Математика

Урок 10: Вычитание через десяток

Вычитание с переходом через десяток

На этом уроке мы рассмотрим тему табличного вычитания с переходом через десяток; познакомимся с разными способами выполнения вычитания с переходом через десяток; составим соответствующую таблицу вычитания и потренируемся в решении примеров из нее.
 

План урока:

Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток

Вычитание вида 11 - □

Вычитание вида 12 - □

Вычитание вида 13 - □

Вычитание вида 14 - □

Вычитание вида 15 - □

Вычитание вида 16 - □

Вычитание вида 17 - □, 18 - □

 

Посмотри ты на игрушки:

Мишки,куклы и хлопушки,

Только некогда играть,

Пора урок наш начинать!

1qwq

Правда, играть с игрушками веселее, чем учиться? Но это не всегда так! Сегодня на уроке мы отправимся в магазин игрушек. Мы немножко поиграем, но, главное, научимся решать очень сложные примеры. Это будут примеры на вычитание.

Ты уже знаешь, что это за математическое действие. Вспомни, что значит вычитание? Правильно, вычитание обозначает удаление из множества предметов их части. При этом предметов остается меньше.

Подумай, чем мы будем заниматься в магазине, чтобы на математическом языке наши действия можно было описать вычитанием. Совершенно верно, мы будем продавать игрушки. Надеюсь, ты умеешь считать деньги. Давай проверим. Назови число, которое ты видишь на монете.,

2wewe

Правильно, это 10 рублей.

А теперь посмотри на другие монеты. Назови их.

3eee

Подумай, как с помощью этих монет можно заменить 10 рублей.

Правильно, вот самый простой способ.

4fsfsf

Ведь десять – это пять и пять.

А вот еще один вариант.

5fdf

Посмотри, как я разделю монеты на две группы. Скажи, сколько рублей получилось в каждой группе.

6dgdg

Получается, что десять – это семь и три.

Назови следующую комбинацию.

7gdgdg

Если ты правильно посчитал, то у тебя получилось, что десять – это девять и один.

А как разделились монеты здесь?

8jhfj

Верно, десять – это шесть и четыре.

Ну и посчитай еще один вариант.

9gdgdg

Все правильно. Десять – это восемь и два.

Пересмотри еще раз все способы, как мы раскладывали монеты и заодно хорошо повтори состав числа 10. Как только ты это сделаешь, мы приступим к изучению нового материала.

10fsf

Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток

Сегодня мы рассмотрим несколько приемов вычитания с переходом через десяток. Ты можешь из них выбрать тот, который позволит тебе быстро и правильно находить результаты вычислений в математических выражениях.

Первый способ основан на связи действий сложения и вычитания. На прошлом уроке мы выучили все таблицы сложения с переходом через десяток. Давай разберемся, как ты можешь использовать знание примеров из этой таблицы для выполнения действия вычитания.

Вот как нужно рассуждать, чтобы решить пример:

scrin1

Вот и все. Если хорошо знаешь таблицы сложения с переходом через десяток, то соответствующие таблицы вычитания даже и учить не придется.

Второй способ мы позаимствуем из урока, на котором изучали табличное сложение и вычитание в пределах 10. Вспомнил? Мы находили результат с помощью героев из сказки «Теремок», которые передвигались по числовому ряду.

Вот как можно решать примеры таким способом.

scrin2

Для выполнения вычитания таким способом можно использовать линейку.

Третий способ является основным для вычитания с переходом через десяток. Предлагаю подробно с ним разобраться.

Заглянем в наш магазин. Он не обычный, а математический. В этом магазине на полках помещается ровно десять игрушек, т.е. целый десяток.

Итак, у нас на полках стоят машинки. Посчитай, сколько их.

11qe

Правильно, 14.

Обрати внимание, как расставлены машинки.

12rwr

10 на одной полке и 4 на другой.

Для детского сада нужно продать 6 машинок.

Начнем снимать машинки с нижней полки. Сколько это будет машинок?

13qe

Правильно, только 4. Сколько после этого останется машинок на полках?

Совершенно верно, останется ровно 10.

Нам нужно снять еще несколько машинок.

Мы должны продать 6 машинок, а мы взяли только 4. Сколько еще надо достать?

Верно, еще 2 машинки, ведь 6 это 4 и 2. Мы их возьмем с верхней полке, на которой оставалось 10 машинок. Сколько там останется машинок?

14fsf

Итак, останется 8 машинок.

Давай теперь все наши действия запишем в виде математического выражения.

15fsf

Такой прием называется вычитание по частям. Выполняется он в такой последовательности.

  1. Проанализируем разрядный состав числа и определяем сколько единиц в разряде единиц.
  2. Из уменьшаемого вычитаем число, соответствующее количеству единиц, чтобы получить 10.
  3. Определяем подходящую пару из состава числа, являющегося вычитаемым.
  4. Вычитаем из 10 второе число.

Этот прием вычитания с переходом через десяток очень похож на соответствующий прием сложения. Рассмотрим и закрепим его, составляя таблицы вычитания.

 

Вычитание вида 11 - □

Начнем с таблицы вычитания вида 11- □. Составим первый пример.

У нас на полках было 11 мишек.

16wtt

Сегодня мы продали 2 медвежонка. Составим пример.

scrin3

Мне кажется, что все легко и понятно.

Прежде чем мы начнем решать следующие примеры, предлагаю немного поиграть. Но игра будет познавательная! В нашем магазине есть математическое домино.,

17ft

Ты знаешь эту игру. В ней используются специальные карточки, разделенные на две половинки. Нам такие карточки помогут вспоминать состав чисел, чтобы мы могли быстро и без ошибок представлять вычитаемое в виде пары удобных чисел.

Смотри, как нам нужно это делать. В следующем примере вычитаемым будет 3. Значит на нашей карточке всего должно быть три кружочка. В левой половине мы нарисуем один кружок.

scrin4

Если ты затрудняешься с ответом при последнем вычитании, вспоминай состав числа 10, который мы повторили, раскладывая монетки. 10 это 2 и 8. Значит, когда мы из 10 вычитаем 2, у нас остается 8.

Все понятно? Тогда мы можем продолжать.

scrin5

Рассмотрим следующий пример.

scrin6

Перед тем как продолжить, предлагаю еще поиграть. Ты любишь кататься на качелях? В нашем магазине есть вот такая качелька.

18fgf

Знаешь, как на ней кататься? Давай усадим на эти качели числа. Например, компоненты из нашего последнего примера.

19dh

А число 11 будет их раскачивать. Когда 6 поднимается вверх –5 опускается вниз.

20dg

А потом наоборот. 5 взлетает, а 6 опускается вниз.

21sfsf

В математике тоже есть такие «качели». Если из 11 вычесть 5 – получим 6, а если из 11 вычесть 6 – получим 5. Вот так, все легко и просто. Вторую часть таблицы ты можешь сам составить всего за пару минут. Покачайся на математических качелях и запиши примеры – перевертыши.

Посмотри, что должно получиться.

22fdf23sf

Ты прекрасно справился. Заметил, что учить наизусть нужно только половину таблицы? Правда, здорово?

Вычитание вида 12 - □

Перейдем к составлению следующей таблицы. В ней примеры на вычитание вида 12- □. Поэтому мы начнем с анализа уменьшаемого.

На полках стояло 12 пирамидок.

24fsfsf

На картинке хорошо виден разрядный состав числа 12. В нем 1 десяток и 2 единицы. Вот мы и получили первое число, которое должно входить в состав вычитаемого – это 2.

Подружки купили 3 пирамидки. Вот какой получится пример.

scrin7

Продолжим вычитание с уменьшаемым 12.

scrin8

Определиться с составом числа 5 нам поможет домино с пятью кружочками. Слева должно быть два кружочка. Тогда справа нужно дорисовать третий, четвертый и пятый кружок.

scrin9

Итак, посмотрим, какие примеры мы решили.

25fsf

Хорошо их запомни. Так тебе будет легче составлять остальную часть таблицы. Помнишь, как мы катались на качелях? Давай и сейчас сделаем тоже. Кстати, перед тем как решать примеры, можешь выполнить небольшую физминутку: несколько раз приседай и поднимайся на носочки.

Если ты уже отдохнул, то приступай. Проверь свои результаты.

25fsf27gdg

Мы закончили с таблицей вычитания вида 12 - □. Можем продолжать.

 

Вычитание вида 13 - □

К нам в магазин забежали мальчишки. Они увидели на полках самолетики. Посмотри на картинку. Сколько их.

28yey

Правильно, у нас 13 самолетиков. Значит мы будем составлять таблицу вычитания числа 13. Ты уже по рисунку можешь определить разрядный состав уменьшаемого 13 и узнать, сколько мы будем вычитать сначала, чтобы осталось 10.

Да, это вычитаемое 3.

Итак, рассмотрим наш первый пример.

scrin10

scrin11

Постарайся запомнить все примеры.

Вычитание вида 14 - □

Дальше мы будем составлять таблицу вычитания вида 14- □. У нас в магазине есть 14 симпатичных куколок. Ты догадался, как мы их расставим на полках? Посмотри.

29wtwt

Сразу видно, что 14 это 10 и 4, т.е. в числе 14 всего 4 единицы. Поэтому сначала будем вычитать 4. Итак приступим.

Для детского праздника у нас купили 5 куколок. Составим пример.

scrin12

Исследуем состав числа 7. Можешь вспомнить нужный вариант? Если затрудняешься, то давай опять вернемся к игре в домино.

Слева должно быть четыре кружочка. Досчитай остальные справа: пять, шесть, семь.

scrin13

Вычитание вида 15 - □

Ты любишь роботов? В нашем магазине их много. Сосчитай.

30adad

Верно, их 15. А это значит, что мы будем работать над составлением таблицы вычитания вида 15- □. За день мы продали 6 роботов! Это любимая игрушка для всех мальчиков. Давай узнаем, сколько роботов осталось в магазине.

scrin14

Мы рассмотрели все случаи вычитания вида 15- □. Перейдем к следующей таблице.

Вычитание вида 16 - □

Ни в одном магазине игрушек не обойтись без мячиков. Есть они и у нас. Посчитай.

31adad

Если на второй полке 6 мячей, значит всего их 16. Ведь 16 = 10 + 6.

Итак, нам нужно составить таблицу вычитание вида 16 - □. Для спортивного кружка мы продали 7 мячей. Значит у нас получится следующий пример.

scrin15

Вычитание вида 17 - □, 18 - □

На центральных полках у нас стоят наборы конструкторов. Посчитал? Здесь 17 наборов.

Сегодня мы продали их больше всего. Целых 9 наборов.

32wrwr

У нас получится такой пример.

scrin16

Уверена, что у тебя все получилось. Значит ты хорошо усвоил основной прием табличного вычитания с переходом через десяток – вычитание частями. Со временем ты запомнишь все рассмотренные примеры из наших таблицы.

Я собрала их все в общую таблицу вычитания.

33sfsf

Хорошенько заучи примеры. Скоро ты будешь учиться находить значение математических выражений с большими числами. Без знания нашей таблицы ты не сможешь справиться с ними.

Тренируйся, пока у тебя не получится с первого разу выполнить все тестовые задания правильно.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажи правильный ответ. 12 – 5 =
16
27
38
49
Ответить
2
Вопрос: 2
Укажи правильный ответ. 14 – 8 =
17
29
36
48
Ответить
3
Вопрос: 3
Укажи правильный ответ. 17 – 9 =
18
27
310
49
Ответить
1
Вопрос: 4
Укажи правильный ответ. 11 – 6 =
14
25
36
47
Ответить
2
Вопрос: 5
Укажи правильный ответ. 13 – 5 =
17
26
39
48
Ответить
4
Вопрос: 6
Укажи правильный ответ. 15 – 8 =
16
27
38
49
Ответить
2
Вопрос: 7
Укажи правильный ответ. 13 – 6 =
17
25
38
46
Ответить
1
Вопрос: 8
Укажи правильный ответ. 11 – 8 =
12
24
37
43
Ответить
4
Вопрос: 9
Укажи правильный ответ. 16 – 9 =
18
29
36
47
Ответить
4
Вопрос: 10
Укажи правильный ответ. 12 – 8 =
15
24
36
43
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажи правильный ответ. 12 – 5 =
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
2 вопрос:

Укажи правильный ответ. 14 – 8 =
1) 7 2) 9 3) 6 4) 8
3 вопрос:

Укажи правильный ответ. 17 – 9 =
1) 8 2) 7 3) 10 4) 9
4 вопрос:

Укажи правильный ответ. 11 – 6 =
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
5 вопрос:

Укажи правильный ответ. 13 – 5 =
1) 7 2) 6 3) 9 4) 8
6 вопрос:

Укажи правильный ответ. 15 – 8 =
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
7 вопрос:

Укажи правильный ответ. 13 – 6 =
1) 7 2) 5 3) 8 4) 6
8 вопрос:

Укажи правильный ответ. 11 – 8 =
1) 2 2) 4 3) 7 4) 3
9 вопрос:

Укажи правильный ответ. 16 – 9 =
1) 8 2) 9 3) 6 4) 7
10 вопрос:

Укажи правильный ответ. 12 – 8 =
1) 5 2) 4 3) 6 4) 3
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 7
2 вопрос: 6
3 вопрос: 8
4 вопрос: 5
5 вопрос: 8
6 вопрос: 7
7 вопрос: 7
8 вопрос: 3
9 вопрос: 7
10 вопрос: 4