Математика

Вычитание с переходом через десяток
План урока:
Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток
Посмотри ты на игрушки:
Мишки,куклы и хлопушки,
Только некогда играть,
Пора урок наш начинать!
Правда, играть с игрушками веселее, чем учиться? Но это не всегда так! Сегодня на уроке мы отправимся в магазин игрушек. Мы немножко поиграем, но, главное, научимся решать очень сложные примеры. Это будут примеры на вычитание.
Ты уже знаешь, что это за математическое действие. Вспомни, что значит вычитание? Правильно, вычитание обозначает удаление из множества предметов их части. При этом предметов остается меньше.
Подумай, чем мы будем заниматься в магазине, чтобы на математическом языке наши действия можно было описать вычитанием. Совершенно верно, мы будем продавать игрушки. Надеюсь, ты умеешь считать деньги. Давай проверим. Назови число, которое ты видишь на монете.,
Правильно, это 10 рублей.
А теперь посмотри на другие монеты. Назови их.
Подумай, как с помощью этих монет можно заменить 10 рублей.
Правильно, вот самый простой способ.
Ведь десять – это пять и пять.
А вот еще один вариант.
Посмотри, как я разделю монеты на две группы. Скажи, сколько рублей получилось в каждой группе.
Получается, что десять – это семь и три.
Назови следующую комбинацию.
Если ты правильно посчитал, то у тебя получилось, что десять – это девять и один.
А как разделились монеты здесь?
Верно, десять – это шесть и четыре.
Ну и посчитай еще один вариант.
Все правильно. Десять – это восемь и два.
Пересмотри еще раз все способы, как мы раскладывали монеты и заодно хорошо повтори состав числа 10. Как только ты это сделаешь, мы приступим к изучению нового материала.
Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток
Сегодня мы рассмотрим несколько приемов вычитания с переходом через десяток. Ты можешь из них выбрать тот, который позволит тебе быстро и правильно находить результаты вычислений в математических выражениях.
Первый способ основан на связи действий сложения и вычитания. На прошлом уроке мы выучили все таблицы сложения с переходом через десяток. Давай разберемся, как ты можешь использовать знание примеров из этой таблицы для выполнения действия вычитания.
Вот как нужно рассуждать, чтобы решить пример:
Вот и все. Если хорошо знаешь таблицы сложения с переходом через десяток, то соответствующие таблицы вычитания даже и учить не придется.
Второй способ мы позаимствуем из урока, на котором изучали табличное сложение и вычитание в пределах 10. Вспомнил? Мы находили результат с помощью героев из сказки «Теремок», которые передвигались по числовому ряду.
Вот как можно решать примеры таким способом.
Для выполнения вычитания таким способом можно использовать линейку.
Третий способ является основным для вычитания с переходом через десяток. Предлагаю подробно с ним разобраться.
Заглянем в наш магазин. Он не обычный, а математический. В этом магазине на полках помещается ровно десять игрушек, т.е. целый десяток.
Итак, у нас на полках стоят машинки. Посчитай, сколько их.
Правильно, 14.
Обрати внимание, как расставлены машинки.
10 на одной полке и 4 на другой.
Для детского сада нужно продать 6 машинок.
Начнем снимать машинки с нижней полки. Сколько это будет машинок?
Правильно, только 4. Сколько после этого останется машинок на полках?
Совершенно верно, останется ровно 10.
Нам нужно снять еще несколько машинок.
Мы должны продать 6 машинок, а мы взяли только 4. Сколько еще надо достать?
Верно, еще 2 машинки, ведь 6 это 4 и 2. Мы их возьмем с верхней полке, на которой оставалось 10 машинок. Сколько там останется машинок?
Итак, останется 8 машинок.
Давай теперь все наши действия запишем в виде математического выражения.
Такой прием называется вычитание по частям. Выполняется он в такой последовательности.
- Проанализируем разрядный состав числа и определяем сколько единиц в разряде единиц.
- Из уменьшаемого вычитаем число, соответствующее количеству единиц, чтобы получить 10.
- Определяем подходящую пару из состава числа, являющегося вычитаемым.
- Вычитаем из 10 второе число.
Этот прием вычитания с переходом через десяток очень похож на соответствующий прием сложения. Рассмотрим и закрепим его, составляя таблицы вычитания.
Вычитание вида 11 - □
Начнем с таблицы вычитания вида 11- □. Составим первый пример.
У нас на полках было 11 мишек.
Сегодня мы продали 2 медвежонка. Составим пример.
Мне кажется, что все легко и понятно.
Прежде чем мы начнем решать следующие примеры, предлагаю немного поиграть. Но игра будет познавательная! В нашем магазине есть математическое домино.,
Ты знаешь эту игру. В ней используются специальные карточки, разделенные на две половинки. Нам такие карточки помогут вспоминать состав чисел, чтобы мы могли быстро и без ошибок представлять вычитаемое в виде пары удобных чисел.
Смотри, как нам нужно это делать. В следующем примере вычитаемым будет 3. Значит на нашей карточке всего должно быть три кружочка. В левой половине мы нарисуем один кружок.
Если ты затрудняешься с ответом при последнем вычитании, вспоминай состав числа 10, который мы повторили, раскладывая монетки. 10 это 2 и 8. Значит, когда мы из 10 вычитаем 2, у нас остается 8.
Все понятно? Тогда мы можем продолжать.
Рассмотрим следующий пример.
Перед тем как продолжить, предлагаю еще поиграть. Ты любишь кататься на качелях? В нашем магазине есть вот такая качелька.
Знаешь, как на ней кататься? Давай усадим на эти качели числа. Например, компоненты из нашего последнего примера.
А число 11 будет их раскачивать. Когда 6 поднимается вверх –5 опускается вниз.
А потом наоборот. 5 взлетает, а 6 опускается вниз.
В математике тоже есть такие «качели». Если из 11 вычесть 5 – получим 6, а если из 11 вычесть 6 – получим 5. Вот так, все легко и просто. Вторую часть таблицы ты можешь сам составить всего за пару минут. Покачайся на математических качелях и запиши примеры – перевертыши.
Посмотри, что должно получиться.
Ты прекрасно справился. Заметил, что учить наизусть нужно только половину таблицы? Правда, здорово?
Вычитание вида 12 - □
Перейдем к составлению следующей таблицы. В ней примеры на вычитание вида 12- □. Поэтому мы начнем с анализа уменьшаемого.
На полках стояло 12 пирамидок.
На картинке хорошо виден разрядный состав числа 12. В нем 1 десяток и 2 единицы. Вот мы и получили первое число, которое должно входить в состав вычитаемого – это 2.
Подружки купили 3 пирамидки. Вот какой получится пример.
Продолжим вычитание с уменьшаемым 12.
Определиться с составом числа 5 нам поможет домино с пятью кружочками. Слева должно быть два кружочка. Тогда справа нужно дорисовать третий, четвертый и пятый кружок.
Итак, посмотрим, какие примеры мы решили.
Хорошо их запомни. Так тебе будет легче составлять остальную часть таблицы. Помнишь, как мы катались на качелях? Давай и сейчас сделаем тоже. Кстати, перед тем как решать примеры, можешь выполнить небольшую физминутку: несколько раз приседай и поднимайся на носочки.
Если ты уже отдохнул, то приступай. Проверь свои результаты.
Мы закончили с таблицей вычитания вида 12 - □. Можем продолжать.
Вычитание вида 13 - □
К нам в магазин забежали мальчишки. Они увидели на полках самолетики. Посмотри на картинку. Сколько их.
Правильно, у нас 13 самолетиков. Значит мы будем составлять таблицу вычитания числа 13. Ты уже по рисунку можешь определить разрядный состав уменьшаемого 13 и узнать, сколько мы будем вычитать сначала, чтобы осталось 10.
Да, это вычитаемое 3.
Итак, рассмотрим наш первый пример.
Постарайся запомнить все примеры.
Вычитание вида 14 - □
Дальше мы будем составлять таблицу вычитания вида 14- □. У нас в магазине есть 14 симпатичных куколок. Ты догадался, как мы их расставим на полках? Посмотри.
Сразу видно, что 14 это 10 и 4, т.е. в числе 14 всего 4 единицы. Поэтому сначала будем вычитать 4. Итак приступим.
Для детского праздника у нас купили 5 куколок. Составим пример.
Исследуем состав числа 7. Можешь вспомнить нужный вариант? Если затрудняешься, то давай опять вернемся к игре в домино.
Слева должно быть четыре кружочка. Досчитай остальные справа: пять, шесть, семь.
Вычитание вида 15 - □
Ты любишь роботов? В нашем магазине их много. Сосчитай.
Верно, их 15. А это значит, что мы будем работать над составлением таблицы вычитания вида 15- □. За день мы продали 6 роботов! Это любимая игрушка для всех мальчиков. Давай узнаем, сколько роботов осталось в магазине.
Мы рассмотрели все случаи вычитания вида 15- □. Перейдем к следующей таблице.
Вычитание вида 16 - □
Ни в одном магазине игрушек не обойтись без мячиков. Есть они и у нас. Посчитай.
Если на второй полке 6 мячей, значит всего их 16. Ведь 16 = 10 + 6.
Итак, нам нужно составить таблицу вычитание вида 16 - □. Для спортивного кружка мы продали 7 мячей. Значит у нас получится следующий пример.
Вычитание вида 17 - □, 18 - □
На центральных полках у нас стоят наборы конструкторов. Посчитал? Здесь 17 наборов.
Сегодня мы продали их больше всего. Целых 9 наборов.
У нас получится такой пример.
Уверена, что у тебя все получилось. Значит ты хорошо усвоил основной прием табличного вычитания с переходом через десяток – вычитание частями. Со временем ты запомнишь все рассмотренные примеры из наших таблицы.
Я собрала их все в общую таблицу вычитания.
Хорошенько заучи примеры. Скоро ты будешь учиться находить значение математических выражений с большими числами. Без знания нашей таблицы ты не сможешь справиться с ними.
Тренируйся, пока у тебя не получится с первого разу выполнить все тестовые задания правильно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Укажи правильный ответ. 12 – 5 =
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
Укажи правильный ответ. 14 – 8 =
1) 7 2) 9 3) 6 4) 8
Укажи правильный ответ. 17 – 9 =
1) 8 2) 7 3) 10 4) 9
Укажи правильный ответ. 11 – 6 =
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7
Укажи правильный ответ. 13 – 5 =
1) 7 2) 6 3) 9 4) 8
Укажи правильный ответ. 15 – 8 =
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
Укажи правильный ответ. 13 – 6 =
1) 7 2) 5 3) 8 4) 6
Укажи правильный ответ. 11 – 8 =
1) 2 2) 4 3) 7 4) 3
Укажи правильный ответ. 16 – 9 =
1) 8 2) 9 3) 6 4) 7
Укажи правильный ответ. 12 – 8 =
1) 5 2) 4 3) 6 4) 3