Литература

Урок 12: М.Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В данной работе приведены факты биографии Михаила Евграфовича Салтыкова, выдающегося государственного деятеля, ставшего известным как публицист под именем Николая Щедрина, получившего признание как писатель Салтыков-Щедрин, творчество которого представлено ниже аналитическим разбором его сказок и «Истории одного города».

План урока:

Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Замысел и история создания «Истории одного города», жанр и композиция произведения

Образы градоначальников и жителей города Глупова

Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина

 

Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества

Родился Михаил Салтыков в имении Спас-Угол недалеко от Твери 15 января 1826 г. Отец был из обедневшего княжеского рода, а мать из состоятельной купеческой семьи, по натуре была человеком предприимчивым, занимающимся, в основном, приумножением немалого состояния, к детям относилась жестко и деспотично. Домашними учителями у Михаила были крепостной художник, священник, студент и гувернантка. Воспоминания о семейной жизни послужили основой для создания сюжетов и образов «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины».

В 10 лет поступает в Московский дворянский институт, где был одним из первых учеников, спустя 2 года продолжил обучение в Царскосельском лицее, где начал сочинять стихи, по мнению преподавателей, содержания «неодобрительного». По лицейской традиции ежегодно среди выпускников выбирался «наследник Пушкина», Салтыков в 13 выпуске был удостоен этого звания. В лицейские годы появились его первые публикации.

В 1844 г. в Военном министерстве начинается его служба. В это время он посещает кружок Петрашевского, члены которого увлекались идеями французских социалистов, знакомится со многими литераторами, в том числе и с Белинским, сотрудничает в качестве рецензента[1] с самыми популярными журналами. За публикации повестей «Противоречие» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848 г.), в которых цензурой были усмотрены злонамеренные «идеи, потрясшие Западную Европу» революциями, был сослан канцелярским служащим в Вятку под строгий надзор местных властей. Несмотря на опалу, ему, благодаря своим деловым качествам, удалось продвинуться по службе, со временем он стал руководителем губернской канцелярии и чиновником по особым поручениям при губернаторе, т.е. его доверенным лицом. Именно в этом губернском городке Щедрин стал свидетелем «безобразий провинциальной жизни», казнокрадства, бюрократизма, взяточничества и очковтирательства[2] среди чиновников. Впечатления вятской жизни будут отражены в «Губернских очерках» (1856г.), напечатанных в «Русском вестнике». После кончины Николая I, Салтыкову позволили покинуть Вятку. Поселившись в Петербурге, он служит в Министерстве внутренних дел. Тогда же вопреки воле практичной и деспотичной матери обвенчался с бесприданницей Елизаветой Болдиной, дочерью вятского губернатора, за что был лишен материальной поддержки семьи. Как чиновник, обладающий незаурядным административным опытом, был назначен вице-губернатором Рязанской, затем Тверской губерний. Принципиальный и неподкупный, он возбуждал уголовные дела против произвола помещиков, решительно боролся со злоупотреблениями и взяточничеством среди чиновников. В 1862 г. добровольно уходит со службы и начинает сотрудничать с журналом «Современник», после закрытия которого цензурным комитетом в 1866 г. возвращается к государственной службе, его назначают начальником Казенной палаты. В этой должности он служит в Пензе,Туле, Рязани, ревностно относясь к своим обязанностям, не допуская расхищения казенных средств. Из-за кляузничества[3], многочисленных доносов «притесняемых» им нечистых на руку чиновников и конфликтов с губернскими властями вынужден был в 1868 г. выйти в отставку, дослужившись до действительного статского советника. Теперь Салтыков-Щедрин отдавал все время литературной деятельности, проявил себя как талантливый журналист и издатель, работая в «Отечественных записках». По завещанию Некрасова стал после его смерти главным редактором и руководил редакцией журнала до его закрытия цензурой в 1884 г. Как писатель прославился своими сатирическими очерками, особое признание получили романы «История одного города», «Господа Головлевы». Из-за болезней последние годы часто проживал за границей. 28 апреля 1889 г. скончался, работая за письменным столом. Погребен В Петербурге на Волковом кладбище.

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Салтыкова-Щедрина, как сатирика, интересовали истоки, а не внешние стороны социальных пороков, для обличения которых он писал фельетоны[4], памфлеты[5] и сказки, используя «эзопов язык» в литературе, то есть посредством иносказания повествуя об насущном, как в баснях Эзопа, древнегреческого поэта-баснописца.

При создании сказок Салтыков-Щедрин взял за основу фольклорную манеру изложения, понимая, что народные сказкислужили не только для развлечения, а выполняли и дидактическую роль, обучая нравственным правилам и целям в жизни. Используя опыт народного творчества, жанры басен и притч Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр социальной и политической сказки, предназначенной «детям изрядного возраста», в них переплетены злободневная реальность и фантастика. Всего написано 32 сказки, 29 в последнее десятилетие жизни. Благодаря аллегории[6] и эзоповскому языку, за внешним повествованием проступают на втором плане подлинные суждения автора.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», сказочной истории, переданы мысли писателя об безропотности народа и паразитизме его властителей. Очутившиеся на безлюдном острове два генерала оказались совершенно беспомощными, искренне удивляясь, «что человеческая пища» в своем первоначальном виде летает, плавает и растет. Страдая от голода, они пробовали насытиться «Московскими ведомостями», лайковыми перчатками, один пытался у другого откусить орден, даже чуть не съели друг друга. Так и померли бы от голода, не окажись на острове мужика.

Образ мужика, способного прокормить генералов и благодарного, что его «мужицким трудом не гнушались», обремененного чувством вины за все, в чем даже и не виноват, плетущего для себя веревку, которой его связывают, чтобы не сбежал, и получившего в награду лишь полтинник и стопку водки, вызывает недоумение. Мысль о том, что можно заняться обустройством собственной жизни без ненужных дармоедов мужику даже в голову не приходит.

generali
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил 

В сказке «Пропала совесть» этическое понятие совести, как основы нравственности, передано посредством образа «ветошки», старой тряпицы, ненужной в жизни людей всех слоев и сфер общества. От совести стараются избавиться, потому что она не дает спокойно жить, от неправедных поступков и причиненного ими зла люди начинают мучиться. Но, лишившись совести, люди, развращенные безнаказанностью и вседозволенностью, деградируют духовно, стремятся ради личной выгоды ухватить лишь свой кусок, превращаясь в животных, тем самым неосознанно обрекая себя на самоуничтожение.

Валяющуюся на дороге совесть, затоптанную и оплеванную, подбирает пьянчужка, но, словно прозрев, как никчемна его жизнь, старается избавиться от тягостной находки и подбрасывает ее кабатчику. Тот начинает мучиться, что наживается на спаивании народа, бьет бутылки и выливает все хмельное в канаву. Но его жена, чтобы спасти источник наживы, подбрасывает непотребную совесть в карман квартальному надзирателю, который, устыдившись поборов с торговцев, начинает возвращать им деньги. Совестливый надзиратель становится посмешищем для всех. Довелось совести попасть к ростовщику, в чьем семействе даже детишки любят считать деньги. Но финансист, почуяв подвох совести, проворно пристроил ее в благотворительный фонд генерала, в котором совесть вообще затерялась. Побывав у многих, нигде не найдя себе приюта, совесть просится в невинное детское сердце, надеясь, что там она приживется и вырастет.

В сказке «Премудрый пескарь» звучит насмешка над глупостью житейской «мудрости» пескаря, который, прячась от любых потрясений в своей норке, не замечал, как бесцветна и безрадостна была его жизнь. В образе пескаря изображен трусливый обыватель, наделенный «рыбьими» чертами и качествами, который предпочитает спокойную, относительно безопасную жизнь, прячась в мутную тину мнительности, предрассудков и житейских страхов. Он холоден, молчалив и труслив, его убеждения и взгляды мещанские и косные. Пескарь дрожал и боялся на протяжении всей жизни, которая прошла незаметно, словно ее и не было.

Сказки Салтыкова-Щедрина уникальны по своей жанровой природе и злободневности[7].

pescar
Премудрый пескарь  

 

Замысел и история создания «Истории одного города», жанр и композиция произведения

В 1869 г. в «Отечественных записках» печатаются отдельные главы «Истории одного города», в 1870 г. издается полностью произведение, написанное в жанре фантастически гротескного[8] сатирического романа.

Основная проблема в романе – система взаимоотношений власти и народа, построенной на произволе, корысти, обмане со стороны правящих и рабской покорности, пассивности, страхе простых людей и их слепой вере в «батюшку царя».

Произведение имеет летописную форму, повествование ведется от лица провинциального архивариуса[9], который нашел в городском архиве старые тетради глуповских летописцев и использовал их для своего рассказа. В нем прослеживаются параллели истории Глупова с российскими историческими фактами. В книге нет традиционного сюжета. Каждая из 16 глав представляет отдельную историю, которые обрамлены[10] в начале и в завершении повествованием издателя.

История города с 1731 по 1825 г. представляет собой фантасмагорическое[11] описание истории жителей и их градоначальников. Салтыков-Щедрин представил обобщенную гротескную «физиономию города», в истории которого отражены всевозможные преобразования и реформы, проводимые управленцами повсеместно.

 

Образы градоначальников и жителей города Глупова

Произошли глуповцы от древнего народа, прозванных головотяпами, ибо тяпались головами по всему, что было, которые для поддержания порядка искали себе правителя. Многие глупые князья отказывались править такими же глупыми головотяпами, только один, прозвав их глуповцами, поставил своим наместником «вора-новотора». На болотах у трех рек среди семи гор основали головотяпы город Глупов, который представлял собой множество кривых улочек с глухими переулками, непроходимыми в ненастье, и большими пустырями. На Дворянской и Большой улицах в центре города находятся здания городского управления, суда, казначейства, дворянской опеки, уездных училищ, полицейских участков и пожарной части, есть две площади с церквями и колокольней, а также множество кабаков, любимых горожанами. На окраинах город окружен слободками: Болотной, Навозной, Солдатской, Стрелецкой, Пушкарской, Негодницей, в которых проживали потомки ссыльных стрельцов, пушкарей и солдатки, не чуждающиеся «зазорного[12] ремесла».

Образы глуповцев напоминают обывателей любого провинциального городка. Горожане глупы и невежественны, но беспечны, терпеливы и простодушны, они привыкли к причудам, нелепостям, тупости и бездеятельности градоначальников, при которых в городе процветали пьянство и блуд, возникали пожары, наступали засушливые и голодные годы. Глуповцы, несмотря на испытания, подвержены «упорному начальстволюбию», новых градоначальников встречают с ликованием, ждут от них перемен к лучшему, восторженно называя «красавчиками» и «умницами». Но даже разочаровавшись в своих ожиданиях, «бунтуют, стоя на коленях» и без начальства чувствуют себя осиротевшими. Привыкшие сносить любые бедствия, они необычайно живучи, даже уничтоженные до последнего, опять возрождались.

Краткое ознакомление с градоначальниками Глупова и их деяниями представлено в «описи», которой посвящена отдельная глава. Упомянуты летописцами 22 градоначальника,которые своей деятельностью или полным ее отсутствием наносили только вред своему народу. Каких только правителей не было в городе: бывший повар-итальянец Амадей Мануйлович Климентий, бывший парикмахер курляндского герцога Фотий Петрович Ферапонтов, беглый грек Ламврокакис, отставной денщик князя Потемкина Петр Петрович Фердыщенко, любитель женщин князь Микаладзе, увеличивший население Глупова вдвое, отчего умер от истощения сил, и другие весьма колоритные персоны. Их правление по сути является пародийной копией управленческой деятельности различных государственных инстанций[13].

Гротескные и странные образы градоначальников представляют собой собирательный образ власти. Они довольно разнообразны по характерам, но поразительно однообразны в одном: вся их деятельность абсурдна и нелепа, невозможно было определить, «что делали эти люди, о чем думали, какие задачи преследовали». Но почти каждый из них убежден, что необходимо выколачивать недоимки[14], пресекать крамолу[15], а население нужно сечь[16]. Среди вереницы этих управленцев стоит отметить некоторых.

Бессмысленным и кратким было правление градоначальника, прозванного «Органчиком». Молчаливый и угрюмый господин Брудастый, работавший без устали над написанием приказов, имевший в голове устройство в виде органчика[17], мог исполнять только две пьесы «Разорю» и «Не потерплю». Когда механизм сломался, он смог и вовсе фыркать только бредовое «…плю». При нем «неслыханная деятельность» кипела среди чиновников и полиции, внушая глуповцам страх и уныние. Обнаружив как-то своего градоначальника с отдельно лежавшей головой, город впал в панику, ему заказывают новую голову-орган, но и старую удалось починить. Так горожане получили двух градоначальников с одинаково говорящими головами, которых, совершенно запутавшись, объявили самозванцами, изъяли, поместили в сосуды со спиртом и увезли для освидетельствования. Но за 7 дней «безначалия» начались междоусобные войны и анархия.

organchik
"Органчик"  

Градоначальник Прыщ Иван Пантелеевич, человек простой и глупый, бывший военный, имевший заслуги за участие в парадах, а не в сражениях. Он решил править без затей, упрощенно, чтобы «отдохнуть», посвящая все время приемам, балам и охоте. Прыщ не вмешивается в жизнь обывателей города, прекратив все служебные дела. Благодаря его бездействию, горожане богатеют, пополняя налогами и состояние самого градоначальника. Одна лишь странность смущает глуповцев, что спит Прыщ в леднике, обставленный мышеловками. Оказалось, что у него была «фаршированная голова», которую он берег от мышей и жары. Местный предводитель дворянства разоблачил градоначальника и съел его голову.

pricsh
Прыщ  

Угрюм-Бурчеев, прохвост и окончательный «подлинный идиот» с никогда не улыбавшимся «деревянным лицом» и «свободным от мысли» взором, решил создать образцовое социальное устройство, согласно «систематическому бреду» в своей голове. Авторитарное правление страдающего манией величия безумца сделало жизнь глуповцев неспокойной, тоскливой и несчастной. Угрюм-Бурчеев переименовал город в Непреклонск, превратив его в военное поселение с прямыми улицами и серыми домами для одинаковых семей с регламентированным числом престарелых, детей и домашних животных. Мужчины были вынуждены носить единообразные мундиры и ходить на работу по расписанию,женщины должны рожать только зимой. Были установлены только два праздника, в которые вместо работы позволялось маршировать. В своей страсти к уравнительности этот правитель обезличил население города, который чудовищными преобразованиями разрушил до основания. Даже речку пытался переустроить и забросать мусором, направив ее течение вверх, а не вниз. Но природа, взбунтовавшись всем своим естеством, насылает на город великое и ужасное «Оно». Наступает мрак, землетрясение, «не то ливень, не то смерч», и Угрюм-Бурчеев исчезает. Так «история прекращает течение свое».

ugrum burcheev
Угрюм-Бурчеев 

«Историю одного города» можно считать антиутопией, предсказывающей страшные последствия бездарного и противоестественного построения общества. Сам Салтыков-Щедрин говорил, что написал сатиру не «историческую, а обыкновенную», изобразил «характеристические черты русской жизни», которые приводят к «необеспеченности жизни, произволу, непредусмотрительности, недостатку веры в будущее» и пр.

 

Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Непонимание и нежелание узнавать себя в персонажах Салтыкова-Щедрина отражалось во многих негативных отзывах современников о его творчестве, его пренебрежительно называли сказочником, памфлетистом[18], карикатуристом[19], а его сюжеты фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Противники упрекали в отсутствии идеалов, положительных героев и устремлений, усматривая в его произведениях «оплёвывание» и подтасовку фактов русской жизни, называли самым скандальным, вредным и даже паскудным автором для своего Отечества.

Тем не менее, многие понимали творчество Салтыкова-Щедрина, называя «великим диагностом[20] всех общественных зол» и пороков и защитником от этих внутренних врагов. Высоко ценили его сатиру Толстой, Тургенев, Горький, Чехов и другие. Булгаков называл Салтыкова-Щедрина своим учителем, у которого он почерпнул множество идей для своих сюжетов и образов.

Несмотря на то, что писал Салтыков-Щедрин более 150 лет назад, его сюжеты очень похожи на многое, что происходит в современном мире, а персонажи его произведений узнаваемы в окружающих людях.

Словарь

1. Рецензент – человек, написавший рецензию, отзыв.

2. Очковтирательство – подлог, обман, желание представить факты в приукрашенном виде.

3. Кляузничество – написание кляуз, доносов.

4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение на злободневную тематику.

5. Памфлет – остросатирическое произведение обличительного характера.

6. Аллегория – иносказательное изображение или представление реальных явлений или отвлеченных понятий посредством художественного образа.

7. Злободневность – актуальность, современность.

8. Гротескный – комически уродливо изображенный, карикатурный.

9. Архивариус – служащий архива, хранитель документов.

10. Обрамленный – заключенный в рамку, вставленный.

11. Фантасмагорическое – причудливо нагроможденное, нереальное, бредовое.

12. Зазорное – неприличное, достойное осуждения, постыдное.

13. Инстанция – ступень, место учреждения в государственной системе.

14. Недоимки – долги, неуплата налогов или платежей.

15. Крамола – противозаконные, антигосударственные действия.

16. Сечь – пороть, наказывать.

17. Органчик – устройство с заводным механизмом, исполняющее музыку.

18. Памфлетист – писатель, критикующий и обличающий что-либо.

19. Карикатурист – художник, изображающий в сатирической манере.

20. Диагност – специалист, устанавливающий диагноз заболевания.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
11821 г.- 1878 г.
21826 г.- 1889 г.
31803 г.- 1873 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
С 1878 г. по 1884 г. Салтыков-Щедрин возглавлял журнал
1«Современник»
2«Русский вестник»
3«Отечественные записки»
Ответить
3
Вопрос: 3
Выражение «эзопов язык» означает
1Художественное преувеличение
2Иносказание
3Сравнение, сопоставление
Ответить
2
Вопрос: 4
Салтыков-Щедрин использовал жанр сказки, чтобы
1С помощью аллегории и эзопова языка сатирически изображать насущные проблемы общества
2Привлечь внимание читателя к фольклору
3Создавать произведения развлекательного характера
Ответить
1
Вопрос: 5
Укажите определение гротеска
1Комически причудливое соединение фантастического и жизнеподобного
2Переносное значение слова
3Злая, едкая насмешка
Ответить
1
Вопрос: 6
Основная тема «Истории одного города»
1Осмеяние человеческих пороков
2Взаимоотношения власти и народа
3Пародийное изображение исторических фактов
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
1) 1821 г.- 1878 г. 2) 1826 г.- 1889 г. 3) 1803 г.- 1873 г.
2 вопрос:

С 1878 г. по 1884 г. Салтыков-Щедрин возглавлял журнал
1) «Современник» 2) «Русский вестник» 3) «Отечественные записки»
3 вопрос:

Выражение «эзопов язык» означает
1) Художественное преувеличение 2) Иносказание 3) Сравнение, сопоставление
4 вопрос:

Салтыков-Щедрин использовал жанр сказки, чтобы
1) С помощью аллегории и эзопова языка сатирически изображать насущные проблемы общества 2) Привлечь внимание читателя к фольклору 3) Создавать произведения развлекательного характера
5 вопрос:

Укажите определение гротеска
1) Комически причудливое соединение фантастического и жизнеподобного 2) Переносное значение слова 3) Злая, едкая насмешка
6 вопрос:

Основная тема «Истории одного города»
1) Осмеяние человеческих пороков 2) Взаимоотношения власти и народа 3) Пародийное изображение исторических фактов
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1826 г.- 1889 г.
2 вопрос: «Отечественные записки»
3 вопрос: Иносказание
4 вопрос: С помощью аллегории и эзопова языка сатирически изображать насущные проблемы общества
5 вопрос: Комически причудливое соединение фантастического и жизнеподобного
6 вопрос: Взаимоотношения власти и народа