Литература

Урок 13: Андрей Платонов

А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение»

В данном уроке рассказывается о судьбе и творческом пути прозаика, драматурга и сценариста Андрея Платоновича Платонова и одном из его военных рассказов «Возвращение»

План урока:

Биография и творчество А. Платонова

Рассказ «Возвращение»

Нравственно-этическая проблематика рассказа

 

Биография и творчество А. Платонова

Родился Андрей Платонович Климентов (Платонов) 20 августа 1899 г. в Воронеже. Он был старшим из 11 детей в семействе железнодорожника. Чтобы помогать родителям, с 14 лет пошел подрабатывать помощником машиниста, после подручным мастера на заводе в литейном цехе. Рано проявилась тяга к творчеству, уже подростком стал сочинять стихи. Закончил 4 класса в церковно-приходской школе, обучался в городском училище. В 1917 г. трудился на паровозоремонтном заводе. В юные годы Андрей был увлечен революционными идеями. С 1918 г. печатает в местных периодических изданиях очерки, небольшие статьи и стихи. Поступил в университет, спустя год перешел в политехникум, затем учился в политехническом институте, который закончил в 1924 г. Обучение прервал из-за Гражданской войны, служил добровольцем в Красной Армии (1919 г.-1920 г.), одновременно сотрудничал как корреспондент с пролетарскими газетами. Стал коммунистом, но вскоре был исключен из партии: часто пропускал собрания. Несмотря на исключение, продолжал считать себя коммунистом. Неоднократно подавал заявления о восстановлении в партии, но ему всегда отвечали отказом. В 1921 г. в университетской библиотеке познакомился с М. Кашинцевой, которая стала его женой. В 1922 г. появился на свет сын Платон. Благодаря жене был сохранен уникальный архив незаслуженно забытого писателя Платонова, многие произведения которого были напечатаны на Родине только в конце XX в.

В начале 20-х годов молодой автор активно печатал стихи и прозу в журналах и газетах.Он был страстно увлечен идеями преобразования жизни, основанными на техническом прогрессе, нравственности и справедливости, подвижничестве[1] и долге. Когда в Поволжье начался голод, занятия литературой оставил. С 1922 г. принимал активное участие в мелиоративных[2] работах и электрификации[3] деревень в Воронежской области. Благодаря рационализаторским предложениям и руководству молодого инженера-мелиоратора и электротехника были построены три сельских электростанции, во время засухи было обустроено множество прудов и колодцев. В 1922 г. вышел первый стихотворный сборник «Голубая глубина», который высоко оценил В. Брюсов, отметив «богатую фантазию, смелый язык» автора, своеобразный подход к темам.Тем не менее творчество писателя часто подвергалось резкой критике как утопическое, мечтательно-фантастическое.

В 1926 г. Андрея Климентова направили на работу в Москву в ЦК профсоюза работников земли и леса. Спустя год он уволился, решив стать профессиональным литератором. Подписываться стал псевдонимом Платонов. В 1927 г. написал повесть на историческую тему «Епифанские шлюзы». В 1928 г. – повесть «Сокровенные люди» и сборник рассказов с таким же названием. Героями этих произведений стали люди, чья жизнь – это история духовных исканий. Параллельно Андрей Платонов написал несколько произведений сатирической направленности.

В сентябрьском номере журнала «Октябрь» за 1929 г. вышел рассказ «Усомнившийся Макар». Главный герой рассказа – мужик-правдоискатель с самобытным характером и «порожней[4] головой над умными руками», который делится своими сомнениями в успешных результатах организации социалистического труда.1929 г. был назван Сталиным«годом великого перелома», появилось множество публикаций об успехах индустриализации и коллективизации в стране, в которых сомневаться было непозволительно. Вождь устроил разгон главному редактору А. Фадееву, по недосмотру которого было опубликовано крамольное[5] произведение Андрея Платонова. Фадеев публично покаялся, что пропустил «идеологически двусмысленный рассказ». В ноябре в журнале «Октябрь» вышла статья «О целостных масштабах и частных Макарах», в которой творчество Платонова характеризовалось как идеологически враждебное.

С 1927 г. по 1930 г. Платонов работал над повестью «Котлован» и романом «Чевенгур», которые увидят свет только спустя 60 лет. Сам писатель понимал, что шансов быть напечатанными у его произведений нет, на титульных листах рукописей он определил тираж: 1 экземпляр. В произведениях, новаторских по стилю, языку и сюжетам, показаны фантасмагорические[6] картины воплощения абсурдных идей построения нового коммунистического сообщества. В 1931 г. в журнале «Красная новь» Платонов напечатал повесть «Впрок» с подзаголовком «Бедняцкая хроника», в которой сатирически рассказывалось о неоправданно резких мерах в коллективизации, ломающих основы нравственной жизни крестьянства. Сталин потребовал наказать автора, назвал повесть «кулацкой[7] хроникой», Платонова – «агентом врагов», язык – «тарабарщиной». Многим был непонятен особый язык произведений Платонова, разрушающий грамматические, лексические, стилистические нормы, отражающий философский склад мышления автора,проникающий в суть вещей и явлений. Сам Платонов говорил, что «писать надо сущностью».

После критики Сталина последовала масса негативных отзывов, в издательствах Платонову отказывали в публикациях. Несмотря на сложное положение и безденежье, практически полную изоляцию, Платонов не бросил литературных занятий, хотя не надеялся на издание своих произведений. Иногда под псевдонимами печатал статьи о русской классической литературе. Благодаря ходатайству Горького в 1934 г. Платонова включили в группу писателей для поездки по Туркестану. Он написал очерки и рассказы на среднеазиатскую тематику, повести «Джан» и «Ювенильное море». Разрешили напечатать некоторые рассказы и повесть «Река Потудань».

На слишком независимого и своевольного писателя пытались косвенно оказывать давление. В 1938 г. в личной жизни Платонова произошла трагедия: был арестован по лживому доносу 14-летнийсын писателя. Благодаря многочисленным прошениям отца и помощи М. Шолохова через два года юноша был освобожден, но вернулся уже очень больным человеком: в лагере он заболел туберкулезом. Через три года, заботясь об умирающем сыне, Платонов тоже заразился.

В октябре 1942 г. Платонов добровольцем ушел на фронт, служил военкором[8] газеты «Красная звезда». За годы войны Платоновым были написаны 6 книг очерков и рассказов, в том числе «Рассказы о Родине»,«Одухотворенные люди», «Броня» и др. Все произведения подписаны не именем автора, а символичным псевдонимом «Действующая армия». Встретил победу писатель в звании майора, был награжден медалью «За победу над Германией». К концу войны у Платонова обострился туберкулез, в начале 1946 г. он был комиссован по состоянию здоровья. Несмотря на тяжелую болезнь, продолжал работать: писал пьесы, сценарии и рассказы, пересказы народных сказок. Скончался Платонов 5 января 1951 г. Погребен на Армянском Ваганьковском кладбище в Москве.

platonov unost

 

Рассказ «Возвращение»

Разрушительное воздействие войны на душу человека. Образ Алексея Иванова. Проблемы «возвращения» с войны

В произведениях Платонова о войне особое место отведено не батальным описаниям, а нравственным проблемам людей, поискам смысла жизни, философскому осмыслению сущности событий. В 1946 г. в журнале «Новый мир» был напечатан рассказ на военную тематику «Семья Иванова», после название Платонов изменил на «Возвращение». За эту публикацию писатель подвергся резкой критике. Его обвинили в гнусной клевете на моральный облик советских воинов и членов их семей. На защиту писателя-фронтовика встал напечатавший рассказ поэт-фронтовик К. Симонов, бывший в то время главным редактором «Нового мира».

В содержании рассказа «Возвращение» поднимается моральная проблема ломки отношений между близкими людьми, которых разлучила война. Капитан Алексей Иванов после победы возвращается домой. Его возвращение немного затянулось. На вокзале он встретил девушку, которая служила в столовой их части. Ожидая поезд, они разговорились. Оба были в растерянности, не зная, что ждет их в гражданской жизни, словно «чувствовали себя осиротевшими без армии». Армейское братство стало на войне их семьей. Маша показалась Иванову очень близким, почти родным человеком, который может его понять. Алексей задерживается в пути, остановившись у Маши, но спустя два дня уезжает домой.

Его жена Любовь Васильевна и дети, получив от него сообщение о приезде, каждый день ходили на вокзал встречать поезда. Довелось встретить отца одиннадцатилетнему Петруше. Уже дома Алексей увидел свою жену и пятилетнюю дочку Настеньку. Люба с детьми дружно готовят праздничный обед. Во время обеда Алексей замечает, что сын подъедает крошки со стола, а лишний кусок пирога отказывается взять. А Настя свой пирог заворачивает в салфетку, чтобы отдать его Семену Евсеевичу. Любовь Васильевна объяснила мужу, что этот человек ходит общаться с детьми, потому что его вся семья погибла, а он очень тоскует. Алексей после долгой разлуки испытывает странные чувства к своим родным, которые ждали его и скучали по нему. Домс его родным запахом и предметами обихода остался прежним.Изменившихся жену и детей, живущих в этом доме, он не узнавал.

Ночью, уложив детей спать, он разговорился с женой, выпытывая из чувства ревности, какие у нее отношения с Семеном Евсеевичем. Она, расплакавшись, рассказала, что просто благодарна этому человеку за заботу о детях и поддерживает с ним дружеские отношения. Однако признается, что один раз от отчаяния и одиночества изменила ему с другим человеком. Люба искренне раскаивается в том, что случилось. Иванов кричит на жену, криком будит детей. Петруша, слышавший разговор родителей, пытается успокоить отца.

Утром, когда Петруша проснулся, в доме была только Настя. От нее он узнал, что мать ушла на работу, отец, взяв мешок и поцеловав Настю, тоже ушел. Алексей направился на вокзал, чтобы уехать к Маше, с которой ему было так хорошо. Он уже стоял в тамбуре отъезжающего поезда и прощался со своим родным городом, когда увидел отчаянно бегущих к переезду детей, в которых узнал своих сына и дочь. На ходу он спрыгнул с поезда и бросился к детям.На этом повествование обрывается, финал остается открытым. Автор предоставляет читателю возможность самому домыслить, как сложится судьба героев.

Алексей Алексеевич Иванов, которому было около 35 лет, четыре года воевал, дослужился до капитана, имел награды. Сослуживцы относились к нему с уважением, считали храбрым офицером.За годы войны Алексей стал другим, привык воевать и жить военной походной жизнью. Он плохо себе представлял жизнь вне фронта, не понимал, в каких условиях выживала его семья. Ему кажется, что самое страшное испытать довелось именно ему на фронте. Но в тылу его жена и дети тоже существовали на грани между жизнью и смертью, узнали голод и холод, разруху и изнурительный труд. Любе пришлось работать допоздна на кирпичном заводе, чтобы прокормить детей, с которыми она могла быть только по ночам. Несмотря на тяжелый труд у станка, она находила время перешивать одежду мужа на детскую, чинила электроплитки соседям для подработки, продавала свои вещи.Недоедая, Люба делала все, чтобы дети выжили. Они, понимая заботу и любовь матери, были очень привязаны к ней, старались во всем помогать. Алексей бросает своей жене обидные упреки, что другим бывало еще хуже. Война, которую они пережили порознь, отдалила их друг от друга.

Своеобразно затронута в рассказе проблема отцов и детей. Вернувшийся Иванов не узнает в одиннадцатилетнем мальчике, напоминающем маленького ворчливого старичка, своего сына. Петр, не видевший отца четыре года, встречает его без малейших проявлений детской радости, упрекает, что тот долго добирался, сурово задает вопросы про небольшой вещевой мешок, награды. Петруше довелось резко повзрослеть, ему пришлось заменить в доме отца, воевавшего на фронте. Он стал опорой для матери, помогая по хозяйству, присматривая за младшей сестренкой. Пятилетняя Настя, разумная не по годам, во всем слушается брата. Она помогает в домашних делах, чистит картошку, пытается штопать.

Петруша ворчит постоянно на мать и сестру, помыкает иногда ими. Даже отцу дает наставления, что нужно сделать: сходить в райсовет, военкомат, получить продуктовые карточки. Став невольным свидетелем ссоры родителей, мальчик убеждает их думать о будущем, ведь у них теперь «дело есть, нужно жить». По мнению Петруши, взрослые ведут себя, как маленькие. Он учит их быть мудрее. Петруша встает на защиту матери, ее минутную слабость оправдывает тяжелой жизнью в военное время.

Алексей, с грустью наблюдая за своими рано повзрослевшими детьми, полон планов, понимает, что надо скорее устраиваться на работу, чтобы наладилась прежняя жизнь. Тогда Петруша будет вновь сидеть за книжками и играть в футбол с ребятами, а не заниматься взрослыми делами. Алексей все видит и понимает, но между ним и семьей пропастью пролегли четыре года войны.

domoi kadr iz filma 1982
Кадр из фильма "Домой!" по рассказу "Возвращение" (1982 г.) 

 

Нравственно-этическая проблематика рассказа

Мотивы мира и войны. Смысл названия рассказа «Возвращение»

Война порождает множество проблем, которые с ее окончанием не сразу уходят. Затронуты такие проблемы и в рассказе «Возвращение»: распад семей, разрушение родственных связей, появление «взрослых» детей, которых война лишила полноценного детства. Платонов показал страшные последствия войны, разрушающей естественный постепенный процесс взросления, что привело к искажению сознания: дети рано перестают быть детьми,почти ничему не радуются, не играют, не учатся.

Обнажена в рассказе еще одна проблема влияния войны на человека.Победа – праздник радости, торжества жизни, весны. Война окончена, нужно возвращаться к мирной жизни. Возвращение героя после победы происходит не весной, а осенней порой, мрачной и унылой. И в душе возвращающегося с войны солдата нет радости, он уже забыл о мирной жизни. Он привык довольствоваться «подручной радостью» в фронтовых условиях. Сначала кажется странным, что человек, выживший на войне, не получивший увечий, у которого остались живы жена и дети, не испытывает жизнерадостных чувств. Он не торопится домой: то в часть возвращается с вокзала, то сходит с поезда и гостит несколько дней у своей однополчанки, которая стала частью его жизни на войне. Иванову трудно расстаться со своим фронтовым прошлым. Человек на войне получает не только физические, но и тяжелые психологические травмы, как в смертельной обстановке фронта, так и в тяжелых условиях тыла.

В рассказе затронута проблема несоответствия мечты и реальности, связанная с мотивами мира и войны. Иванов мечтает вернуться домой, жить со своей семьей счастливо, как до войны, растить детей. Послевоенная реальность оказалась иной: мирная жизнь была не такой, как раньше, жена не сохранила верность, рано повзрослевший сын стал словно чужой, дочь и вовсе его не помнила, а привязалась к чужому человеку. На этом фоне важны в рассказе мотивы доброты и жестокости, великодушия и мести. Все понимающий Петруша – самый рассудительный из всей семьи. Он не осудил мать за проступок, не проклял отца за уход, а бросился возвращать его, простив эгоизм и жестокую месть. Благодаря великодушию мальчика семья воссоединилась.

Приезд домой не стал для героя настоящим возвращением. Все, что было родным до войны, стало чужим. Искалеченной, очерствевшей душой он не вернулся с войны. Истинным возвращением стало его прозрение при виде бегущих за поездом, спотыкающихся и падающих детей. Его сердце, бившееся «напрасно всю жизнь», защищенное «корой эгоизма», словно обнажилось, «пробилось на свободу». Он почувствовал, преодолев «преграду самолюбия и собственного интереса», что должен быть отцом и защитником для своих детей.

Образ возвращения автором понимается не только как «путь домой», а еще как «внутреннее возрождение». Все главные герои рассказа «Возвращение» прошли трудный путь возврата к себе. Возвращение происходит и с женой Иванова, которая от отчаяния искала утешения у другого и не нашла его, поняв, как ей дорог муж. Возвращение совершает и рано постаревший мальчик Петруша, став в финале снова ребенком, нуждающемся в отце.

В названии рассказа «Возвращение»заложен глубокий философский подтекст. Автор с психологическим мастерством открывает духовные стороны личности человека, столкнувшегося с нравственными проблемами войны и сумевшего их преодолеть. Типичность подобных явлений разобщенности между близкими людьми в послевоенное время отражено было в первоначальном названии «Семья Иванова», олицетворявшем собой многочисленные семьи фронтовиков, терявших и после войны оставшихся в живых родных.

film otec
Кадр из фильма "Отец" по рассказу "Возвращение" (2007 г.) 

 

Словарь

1. Подвижничество – деятельность, направленная на самоотверженное достижение высоких целей.

2. Мелиоративный – улучшающий качества почвы.

3. Электрификация – оснащение электричеством населенных пунктов.

4. Порожняя – пустая.

5. Крамольный – мятежный, бунтарский.

6. Кулацкий – относящийся к кулакам, зажиточному крестьянскому сословию.

7. Фантасмагорические – причудливо изображенные, фантастически-гротескные.

8. Военкор – военный корреспондент.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни А. Платонова
11898 г. – 1951 г.
21899 г. – 1951 г.
31898 г. – 1950 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Рассказ «Возвращение» первоначально назывался
1«Возвращение после войны»
2«Семья капитана Иванова»
3«Семья Иванова»
Ответить
3
Вопрос: 3
Почему Иванов возвратился домой с опозданием?
1Не отпускали со службы
2Увлекся своей попутчицей и задержался у нее в гостях
3Не было попутных поездов
Ответить
2
Вопрос: 4
Основной темой рассказа является
1Тяготы военной жизни
2Распад семьи как одно из последствий войны
3Супружеская измена
Ответить
2
Вопрос: 5
Кому из героев принадлежат слова: «У нас дело есть, жить надо»
1Петру
2Любе
3Насте
Ответить
1
Вопрос: 6
Как рассказ заканчивается
1Алексей бросает семью, решив уехать к Маше
2Алексей уходит от жены, забрав детей
3Алексей, увидев бегущих детей, спрыгивает с поезда
Ответить
3
Вопрос: 7
В чем смысл названия рассказа
1Это возвращение после войны к мирной жизни, в семью и родной дом
2Это возвращение героя к себе самому, прежнему
3Оба ответа верны
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни А. Платонова
1) 1898 г. – 1951 г. 2) 1899 г. – 1951 г. 3) 1898 г. – 1950 г.
2 вопрос:

Рассказ «Возвращение» первоначально назывался
1) «Возвращение после войны» 2) «Семья капитана Иванова» 3) «Семья Иванова»
3 вопрос:

Почему Иванов возвратился домой с опозданием?
1) Не отпускали со службы 2) Увлекся своей попутчицей и задержался у нее в гостях 3) Не было попутных поездов
4 вопрос:

Основной темой рассказа является
1) Тяготы военной жизни 2) Распад семьи как одно из последствий войны 3) Супружеская измена
5 вопрос:

Кому из героев принадлежат слова: «У нас дело есть, жить надо»
1) Петру 2) Любе 3) Насте
6 вопрос:

Как рассказ заканчивается
1) Алексей бросает семью, решив уехать к Маше 2) Алексей уходит от жены, забрав детей 3) Алексей, увидев бегущих детей, спрыгивает с поезда
7 вопрос:

В чем смысл названия рассказа
1) Это возвращение после войны к мирной жизни, в семью и родной дом 2) Это возвращение героя к себе самому, прежнему 3) Оба ответа верны
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1899 г. – 1951 г.
2 вопрос: «Семья Иванова»
3 вопрос: Увлекся своей попутчицей и задержался у нее в гостях
4 вопрос: Распад семьи как одно из последствий войны
5 вопрос: Петру
6 вопрос: Алексей, увидев бегущих детей, спрыгивает с поезда
7 вопрос: Оба ответа верны