Русский язык

Урок 1: Тема текста

Тема, основная мысль текста

Дорогой друг, на сегодняшнем уроке мы не только вспомним, что такое текст и каковы его признаки, но и поговорим с тобой о том, что такое тема и главная мысль текста, научимся их определять, а также различать темы широкие и узкие.

Обложка урока взята с источника.

 

План урока:

Текст. Тема текста

Основная мысль текста

Темы широкие и узкие

 

Текст. Тема текста

Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.

1 tema teksta

Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.

Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.

2 tema teksta

А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.

Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.

У нас остался еще один листок. Прочитаем его.

3 tema teksta

Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.

Вспомни!

4 tema teksta

Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.

Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.

5 tema teksta

Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким  признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.

Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:   

6 tema teksta

Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.

Потренируемся.

Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.

  1. Я помогаю ей сажать молодые яблоньки, поливать их и смотреть, чтобы листочки не объедали гусеницы. 2. Моя мама работает в саду. 3. А я половину отдам папе. 4. Мама сказала, что, когда созреют яблоки, самые сладкие она отдаст мне.

(Правильный вариант: 2143)

 

В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются

предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.

7 tema teksta

В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?

 

Пример текста-описания.

Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.

Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?

8 tema teksta

Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?

 

Прочитай текст-повествование.

Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.

Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.

9 tema teksta

В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?

Познакомься с примером текста-рассуждения.

В жизни каждого человека очень важен поступок.

По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.

В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.

10 tema teksta

Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.

Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.

Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!

О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.

Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?

 

Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.

С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.

Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.

 

Основная мысль текста

В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.

С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?

Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.

Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.

Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?

 

Потренируемся.

Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?

Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.

(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).

Темы широкие и узкие

Темы бывают широкие и узкие.

Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.

11 tema teksta

Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.

Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Потренируемся.

Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.

  1. Январь, 2. Времена года, 3. Мартовская капель, 4. Майские краски.
  2. Глагол, 2. Имя существительное, 3. Части речи, 4. Имя прилагательное.

Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Текста какого типа не существует?
1Рассуждение
2Повествование
3Описание
4Рисование
Ответить
4
Вопрос: 2
Какой вопрос нужно задать для определения темы текста?
1О чем или о ком говорится в тексте?
2Какой он, тот предмет, о котором идет речь?
3Что хотел сказать автор?
Ответить
1
Вопрос: 3
Какой вопрос нужно задать, чтобы определить главную мысль текста?
1В какой последовательности происходят события?
2Что хотел сказать автор, для чего писал текст?
3О чем говорится в тексте?
Ответить
2
Вопрос: 4
Найди неверное утверждение.
1Текст состоит из трех частей.
2Текст состоит из двух и более предложений.
3Текст обязательно должен иметь название.
4В тексте предложения связаны по смыслу.
Ответить
3
Вопрос: 5
Слово текст имеет… происхождение
1Французское
2Древнерусское
3Латинское
4Греческое
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Текста какого типа не существует?
1) Рассуждение 2) Повествование 3) Описание 4) Рисование
2 вопрос:

Какой вопрос нужно задать для определения темы текста?
1) О чем или о ком говорится в тексте? 2) Какой он, тот предмет, о котором идет речь? 3) Что хотел сказать автор?
3 вопрос:

Какой вопрос нужно задать, чтобы определить главную мысль текста?
1) В какой последовательности происходят события? 2) Что хотел сказать автор, для чего писал текст? 3) О чем говорится в тексте?
4 вопрос:

Найди неверное утверждение.
1) Текст состоит из трех частей. 2) Текст состоит из двух и более предложений. 3) Текст обязательно должен иметь название. 4) В тексте предложения связаны по смыслу.
5 вопрос:

Слово текст имеет… происхождение
1) Французское 2) Древнерусское 3) Латинское 4) Греческое
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Рисование
2 вопрос: О чем или о ком говорится в тексте?
3 вопрос: Что хотел сказать автор, для чего писал текст?
4 вопрос: Текст обязательно должен иметь название.
5 вопрос: Латинское