Алгебра

Степень с рациональным показателем
План урока:
Степень с рациональным показателем
Свойства дробных степеней и операции с ними
Степень с рациональным показателем
Напомним, что в 7 классе мы впервые познакомились с понятием степени, причем тогда рассматривались случаи, когда показателем степени является натуральное число. В 8 классе понятие степени было расширено, теперь в него включались случаи, когда показатель являлся целым числом. Настоятельно рекомендуем перечитать соответствующие уроки. Сегодня же мы можем сделать ещё один шаг вперед и рассмотреть степени с рациональными показателями.
При расширении понятия степени важно обеспечить то, чтобы уже известные правила работы с целыми степенями работали и для дробных показателей. Одно из свойств степеней выглядит так:
(am)n = amn
Подставим в эту формулу следующие значения переменных:
а = 3
m = 1/6
n = 6
Мы специально выбрали эти числа такими, чтобы произведение mn равнялось единице:
mn = (1/6)•6 = 1
Подставляем эти значения:
(31/6)6 = 31/6•6 = 31 = 3
Получили, что
(31/6)6 = 3
Однако по определению корня n-ой степени число, дающее при возведении в шестую степень тройку, является корнем шестой степени из трех. То есть можно записать:
С помощью подобных преобразований нам удалось указать, чему равно число, возведенное в дробную степень. Аналогично можно показать, что для любого а > 0 справедлива формула:
Действительно, если возвести левую часть в n-ую степень, то получим:
(а1/n)n = a1/n•n = a
Значит, по определению корня n-ой степени
Ограничение а > 0 необходимо для того, чтобы не рассматривать случаи, когда подкоренное выражение является отрицательным.
Продолжим наши рассуждения. Чему будет равна степень аm/n? Ясно, что дробь m/n можно представить в виде:
m/n = (1/n)•m
C учетом этого выполним преобразование:
В результате несложных преобразований нам удалось получить формулу, позволяющую возводить число в степень, у которой рациональный показатель!
Приведем несколько примеров вычисления дробных степеней:
Часто при вычислениях удобнее сначала извлечь корень из числа, а потом полученный результат возвести в степень:
Напомним, что одну и ту же дробь можно представить разными способами, например:
1/2 = 2/4 = 3/6 = 4/8 = 5/10 = 0,5
Возникает вопрос – изменится ли значение дробной степени, если мы приведем дробь к новому знаменателю? Очевидно, что нет, но всё же убедимся в этом на примере. Сначала возведем в степень 1/2 число 25:
Теперь заменим дробь 1/2 на идентичную ей дробь 2/4:
Результат не изменился. В общем случае есть смысл максимально сократить дробь перед вычислением, чтобы избежать операций с большими числами. Особенно это касается десятичных дробей. Например, пусть необходимо вычислить значение выражения 810,25. По определению десятичной дроби можно записать, что 0,25 = 25/100. Тогда вычислить 810,25 можно так:
Согласитесь, возводить число 81 в 25-ую степень не очень легко! Поэтому поступим иначе. Сократим дробь 25/100:
0,25 = 25/100 = 25/(25•4) = 1/4
Теперь вычисления будет более простыми:
Вообще легко запомнить, что 0,25 = 1/4, а 0,5 = 1/2. Замена десятичных дробей обыкновенными дробями сильно упрощает вычисления. Приведем примеры:
Свойства дробных степеней и операции с ними
Когда мы изучали степени с целыми показателями, мы выяснили, что правила работы с ними ничем не отличаются от правил работы со степенями с натуральным показателем. Оказывается, эти же правила работают и для степеней с рациональным показателем. Сформулируем основные свойства дробных степеней.
Например, справедливы следующие действия:
50,5•52,5 = 50,5 + 2,5 = 53 = 125
195/3•191/3 = 195/3 + 1/3 = 192 = 361
29,36–0,37•29,361,37 = 29,36–0,37 + 1,37 = 29,361 = 29,36
Вот несколько примеров подобных вычислений:
174,5:173,5 = 174,5–3,5 = 171 = 1
49,36:46,36 = 49,36–6,36 = 43 = 64
2012:2014 = 2012–14 = 20–2
Проиллюстрируем это правило примерами:
(60,25)8 = 60,25•8 = 62 = 36
(93/2)2 = 9(3/2)•2 = 93 = 729
(254)0,125 = 254•0,125 = 250,5 = 5
Покажем, как можно применять данное правило:
41/6•161/6 = (4•64)1/6 = 641/6 = 2
0,51,5•501,5 = (0,5•50)1,5 = 251,5 = 251+0,5 = 251•250,5 = 25•5 = 125
4,90,5•100,5 = (4,9•10)0,5 = 490,5 =7
Это правило можно применять следующим образом:
3600,5:100,5 = (360:10)0,5 = 360,5 = 6
5003:503 = (500:50)3 = 103 = 1000
6,251/4:0,011/4 = (6,25:0,01)1/4 = 6251/4 = 5
Заметим, что степени очень удобны тем, что с их помощью легко упростить работу с корнями, ведь если
то верное и обратное:
То есть любое выражение с корнями в виде степени с рациональным показателем.
Пример. Вычислите значение выражения
Решение. Корней много, поэтому для удобства заменим их степенями
Получили тоже самое выражение, но в более компактном виде. Посчитаем его значение:
(91/4)1/5•39/10 = (90,25)0,2•30,9 = 90,25•0,2•30,9 = 90,05•30,9 = (32)0,05•30,9 =
=32•0,05•30,9 = 30,1•30,9 = 30,1•0,9 = 31 = 3
Ответ: 3.
Пример. Упростите выражение
(81n+1– 65•81n)0,25
Решение. Степень 81n+1можно представить как произведение:
81n+1 = 81n•811 = 81•81n
С учетом этого можно записать:
(81n+1– 65•81n)0,25 = (81•81n– 65•81n)0,25 = (81n(81 – 65))0,25 =
= (81n•16)0,25 = 810,25n •160,25 = 810,25n •161/4 = 2•810,25n
Ответ: 2•810,25n.
Сравнение степеней
Напомним, что из двух корней n-ой степени больше тот, у которого больше подкоренное выражение:
Отсюда следует вывод, что если a<b, то
а1/n<b1/n
теперь возведем каждую часть этого неравенства в степень m. Тогда получим неравенство:
аm/n<bm/n
Получили, что из двух степеней с одинаковыми показателями меньше та, у которой меньше основание (правила сравнения будем нумеровать, чтобы на них удобнее было ссылаться):
В частности, справедливы следующие неравенства:
233,75< 243,75
634/3< 644/3
0,0080,002< 0,0080,002
Здесь мы рассматривали случаи, когда показатель степени является положительным числом. А что делать, если он отрицательный? Тогда степень следует «перевернуть», воспользовавшись уже известной вам формулой:
a–n = 1/an = (1/а)n
Пример. Сравните выражения с рациональным показателем степени:
20–3,14 и 50–3,14
Решение. Избавимся от знака минус в показателе:
20–3,14 = (1/20)3,14 = 0,053,14
50–3,14 = (1/50)3,14 = 0,023,14
Получили две степени с одинаковым и, что принципиально важно, положительным показателем. Из них больше та, у которой больше основание. То есть из неравенства 0,02 < 0,05 следует, что
0,023,14< 0,053,14
Это означает, что
50–3,14< 20–3,14
Ответ: 50–3,14< 20–3,14.
Особенным является случай, когда показатель степени равен нулю. Напомним, что любое число в нулевой степени (кроме самого нуля) равно единице, а выражение 00 не имеет смысл. Это значит, что числа в нулевой степени равны друг другу, даже если у них разные основания:
250 = 260 = 1
9,360 = 9,370 = 1
18,35460 = 12,36470 = 1
Несколько сложнее сравнивать числа, у которых одинаковые основания, но различные показатели. Здесь возможны три случая – основание либо равно единице, либо больше неё, либо меньше неё.
На основании этого правила можно записать, что:
53,14< 53,15
45–0,563< 450,001
1,235–5,623< 1,235–4,958
Единица в любой степени равна самой себе. Поэтому, если у двух чисел в основании записана именно она, то они должны быть равны друг другу:
1–7,56 = 1–0,15 = 10,236 = 1 521,36 = 1
Осталось рассмотреть случай, когда основание меньше единицы (но всё равно положительное). В таком случае ситуация становится противоположной – чем больше степень, тем меньше число. Проиллюстрируем это на примере. Пусть надо сравнить числа 0,57,6 и 0,58,9. Заменим дробь 0,5 так, чтобы вместо нее получилась степень с основанием, большим единицы:
0,5 = 1/2 = 1/(21) = 2–1
Итак, 0,5 = 2–1. Тогда можно записать, что:
0,57,6 = (2–1)7,6 = 2–7,6
0,58,9 = (2–1)8,9 = 2–8,9
Такие числа мы уже умеем сравнивать. Так как
– 8,9 <– 7,6
то и
2–8,9< 2–7,6
Следовательно, 0,57,6> 0,58,9.
Например, справедливы неравенства:
0,997> 0,997,24
0,5715,36> 0,5716,47
0,490,04> 0,490,05
Рассмотрим чуть более сложное задание на сравнение степеней, где надо использовать одновременно несколько правил.
Пример. Докажите, что
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 281/3
Решение. Напрямую вычислить значение выражений в правой и левой части затруднительно. Однако мы можем усиливать неравенство, чтобы получить более простые выражения.
Усилить неравенство – это значит увеличить его меньшую или уменьшить большую часть. Например, неравенство 10 < 20 усилится, если вместо 10 написать большее число (11 < 20), или вместо 20 написать меньшее число (10 < 19). Очевидно, что если усиленное неравенство верное, то и изначальное (ослабленное) также справедливо.
Очевидно, что можно легко посчитать значение выражения 271/3:
Также ясно, что 271/3< 281/3 (правило 1). Усилим исходное неравенство:
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3 (1)
Действительно, если (1) справедливо, то мы можем записать двойное неравенство
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3< 281/3
Опустив здесь среднюю часть, получим исходное неравенство. Так как 271/3 = 3, мы можем переписать (1) так:
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7<3 (2)
Далее будем работать с левой частью. Очевидно, что 0,80,8< 0,90,8 (снова используем правило 1). С другой стороны, 0,90,8< 0,90,7 (правило 3). Значит, можно записать двойное неравенство:
0,80,8< 0,90,8<0,90,7
или просто 0,80,8<0,90,7. Абсолютно аналогично можно записать, что
0,70,8< 0,90,7<0,90,7
Или 0,70,8<0,90,7. Наконец, в силу правила (3), 0,90,9<0,90,7. Итак, имеем три неравенства:
0,90,9<0,90,7
0,80,8<0,90,7
0,70,8<0,90,7
Их левые части стоят в (2). Следовательно, можно усилить (2):
0,90,7 + 0,90,7 + 0,90,7<3
3•0,90,7< 3
Поделим обе части на 3:
0,90,7< 1
Заменим единицу равным ему выражением 10,7:
0,90,7<10,7 (4)
Из правила 1 следует, что (4) справедливо. Но мы получили его, усиливая исходное неравенство. Из справедливости более сильного неравенства следует и справедливость более слабого. Следовательно, из справедливости (4) вытекает верность исходного неравенства, которое и надо было доказать.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вычислите 253/2
1) 625 2) 5 3) 25 4) 125
Чему равно произведение 91,6•90,4?
1) 9 2) 81 3) -9 4) 27
Укажите верное неравенство
1) 27,33,456< 27,33,457 2) 27,33,456> 27,33,457 3) 0,70,7< 0,70,8 4) 1345/19< 11254/21
Какое из этих неравенств справедливо?
1) 5,3257,28> 5,3267,28 2) 5,3250,345> 5,3260,345 3) 5,3257,28< 5,3267,28 4) 5,325–7,28< 5,326–7,28