Литература

Урок 12: Александр Твардовский

Александр Трифонович Твардовский. Поэма "Василий Тёркин"

В уроке рассказывается о биографии и творческом пути поэта и журналиста Александра Трифоновича Твардовского и его поэме «Василий Теркин».

План урока:

Биография А. Твардовского. История появления поэмы

Поэма «Василий Теркин»

Главный герой поэмы

Отзывы о поэме «Василий Теркин» в критике современников. Значение поэмы

 

Биография А. Твардовского. История появления поэмы

Родился Александр Твардовский на хуторе Загорье под Смоленском 8 июня 1910 г. Он был вторым ребенком в большом семействе кузнеца, в котором росло семеро детей.В крестьянской семье детям старались привить интерес к знаниям. Мать была родом из бедной многодетной семьи однодворцев[1]. Отец был не только грамотным, но и начитанным человеком. Он вечерами часто читал детям вслух произведения русской классической литературы. Для крестьянской среды, в большинстве своем безграмотной, это было явлением необычным.

Стихи Александр стал сочинять в детстве, еще не выучив толком азбуки. С 1918 г. мальчику довелось поменять несколько школ. Хотя учился он неплохо, обучение не окончил из-за тяжелого материального положения в семье. С 14-летнего возраста стал посылать небольшие заметки в газеты, в 1925 г. в одной из газет было напечатано первое стихотворение. Твардовский свои произведения отнес в газету «Рабочий путь», руководил которой знаменитый поэт-песенник М. Исаковский. Тото правил стихи начинающего провинциального автора М. Светлову, который напечатал их в журнале «Октябрь».Твардовский в 17 лет уехал в Москву, чтобы заняться литературным творчеством, но покорить столицу не удалось. Его почти не печатали, и он возвратился в Смоленск, где был уже известен.

В 1831 г. была напечатана поэма «Путь к социализму». Это произведение об успехах коллективизации было написано убежденным комсомольцем Твардовским. Впоследствии сам автор поэму назвал неудачным опытом. В марте этого же года Твардовский узнал, что его семья пострадала от коллективизации, была подвергнута раскулачиванию и отправлена на поселение на северный Урал. Его миновала эта участь потому, что он жил отдельно от семьи. Но в критике стали появляться негативные отзывы, его называли «кулацким подголоском[2]». В 1932 г. Твардовский поступил в Смоленский педагогический институт, куда его приняли, несмотря на отсутствие среднего образования. Пробелы в знаниях по школьной программе он восполнял упорным самообразованием. Твардовский в институтской библиотеке, где проводил все свободное время, познакомился с будущей женой М. Гореловой, которая стала первым читателем его произведений и критиком.В 1935 г. вышел первый сборник стихов.

В 1936 г. Твардовский перевелся в Московский институт философии, литературы и искусства, в котором учился до 1939 г. За поэму «Страна Муравия», напечатанную в 1936 г.,28-летнему Твардовскому вручили высшую награду страны «Орден Ленина». Поэма понравилась Сталину, Твардовского перестали ругать критики. Произведение ввели в обязательный курс литературы, хотя ее автор сам был еще студентом. Став известным поэтом, Твардовский добился возвращения семьи в Смоленск.

После окончания института ушел по призыву в армию. Был на фронте во время финской войны, куда его послали с группой журналистов. Награжден орденом Красной Звезды.С первых дней Великой Отечественной войны служил армейским корреспондентом на фронте, часто бывал на передовой.Победу встретил в звании подполковника на Балтике. За поэмы, фронтовые репортажи и очерки Твардовский получил 2 ордена Отечественной войны 2-й и 1-й степеней. Поэма «Василий Теркин»стала главным литературным событием 1945 г. Спустя год Твардовский завершил еще одну поэму о войне «Дом у дороги». За обе поэмы ему были присуждены Сталинские премии. С 1950 г. в течение 10 лет будет писать и публиковать по главам поэму «За далью даль», в которой затронул тему сталинских репрессий. В 1961 г. получил за нее Ленинскую премию.

В послевоенное время продолжал писать, занимался общественной деятельностью. От Твардовского ждали продолжения полюбившейся фронтовой поэмы о неунывающем солдате. В 1954 г. он закончил новую поэму про Теркина, она вызвала общественный шок. Это была сатирическая поэма «Теркин на том свете», в которой бравый солдат оказывается в аду, где все похоже на реальную жизнь страны, возглавляемой партийными бюрократами. Поэму осудили Хрущев и ЦК партии, назвав злой пародией на советский строй и запретив публиковать.

Долгое время Твардовский был редактором «Нового мира», самого передового и популярного журнала в СССР. Дважды его лишали этого поста за слишком смелые публикации. В 1954 г. за попытку опубликовать поэму «Теркин на том свете».В 1970 г. он сам был вынужден написать заявление об отставке из-за увольнения сотрудников журнала, которые были его единомышленниками. Твардовского наградили орденом Трудового Красного Знамени и уволили. В его жизни так было всегда: то награда, то травля. Благодаря редакторской деятельности Александра Твардовского в русской литературе появилось много талантливых авторов: А. Солженицын, В. Быков, В. Шукшин, В. Распутин, Ч. Айтматов, Ф. Абрамов и др. «Новый мир» оказывал значительное влияние на интеллектуальную и духовную жизнь страны.

После разгона редакции журнала Твардовский пережил инсульт, лишивший его речи и подвижности. В больнице, куда он попал, обнаружили еще и запущенную форму рака. Скончался писатель 18 декабря 1971 г. на даче в подмосковной Красной Пахре. Погребен на Новодевичьем кладбище.

За свою жизнь Твардовский создал множество поэтических и прозаических произведений, но его главной книгой остается «Василий Теркин». Замысел произведения возник еще во время финской войны в конце 1939 г. Для юмористической колонки газеты «На страже Родины» совместными усилиями военных журналистов был придуман образ неунывающего бывалого бойца, забавные истории про которого сочинялись всем коллективом редакции по очереди. Так появились первые эскизные варианты Твардовского, были написаны главы «Переправа», «На привале». С лета 1942 г.он стал печатать в газете «Красноармейская правда» новые главы, которые стали основой «Книги для бойца» «без начала и конца». После главы поэмы стали перепечатываться во многих газетах и журналах, их читали по радио. Сам Твардовский писал, что эта книга неразрывно связана с ходом войны». Он даже не мог завершить книгу раньше победы, читатели постоянно и требовали продолжения.

tvardovskii vasilii terkin

Поэма «Василий Теркин»

Народная основа поэтической энциклопедии о Великой Отечественной войне. Композиционные особенности поэмы. Разбор глав «Переправа», «Два солдата», «Поединок» и др

Сложно определить жанр произведения: «Василий Теркин» не похож ни на поэму, ни на роман в стихах, ни на сборник стихотворений про одного героя. Сам Твардовский писал, что «не томился сомнениями и опасениями» относительно жанровой неопределенности, решил нарушить все условности литературной формы. В произведении отсутствует привычный для традиционной поэмы единый сюжет. Сюжетность, по мнению Твардовского, лишила бы книгу фронтовой всеобщности, обобщенности, благодаря которой имя Теркина стало нарицательным.В произведении нарушена композиционная структура поэмы: нет начала, финала, завязки, кульминации и прочих обязательных частей. Новаторство Твардовского состояло в том, что его книга словно писалась самой жизнью, которая стала источником фактов и событий произведения, а не автором по его замыслу и плану.

Жанровые и композиционные особенности поэмы диктовались поэту военным временем, которое требовало оперативного отображения фронтовых событий. Он сам написал в поэме, что «на войне сюжета нет», все развивается непредсказуемо и стремительно. Ломая традиционные представления о развитии сюжета, автор свое произведение создает, сплетая единое полотно повествования из отдельных, независимых друг от друга, законченных эпизодов, картин и сцен. Все главы объединяет только образ главного героя – Василия Теркина.

Сквозным сюжетом стала история страны во время Великой Отечественной войны. В книге, создававшейся четыре военных года,отражены последовательно боевые действия Красной армии: от начального этапа отступления до завершающего наступления на Берлин.Книгу можно назвать энциклопедией войны и солдатской жизни. Война в поэме «Василий Теркин»изображена как ряд жестоких жизненных картин: страшная гибельная переправа, изматывающий бой за деревню, сожженную немцами, «смертный бой» в кромешной мгле в болоте, обстрел немецким самолетом окопавшихся солдат и иные трагические эпизоды.Фронтовой быт солдат списан прямо с натуры. В реалистичных картинах описана жизнь в походных условиях: солдатам приходилось пить воду, откуда придется, спать на земле, мыться снегом, согреваться на бегу или у костра.Часто в пределах одной главы трагическое и героическое повествование переплетается с юмористическим звучанием.

В главе «Переправа» бойцы переплывают на понтонах[3] через реку, потому что взорван мост. Затрудняли переправу тонкий лед на реке, промозглая ноябрьская погода. Первому взводу удалось достичь правого берега, остальным из-за обстрела немцев не удалось переправиться, многие погибли. Автор, описывая плывущих бойцов, называет их желторотыми стриженными ребятами с мальчишечьими глазами. Под вражеским обстрелом они, погибая, «теплые, живые шли на дно». Потери были так велики, что после этой страшной ночи «след кровавый» река несла волной.

Оставшиеся чувствовали вину, всю ночь переживая за тех, кто оказался на вражеском берегу. Дозорные бойцы заметили в ледяной воде плывущего в их сторону человека. Им оказался боец из первого взвода Василий Теркин. Раздевшись догола, он переплыл реку. Придя в себя после растирки спиртом, Теркин рассказал, что первый взвод удерживает позиции и просит помощи артиллерии для возобновления переправы. Рисковавший жизнью Теркин шутит, просит стопку спирта «изнутри погреться». После похвалы полковника просит вторую, ведь «два ж конца», он собирается повторить свой смертельный заплыв назад. Теркин совершает подвиг, достойный медали, прося шутливо в награду стопку спирта. Он думает прежде всего о ребятах из своего взвода, которые, несмотря на численное превосходство оккупантов, держат оборону. Главный смысл всей поэмы выражен в сроках: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Суть подвига для русского солдата не в личной славе, Теркин и другие бойцы готовы принести бескорыстную жертву, пойти на дно, кануть в бесславие ради сохранения будущей жизни.

В главе «Два солдата»Теркин по дороге на фронт остановился на постой в избе у старика и его жены. Он поточил старику пилу, по просьбе старухи починил часы. Разговорившись, Теркин узнал, что хозяин тоже воевал в молодости. В беседе обнаруживается, что в их суровой фронтовой службе много общего, даже в таких «мелочах», как залетающие в котелок с кашей осколки снарядов и надоедливые вши. Состарившийся солдат начинает с уважением относиться к молодому бойцу. Старуха, прятавшая сначала сало, смягчается и угощает Теркина яичницей с салом, которая для них самих редкость в голодное время. На вопрос старика, побьют ли они немцев, Теркин отвечает не сразу, а лишь прощаясь, без многословных клятв: «Побьем, отец!»

Начало главы похоже на сказочный зачин: жили-были дед и баба. Их изба у линии фронта, под окнами рвутся снаряды. Но старик, бывший вояка, словно «ухом не ведет», комментирует попадание снарядов: «Перелет! Лежи старуха». Или скажет: «Недолет…» Теркин, внезапно появившийся в их избе, похожи на смекалистого солдата из русской народной сказки, и на былинного богатыря, готового помочь и защитить от вражеской силы. Автор народным языком в сказочной фабуле[4] вселяет веру в победу над врагом, ведь в сказках всегда счастливый конец. Два солдата преодолевают противоречия разных поколений, в общей беде все должны быть едины для победы над врагом, только тогда сказка станет былью. Любовь к Родине сближает чужих людей, ставших в разное время ее защитниками.

Символична история часов, которые перестали показывать время, а старикам было не до их починки. В стране началась война, наши войска отступали. Боец чинит их, даруя надежду, что время не остановилось. После фашист эти часы у стариков украл, так же украдены были четыре года мирной жизни целой страны. Теркин во время второй встречи со стариками в главе «Дед и баба» дает обещание привезти из Берлина новые часы, т.е. справедливость будет восстановлена.

В главе «Поединок» тоже есть фольклорная основа.Жестокая рукопашная драка Теркина с немцем сравнивается с битвой, «как на древнем поле боя», когда перед сражением войск противников «бились двое, словно схватка все решит».Кроме патетически звучащих строк, есть в описании этой схватки множество житейских, бытовых деталей. Нечто скотское видится Теркину в крепком, «сытом, бритом» немце: тот стоит, «как на подковах», кормленый «дармовым добром», в «русских варежках», отнятых у какой-то женщины. Сцепившись «носом к носу», Теркин чувствует противный запах от немца, для «здоровья жрущего чеснок». Он понимает, что сам «слабей: не те харчи». Но не сдается, увертывается от тяжелых ударов немца, ловко умудряется ударить сам. Когда немец начинает бить каской, Теркин от такой подлости со злости оглушает противника ударом по голове незаряженной гранатой. Связав немца, он отводит его для допроса в штаб. Все рады возвращению Теркина из разведки, он рад, что вернулся живым, с трофеями[5] и «языком[6]».

В поэме перекликаются темы «малой» и «большой» Родины. Героя и автора объединяет «малая» Родина – Смоленщина. Твардовский сделал Теркина своим земляком. Воспоминания о «родном смоленском крае» звучат в главе «О награде». Обращаясь к герою, автор с горечью говорит, что в родное село «дороги нет», враг лишил права побывать там. В поэме Родина – это не только место, где родился, это вся страна. Теркин в главе «О войне» говорит: «Нынче мы в ответе за Россию, за народ…». Мысли о судьбе Родины «малой» неразрывно связаны с мыслью о судьбе Родины «большой». В книге чувствуется скрытая теплота патриотизма, отсутствует показная высокопарность[7].

Мотив утраченной Родины звучит в главе «Про солдата-сироту». Любому солдату «есть куда письмо послать», если у него есть дом и родные. Солдатам, уже воюющим на Одере, вспомнилось, как они сражались долго за деревеньку Борки у Смоленска. Среди сослуживцев был боец родом из тех мест. В 41 году при отступлении он оставил там семью. Теперь же попросил отпустить его проведать родных. Не узнавая окрестностей,он увидел дощечку на столбе у развилки дорог с названием своей деревни, которой больше не было. Пилотку сняв, постоял боец у этого столбика,«как на могилке». Вернувшись в батальон, он, почувствовав себя «бездомным» и «безродным», ел в одиночестве холодный суп, плача «о жене, о сыне» и о себе, понимая, что «отныне плакать некому о нем». Так в поэме затронута проблема трагической гибели мирного населения во время войны. У одного солдата погибла целая семья, не осталось дома, куда он мог бы вернуться.

Тоска по Родине звучит в главе «По дороге на Берлин». Солдаты, мечтающие на чужой земле о возвращении домой, видят идущих им навстречу узников концлагерей, людей, угнанных немцами на работы в Германию. Встретив на чужбине русскую старую женщину, солдаты изо всех сил пытаются помочь ей в пути домой. Ее снабжают все, кто чем может: чайником с кружкой, подушкой, периной, часами и прочим. Дают даже коня. Она беспокоится, что добро отнимут, но Теркин советует ссылаться на него. Каждый видит в «деревенской, простой» старушке солдатскую «труженицу-мать».

3 tvardovskii vasilii terkin

Главный герой поэмы

Новаторство образа русского солдата. Характеристика Василия Теркина. Изображение национального русского характера. Самобытность языка поэмы, использование фольклорных мотивов, роль авторских отступлений

Твардовский создал образ своего современника, солдата-фронтовика. Василий Теркин наделен чертами и качествами, присущими простому русскому человеку. Он «парень сам собой обыкновенный»: рядовой пехоты, самого массового рода войск, деревенский, как большинство бойцов. Нет никаких упоминаний о личной жизни Теркина, нет описания его внешности. Лишь известно, что красотой особой не наделен, ростом «не высок, не то чтоб мал», небогатырского сложения. Это герой, лишенный индивидуальной биографии. Кем был до войны и чем занимался – неизвестно. После окончания войны он исчезает. Каким было довоенное прошлое, как сложится судьба в будущем – неясно.

Смысл фамилии героя раскрывается Твардовским словами самого Теркина: «Перетерпим. Перетрем». Герой – «тертый калач», он не раз бывал в сложных ситуациях и передрягах, но всегда находил выход. На протяжении поэмы несколько раз встречается выражение «русский труженик-солдат». Василий Теркин не только сражается с врагом, он живет на войне. Воевать для него – дело трудное, но привычное.

Образ Василия Теркина имеет фольклорные корни, у него есть черты былинных богатырей, наделенных скромностью и непоказным героизмом, и героев сказок, обладающих смекалкой и находчивостью. Как настоящий эпический герой он является ниоткуда, а оказывается всюду, особенно там, где это больше всего необходимо. Теркин наделен ярким остроумным языком, у него веселый и неунывающий нрав, несмотря на то, что смерть может настичь в любую минуту. Он способен не терять чувство юмора на краю могилы, каламбурить[8] во время боя, задорно подмигнуть перед лицом смерти. Но его юмор не «черный», а жизнеутверждающий и ободряющий. Теркин не только много шутит, он многое понимает и умеет. Он храбр, добродушен, умен, трудолюбив. В образе Теркина воплощены лучшие черты русского национального характера.

Твардовским подчеркивается типичность образа русского солдата Теркина. Такие «в каждой роте», «в каждом взводе» есть всегда. Привычный к пути Теркин как все в военные годы идет«в пыли колонн» по фронтовым дорогам. Он говорит: «Был рассеян я частично, а частично истреблен…» Так о себе одном человек не может сказать, герой воспринимает себя как частичку народа. Образ Теркина – обобщенный результат авторских наблюдений во время боев и фронтовых будней. В нем отражены взятые из самой жизни лучшие черты бойцов, «обыкновенных», простых, живущих и сражающихся в исключительных условиях страшной войны. Твардовский в своей поэме создал образ народа на войне, образ не воинственный и грозный, а человечный, терпеливый и надежный.

Поэма с простым и понятным содержанием написана языком доступным для понимания любому. Она ведь была предназначена прежде всего солдату, который мог бы почитать в минуты затишья истории из близкой ему фронтовой жизни. Твардовский получал много писем от солдат, в которых часто отмечалось, что поэма написана толково, по-солдатски. Для непринужденного изложения фронтовой хроники Твардовский нашел свой неповторимый художественный стиль, берущий начало в народном творчестве. Язык поэмы похож на народный сказ, он пестрит частушками, поговорками, прибаутками, меткими солдатскими шутками. Многие цитаты из поэмы «Василий Теркин» стали крылатыми выражениями: «дальше фронта не пошлют», «я от скуки – на все руки», «не гляди, что на груди, а гляди, что впереди» и др.

Взыскательный И. Бунин, обладающий утонченным языковым чутьем, восхищался «необыкновенным солдатским языком», в котором нет «ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова». Простота, кажущаяся доступной, является чертой исключительного таланта автора.Академик словесности Ф. Буслаев назвал своеобразный стиль свободного потока разговорной народной речи в поэме высшей формой словесного искусства.

Образ автора сопровождает своего героя повсюду: «Теркин – дальше, автор – вслед». Его сопереживающее присутствие чувствуется на протяжении всей поэмы. В авторских отступлениях от имени лирического «я» ведется задушевный диалог с героем. В главе «От автора» звучит полушутливое рассуждение о том, что на фронте для бойца первостепенными становятся простая и здоровая пища, пригодная для питья вода, крепкая махорка. Но более всего нужны шутки, прибаутки, присказки, без которых не прожить на войне. Теркин не теряет способности шутить при любых обстоятельствах, поддерживая хорошее настроение себе и другим. Смех – это тоже оружие, помогающее пережить ужасные картины войны, не впасть в отчаяние и уныние, сохранить боевой дух. При отступлении Теркин твердит бойцам: «Не унывай!»

Юмор в поэме всегда доброжелательный, не обличающий недостатки или проступки, терпимый к человеческим слабостям. Теркин, случайно сбивший из винтовки штурмовик[9]

, позавидовавшему его награде сержанту говорит деликатно, не обижая: «Не горюй, у немца этот не последний самолет».И над собой Теркин подшучивает: «Я не гордый, я согласен на медаль». Находившийся в госпитале раненый Теркин пишет письмо сослуживцам, в котором мельком помянув генерала, двукратный привет передает «кормильцу», наставляя походного повара стряпать еду пожирнее, «чтоб в котле стоял черпак по команде «смирно». Поэма насыщена немудреными шутками Теркина, которые характеризуют его как сильную личность с позитивным взглядом. «Святой и грешный» солдат с чувством юмора готов противостоять страху перед смертью.

2 tvardovskii vasilii terkin

Отзывы о поэме «Василий Теркин» в критике современников. Значение поэмы

Когда вышла книга, мнения в ее оценке разделились. Читатели приняли поэму восторженно, критика настороженно. Автора поэмы «Василий Теркин» упрекали в отрыве от исторической достоверности, в том, что недостаточно отражена роль партии в войне, не упоминается имя Верховного главнокомандующего Сталина, допускается пренебрежительная ирония по отношению к армейским высшим чинам в таких фразах, как «города сдают солдаты, генералы их берут». Родину автор в поэме ни разу не обозначил, как «социалистическую», солдата ни разу не назвал «советским». Герой поэмы часто говорит уклончиво, словно умалчивая о чем-то: «Я не то еще сказал бы, про себя поберегу…». Недоговоренность казалась партийному руководству двусмысленной.Твардовский сам писал, что наряду с благодарными похвалами друзей и читателей, его донимала «зловредная недоброжелательность» партийных чиновников.

Высокую оценку поэме дали многие писатели. И. Бунин назвал Твардовского талантливым автором, его книгу – редкой.К. Симонов, тоже служивший фронтовым корреспондентом, писал, что «Василий Теркин» был лучшим из всего, что было написано о войне на войне. Б. Пастернак считал, что поэма Твардовского является «высшим достижением литературы о войне». Но самыми дорогими для Твардовского были отзывы его читателей в письмах, которые он получал сотнями во время войны и после. Иногда даже просили прислать адрес Теркина, чтобы написать ему, посоветоваться. Поэма была настолько популярной, что Твардовскому прислали более 300 вариантов ее подражаний и продолжений, написанных почитателями, которые не были удовлетворены незавершенностью любимого произведения. Получившая народное признание поэма «Василий Теркин» с первых публикаций до сих пор остается самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне.

 

Словарь

1. Однодворцы – служилые люди на пограничных территориях, владеющие земельным наделом и занимающиеся крестьянским трудом.

2. Кулацкий подголосок – презрительное выражение. Так называли того, кто угодливо подражал убеждениям «кулаков» - зажиточных крестьян. Подголосок – это тот, кто подпевает в хоре.

3. Понтон - плоскодонное плавучее средство, предназначенное для переправки людей и грузов по воде.

4. Фабула – внешняя сторона повествования, т.е. факты, события, случаи и пр.

5. Трофей – оружие или иные вещи, захваченные у противника.

6. «Язык» - в терминологии разведчиков - это захваченный в плен противник с целью получения от него важной информации.

7. Высокопарность – торжественная красноречивость.

8. Каламбурить – говорить каламбурами, т.е. использовать игру похожих слов.

9. Штурмовик – самолет, предназначенный для обстрела наземных войск.

10. Рефрен – неоднократно повторяющаяся фраза, выражающая главную мысль.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Твардовского
11900 г. - 1971 г.
21910 г. – 1971 г.
31910 г. – 1970 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Как автор определил жанр «Василия Теркина»
1Фронтовая хроника
2Поэма
3Книга про бойца
Ответить
3
Вопрос: 3
Уроженцем какой местности был Василий Теркин
1Рязанщина
2Подмосковье
3Смоленщина
Ответить
3
Вопрос: 4
Автор произведения называет Теркина
1Обыкновенным
2Исключительным
3Необыкновенным
Ответить
1
Вопрос: 5
Теркин служит на фронте
1В артиллерии
2В пехоте
3В авиации
Ответить
2
Вопрос: 6
В главе «два солдата» что Теркин отремонтировал
1Радио
2Табурет
3Часы
Ответить
3
Вопрос: 7
В главе «Переправа» в награду за подвиг Теркин попросил
1Медаль
2Отпуск
3Стопку спирта
Ответить
3
Вопрос: 8
В главе «Поединок» Теркин оглушил фашиста
1Кулаком
2Гранатой
3Прикладом
Ответить
2
Вопрос: 9
Особенностью языка поэмы является
1Связь с фольклорными мотивами и разговорной речью
2Использование высокопарной лексики
3Наличие сложных умозаключений
Ответить
1
Вопрос: 10
Почему в разных главах повторяются слова: «Смертный бой не ради славы – ради жизни на земле»
1Эти слова произносятся командирами перед боем
2Любимое выражение главного героя
3Эти слова являются рефреном[10] всего произведения, выражают его главную мысль
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Твардовского
1) 1900 г. - 1971 г. 2) 1910 г. – 1971 г. 3) 1910 г. – 1970 г.
2 вопрос:

Как автор определил жанр «Василия Теркина»
1) Фронтовая хроника 2) Поэма 3) Книга про бойца
3 вопрос:

Уроженцем какой местности был Василий Теркин
1) Рязанщина 2) Подмосковье 3) Смоленщина
4 вопрос:

Автор произведения называет Теркина
1) Обыкновенным 2) Исключительным 3) Необыкновенным
5 вопрос:

Теркин служит на фронте
1) В артиллерии 2) В пехоте 3) В авиации
6 вопрос:

В главе «два солдата» что Теркин отремонтировал
1) Радио 2) Табурет 3) Часы
7 вопрос:

В главе «Переправа» в награду за подвиг Теркин попросил
1) Медаль 2) Отпуск 3) Стопку спирта
8 вопрос:

В главе «Поединок» Теркин оглушил фашиста
1) Кулаком 2) Гранатой 3) Прикладом
9 вопрос:

Особенностью языка поэмы является
1) Связь с фольклорными мотивами и разговорной речью 2) Использование высокопарной лексики 3) Наличие сложных умозаключений
10 вопрос:

Почему в разных главах повторяются слова: «Смертный бой не ради славы – ради жизни на земле»
1) Эти слова произносятся командирами перед боем 2) Любимое выражение главного героя 3) Эти слова являются рефреном[10] всего произведения, выражают его главную мысль
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1910 г. – 1971 г.
2 вопрос: Книга про бойца
3 вопрос: Смоленщина
4 вопрос: Обыкновенным
5 вопрос: В пехоте
6 вопрос: Часы
7 вопрос: Стопку спирта
8 вопрос: Гранатой
9 вопрос: Связь с фольклорными мотивами и разговорной речью
10 вопрос: Эти слова являются рефреном[10] всего произведения, выражают его главную мысль