Литература

Урок 1: Слово о полку Игореве

Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"

В данном уроке поговорим о древнерусской литературе, которая заложила основы для создания классической русской литературы, и об уникальном памятнике древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве».
 

План урока: 

Краткий обзор древнерусской литературы и ее жанров

«Слово о полку Игореве». История открытия литературного памятника, историческая основа сюжета, проблема авторства

Образы русских князей Игоря и Всеволода. Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

Образы природы. Плач Ярославны. Художественные особенности «Слова»

Значение «Слова о полку Игореве» для русской культуры

 

Краткий обзор древнерусской литературы и ее жанров

Древнерусская литература охватывает пласт с XI в. по XVII в. Зарождение книжной литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии в 988 г. Тогда появились первые церковно-служебные и историко-повествовательные тексты из Византии, Греции, Болгарии. Благодаря созданной в 863 г. болгарскими просветителями монахами Кириллом и Мефодием славянской азбуке, эти книги стали переводить на церковно-славянский язык. Это были Библия, Евангелие и другие богослужебные тексты. Книги были рукописными, тексты писались на пергаменте, выделанном из телячьей кожи, украшались золотыми или серебряными окладами с драгоценными камнями, потому что они представляли собой особую ценность как источник духовных знаний. Одним из древнейших сохранившихся литературных памятников является «Остромирово евангелие» 1057 г.

Со временем на почве религиозной литературы в русской культуре под влиянием фольклора, преодолев строгие церковные каноны[1], возникает оригинальная духовная и историческая национальная литература, в которой развиваются жанры жития, летописи, поучения, слова, хождения, воинские повести и др.

ostromirovo evangelie
«Остромирово евангелие» 1057 г. 

Летопись – это самобытный исторический древнерусский жанр, не имеющий аналогов в византийской культуре. Повествование в этих сочинениях велось по летам (годам), в них рассказывалось о возникновении русского государства, об основных исторических событиях, деяниях князей. Самый древний летописный свод, дошедший до наших дней, - это «Повести временных лет», составленные монахами Киево-Печерского и Выдубецкого монастырей Нестором и Сильвестром.

Житие – жанр, имеющий византийскую основу, видоизменившийся в древнерусской литературе. Это описание жизни исторических личностей, канонизированных[2] церковью. Жития святых стали массовой литературой, которая выполняла воспитательную миссию, проповедовала праведную жизнь, определяла нравственные ориентиры, нормы жизненного поведения. Самые известные памятники этого жанра – «Житие князей Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского» и др.

Древнерусская повесть, в том числе и воинская, являются эпическим произведением о деяниях князей, их подвигах, военных походах. Сохранились «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Задонщина» и др.

Поучение – жанр, который имеет наставительный, проповеднический характер. В нем могут содержаться советы по военной тактике, ведению хозяйства, о том, какими качествами должен обладать человек, как правильно организовать свою жизнь. Самое знаменитое наставительное обращение к потомкам - «Поучение Владимира Мономаха».

Хождение – описание паломниками[3] своих наблюдений во время путешествия на Святую землю. Таковым является «Хождение игумена[4] Даниила», которое служило своеобразным путеводителем для других паломников. Со временем хождение теряет свою религиозную направленность. В «Хождении за три моря Афанасия Никитина» описаны впечатления тверского купца от посещения стран Востока с торговой целью.

Слово как жанр представляет собой обращение духовно-нравственного содержания или проповедь. «Слово» являлось примером торжественного красноречия, эталоном ораторского искусства. Образцом этого жанра стало «Слово о Законе и Благодати» митрополита[5] Иллариона, первое непереводное произведение XI в.,«Слово о погибели Русской земли» и др.

Иногда одно произведение могло иметь многожанровую структуру, имеющую«жанры – ансамбли» (по определению академика Д.С. Лихачева). Например, сложно определить жанровую принадлежность «Слова о полку Игореве», это не только ораторское произведение или воинская повесть. Авторские обращения к читателю являются еще и поучениями, а книжное повествование пронизано мотивами устного народного творчества. Сам автор называет свое творение словом, повестью и песней.

В отличие от западноевропейской средневековой литературы, истоками для которого было античное творчество, древнерусская литература создавалась не для развлечения читателя, ее целью была духовно-просветительская миссия. Главной темой произведений древнерусской литературы был поиск смысла жизни человека, также основными темами были прославление Родины и ее защитников, осуждение раздоров, вредящих устоям государственности, вера в торжество добра.

Древнерусская литература развивалась в непростых условиях, Киевская Русь в беспрерывных войнах постоянно отстаивала свою независимость, после правления Ярослава Мудрого началась раздробленность и княжеская междоусобица. Временем была продиктована потребность в произведениях патриотической направленности.

ukopisnye knigi Drevnej Rusi
Древнерусская рукописная книга 

«Слово о полку Игореве»

История открытия литературного памятника, историческая основа сюжета, проблема авторства

Известный коллекционер древних рукописей А.И.Мусин-Пушкин, работая в архивах Спасо-Ярославского монастыря, в 1792 г. обнаружил уникальный список XVI в. (рукописную копию) древнего манускрипта[6]. Само произведение, по мнению исследователей, было создано в XII в. По повелению Екатерины II для нее была сделана копия, а в 1800 г. был опубликован первый перевод рукописи. В 1812 г., во время нашествия Наполеона в Москву, список XVI в. погиб в пожаре вместе со всем книжным собранием Мусина-Пушкина, поэтому материалом исследования для историков, литературоведов и лингвистов остались тексты первого издания и Екатерининской копии.

Помимо исследований тайн манускрипта, существует множество переводов «Слова», самыми известными стали переводы В.Жуковского, Д.Лихачева, Н.Заболоцкого. Все переводы являются авторскими реконструкциями[7] текста, потому что до сих пор не раскрыты некоторые темные места в содержании памятника, толкование затруднено тем, что из-за дороговизны пергамента слова записывались без пропусков, а значения многих древнерусских слов утрачено.

Исторической основой «Слова о полку Игореве» послужил поход 1185 г. на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Это событие зафиксировано в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. С 1183 г. по 1185 г. киевский князь Святослав, объединившись с другими князьями, предпринял несколько походов, которые завершились поражением половцев. Игорь в этих походах не мог принять участия из-за весенней гололедицы. Оттого он решил выступить в самостоятельный поход, несмотря на малочисленность своего войска. Вместе со своим братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, сыном Владимиром и племянником Святославом он выступил против половцев. Состоялось два сражения. Первое было удачным, второе, продолжавшееся три дня, завершилось полным разгромом русских дружин. Из 5 тыс. воинов в живых осталось около 15 человек, а князья были захвачены в плен. Воспользовавшись победой, половецкие ханы Кончак и Гзак совершили опустошительные набеги на незащищенные русские земли.

Тема поражения русского удельного князя стала основой сюжета «Слова о полку Игореве». Необычно, что живописуется разгром русского войска, а не его победа. Но по авторскому замыслу это было необходимо, чтобы на примере неудачного похода показать необходимость объединения Руси.

rerih
Н. Рерих «Поход Игоря» 

Одной из особенностей средневековой русской литературы была анонимность, автор по церковным канонам считал себя лишь средством божественного проявления, а не создателем произведения. Так и имя автора «Слова о полку Игореве» осталось в истории тайной.

Существует множество версий о том, кем могло быть написано «Слово». Судя по тому, в каких деталях автору были известны обстоятельства похода, скорее всего он был современником или участником событий. Несомненно, что это был человек очень образованный для своего времени, с прогрессивными взглядами, прозорливый политик, значит, он не был простолюдином. Автор мог быть обученным грамоте дружинником, летописцем, князем.

Есть мнение, что авторство могло принадлежать киевскому князю Святославу, потому что так мог писать человек высокого положения, хорошо знавший тех, о ком писал. Это возможно, учитывая, как автор выражает свое отношение к героям «Слова». Даже княгиню Ефросинью Ярославну называет просто по отчеству. Такое было позволительно только близкому человеку, родственнику или тому, кто старше или выше по положению.

Автором мог быть и монах-летописец или грамотный дружинник. Но вряд ли воин мог быть столь начитанным и обладать литературным талантом. А летописцы, хотя были очень образованными людьми, в летописях использовали иной стиль изложения событий, не столь поэтический.

Автор «Слова» присутствует как самостоятельный образ, он дает происходящему собственную оценку, делится своими мыслями и переживаниями, манера изложения событий свидетельствует о поэтическом даре сочинителя. Повествование лирично, но с гражданским пафосом. Автор скорбит не о личных невзгодах, его мысли и чувства обращены к Родине. Он не просто рассказывает о событиях, а постоянно вмешивается в их ход, прерывая повествование восклицаниями горечи, воспоминаниями о прошлых временах.

Композиция «Слова» кажется непоследовательной и сложной. Во вступлении автор размышляет, в какой манере ему поведать о трагедии Игоревой дружины. Он вспоминает певца прошлых лет Бояна, который прославлял русское воинство и князей, но, восхищаясь его творческой манерой исполнения, отказывается изъясняться подобным образом. Он хочет вести свой рассказ, следуя «былям сего времени», т.е. без вымысла, стремясь к достоверности, ничего не приукрашивая.

Первая часть посвящена походу Игоря, который начинается с картины затмения солнца, что считалось грозным знамением, но Игорь игнорирует это. Первая битва завершается победой Игоря. Автор восхищается дружиной Всеволода и бескорыстием Игоря, который из всей добычи берет себе лишь знамена и оружие. Вероломные кочевники настигают дружину и нападают ночью. К полудню третьего дня боя русское войско было разгромлено половцами, князя Игоря пленяют.

Вторая часть повествует о киевском князе Святославе, его вещем сне и «золотом слове», в котором он упрекает молодых Игоря и Всеволода и обращается поименно к 12 русским князьям с призывом к единению.

Третья часть начинается с плача Ярославны о воинах дружины мужа, говорится о судьбе плененного Игоря. В заключительной части рассказывается о побеге Игоря из плена и его приезде в Киев.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

В образе князя Игоря изображен человек, одержимый жаждой подвига и славы, он дерзок и безудержен. Ему не хватает рассудительности и политической зрелости. Он храбрый воин и готов сложить голову вместе со своими дружинниками. Осознав, какую страшную цену он заплатил за свое тщеславие,Игорь после половецкого плена едет к отчему престолу в Киев, как и библейский блудный сын. И за это раскаяние ему в конце поется слава.

Весьма живописен образ князя Всеволода. Младшего брата князя Игоря прозвали за воинскую удаль и храбрость Буй-Тур ли Яр-Тур. Слова «буй» и «яр»в Древней Руси означали «неистовый» и «неукротимый», «туром» называли дикого быка. Молодой князь Всеволод в описании боя предстает как храбрый воин, он скачет впереди своих дружинников, уверенно владеет мечом и луком, держит оборону и продолжает сражаться, даже лишившись оружия. Братья дружны и преданы друг другу.

В образе князя Святослава показан мудрый правитель. Киевский князь не раз предпринимал успешные походы против половцев, укрепляя границы русских земель. Он осознавал, к чему может привести раскол между русскими удельными князьями, которые правят по принципу «это мое – и то мое же», ища лишь личной выгоды.

В «смутном» сне Святослава проявились его тревожные предчувствия, что желание славы и молодость могут толкнуть князей Игоря и Всеволода на рискованный и бессмысленный поход. Образы-символы, увиденные во сне, предвещали беду, они были для славян плохими приметами. Кровать предзнаменовала болезнь или смерть, черное покрывало считалось погребальным, синее отравленное вино сулило горечь разлуки, рассыпанный из вражеского колчана жемчуг – скорбь и слезы, терем без главного украшения – конька на крыше символизировал разрушение. Крики ворона в далекой стороне, где-то у моря, были признаком беды, идущей с вражеской стороны. Сон стал пророческим.

После поражения дружин князя Игоря и Всеволода русские земли лишились защитников, стали доступны для разорения половцам. Святослав, оплакивая гибель дружин, осуждая неразумное честолюбие князей, взывает забыть о междоусобице и распрях, «склонить стяги», «вложить в ножны мечи», т.е. умерить гордыню и перестать враждовать между собой, не искать себе личной славы и почестей, объединиться для защиты границ своих вотчин от вражеских набегов, чтобы не допустить грабежей кочевников на русских землях.

vasnecov
В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Обращение киевского правителя к боярам автор назвал «золотым словом». Его речи присуща политическая дальновидность и государственная мудрость. Святослав обращается с призывом сплотиться перед лицом внешнего врага, ибо поход князя Игоря показал, что жажда личной славы может привести к поражению, ослабит рубежи русских земель. В «золотом слове» Святослава раскрывается основная идея всего произведения.

Образы природы. Плач Ярославны

Художественные особенности «Слова»

Природа в «Слове» вовлечена в действо, она очеловечена и одухотворена, вместе с героями переживает происходящее. Солнечным затмением она предупреждает о грозящей погибели, перед вторым сражением, предвещая кровавый исход битвы, ночь стонущей грозой будит птиц и зверей, волки и лисицы воют и лают, накликая беду, орлы клекотом сзывают зверей на кости еще не павших воинов. Во время самого сражения природа откликается на действо: зори становятся кровавыми, тучи чернеют, блистают, как оружие, синие молнии. После поражения войска природа скорбит: деревья с тоской к земле приклонились, трава поникла от жалости.

Природа сочувствует героям, пытается им помочь. Сами герои изображаются как часть природы, они сравниваются с птицами и зверями: туром, кукушкой, волком, соколом, горностаем. Образ русской природы и герои воспринимаются как единое целое.

Русская земля и ее природа представлены как одухотворенный образ защитницы, в самые трагические моменты, прерывая повествование, автор обращается дважды: «О, Русская земля, уже ты за холмом!»

С природой связано языческое восприятие мира. Ярославна, плача, ищет у заступницы природы помощи, взывает к ветру, солнцу, Днепрус просьбой пощадить дружинников князя Игоря. Стоя на крепостной стене в Путивле, она представляет себя кукушкой, которая полетит на поле брани к Каяле-реке и утрет кровавые раны милому мужу.

Не случайно плач Ярославны звучит над «великой Галицкой землей», долетает до «широкого берега Дуная», когда она стремится к донским степям, где погибло войско. Обычно княгинь называли по отчеству, подчеркивая их родовую принадлежность. Ярославна была дочерью Ярослава Осмомысла, влиятельного галицкого князя на дунайских землях. Она хочет, чтобы ее голос услышали в вотчине могущественного отца, надеясь на его помощь.

plach
«Плач Ярославны» В. Фаворского 

Но несмотря на происхождение и статус, в словах плача Ярославны переданы чувства любой любящей, преданной и самоотверженной русской женщины, ее забота и печаль. Плач Ярославны созвучен плачу всех жен павших ратников[8] «стонам» Киева и Чернигова, всей Русской земли, оплакивающей гибель русской рати.

«Слово» уникально среди других произведений русского средневековья удивительной литературной выразительностью, богатством образов, метафоричностью, символикой. Подобных произведений литературы Киевской Руси до нас не дошло.

 

Значение «Слова о полку Игореве» для русской культуры

Академик Дмитрий Лихачев писал о «Слове», что это лиричное, «исполненное тоски и скорби», «гневного возмущения и страстного призыва» произведение, посвященное теме защиты Родины, оно уникально сочетает в себе эпическое и лирическое начала.

Этим произведением были вдохновлены многие художники и композиторы. По сюжету «Слова» были написаны картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Поход князя Игоря» Н. Рериха, «Плач Ярославны» В. Перова, гравюры В. Фаворского, опера А. Бородина «Князь Игорь». Образы «Слова» встречаются в поэзии Блока, Бунина, Прокофьева и др.

 

Словарь

1. Канон – обязательные правила в православной церкви

2. Канонизированный – причисленный церковью к лику святых

3. Паломник – человек идущий на богомолье к святым местам

4. Игумен – настоятель монастыря

5. Митрополит – высший духовный сан в христианстве

6. Манускрипт – древний рукописный текст

7. Реконструкция (текста) – воссоздание, восстановление первоначального источника

8. Рать – войско, воинство

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком веке было создано «Слово о полку Игореве»
1XI в.
2XVI в.
3XII в.
Ответить
3
Вопрос: 2
Какой исторический факт послужил основой сюжета «Слова»
1Поход новгород-северского князя в 1185 г.
2Походы 1183-1185 г. киевского князя Святослава
3Междоусобные войны русский князей
Ответить
1
Вопрос: 3
Какой эпизод является самым лирическим в тексте
1Сон Святослава
2Плач Ярославны
3Солнечное затмение
Ответить
2
Вопрос: 4
Главной идеей «Слова» является
1Прославление русских князей
2Призыв к русским князьям к объединению
3Осуждение похода князя Игоря
Ответить
2
Вопрос: 5
Кто из героев произносит «золотое слово»
1Игорь
2Всеволод
3Святослав
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком веке было создано «Слово о полку Игореве»
1) XI в. 2) XVI в. 3) XII в.
2 вопрос:

Какой исторический факт послужил основой сюжета «Слова»
1) Поход новгород-северского князя в 1185 г. 2) Походы 1183-1185 г. киевского князя Святослава 3) Междоусобные войны русский князей
3 вопрос:

Какой эпизод является самым лирическим в тексте
1) Сон Святослава 2) Плач Ярославны 3) Солнечное затмение
4 вопрос:

Главной идеей «Слова» является
1) Прославление русских князей 2) Призыв к русским князьям к объединению 3) Осуждение похода князя Игоря
5 вопрос:

Кто из героев произносит «золотое слово»
1) Игорь 2) Всеволод 3) Святослав
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: XII в.
2 вопрос: Поход новгород-северского князя в 1185 г.
3 вопрос: Плач Ярославны
4 вопрос: Призыв к русским князьям к объединению
5 вопрос: Святослав