Русский язык
Имя существительное
План урока:
Неизменяемые морфологические признаки
Изменяемые морфологические признаки
Определение существительного
Название происходит от понятия «сущность», по-другому, «суть». Главная функция — обозначать предмет. Не конкретный, а совершенно разные. В этот перечень входят:
- вещи (компьютер, ведро, диван, сумка);
- явления или события (гроза, туман, падение, пожар, концерт);
- лица (директор, врач, мальчик, человек);
- вещества (кислота, молоко, пшено, бензин);
- животные (олень, медведь, соловей);
- географические точки (Эльбрус, Индия, Америка, Москва, Лондон, Урал, Башкирия);
- качества характера (злоба, милосердие, равнодушие);
- свойства веществ (белизна, жёсткость);
- действия человека или машин (ходьба, плавание, молотьба);
- состояния эмоциональные, возрастные (детство, восторг, печаль).
Имя существительное в речи может употребляться без сопровождения, доносит смысл без применения вспомогательных слов, поэтому получило прозвание самостоятельной.
Как опознать существительное в разговоре, на письме? Помогают вопросы: кто? (задаётся к словам, называющим живые предметы), что? (к словам, называющим неживые предметы). Например:
- Кто? Учитель, мама, ребёнок, продавец, собака;
- Что? Цветок, ваза, подарок, книга, вода.
У всех существительных схожий «скелет» (морфология). А особенности «скелета» (морфологические признаки) делятся на две группы: постоянные и непостоянные.
Неизменяемые морфологические признаки
Сначала поговорим о не поддающихся изменениям свойствах. Когда составляете характеристику существительного, они перечисляются первыми. Это понятия собственности и нарицательности, одушевлённости-неодушевлённости, рода и склонения.
Нарицательное — собственное
Как предмет выделить, показать его неповторимость? Если присвоить личное имя (собственное)! Отсюда следует, что уникальными будут слова:
- имя, фамилия, отчество человека (Владимир Петрович Носков, Пушкин, Андрей);
- сценическое имя артиста (Нюша, Тимати);
- кличка животного (Тузик, Кеша, Пушистик);
- названия стран (Германия), городов (Казань), сёл (Буранное), улиц (Заречная);
- рек (Обь, Нева), морей (Чёрное, Азовское), гор (Памир).
Если они неповторимые, то пишутся с заглавной буквы. В предложении это выглядит так: Женька ездил отдыхать летом на Балтийское море. Собака Шарик умеет делать разные трюки. Вот что значит имя существительное собственное!
Рассмотрим теперь группы однородных предметов. Их в мире много. Например: спортсмены – группа людей, которые занимаются спортом. Книги – группа предметов, созданных для чтения, игрушки – группа предметов, созданных для игры.
Нарицательные существительные означают вещи обыкновенные, рядовые, поэтому начинаются с маленькой буквы или прописной. Рассмотрим предложение: В представлении примут участие клоуны Стёпка и Клёпа. В данном примере представление и клоуны – существительные нарицательные, а Стёпка и Клёпа – собственные.
Хотя мы говорим о постоянстве, но наблюдается факт: иногда существительные переходят из одной группы в другую. Нарицательное слово становится собственным:
- если превращается в кличку животного (шарик–Шарик);
- прозвище человека (атаман – Атаман);
- название географического пункта (изюм – крепость Изюм).
Литературные персонажи, созданные писателями, настолько точно, ярко описывают целое поколение в лице одного человека, что собственные имена из литературы переходят в живую речь и обозначают собирательный нарицательный образ (Печорин – печорины, Онегин – онегины).
Одушевлённое — неодушевлённое
По названию признака понятно, о чём пойдёт речь. О том, имеется у предмета «душа» или отсутствует. Как в этом разобраться? Ориентируемся на следующие правила.
Одушевлёнными будут существительные, которые обозначают:
- названия людей и животных (верблюд, малыш, мужчина);
- профессии (повар, строитель, альпинист);
- персонажей из литературы, фольклора, мифов (Кощей, русалка, Буратино, Зевс, Аполлон);
- фигуры игральных карт (дама, король):
- шахматные фигуры (слон, ферзь, ладья).
К ним ставится вопрос: Кто?
Вот какой парадокс: мертвец, утопленник, покойник называют мёртвых людей, но опознаются как имена существительные одушевлённые!
Отвечая на вопрос Что, слова называют:
- вещи (кресло, автомобиль, магазин);
- явления (туман, снегопад);
- растения (нарцисс, вишня, пальма);
- планеты (Венера, Юпитер, Земля);
- группу людей или животных (стая, интеллигенция, коллектив).
Логический вывод: если нет «души» в предметах– существительные будут неодушевлёнными.
У вас может возникнуть закономерный вопрос: ведь фигуры шахмат и игральных карт не имеют «души», почему их относят к одушевлённым предметам? Во-первых, эти слова склоняются как одушевлённые существительные: взять слона, скинуть туза. Во-вторых, сами предметы носят названия людей, живых существ: валет, дама, конь.
Кстати, интересный факт: «труп» – синоним слову «мертвец», но в отличие от него считается предметом неодушевлённым.
Род
Переходим к признакам пола. Их три: мужской (подставляется местоимение он), женский (она), средний (оно). Выявляем постановкой в изначальную форму: ед. ч., Им.п. Обращаем внимание на получившееся окончание.
Начались новогодние скидки в магазинах. Узнаём род слова (в)магазинах. Переводим в Им.п., ед.ч.: магазин. Пользуемся таблицей «Алгоритм определения родовой категории существительного».
Вернёмся к нашему примеру: нулевое окончание (согласный звук –н), значит магазин м. р.
Словами: вредина, неряха, умница, соня называют всех, мальчиков, девочек: Этот Васька Петров такой жадина! Люба – большая вредина. Поэтому они общего рода.
Слова, всегда употребляющиеся в виде числа множественного: грабли, каникулы,сумерки остаются без признаков пола.
Склонение
Имя существительное меняет числа и падежи. Важно понять закономерности формирования окончаний падежных. Они делятся на три типа, следовательно, столько же имеется вариантов склонения. Всем свойственны свои разновидности окончаний.
Определение вариации склонения следует начинать с постановки конкретного существительного в начальную форму.
Пользуясь таблицей, определяем тип склонения. Это поможет правильно писать безударные окончания существительных в косвенных падежах.
Лучше выучить алгоритм наизусть и при необходимости извлекать из памяти.
Одиннадцать нарушителей не хотят подчиняться закономерности:
- путь–существительное мужского рода;
- среднего рода все слова на - мя. Например: семя, знамя, бремя, темя.
Принимают вид и 3-го склонения: пути, темени, бремени, времени (Р.п, Д.п., П.п.), и 2-го склонения: путём, семенем, знаменем (Т.п.).За непостоянство существительные прозвали разносклоняемыми.
Исторически сложилось: много слов пришло к нам из иных языков. Например: какаду,кофе, жюри, метро, такси, эскимо. Они изначально имеют иную морфологию, никак не соответствуют нашей системе падежей, чисел, поэтому не меняются, имея один и тот же вид, независимо от того, какую роль выполняют в предложении: Миша купил какаду (В.п.) в клетке. Какаду (И.п.) перелетали с пальмы на пальму. Я подготовил рассказ о какаду (П.п.).
Изменяемые морфологические признаки
Мы разобрали статичные признаки. Переходим к меняющимся характеристикам.
Каково назначение падежа? Сделать высказывания людей связными, понятными, грамотными. Отразить взаимозависимость всех слов в речевом отрезке.
В предыдущем пункте упоминались существительные несклоняемые. Категория падежа у них выявляется посредством определяемых слов.Рассмотрим примеры: свернуть за первое депо (В.п.), встретиться на Третьей авеню (П.п.).Несклоняемые существительные: депо, авеню. Определяемыми словами будут глаголы:
- свернуть (за что? депо) – В.п.;
- встреться (на чём? на авеню) – П.п.
Количество предметов может быть единственного числа или множественного: цветок – цветки, самолёт – самолёты, официант – официанты.
Имеются существительные, всегда находящиеся в одной числовой форме, сколько бы объектов не обозначали:
- ед.ч.: очки, именины, каникулы, деньги;
- мн.ч.: детвора, молоко, жемчуг, добр.
Обратите внимание: когда существительные меняют числовые значения, у них:
- появляется другое окончание: телевизор – телевизоры, колено – колени;
- наращивается или сокращается основа: гусёнок – гусята, сельчанин – сельчане;
- перемещается ударение: ведро – вёдра, весло – вёсла.
Эти изменения являются способами выражения чисел.
Собирательные существительные
Среди имён существительных особое место занимают слова, которые «собирают» множество предметов (одушевлённых и неодушевлённых) в единое неделимое целое.
Тематика собирательных существительных охватывает совокупности:
- людей (молодёжь, профессура, детвора, родня);
- животных (комарьё, воронье, мошкара, зверьё);
- растений (березняк, сосняк, листва, осинник);
- вещей (ветошь, белье, лом, тряпьё).
Смысловое значение включает множественное число, поэтому у этих слов определяется только форма ед. ч. Они не употребляются с количественными числительными. Неграмотно и неправильно применять сочетания: три сосняка, две молодёжи, пять ветоши.
Но можно сочетать со словами: часть, много, мало, уйма. Например: Часть молодёжи решила принять участие в марафоне. Налетело много комарья с болота. Уйму вещей можно приобрести на Авито.
Совокупность, даже если означает живые объекты, характеризуется как неодушевлённый предмет.
Роль в предложении
Узнаём с помощью главного инструмента – вопроса. Он поясняет позицию, устанавливает взаимосвязь существительного с иными компонентами высказывания.
В речи чаще является существительное подлежащим (предметом), соответствует вопросам И.п. (Кто?Что?):Соседка купила фрукты и овощи. Книги стояли на полке.
Выполняет также роли:
- Сказуемого (действия предмета) как его именная часть. Вопросы задают от подлежащего: Кто такой? Что такое? Например: Он артист. От подлежащего «он» задаём вопрос «Кто такой»? к существительному «артист».
Глагольная половинка в данном случае опущена, но подразумевается (глагол «есть»). Иногда она заменяется на письме знаком «тире»: Виктор Петрович – охранник в гимназии.
- Дополнения (объекта действия). Вопросы косвенных падежей задают от сказуемого: Петя и Катя решили испечь пирог. От сказуемого «решили испечь» задаем вопрос В.п. «Что?» к существительному «пирог».
- Определения (признака предмета). Отвечает на вопросы: Какой? Чей? Задают от подлежащего или дополнения. Например: Она получила пятёрки с плюсом. От дополнения «пятёрки» задаём вопрос«Какие?»к существительному «с плюсом».
- Обстоятельства (образа, места, времени действия). Задают от сказуемого вопросы: Каким образом? Откуда? Зачем? Куда? Где? Почему? Когда? Например: Петров отправился в путешествие. От сказуемого «отправился» задаем вопрос «Куда?» к существительному «путешествие». Ребята присели у костра. От сказуемого «присели» задаем вопрос «Где?» к существительному «у костра».
Мы закрепили теорию. Вернитесь к плану урока и попробуйте ответить самостоятельно на все его пункты. Затем сделайте самопроверку – пройдите тестирование.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что обозначает имя существительное:
1) Признак предмета 2) Действие предмета 3) Предмет
Разносклоняемое существительное – это слово:
1) Каблук 2) Племя 3) Фламинго
Изменяемый морфологический признак существительного:
1) Падеж 2) Склонение 3) Род
Одушевлённое существительное – это слово:
1) Мертвец 2) Комарьё 3) Берёза
Существительное в предложении выражено:
1) Подлежащим и дополнением 2) Всеми членами предложения 3) Сказуемым и определением