Русский язык

Урок 1: Язык как общение

Русский язык как важнейшее средство общения

Как и любой другой, русский язык служит средством коммуникации и представляет собой сложную знаковую систему. Однородные единицы объединяются и образуют языковые уровни, позже – разделы. Понимание этой темы позволит разобраться в последующем с особенностями развития и функционирования языка в обществе.

Обложка урока взята с источника.

 

План урока:

Язык и речь

Звуки – единицы устной речи

Отличие звука и фонемы. Нормы орфоэпии

Буквы – единицы письменной речи

Орфограмма как норма языка

 

Язык и речь

В мире насчитывается приблизительно 6 тысяч языков, 40 из которых являются наиболее распространенными. Среди них - китайский, хинди, английский, русский, испанский, арабский, португальский.

Люди общаются, выражают свои мысли (устно и письменно), читают, и при этом понимают друг друга. Все это возможно благодаря языку.

Дадим определение этому понятию, используя знания,полученные в начальной школе по теме «Язык и речь», а также воспользовавшись словарем С.И.Ожегова.

Язык:

  1. Средство общения и обмена мыслями.
  2. Система знаков для передачи информации.
  3. Способность говорить.

Язык и речь – неразрывные понятия. Можно сказать, что русская речь – это язык в действии.

По С. И. Ожегову, речь – это:

  1. Говорение.
  2. Звучащий язык.
  3. Беседа.
  4. Выступление.
  5. Разновидности или стили языка.

Общим для понятий считается то, что в языке и речи слово является основной составляющей. Естественный язык – это лексика, а речь – это использование основной языковой единицы на практике.

Различия между понятиями рассмотрим на примере таблицы «Язык и речь»:

1hthgf

Воспроизведение высказываний возможно благодаря работе речевого аппарата, в состав которого входят:

  • органы дыхания (легкие, бронхи, диафрагма);
  • артикуляционный аппарат (например, губы, зубы, небо);
  • голосовой отдел (голосовые связки).

2gfdg
Источник

Слаженная работа этих органов помогает образовывать голос, регулировать его, составлять из букв осмысленные выражения.

Составленные из букв слова характеризуются определенными морфологическими, синтаксическими признаками и объединяются в категории – части речи.

В русском языке части речи делятся на служебные, самостоятельные и междометие.Рассмотрим их на примере таблицы.

3fgf
Источник

Более подробно изучается тема «Части речи в русском языке» в 6, 7 классах.

Речевые ситуации, требующие воспроизведения высказываний, различаются.

В зависимости от цели высказывания выделяют 5 основных стилей речи в русском языке.

4fgfgdh
Источник

Каждый из них может существовать как в письменной, так и в устной форме.

В зависимости от содержания высказывания выделяют 3 речевых типа. Рассмотрим их особенности на примере таблицы «Типы речи русского языка».

5gfdg
Источник

В рамках конкретного речевого стиля или типа одни высказывания могут быть более или менее удачными, чем другие. Чтобы правильно и красиво говорить, необходимо соблюдать нормы языка и культуры речи.

Под определением «речевая культура» понимают:

  • соблюдение языковых норм (стилистических, грамматических, орфоэпических и т. п.);
  • умение подбирать языковые средства согласно речевой ситуации;
  • выполнение предписаний этики общения.

Т. е. культурная речевая деятельность должна отвечать следующим параметрам:

  • правильность;
  • точность;
  • логичность;
  • чистота;
  • выразительность;
  • богатство;
  • уместность.

Красиво и грамотно говорить помогут уроки развития речи.

 

Звуки – единицы устной речи

Наша речевая деятельность доступна для окружающих благодаря материальности своих знаков.

Единицами устной речи выступают звуки. Они порождаются колебаниями воздуха,воспроизводятся человеком при общении и используются для формирования слоговых единиц устной речи. В свою очередь, минимальные речепроизносительные единицы (слоги) служат для образования лексических единиц устной и письменной речи. Звуки создают звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать лексемы друг от друга.

Артикуляционно, т. е. в зависимости от особенностей образования и звучания, звуки языка делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки образуются при помощи голосовых связок, состоят только из голоса и являются слогообразующими.

6gfgd
Источник

[я], [ю],[е],[ё] не существует. Это буквы.

7gfgfh
Источник

Согласные звуки состоят из шума и голоса (звонкие) или только из шума (глухие). Образуются, когда выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду.

Звук приобретает мягкое звучание, если в его образовании участвует средняя часть языка. В остальных случаях произносится твердо.

Большая часть согласных образует пары по твердости/ мягкости.

8jhjg
Источник

Всегда остаются твердыми звуки [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкими − [й’], [ч’], [щ’].

Ъ и Ь выполняют разделительную функцию: показывают твердость или мягкость предшествующего согласного. Самостоятельных звуков они не передают.

Чтобы определить, сколько звуков в слове, необходимо выполнить его фонетический разбор.

Рассмотрим алгоритм разбора по звукам:

  1. Записываем слово согласно орфографическим нормам.
  2. Делим его на слоги.
  3. Указываем ударный слог.
  4. Произносим вслух и записываем транскрипцию.
  5. Даем характеристику каждому звуку, записав предварительно в столбик слово из букв по отдельности. У гласных указываем, какие являются ударными, а какие – безударными. У согласных описываем: мягкий звук или твердый, глухой или звонкий, парный или непарный.
  6. Подсчитываем, сколько букв и звуков.

Как образец выполним фонетический анализ слова жильё.

9gfdfg

Отличие звука и фонемы. Нормы орфоэпии

Изучением звуковой (звучащей) стороны языка занимаются фонетика и орфоэпия.

Раздел языкознания фонетика изучает акустические характеристики звуков и процесс их образования. А орфоэпия языка занимается изучением норм правильного произношения.

В свою очередь, одним из разделов фонетики является фонология, которая рассматривает звук как средство коммуникации. Основной единицей этого раздела считается фонема речи, т. е. минимальная, неделимая единица высказывания.

Впервые понятие фонемы ввел писатель Л. Аве. Точное определение чуть позже сформулировал И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Основная единица фонетики, звук, и фонема как единица фонологии тесно взаимосвязаны, но имеют и ряд различий.

Фонема– это идеальное представление о звуке, звукотип. Ее произнести нельзя, поэтому она реализуется в звуках, или конкретных языковых единицах, которые можно произнести и услышать.

Например, картавящий человек имеет свои особенности произношения [р]. Чтобы его манера произношения была приближена к норме, стоит стремиться к идеальному звучанию [р], или его фонеме.

Выделяют 2 основные функции фонемы.

10jjlkl

Основными признаками фонемы являются дифференциальный и интегральный признаки.

11bghf

Считается, что лучше всего свои признаки фонема слова проявляет в сильной позиции.

Для согласных фонем сильной позицией является расположение перед гласной или р, л, м, н, йел, зло). Для гласных – ударный слог (селоʹ).

Слабой позицией фонем называют положение, при котором происходит их нейтрализация (труд, лодка).

Всего насчитывается 43 фонемы русского языка, тогда как количество оттенков звука в живом разговоре неисчислимо.

Гласные фонемы <а>,<э>,<и>,<о>,<у>,<ы>различаются по степени подъема языка при их произношении и по отсутствию огубления.

12gfdfhg
Источник

Согласные − <п>,<п'>,<б>,<б'>,<м>,<м'>,<ф>,<ф'>,<в>,<в'>,<т>,<т'>,<д>,<д'>,<н>,<н'>, <с>,<с'>,<з>,<з'>,<р>,<р'>,<л>,<л'>,<ш>,<ж>,<щ>,<ц>,<ч>,<й>,<к>,<к'>,<г>,<г'>,<х>,<х'> отличаются по способу и месту образования.

13gjghj
Источник

Вместе они образуют систему фонем.

От фонетических законов напрямую зависят произносительные нормы, или исторически сложившиеся особенности оформления звуков и их сочетаний.

Основные черты современной орфоэпии слова сформировались еще в первой половине XVIII века на основе московского говора.

Среди норм произношения других языков русская орфоэпия выделяется:

  • аканьем (с[а]сна);
  • иканьем (в[и]сна);
  • твердым [э] в заимствованных словах (ант[э]нна);
  • оглушением (тра[ф]ка);
  • озвончением (во[г]зал);
  • [шн] вместо -чн- (ску[шн]о) и т. д.

К нормам орфоэпии также относятся акцентологические нормы, или правила постановки ударения.

14gfggh
Источник

Задания по теме «Орфоэпия» обязательно встречаются на ЕГЭ.

15hhjk
Источник

Буквы – единицы письменной речи

Орфоэпия и графика тесно связаны между собой, т. к. звуковой язык находит письменное отражение благодаря системе специальных графических средств.

К средствам начертания (графики) относятся буквенные (буквы) и небуквенные средства (знаки препинания, ударения и т. п.).

Буквы передают звуки (фонемы) на письме и тем самым фиксируют устные высказывания, что является основной функцией письма.

Т. е. письмо, или письменная речь – это речь, представленная на бумаге (или любом другом материале, например, папирусе).

Основные отличия между устной и письменной речью представлены в таблице.

16hghkj
Источник

Минимальной единицей письменной речи является буква. В свою очередь, буквы объединяются в лексические единицы (и устной, и письменной) речи. Затем из лексем формируются словосочетания и предложения, а из предложений – монологи, самые большие единицы письменной речи.

17jkjk
Источник

Развитие письменной речи началось после формирования устной. Для древнерусского языка – это X–XI вв.

Древнеславянская азбука, кириллица, стала основой для формирования современного алфавита.

В его состав сейчас входят 33 буквы: 18 греческих (а, в,г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х), 11 славянских (б, ж, ц, ч, ш, щ, у, ю, ы, ъ, ь) и 4 собственно русские буквы (й, э, я, ё).

18gfdfg
Источник

В письменных высказываниях предъявляются более высокие требования к подбору и построению фраз. Так, культура письменной речи предполагает использование книжного языка, для которого характерны:

  • прямой порядок компонентов предложения;
  • сложные синтаксические конструкции;
  • причастные и деепричастные обороты;
  • распространенные определения;
  • вставные конструкции и т. п.

Например, праславянский язык, возникший из индоевропейского в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры, объединяет все славянские языки.

К словам письменной речи преимущественно относится литературная лексика, употребляющаяся в учебниках, научных статьях, книгах, документах и т. п., и практически не встречающаяся в устных высказываниях (например, испугаться вместо струхнуть, жевательная резинка вместо жвачка).

Письмо и чтение являются сложными формами речевой деятельности. Чтобы понимать написанное, необходимо его читать, и наоборот, во время чтения приходится пользоваться уже написанным кем-то текстом. Нарушения письменной речи чаще всего обозначаются термином «дисграфия».Под это определение попадают:

  • пропущенные согласные (смеый - смелый);
  • пропущенные гласные (тчка - точка);
  • лишние буквы (зимая - зима);

перестановка и пропуск слогов (ланши – ландыши) и т. п.

19njhgfh
Источник

 

Орфограмма как норма языка

Слова пишутся не так, как произносятся. Система правил правописания, которым необходимо следовать, называется орфографией. А единственно верный вариант написания из ряда возможных получил название орфограммы в нашем языке.

Все орфограммы делятся на два типа:

  1. Орфограммы-буквы (или буквенные). При написании сомнения появляются относительно какой-то конкретной буквы.
  2. Небуквенные орфограммы. Рассматривается написание целого слова (слитно, раздельно или через дефис).

Орфограмма в слове возникает, если возможны несколько вариантов написания, и соответственно – ошибка. Чтобы этого не допустить, стоит найти ее и воспользоваться орфографическим правилом. А для этого необходимо выполнить орфографический разбор:

  1. Подчеркнуть орфограмму.
  2. Поставить ударение.
  3. Определить часть слова (при необходимости – часть речи).
  4. Объяснить орфограмму правилом.
  5. Подобрать проверочное слово (при возможности).
  6. Привести примеры с проверенной орфограммой.

Как образец выполним орфографический разбор слова дорожка.

20fdfg

Разберем несколько вариантов заданий с орфограммами.

Пример 1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните слова с орфограммой «Гласные после шипящих и ц».

У белки мя..кая ш..рстка и ч..ткие уши.

Решение. У белки мягкая шёрстка и чуткие уши.

В слове мягкая согласно правилу о проверяемых согласных в корне пишем букву г. Проверочное слово – мягок.

Выделяем орфограммы «А, У после шипящих» (чуткие) и «О, Ё после шипящих и ц» (шёрстка).

 

Пример 2. Графически обозначьте вставленные орфограммы.

Ра(з, с)пол..житься в рощиц..,(не)зам..чаем опас(?)ност.. .

Решение.

21ffgh

Правильно записываем орфограммы. Выделяем буквы Е и И в окончаниях имён существительных, буквы А, О в корнях –лаг-, -лож-, безударные гласные в корне слова, НЕ с глаголами и буквы З, С в конце приставок.

Пример 3. Составьте предложение. Выпишите из него все орфограммы и объясните их написание.

Решение. Травка зеленеет, солнышко блестит.

Травка – травушка (проверяемые согласные в корне слова).

Зеленеʼет – зеʼлень,зелёʼный (безударные гласные в корне).

Блестит – блистать (буквы е, ив корнях с чередованием).

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите строку со словами, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
1Яма, ёж, мёд, ёлка
2Семья, юла, ерш, жюри
3Вёсла, семья, мёд, юла
4Ёлка, семья, яма, ёж
Ответить
4
Вопрос: 2
Укажите, какая буква не может быть сочетанием двух звуков:
1И
2Е
3Ю
4Я
Ответить
1
Вопрос: 3
Укажите строку с правильно выполненной фонетической транскрипцией слов БЕРЁЗА, ЛЮБОВЬ:
1(бирэза), (лубов)
2(бʼирʼоса), (лубоф)
3(бʼирʼосаˡ), (лʼубоˡфʼ)
4(бʼерʼеса), (лʼюбофʼ)
Ответить
3
Вопрос: 4
Укажите строку со словами, которые имеют приставку, заканчивающуюся на букву З:
1и..портить, и..далека, бе..контрольный, ра..писание
2во..становить, ра..писание, и..далека, чре..мерный
3ра..ведка, ..резать, ра..дать, во..становить
4бе..звездный, в..глянуть, и..далека, во..горание
Ответить
4
Вопрос: 5
Укажите, в какой строке не пишется Ь после шипящих:
1врач.., циркач.., мыш.., печ..
2фальш.., рож.., мыш.., врач..
3богач.., циркач.., рож.., печ...
4врач.., циркач.., богач.., товарищ..
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите строку со словами, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
1) Яма, ёж, мёд, ёлка 2) Семья, юла, ерш, жюри 3) Вёсла, семья, мёд, юла 4) Ёлка, семья, яма, ёж
2 вопрос:

Укажите, какая буква не может быть сочетанием двух звуков:
1) И 2) Е 3) Ю 4) Я
3 вопрос:

Укажите строку с правильно выполненной фонетической транскрипцией слов БЕРЁЗА, ЛЮБОВЬ:
1) (бирэза), (лубов) 2) (бʼирʼоса), (лубоф) 3) (бʼирʼосаˡ), (лʼубоˡфʼ) 4) (бʼерʼеса), (лʼюбофʼ)
4 вопрос:

Укажите строку со словами, которые имеют приставку, заканчивающуюся на букву З:
1) и..портить, и..далека, бе..контрольный, ра..писание 2) во..становить, ра..писание, и..далека, чре..мерный 3) ра..ведка, ..резать, ра..дать, во..становить 4) бе..звездный, в..глянуть, и..далека, во..горание
5 вопрос:

Укажите, в какой строке не пишется Ь после шипящих:
1) врач.., циркач.., мыш.., печ.. 2) фальш.., рож.., мыш.., врач.. 3) богач.., циркач.., рож.., печ... 4) врач.., циркач.., богач.., товарищ..
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Ёлка, семья, яма, ёж
2 вопрос: И
3 вопрос: (бʼирʼосаˡ), (лʼубоˡфʼ)
4 вопрос: бе..звездный, в..глянуть, и..далека, во..горание
5 вопрос: врач.., циркач.., богач.., товарищ..