Обществознание

Урок 10: Труд. Рынок труда

Труд. Рынок труда

Среди всех видов деятельности труд занимает центральное место в жизни каждой личности. Машины, промышленные здания, жилые дома, дороги, мосты - все это создано посредством трудовой деятельности человека. Работая, индивид не только обеспечивает себя средствами на жизнь, необходимыми для удовлетворения собственных нужд, но и осуществляет полезную, востребованную для общества деятельность. Какие существуют виды труда и в чем их отличия, что такое трудовой рынок, безработица, производительность труда – вы узнаете из этого урока.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Труд как особый вид деятельности человека

Виды труда

Трудовая производительность

Условия труда

Рынок труда и безработица

 

1
Источник

 

Труд как особый вид деятельности

Жизнь людей протекает в сфере нескольких видов деятельности: игры, учебы, труда, общения, творчества. Среди них трудовая деятельность человека занимает центральное место, так как она совмещает в себе все (игру, учение, общение, творчество).

Труд – это процесс воздействия человека на природу, окружающий мир, с целью достижения общественно полезного результата. Чтобы трудиться, индивиду необходимо:

  • обладать некоторыми физическими данными и интеллектуальными способностями;
  • пройти процесс обучения, овладеть общими и специальными знаниями;
  • приобрести навыки необходимые для выполнения определенного вида работ, обладать квалификацией.

Подготовка к трудовой деятельности начинается с раннего возраста. Сначала в форме игры, ребенок пытается копировать действия взрослых, подражать поведению представителей различных профессий (врачей, учителей, банкиров, продавцов, космонавтов, актеров и прочих).

Взрослея, ребенок проходит процесс обучения, в течение которого он овладевает сначала общими, а затем и специальными знаниями, относящимися непосредственно к той или иной специальности. В процессе работы индивид приобретает дополнительные навыки, умения, знания, которые называют также трудовым опытом, квалификацией. От квалификации индивида зависит размер оплаты его труда, востребованность его трудовых услуг в обществе.

Специфика трудовой деятельности заключается в том, что:

  • во-первых, она направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей общества, должна представлять для других людей какую-либо ценность;
  • во-вторых, она подчиняется строгим правилам и нормам, регулирующим систему производственных отношений;
  • в-третьих, она формирует человека как личность, позволяет ему раскрыть и развить свои творческие способности, физические данные, интеллект.

От цели трудовой деятельности зависит форма и способ организации труда. Целью может быть создание материальных благ (продуктов питания, одежды, мебели, техники, транспорта), духовных ценностей (произведений культуры и искусства) или услуг (туристических, ритуальных, страховых, парикмахерских и прочих).Для производства разной продукции используются разнообразные технические средства, производственные технологии, сырье. Однако самой главной составляющей любого производственного процесса является высококвалифицированный и неквалифицированный, физический и умственный труд.

2
Источник 

 

Виды труда

В зависимости от формы организации производства, уровня квалификации работника, степени вовлеченности рабочего в трудовой процесс выделяют следующие виды труда:

  1. Ручной и механизированный труд. Ручное производство выполняется без применения техники, специального оборудования - объемы производимой продукции в этом случае невелики. Машинное производство осуществляется посредством эксплуатации работником станков, производственного оборудования, с его помощью можно создавать намного больше продукции, осуществлять массовый выпуск товаров.
  2. Малоквалифицированный и высококвалифицированный труд. Некоторые виды работ требуют от работников специальных знаний, умений, способностей, определенных навыков. Поэтому, на такие должности назначают не каждого, а лишь личностей, обладающих должным уровнем подготовки – высококвалифицированных рабочих.

Человек высокой квалификации выполняет сложную работу, поэтому оплата и условия труда у него значительно лучше, чем у низкоквалифицированного работника. Неквалифицированная работа не пользуется в обществе высоким спросом, так как работников без квалификации намного больше, нежели квалифицированных рабочих.

  1. Физический и умственный труд. Условно все профессии в обществе можно подразделить на физическую и интеллектуальную деятельность. Для выполнения физической работы человеку не нужно обладать специальными знаниями, личностными качествами, талантами и интеллектуальными способностями, нужны лишь хорошие физические данные. Люди умственного труда напротив, должны обладать аналитическим складом ума, знать иностранные языки, хорошо разбираться в какой либо сфере жизни общества (экономике, политике, культуре, образовании).
  2. Материальное производство и творческую деятельность. Созданием экономических благ и услуг занимаются все виды материального производства: сельское хозяйство, металлургия, швейная промышленность, жилищно-коммунальные хозяйства. Работники творческих профессий не производят материальных ценностей, однако они создают необходимые социуму духовные блага: фильмы, литературные произведения, картины, памятники архитектуры.

3
Источник

 

Производительность труда

Важным показателем плодотворности трудовой деятельности является производительность труда–объем продукции, выпускаемой в определенный промежуток времени. Ее можно подсчитать, разделив количество произведенных за определенное время товаров, на число работников, занятых на производстве.Однако это будет общая производительность, без учета того, что у каждого сотрудника разный уровень квалификации, скорость и опыт работы. Чем выше квалификация человека, тем выше его выработка - индивидуальная трудовая производительность.

Рост производительности труда зависит от:

  1. Внедрения автоматизированных линий на производстве, введения новых видов техники. Машины работают намного быстрее людей, без перерывов на отпуск или больничный, поэтому автоматизация производства позволяет значительно повысить объемы выпускаемой продукции.
  2. Квалификация рабочей силы также влияет на выработку и производительность. Чем выше мастерство, знания и умения сотрудников,тем быстрее они справляются с поставленными задачами, тем качественнее их работа.
  3. Не менее важна мотивация работников в их трудовой деятельности. Мотивированные сотрудники трудятся намного качественнее и быстрее.
  4. Производительность также зависит от организации трудового процесса, трудовой дисциплины в коллективе. Чем серьезнее будут относиться сотрудники фирмы к своей работе, тем меньше они будут совершать ошибок и просчетов, что ведет к росту производительности.

Трудовая производительность снижается из-за следующих факторов:

  • отсутствия мотивации у работников;
  • износа производственного оборудования;
  • отсутствия контроля над сотрудниками;
  • неэффективного управления предприятием;
  • нехватки денежных средств на внедрение новых технологий, материалов для производства продукции.

4
Источник

 

Условия труда

Важной составляющей трудового процесса являются условия труда-совокупность характеристик рабочего пространства, в котором трудится работник. Условия работы могут быть оптимальными, приемлемыми или опасными для жизни и здоровья человека.

Обеспечение безопасных условий труда позволяет сохранить сотрудникам здоровье, избежать производственных травм, предотвратить развитие профессиональных заболеваний.

К вредным и опасным условиям труда относят:

  • экстремально высокие или низкие температуры;
  • повышенный уровень шума, вибрации на рабочем месте;
  • наличие ионизирующих излучений, электромагнитных полей;
  • присутствие в воздухе рабочего пространства вредных химических соединений, вирусов, бактериальных инфекций.

Опасным производством сегодня считают: электроэнергетику, горнодобывающую отрасль, шахтерское мастерство, металлургию, микробиологию.Несмотря на то, что работа в экстремальных условиях опасна для здоровья и жизни человека, она дает ему ряд преимуществ:

  • повышенное вознаграждение за трудовую деятельность;
  • более ранний выход на пенсию;
  • предоставление работнику льгот, бесплатных путевок в оздоровительные центры;
  • сокращенную продолжительность рабочего дня или рабочей недели.

 5
Источник

 

Рынок труда и безработица

Сферой распределения и перераспределения в обществе трудовой силы является рынок труда. На нем встречается работник, предлагающий свои трудовые ресурсы, и работодатель, желающий его нанять. В качестве работодателя может выступать не только частное лицо, но и государство, общественная организация. Спрос и предложение на этом рынке зависят от уровня квалификации соискателя, размера желаемой заработной платы, условий предлагаемой работы.

На трудовом рынке задействовано только трудоспособное население государства. Трудоспособными считают тех людей - возраст, физическое состояние и психологическое здоровье которых позволяют им трудиться. Нетрудоспособными считаются психически больные люди, инвалиды, пенсионеры, вышедшие на пенсию, дети и студенты, проходящие очное обучение.

О состоянии трудового рынка экономисты судят по двум важнейшим показателям: уровню безработицы и уровню занятости населения. Занятым называют трудоспособное население, обеспеченное работой. Чем больше численность такого населения, тем выше уровень занятости, тем стабильнее экономика государства.

Уровень безработицы – это численность трудоспособного населения, не занятого в трудовой сфере, но обеспокоенного поиском работы. Людей, не имеющих работы и не заинтересованных в ее поиске, к безработным не относят. К примеру, домохозяйки, люди получившие крупное наследство, могут не желать трудиться, не искать себе место работы.

Существует множество видов безработицы:

  • естественная – связана с ожиданием нового места работы, при увольнении с прежней должности;
  • структурная–вызвана изменениями, происходящими в экономике, влияющими на структуру спроса и предложения на трудовом рынке;
  • циклическая безработица- возникает в период спада производственного цикла;
  • сезонная – возникает в определенные времена года, когда данный тип производства становится не востребованным (к примеру, сельскохозяйственные работы приостанавливаются на период зимы).

Серьезную проблему для экономики представляет высокий уровень безработицы, последствия которой негативно сказываются на благосостоянии населения.Умеренный уровень безработицы (3-7%) не несет разрушительных последствий для экономики государства, наоборот, стимулирует соискателей повышать свое мастерство и квалификацию, чтобы быть конкурентоспособным на трудовом рынке.

К социально-экономическим последствиям безработицы относят:

  • рост преступности в обществе;
  • уменьшение доходов государственного бюджета, который пополняется, в том числе от подоходных налогов, работающих граждан;
  • снижение уровня жизни населения;
  • роста социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании.

Чтобы избежать этих негативных последствий государство разрабатывает ряд мер, по предотвращению увеличения уровня безработицы, сглаживает ее негативные последствия для населения (выплачивает пособия по безработице, помогает соискателям в поиске работы).

6
Источник

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Трудовая деятельность, в отличие от остальных видов деятельности:
1направлена на достижение общественно-полезной цели
2обеспечивает взаимодействие индивида с обществом
3не требует определенных знаний и умений
Ответить
1
Вопрос: 2
Верно ли утверждение: «Высококвалифицированный механизированный труд более востребован в обществе, чем низкоквалифицированный, поэтому оплачивается намного выше»?
1Да
2Нет
Ответить
1
Вопрос: 3
Что из перечисленного снижает трудовую производительность?
1автоматизация производства
2увольнение работника
3износ производственного оборудования
Ответить
3
Вопрос: 4
Какая из сфер производства характеризуется наиболее вредными, опасными условиями труда:
1сельское хозяйство
2горнодобывающая отрасль
3пищевая промышленность
Ответить
2
Вопрос: 5
Кого из перечисленных можно отнести к безработным:
1Мужчину, вышедшего на пенсию
2Студентку 2 курса очного отделения
3Женщину, уволившуюся с работы из-за переезда в другой город
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Трудовая деятельность, в отличие от остальных видов деятельности:
1) направлена на достижение общественно-полезной цели 2) обеспечивает взаимодействие индивида с обществом 3) не требует определенных знаний и умений
2 вопрос:

Верно ли утверждение: «Высококвалифицированный механизированный труд более востребован в обществе, чем низкоквалифицированный, поэтому оплачивается намного выше»?
1) Да 2) Нет
3 вопрос:

Что из перечисленного снижает трудовую производительность?
1) автоматизация производства 2) увольнение работника 3) износ производственного оборудования
4 вопрос:

Какая из сфер производства характеризуется наиболее вредными, опасными условиями труда:
1) сельское хозяйство 2) горнодобывающая отрасль 3) пищевая промышленность
5 вопрос:

Кого из перечисленных можно отнести к безработным:
1) Мужчину, вышедшего на пенсию 2) Студентку 2 курса очного отделения 3) Женщину, уволившуюся с работы из-за переезда в другой город
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: направлена на достижение общественно-полезной цели
2 вопрос: Да
3 вопрос: износ производственного оборудования
4 вопрос: горнодобывающая отрасль
5 вопрос: Женщину, уволившуюся с работы из-за переезда в другой город
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти