Русский язык

Урок 1: Единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

Каждый человек в своей речи и на письме использует предложение. Оно помогает формировать и выражать мысли, описывать окружающий мир. В этом уроке речь пойдет о том, что из себя представляет данная единица языка и какие функции она осуществляет.

План урока:

Теоретические основы понятия и признаков предложения

Грамматическая основа предложения

Предикативность единицы синтаксиса

Односоставные и двусоставные простые предложения

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Предложение и грамматическая основа»

 

Теоретические основы понятия и признаков предложения

Для выполнения заданий необходимо сначала ознакомиться с теорией. Эти знания пригодятся каждому ученику на Основном Государственном экзамене.

Данный термин трактуется источниками по-разному, но его смысл от этого не меняется. Чтобы узнать, в чем заключается суть предложения, следует обратиться к толковому словарю имени Ожегова:

«Предложение – маленькая единица речи, представляющая собой грамматически выстроенное сочетание слов, обладающее смыслом и интонационной законченностью».

Следует отметить, что единственное слово также может быть принято за единицу синтаксиса. Из этого определения можно выделить 3 признака предложения:

  • имеет интонационную окраску и смысл;
  • выступает передатчиком информации, побуждает к действию, описывает окружающую обстановку;
  • есть грамматическая основа;
  • включает главные и второстепенные члены.

Большое значение имеют и признаки слов предложений, из которых они состоят. Эта структурная единица языка несет определенную смысловую нагрузку и придает окраску всему предложению. Именно поэтому очень важно учитывать его морфологические признаки. Разберем теорию на конкретном примере:

 

Прочитайте и определите признаки данного предложения:

«Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол». М.А. Булгаков

Ответ. Оно передает информацию о действиях секретаря в данный момент времени, у него есть смысловая законченность, которая выражается в интонации при прочтении. Выражено грамматическими членами и имеют основу, представленную существительным и однородными сказуемыми.

Таким образом, можно увидеть, что существительные также влияют на признак предложения. В них заключена основная суть действия. Отсутствие этих частей речи грозит полной потерей смысла.

 

Виды предложений. Их классификация по различным факторам

Дальнейшая работа с этой единицей синтаксиса невозможна без знания ее видов. Чтобы узнать, какое предложение представлено в задании, необходимо знать его категории и разновидности:

1 edinica sintaksisa
Классификация предложения

Также следует запомнить виды сложных предложений:

2 edinica sintaksisa
Сложные предложения

Зачастую возникают трудности с определением категории сложноподчиненного предложения, к которой оно относится. Для этого надо знать виды придаточных предложений, представляющих собой зависимую часть главного предложения:

  • придаточные обстоятельственные;
  • придаточные определительные;
  • придаточные изъяснительные.

Грамотная классификация данной единицы синтаксиса поможет верно выполнить разбор предложения. Для этого необходимо запомнить характеристику по алгоритму. Посмотрим, как охарактеризовать предложение на примере задания:

Сделайте разбор и укажите вид предложения.

Он очень часто указывал мне на преувеличения, допускаемые мною в рассказах.

3 edinica sintaksisa

 

Модель предложения и алгоритм его построения

Классическая модель предложения строится по определенным правилам. Необходимо знать правильный порядок слов, чтобы синтаксическая единица была читаемой и наполненной смыслом. Построение предложений происходит по следующей формуле:

4 edinica sintaksisa

Этот пример поможет составить предложение, отвечающее всем синтаксическим нормам. Модель допускает осложнение однородными и обособленными членами, а также придаточными частями. Ошибка в построении предложений зачастую заключается в неправильной последовательности.

 

Выпишите предложение согласно алгоритму и укажите его составляющие.

Потом ее ноги вдруг дрогнули, быстро мелькнули вверх и пропали во тьме.

Ответ: обстоятельство + определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое+сказуемое + обстоятельство + союз + сказуемое + обстоятельство.

 

Грамматическая основа предложения

Определение и особенности

Главные члены предложения в совокупности образуют строгую структуру. Грамматическая основа представляет своеобразную четко выстроенную схему, которая состоит из элементов речи.

Грамматическую основу составляют подлежащие и сказуемые во всевозможных вариациях и видах. Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет или объект. Сказуемое тоже главный член предложения и обозначает действие или признак предмета.

Грамматическая основа предусматривает свои определенные графические обозначения, которые необходимо запомнить:

  • одной линией обозначается подлежащее (Пример:Пес играл во дворе);
  • двумя линиями обозначается сказуемое, выраженное глаголом или глагольными формами (Пример:Пес играл во дворе).

Чтобы правильно подчеркнуть грамматическую основу, необходимо разобраться в ее разновидностях. В синтаксисе существует:

  • простая грамматическая основа. Содержит одну пару подлежащего и сказуемого;
  • сложная грамматическая основа. Допускает в составе более 2 пар главных членов, при этом связь между частями может быть различной.

Эти виды грамматических основ нельзя путать и необходимо запомнить, чтобы верно составить схему. Схема грамматической основы – это графическая передача синтаксического состава предложения. Она строится исходя из подчеркнутых членов.

  • Главные члены заключаются в квадратные скобки в простом предложении
  • В круглые заключается придаточная часть сложной синтаксической единицы.

Проследить это можно на следующей схеме:

5 edinica sintaksisa
Схема

Исходя из этих правил, указать грамматическую основу не составит труда.

 

Составляющие элементы основы. Виды подлежащих и виды сказуемых

Важно знать разновидности главных членов, чтобы было легче подчеркнуть грамматическую основу в предложении. В русском языке различают следующие виды подлежащего и сказуемого:

6 edinica sintaksisa
Виды

Вид сказуемого в предложении можно определить, посмотрев на слово, которое идет с ним в паре. Разберем на примере задания.

 

Запиши грамматическую основу предложения и определи виды глаголов сказуемых.

Вчера он решил сделать все, что не успел за последний месяц.

Ответ. Он решил сделать; не успел. В первой части составное глагольное сказуемое, во второй – простое глагольное сказуемое.

Если требовалось бы выделить грамматическую основу предложения и нарисовать схему, то выглядело бы это следующим образом:

7 edinica sintaksisa

 

Предикативность единицы синтаксиса

Предикативность – это особые категории предложения, которые содержат в себе его функции и особенности. Они отличаются краткостью и емкостью

Пример предикативности:

Темнеет. Пахнет весной. На небе звезды.

В русском языке на письме и в речи используются основные единицы синтаксиса, в которые также входит словосочетание. Оно отличается краткостью, лаконичным смыслом и самое главное – не может быть грамматической основой. Словосочетание как единица синтаксиса также играет огромную роль в передаче сведений.

Примеры:

Облачное небо; лазурное море; мама на отдыхе.

Предложение как единица синтаксиса отличается тем, что имеет свою особенность, благодаря которой он не похож на другие единицы. Признаки предложения включают и предикативность, что позволяет донести до человека определенные сведения в конкретной категории.

 

Категории предикативности. Способы определения средства выражения

Грамматические категории предложения определяются в соответствии с несколькими составляющими. К ним относятся модальность объекта, темпоральность и модальность субъекта. Разберем каждый по отдельности

8 edinica sintaksisa

Категория состояния в предложении является ключевым признаком его предикативности. Такие слова помогают определить тип предложения и его особенности. Предложения с категорией состояния могут состоять только из одного слова (Вчера.) Важно это запомнить и не путать при определении вида данной единицы синтаксиса.

Примеры слов категории состояния:

Тихо, душно, мало, холодно, тепло, надо

Категория предикативности предложения полностью отражает смысл, который вложен в слова категории состояния предложения. Именно поэтому данный признак очень важен при характеристике любой синтаксической единицы.Сегодня по-особенному тихо.

 

Односоставные и двусоставные простые предложения

Определение вида предложений зачастую вызывает проблемы. Но все намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно научиться отличать их друг от друга.

Односоставные предложения являются важной частью русского языка. Они представляют собой единицы синтаксиса, которые имеют только подлежащее или сказуемое. Существуют различные виды односоставных предложений:

  • определенно-личные. Действующее лицо не названо, но мы понимаем о ком или о чем говорится;Сегодня едем дольше, чем обычно.
  • неопределенно-личные. Действующее лицо не названо и невозможно понять, о ком идет речь;Выставили оценки за контрольную.
  • обобщенно-личные. В основном в предложениях с фразеологизмами;До этого дома рукой подать.
  • безличное. Полное отсутствие подлежащего, сказуемое может быть инфинитивом, безличным глаголом, наречием, кратким причастием или отрицательным словом;Посветлело. Стало тихо.
  • назывное. Действующее лицо находится в И.п.А вот и я!

Эти основные типы односоставных предложений постоянно встречаются на письме и в жизни. Чтобы различать их, нужно много упражняться. Попробуем решить следующее задание:

Определите тип односоставного предложения, укажите его грамматическую основу.

Сегодня в поле по-особенному пахнет сеном.

Ответ: односоставное, безличное, пахнет.

Также существует отличие неполных предложений от односоставных. Неполной является та единица синтаксиса, в которой отсутствует один из главных членов предложения, но по смыслу он все еще подразумевается (В той коробке – яблоки). Такую единицу синтаксиса квалифицируют как неполное двусоставное, так как в нем есть и подлежащее и сказуемое, но глагол опущен и заменен на знак препинания. Из-за такой путаницы ученики часто допускают ошибки в характеристике синтаксической единицы.

Пример односоставного полного предложения:

Вывесили долгожданные результаты экзамена.

 

Что такое двусоставное предложение. Его особенности как единицы синтаксиса

Простое двусоставное предложение включает в себя грамматическую основу, в составе которой есть подлежащее и сказуемое. У них нет особой классификации или видов, иногда такие единицы содержат несколько осложненных частей.

Двусоставные предложения примеры:

Зимой ударили сильные морозы, как и обещали синоптики.

Наташа вышла погулять, но все ребята решили остаться дома.

Односоставные и двусоставные предложения часто вводят в заблуждение и намереваются запутать. Поэтому их необходимо строго различать друг от друга.

Главное отличие односоставных предложений от двусоставных кроется в особенностях основы. В односоставном предложении чего-то одного всегда не хватает и это нужно запомнить.

 

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Предложение и грамматическая основа»

Как правильно решать задания ОГЭ по этой теме? Достаточно просто систематически заниматься!

 

ОГЭ 2020 задание 2. Особенности

Экзамен по русскому языку за 9 класс предусматривает задание на тему «Грамматическая основа предложения». В КИМах ОГЭ это задание 2. Ученикам предоставляется небольшой текст с синтаксическим заданием к нему. Разработчики просят выбрать верные варианты ответа, а также устно выделить грамматические основы предложений. Взяты могут быть абсолютно разные части. Также может потребоваться определение вида синтаксической единицы.

Поэтому в данном задании необходимо быть очень внимательным. Все знания, полученные в ходе этого урока, помогут успешно сдать ОГЭ по русскому языку.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны –цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3Предложение 3 осложнено обособленным приложением.
4Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
Ответить
145
Вопрос: 2
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2) Осенние ночные заморозки –это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1Предложение 1 простое двусоставное.
2В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.
Ответить
123
Вопрос: 3
(1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1телефон позволяет просматривать и редактировать сообщения (предложение 1)
2сообщения хранятся в памяти (предложение 2)
3использовать функцию можно (предложение 3)
4телефон поддерживает (предложение 4)
5следует иметь в виду (предложение 5)
Ответить
45
Вопрос: 4
(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» –серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина»

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1Предложение 1 простое.
2Предложение 2 односоставное безличное.
3Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.
4Грамматическая основа предложения 4 –произошло.
5Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
Ответить
12
Вопрос: 5
(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то, что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.
4Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
5Предложение 5 бессоюзное сложное.
Ответить
14
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны –цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.


1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми. 2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. 3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением. 4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. 5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
2 вопрос:

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2) Осенние ночные заморозки –это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.


1) Предложение 1 простое двусоставное. 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами. 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.
3 вопрос:

(1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


1) телефон позволяет просматривать и редактировать сообщения (предложение 1) 2) сообщения хранятся в памяти (предложение 2) 3) использовать функцию можно (предложение 3) 4) телефон поддерживает (предложение 4) 5) следует иметь в виду (предложение 5)
4 вопрос:

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» –серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина»

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.


1) Предложение 1 простое. 2) Предложение 2 односоставное безличное. 3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые. 4) Грамматическая основа предложения 4 –произошло. 5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
5 вопрос:

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то, что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.


1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое. 2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. 3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара. 4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением. 5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
1 вопрос: Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
1 вопрос: Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
2 вопрос: Предложение 1 простое двусоставное.
2 вопрос: В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
2 вопрос: Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
3 вопрос: телефон поддерживает (предложение 4)
3 вопрос: следует иметь в виду (предложение 5)
4 вопрос: Предложение 1 простое.
4 вопрос: Предложение 2 односоставное безличное.
5 вопрос: В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
5 вопрос: Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.