отображать смысловые размышления математическими выражениями. Он значится основоположником символической логики.
Английский математик Джордж Буль разработал правила и систему кодирования высказываний.
Над логическими выражениями в алгебре логики можно совершать математические операции (Булева алгебра). То есть на основе одних суждений получать новые. Значение логических форм заключается в том, что они используются для достижения истинности суждений. Истинность и ложность – показатели содержания каждого суждения. Но, попробуйте определить этот показатель для изречения «Я лгу». Да, здесь все конкретно, но и неопределенно. Это – парадокс, в нем и истина и ложь существуют одновременно. Парадокс — неожиданность, противоречивость в самом суждении или с его исходными моментами. Однако в истории наук гениальные открытия иногда базировались на возникших парадоксальных предпосылках. Вообще-то неопределенность — часть жизни человека.
Размышление над парадоксами бывает захватывающим и увлекательным.
Информация
Системный подход и информационные модели
При изучении любой объект представляется безгранично сложным, тем более система, состоящая из нескольких частей. Основным свойством системы является возникновение новых качеств в ней, которых не было в ее отдельных составных элементах. В этом заключается системный эффект. Достижение требуемого эффекта составляет цель создания конкретной материальной, технической системы (компьютер как систему рассмотрим далее).
В любой системе множество входов и выходов. А каждый из них представляет какую-то функцию связи системы с окружающей средой. Когда человек взаимодействует с системой, то ему зачастую важно знать лишь воздействие на её входах, результаты на выходах и взаимозависимости между ними. Это так называемая модель чёрного ящика, без понимания структуры и внутренних процессов.
В автомобиле, как в непрозрачном объекте, наберется более двух десятков параметров взаимодействия с внешней средой. Приведем пример: зимние шины с шипами для колес, влияние на сцепление с дорогой при гололеде (тормозной путь, пробуксовка, предельная скорость на повороте без заноса).
Еще пример: известно как взаимодействует с электрическим, магнитным, гравитационным полями электрон, но не знают его внутреннего строения. Электрон в однородном магнитном поле вертится по окружности – закон физики. Определяют скорость, радиус и время периода вращения, если известны индукция однородного магнитного поля, масса и заряд электрона. Это модель электрона как «черного ящика», неизвестно что внутри.
Пожалуй, попробуем понять как создаются человеком искусственные информационные модели и сами системы, для начала в самых общих чертах. Потому что этот процесс включает в себя знание целого ряда наук и аналогичен во многом творческому созиданию проекта.
Определимся с основными характеристиками систем, к которым стремятся и получают при их построении.
Единая система существует в определенной окружающей действительности и выполняет функции для реализации конкретных целей. Состоит из материальных или информационных объектов, сгруппированных в подсистемы по иерархии использования. Общие свойства системы:
- целостность;
- целесообразность;
- связь с окружающим миром;
- структурированность;
- иерархический состав подсистем.
Научный метод изучения любого объекта исследования (оригинала) как системы называют системным подходом, при котором:
- называют составные части,
- рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние,
- учитываются его существенные связи с внешней средой.
Создание системы основывается на разработанных и проверенных, смоделированных вариантах идей. Созданный или придуманный с какой-то целью новый объект, отражающий существенные признаки и связи оригинала называется моделью. Например, пространственная уменьшенная модель нашей планеты.
Словесное описание объекта оригинала не всегда может соответствовать основам системного подхода и цели создания в моделировании (при создании модели крыла для полета совершенно недостаточно описания красивых, узорных и похожих на лепестки цветка крыльев бабочки).
На основе данных эксперимента или наблюдения и анализа находятся основные характеристики объекта, которым сопоставляются некоторые величины в образе модели.
До появления ЭВМ из-за выполнения гигантского объема вычислений с информацией избегали сложных математических макетов. Но нельзя объять необъятное. Из всей многогранности изучаемого оригинала как системы выбирают значимые процессы по важности и потребности обработки информации, ее сбора, хранения, передачи и выдачи. Такая модель сегодня представляет некий упрощенный вариант для создания простого математического описания объекта.
В описании модели информационной системы существенные признаки отображаются на языке кодирования информации – схемы, чертежи, математические выражения или слова.
Образ информационной идеи
Какие бывают виды информационных моделей? По отображению информации: знаковые, образные и смешанные.
Знаковые определяются математическими выражениями, программно-машинными кодами или в словах.
Образные модели – наглядные элементы, отображенные на бумаге.
Смешанные – где используются и образные и знаковые модели (графики, таблицы).
По характеру изменения ситуации информационные модели являются статическими и динамическими.
Если описывается явление или ситуация в их зафиксированном неизменном состоянии – это статический пример (Схема Солнечной системы). Динамическая модель показывает, как изменяется ситуация и состояние объекта в рабочем режиме или происходит какое-то явление (Схема – как происходят движение и остановки лифта – его работа по сигналам управления современной и скоростной характеристиками). При моделировании устанавливается необходимость соответствия свойств объекта-оригинала признакам модели объекта.
Для чего нужно моделирование? Почти во всех сферах познания и деятельности человека; везде необходимо моделирование, если задается вопрос: «И что потом?». Модели используются для проверки теоретических гипотез, для исследований причинно-следственных связей, для прогнозирования, для управления, для проверки безопасности и для многого другого. Оригиналы и модели можно корректировать по результатам экспериментов, добиваясь нужной цели. Возможно, сам оригинал является научной гипотезой (с какой-то погрешностью), либо частью другого объекта, с присущими обоим свойствами и связями. Тогда корректировка в модели может повлечь и какую-то корректировку оригинала. Допустим, оригиналом для моделирования является теоретическая предполагаемая функция по деформации объекта от нагрузок. На модели необходимо проверить ее коэффициенты и критические значения. По результатам моделирования не добились предполагаемого нужного результата. Провели анализ чистоты проведенного эксперимента и пришли к выводу, что необходимо перепроверить гипотезу в оригинале и по исправленной функции переделать модель, повторить еще раз.
Компьютерные системы
Состав и признаки входящих элементов, взаимосвязи между ними и взаимодействие с внешней средой определяют систему. Система имеет структуру – состав и порядок объединения элементов в подсистемах.
В зависимости от связей между элементами образовываются при их объединении различные подсистемы.
Разберём на примере системы компьютера. Состав компьютера (как одной целой системы) состоит из подсистем:
аппаратное и программное обеспечения, информационные ресурсы.
Состав компьютера
На рисунке состава локального персонального компьютера изображены элементы: клавиатура, монитор, системный блок, мышь, соединительные провода. Возможны еще в составе сканер, микрофон, звуковые колонки или наушники, принтер и внешние носители информации. При подключении в сеть могут появиться видеокамера, роутер или кабельное сетевое подключение.
Подсистема (для компьютера) аппаратного обеспечения является в то же время и надсистемой для входящих в нее подсистем. Это структурная иерархия, она напоминает многокомпонентную матрешку. Аппаратная подсистема состоит из устройств хранения, вывода, ввода и обработки информации. Подсистема ввода информации в свою очередь состоит из клавиатуры, мыши, микрофона, видеокамеры.
В устройстве обработки информации системном блоке ПК есть процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск, компьютерный вентилятор и другое. И так можно рассматривать каждый элемент (начиная с надсистемы), раскладывая его на составные части.
В систему программного обеспечения (ПО) компьютера входят операционная система (системные и служебные программы ОС) и прикладные программы. Набор прикладных программ зависит от потребностей и запросов пользователя ПК. У геймеров, играющих в видеоигры, имеется свой уникальный состав не только программ, но и специальных устройств. Дизайнеры устанавливают программы по 3D моделированию и конструированию, для черчения и рисования.
Набор папок с библиотеками фотоальбомов, видеофайлов, музыкальных, текстовых, графических файлов называется подсистемой информационных ресурсов.
Для взаимосвязи в компьютере аппаратных и программных средств между собой и с человеком существуют:
Элементы интерфейса. Пользовательский интерфейс разделяют на командную строку, текстовый (иногда жестовый), речевой и графический, за них отвечает Операционная Система (ОС).
Командная строка – это старый и надежный, но и трудоемкий способ взаимодействия. Команды вводятся на машинном языке в операционных системах профессионалом.
Самый популярный и распространенный – графический интерфейс. Через «иконки», меню и списки управляют программами с использованием мыши.
С голосовым интерфейсом идёт работа человека с компьютером. Человек произносит, а компьютер анализирует команды из микрофона, выбирает фразы и совершает указанные действия.
Аппаратный интерфейс управляет согласованной работой блоков компьютера. Производители ПК следят за наличием разъёмов подключения элементов к системному блоку.
Пакет прикладных программ управляется с информационными ресурсами благодаря программному интерфейсу. Ответственные за данный интерфейс системы – разработчики соответствующих программ.
Для работы в сети компьютера по правилам Интернета требуется подключение его с нужным сетевым адресом, с логином и паролем. Становится возможным доступ к ресурсам информационных систем, сайтам, удалённым базам данных, социальным сетям, электронной почте для получения информации и общения. Пользователям предоставляются в сети разнообразные образовательные информационные ресурсы и распространяются онлайн-обучения по многим дисциплинам. Открываются огромные возможности для познания и развития своих увлечений.
Наши давнишние воспоминания бывают подвержены искажениям и не так уж верны. Психологи рассуждают о парадоксе памяти, а мозг называют «фильтром» между действительной реальностью и нашим сознанием.
Мозг требует постоянной тренировки. Фантазируйте, развивайте воображение, творческое мышление и способности, думайте, пытайтесь выжать из своих «серых клеточек» хотя бы чуть-чуть больше пользы.
Оказывается, существует формула улучшения мысли. И она совсем не похожа на шутку.
Наибольшей эффективности мышления можно достичь, придерживаясь следующей формулы:
Сила мысли = (Запись цели + Концентрация мысли) х (Время размышления + Запись промежуточных результатов).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Путешественник строит жилье на какой-то территории. Вокруг, по всему периметру, из него видны южные ландшафты. Вдруг из окна он замечает медведя. Какого цвета медведь?
1) Бурого 2) Белого 3) Чёрного 4) Рыжего
Выходами системы «дерево» являются (2 ответа):
1) почтовый ящик 2) древесина 3) кислород 4) обрезать
Объектами изучения в информатике являются (2 ответа):
1) аппаратное и программное обеспечение 2) разработка микросхем 3) информационный процесс 4) производство деталей для компьютера
Определи лишнее в следующих свойствах систем:
1) функция (цель, назначение) системы 2) взаимодействие системы с окружающей средой 3) состав и структура системы 4) аргумент системы 5) системный эффект