Математика

Урок 1: Подготовка к изучению чисел

Подготовка к изучению чисел

Математика - абстрактная наука, но ее изучение в начальной школе основывается на практических действиях с предметами. Поэтому, первый урок посвящен подготовительному этапу. Детям необходимо научиться оперировать предметами, пересчитывать их, правильно располагать, находить общие и отличительные свойства, группировать и сравнивать.
 

План урока:

 

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости

Здравствуй, дорогой первоклассник. Меня зовут Маринка. Я приглашаю тебя в мою математическую школу. Я познакомлю тебя с математическими понятиями, числами и действиями с ними, задачами.

Начнем мы с самого простого. Я покажу тебе нашу школу и класс. Расскажу, что и где расположено. Смотри внимательно и все запоминай.

1

Это школа. Она большая.

2

 

Перед школой площадка. Здесь можно отдыхать во время перемены или проводить праздничные мероприятия.

Ты запомнил, где находится площадка? Правильно, перед школой.

3

Давай войдем внутрь. Здесь широкий коридор.

4

 

Справа по коридору библиотека. Это легко запомнить. Покажи в сторону правой рукой (той, в которой ты держишь ручку или ложку). Все, что находится с этой стороны – будет справа.

А слева по коридору – столовая. Это находится с другой стороны – стой, куда мы покажем левой рукой.

Давай повторим. Что у нас справа? Покажи в сторону правой рукой. Что слева? Покажи левой рукой.

5

Мы пойдем прямо. Впереди будет спортзал.

klass

А вот наш класс. Он красивый и светлый

6ss

На передней стене доска. Над доской висят часы. Под доской полочка для мела и маркеров.

7ss

Ближе к доске находится учительский стол. А дальше расставлены парты. Между рядами парт широкий проход.

8fd

Позади шкафы. Вверху на шкафах стоят цветы. Внизу на полках расположены книги, дидактический материал.

9hf

Рядом с учительским столом стоит стул. На столе лежит журнал и ноутбук.

Вот и все. Наш класс красивый и светлый. Тебе здесь понравится.

Признаки и свойства предметов

Нас окружает множество предметов. Каждый из них имеет различные свойства и признаки. Есть объекты, которые похожи чем-то или отличаются друг от друга.

Я расскажу про основные свойства, которые можно определять у предметов. Научу, как сравнивать несколько предметов. Для этого мы отправимся туда, где находится масса разнообразных вещей. А именно, в магазин.

magaz
 

Начнем с самого простого. Рассмотрим и назовем, как можно охарактеризовать предметы по цвету.

devmag
 

Я хочу в магазине купить овощи и фрукты.

Здесь есть картофель. Он коричневого цвета.

Рядом лежит морковь. Она оранжевого цвета.

На верхней полке бананы. Они желтые.

С левого края находятся вишни. Они красного цвета.

Между бананами и вишнями лежат яблоки. Они зеленого цвета.

Давай подберем овощи и фрукты, которые похожи по цвету:

  • коричневого цвета картофель, киви, кокос, орехи;

10d

  • оранжевого цвета морковь, мандарин, абрикос, тыква;

11f

  • желтого цвета банан, лимон, дыня, кукуруза;

12f

  • красного цвета вишня, помидор, перец, клубника;

13f

  • зеленого цвета яблоко, огурец, горох, капуста.

14f

Конечно же, ты знаешь и другие цвета. Продолжи эту игру, называя овощ, фрукт или ягоду и определяя их цвет.

А теперь пойдем в магазин игрушек.

igrushki
 

Здесь мы поговорим о форме предметов.

Я хочу купить мяч. Он круглый.

15g

Еще мне понравилась пирамидка. Она треугольной формы.

16j

Для подружки я купила воздушный шарик. Он овальной формы

17g

Своему брату на День рождения возьму машинку. Ее кузов и кабина имеет четырехугольную форму. А колеса круглые.

18jh

 Попробуй определить форму других игрушек.

19gf

Но больше всего мне понравился кукольный домик. В нем все как в настоящем доме, только другого размера. Посмотри, какой кукольный домик маленький, а настоящий дом – большой.

20g

Кукольная мебель маленькая, а настоящая – большая.

21dg

Посудка для кукол маленькая, а посуда, которой пользуемся мы, большая.

22ddf

Думаю, ты все понял и сам сможешь определить, какой предмет больше, а какой – меньше.

23fg

24fgf

25gh

А знаешь, что я заметила, рассматривая игрушки? Они сделаны из разных материалов! Вот, посмотри:

  • машинка, фигурки, робот Бибо – из пластмассы;

26gdg

  • мягкие игрушки из ткани, фетра или меха;

27fd

  • поезд и конструктор из дерева;

28gfdg

  • автобус, танк, спиннер из металла;

29hd

  • книжки – раскраски, пазлы и кубики из бумаги или картона.

30hdh

Правда, интересно? Попробуй определить материал, из которого сделаны эти предметы.

31dg

Наш магазин очень большой. Чтобы мы здесь не запутались, его разделили на отделы. Каждый отдел имеет общее название, которое объединяет предметы по их назначению.

Вот, посмотри. Это отдел «Канцтовары».

kanctovari
 

Здесь продаются вещи, которые нам покупают для школы:

  • ручки;
  • тетради;
  • линейки;
  • цветные карандаши;
  • клей;
  • пластилин;
  • кнопки и многое другое.

Рядом отдел «Спорттовары».

sporttovari
 

Здесь есть различное спортивное снаряжение:

  • мячи;
  • скакалки;
  • гантели;
  • скейты;
  • шахматы и т.д.

А вот отдел «Посуда».

posuda
 

Тут мама покупает:

  • тарелки;
  • чашки;
  • ложки;
  • кастрюли;
  • сковородки и т.д.

Походи по магазину сам и подумай, что будут продавать в таких отделах:

  • «Детская одежда»;
  • «Мебель»;
  • «Обувь»;
  • «Растения».

А как ты думаешь, в каком отделе можно купить эти вещи:

32f

Итак, ты узнал, что предметы можно охарактеризовать по:

  • цвету;
  • форме;
  • размеру;
  • материалу;
  • назначению.

Это основные свойства, зная которые ты можешь найти нужный предмет. Например, найди на этой картинке предмет круглой формы.

zadachakrug
 

Правильно, это арбуз.

Какой предмет из меха и ткани?

Догадался, что это мишка?

Какой предмет желтого цвета?

Конечно, это груша. А еще можно назвать и торт. Это уже два предмета!

Продолжаем. Кто или что из нарисованного колючий? Обрати внимание, что по данному свойству можно выделить целую группу предметов: и кактус, и ежик, и елка, и щетка.

Это очень интересное и легкое задание – находить у предметов общие черты, чтобы объединять их в группы. 

33ds

Назови животных.

Назови предметы красного цвета.

Назови предметы из стекла.

Назови предметы круглой формы.

Назови, кто самый большой по размеру.

Уверена, что у тебя все получилось! Молодец!

 

Множества

В математике группа предметов называется множеством. Ты искал множество животных: кот, собачка, птичка, слон, рыбка.

34gds

Еще было множество предметов из стекла: кувшин, чашка, блюдце.

35sf

Каждый предмет называется элементом множества. Эти элементы можно пересчитывать. Мы пока будем учиться считать в пределах от 1 до 5.  

Посчитаем количество элементов во множестве животных.

36gdg

Всего в этом множестве пять элементов. Мы узнали их количество.

Посчитать элементы можно и по-другому.

37dgh

Это мы посчитали элементы множества по порядку.

Посчитай самостоятельно количество элементов во множестве предметов из стекла. Пересчитай их по порядку.

Из множества можно выделить часть предметов, которые будут иметь еще какое-то одинаковое свойство. Например, во множестве животных есть два элемента желтого цвета.

38gdg

Говорят, что одно множество включает в себя другое множество.

Бывает и по-другому. Посмотри на множество элементов красного цвета и на множество элементов круглой формы.

39gdg

Ты заметил, что и там, и там есть одинаковый элемент? Это можно изобразить так.

40gdg

Это называется пересечением множеств.        

Посмотри еще раз на первое множество.

33ds

Найди часть этого множества, которая будет состоять из предметов посуды и часть множества, которая будет состоять из предметов серого цвета. Найди у них пересечение, т.е. одинаковый элемент.

Отношения

Итак, мы выучили, что такое множество, элементы множества и даже умеем их пересчитывать. Хочешь узнать, что еще можно делать со множествами? Я тебе расскажу.

Только у меня сегодня праздник и я жду гостей.

gosti
 

Давай, ты мне поможешь накрыть для них стол, а я объясню тебе новый материал.

Ко мне должны прийти:

41gdg

Давай их посчитаем:

  • Кирилл – это один;
  • Вика – это два;
  • Андрей – это три;
  • Юля – это четыре.

Счет окончен. У меня будет четыре гостя. Мне нужно расставить тарелки и стаканы, положить вилки. Давай, ты будешь мне помогать. Сначала поставим каждому гостю по одной тарелке.

42dgd

Тарелка для Кирилла – один.

Тарелка для Вики – два.

Тарелка для Андрея – три.

Тарелка для Юли – четыре.

Для четырех гостей надо четыре тарелки. Это значит, что количество гостей и тарелок одинаковое.

Стаканы тоже надо расставлять каждому по одному. Следовательно, стаканов понадобится столько же, сколько и гостей, т.е. их тоже надо четыре. Давай проверим.

43dgg

Стакан для Кирилла – один.

Стакан для Вики – два.

Стакан для Андрея – три.

Стакан для Юли – четыре.

Все правильно. Получается, что стаканов необходимо взять столько же, сколько и тарелок или столько же, сколько и гостей. Значит, гостей, тарелок и стаканов нужно одинаковое количество.

В математике принято говорить, что гостей, тарелок и стаканов равное количество.

Подумай, а сколько мы положим вилок?

А теперь приготовим угощение. Я купила пирожные.

44fsf

Давай проверим, хватит ли их.

45dgd

Смотри, что получается. Каждому гостю достанется по одному пирожному и еще останется два лишних. Значит, их неравное количество, а именно пирожных больше, чем гостей. Это хорошо, кто захочет – может взять добавку.

Еще я хочу угостить моих друзей яблоками.

46gdg

Сравним количество детей и яблок.

47ug

Опять неравное количество. Ой – ой, яблок не хватает на всех! Их меньше.

А еще у меня есть конфеты. Давай сравним.

48gf

Отлично, каждому достанется и еще лишняя есть! Значит, конфет больше, чем детей.

Вот бутерброды для моих гостей. Попробуй сам сравнить, чего больше, а чего меньше

49fh

 

Геометрические фигуры

Сейчас мы будем учить геометрические фигуры.

Начнем с точки. Ее можно поставить в любом месте.

tocka

Через точку можно провести линию.

50i

И даже не одну.

51f

Линию, которая не искривляется, называют прямая линия.

Линию, которая искривляется, называют кривая линия.

Линию можно продлять сколько хочешь, ведь у нее нет начала и конца.

У прямой линии можно отделить часть, поставив на ней точку. Это луч. У него есть начало, но нет конца.

luch

Если часть прямой отделить с двух сторон, то мы получим отрезок. У него есть и начало, и конец.

otrezok

Теперь последовательно соединим несколько отрезков. Мы получим ломаную линию.

52d

Можно конец ломаной линии совместить с ее началом. Мы получим замкнутую ломаную линию. Она может выглядеть по-разному

53d

Это геометрические фигуры. Ты сегодня должен запомнить только некоторые из них.

figuri

Посмотри, я нарисовала свой дом. Предметы изображены с помощью геометрических фигур. Давай их найдем.

54f

1 – круг

2 – квадрат

3 – прямоугольник

4 – четырехугольник

5 – треугольник

Подготовительные упражнения к написанию цифр

На уроках математики ты будешь писать в тетради, расчерченной на клеточки. Я расскажу, как надо ориентироваться в такой тетради.

Обрати внимание, на небольшом расстоянии от края листа проведена красная линия. Она отделяет рабочую часть, на которой надо писать.

55f

56f

57f

На следующих уроках ты будешь учиться писать цифры. Чтобы у тебя они получались красиво и правильно, потренируйся писать отдельные элементы.

tetra

Прояви старательность и пиши аккуратно.

Вот и закончился наш первый урок. Ты узнал много нового. Давай проверим, как ты все запомнил. 

 

1. Найди свойства этого предмета:

1vopros

а Треугольная, стеклянная, голубая

б Круглая, деревянная, красная

в Круглая, стеклянная, желтая

г Круглая, стеклянная, голубая

 

2. Выдели множество, элементами которого являются насекомые, и подсчитай их количество.

2vopros

а Два

б Три

в Пять

г Четыре

 

3. Сравни количество элементов во множествах. Чего больше?

3vopros

а Одинаковое количество

б Морковок больше

в Зайчиков больше

 

4. В каком ряду цветочков столько же, сколько и вазочек?

4vopros

 

5. Под каким номером находится квадрат?

5vopros

 

(Ответы на задания: 1-г, 2-б, 3-б, 4-б, 5-4)

 

Рассмотри картинки необычной Лесной школы и дай ответы на вопросы в тесте ниже!

lesnayashkola

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Кто находится слева от доски?
1Белочка
2Волчонок
3Мышка
4Лисичка
Ответить
1
Вопрос: 2
Что находится перед столом?
1Камень
2Цветы
3Портфель
4Ручка
Ответить
2
Вопрос: 3
Что лежит на столе?
1Указка
2Рюкзак
3Ручка
4Книги
Ответить
4
Вопрос: 4
Что или кто находится за учителем?
1Доска
2Цветы
3Медвежонок
4Мышонок
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Кто находится слева от доски?
1) Белочка 2) Волчонок 3) Мышка 4) Лисичка
2 вопрос:

Что находится перед столом?
1) Камень 2) Цветы 3) Портфель 4) Ручка
3 вопрос:

Что лежит на столе?
1) Указка 2) Рюкзак 3) Ручка 4) Книги
4 вопрос:

Что или кто находится за учителем?
1) Доска 2) Цветы 3) Медвежонок 4) Мышонок
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Белочка
2 вопрос: Цветы
3 вопрос: Книги
4 вопрос: Доска