История России

Урок 15: Культура Руси в XII-XIII веках

Культура Руси в XII-XIII веках

Культуру России XII-XIII вв. принято рассматривать в рамках домонгольского периода. Для него характерно образование новых культурных центров, возникновение и развитие новых ремесел и искусств

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Особенности культурного развития

Научные знания

Литература

Зодчество

Живопись

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

 

Особенности культурного развития

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

1
Источник

 

Научные знания

Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.

Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.

Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.

В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.

2
Источник

Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

 

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха. В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим. По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

3
Источник

 

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является "Киево-Печерский патерик", бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

4
Источник

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость[1] и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

 

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

5
Источник

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.


6
Источник

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.


7
Источник

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

 

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком[2] для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.


8
Источник

 

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

 

Словарь

1. Немилость – утрата расположения конкретного лица

2. Образчик - образец

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какое влияние оказала раздробленность Руси на культуру?
1Не оказала существенного влияния, наоборот, в период раздробленности появляются новые центры культуры
2Негативное, были разрушены связи между городами, утрачены секреты ремесленного мастерства
3Русские мастера начали перенимать опыт византийский умельцев, поскольку для внедрения собственных идей не хватало денег
Ответить
1
Вопрос: 2
Автором «Слова о полку Игореве» был:
1Владимир Мономах
2Даниила Заточник
3Автор неизвестен
Ответить
3
Вопрос: 3
Церковь Покрова на Нерли была выстроена в память:
1Православного праздника Покрова
2Сына Андрея Боголюбского
3Победы Андрея Боголюбского над половцами
Ответить
2
Вопрос: 4
Известнейшей иконой 12-13 вв. является:
1Богоматерь Владимирская
2Богоматерь Московская
3Дева Мария
Ответить
1
Вопрос: 5
Одним из последствий монголо-татарского ига было:
1Уничтожение монастырей и библиотек
2Приобретение русскими умельцами новых знаний, перенятых от завоевателей
3Развитие новых ремесел
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какое влияние оказала раздробленность Руси на культуру?
1) Не оказала существенного влияния, наоборот, в период раздробленности появляются новые центры культуры 2) Негативное, были разрушены связи между городами, утрачены секреты ремесленного мастерства 3) Русские мастера начали перенимать опыт византийский умельцев, поскольку для внедрения собственных идей не хватало денег
2 вопрос:

Автором «Слова о полку Игореве» был:
1) Владимир Мономах 2) Даниила Заточник 3) Автор неизвестен
3 вопрос:

Церковь Покрова на Нерли была выстроена в память:
1) Православного праздника Покрова 2) Сына Андрея Боголюбского 3) Победы Андрея Боголюбского над половцами
4 вопрос:

Известнейшей иконой 12-13 вв. является:
1) Богоматерь Владимирская 2) Богоматерь Московская 3) Дева Мария
5 вопрос:

Одним из последствий монголо-татарского ига было:
1) Уничтожение монастырей и библиотек 2) Приобретение русскими умельцами новых знаний, перенятых от завоевателей 3) Развитие новых ремесел
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Не оказала существенного влияния, наоборот, в период раздробленности появляются новые центры культуры
2 вопрос: Автор неизвестен
3 вопрос: Сына Андрея Боголюбского
4 вопрос: Богоматерь Владимирская
5 вопрос: Уничтожение монастырей и библиотек