Обществознание

Урок 1: Человек - часть природы

Человек - часть природы и общества

С древних времен внимание мыслителей, писателей, философов было приковано к необыкновенному созданию природы - человеку. Отделившийся от мира животных, но сохранивший биологические инстинкты, обладающий разумом и сознанием, но так и не познавший самого себя до конца - человек является одним из главных объектов споров современных ученых. Какие существуют основные теории происхождения человека, какие качества присущи людям как биологическим и социальным существам – вы узнаете из данного урока.

Обложка урока взята с источника.

slide4

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти slide5
slide6

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти
slmob

Интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob10

Узнай тонкости ЕГЭ и перестань его бояться

Перейти
slmob11

Подготовка к ЕГЭ с командой
лучших преподавателей

Перейти

План урока:

Теории происхождения человека

Биологическая и социальная эволюция человека

Человеческий характер и темперамент

Способности, талант, гениальность

 

1
Источник

Философы не зря называют человека загадкой природы, ведь он значительно выделяется среди всех остальных живых существ. Человек обладает сознанием, разумом, творческими способностями, благодаря которым, он в отличие от животных, может изменить свою судьбу. У человека есть свобода выбора, он способен познавать самого себя и осознанно принимать решения, только человек может предвидеть последствия своих действий заранее. Почему же человек настолько отличается от животных, каким образом он возник как отдельный биологический вид - этим вопросом задаются ученые, философы, богословы на протяжении многих сотен лет.

Теории происхождения человека

2
Источник

Несмотря на то, что еще недавно единственным объяснением происхождения человека являлась эволюционная теория Дарвина, сегодня от нее стали отказываться многие западные ученые. Социологи провели множество опросов в европейских странах и выяснили, что только 7-15% населения согласны с Дарвиновской теорией эволюции. Рассмотрим, каких основных версий о человеческом происхождении придерживаются современные ученые и философы.

  1. Теория эволюционного развития. Сегодня Дарвиновская теория является объектом многочисленных споров, ее полностью опровергают американские ученые, но она до сих пор печатается в российских учебниках как единственно верная. Согласно теории Дарвина человек выделился из мира животных благодаря многотысячелетней эволюции. Непосредственным предком человека, согласно эволюционной теории, является обезьяна. Она благодаря развитию своих трудовых навыков и умению приспосабливаться к окружающей среде эволюционировала до HomoSapiens (человека разумного).
  2. Теория креационизма. Согласно этой версии люди были созданы Богом, по собственному образу и подобию. Такую теорию обычно разделяют представители большинства религий (христианства, мусульманства, индуизма, иудаизма), однако научного подтверждения этой версии пока не существует. Сторонники креационизма принимают данную версию на веру, приводят как доказательство то, что у большинства народов мифы о происхождении человека и мира практически одинаковые.
  3. Теория происхождения от инопланетян. Некоторые ученые считают легенды о встрече людей со сверхъестественными существами реальностью. Они предполагают, что многие тысячи и даже миллионы лет назад Землю посещали инопланетные создания. Результатом их иноземного вмешательства стало появление HomoSapiens. Инопланетная теория происхождения человека не имеет в настоящее время научного подтверждения, но приводит в качестве доводов мифы о контакте людей с богами - существами иноземного происхождения.

Несмотря на то, что ученые так и не смогли достичь единства во мнениях, относительно теорий происхождения человека, им удалось определить место, где впервые был замечен HomoSapiens - это Африка. Благодаря многочисленным раскопкам на континенте, археологи нашли множество находок, возраст которых превышает все остальные в мире. Вот почему Африку считают прародиной человечества.

 

Биологическая и социальная эволюция человека

3
Источник

Несомненно, прежде чем достичь своего современного состояния, человек прошел длительный этап эволюции, как в биологическом, так и в социальном развитии. Процесс становления Homo Sapiens, все причины и факторы, которые способствовали биологическому развитию разумных людей, представляют собой антропогенез человека. Так, например, развитие человеческой руки позволило людям изготавливать более сложные орудия труда и оружие, осваивать новые навыки и умения необходимые для выживания. Ученые выделяют следующие движущие силы антропогенеза:

  1. Выпрямление осанки (прямохождение).
  2. Увеличение объемов головного мозга.
  3. Постепенное усложнение членораздельной речи.
  4. Усложнение высшей нервной деятельности.

Кроме того, движущей силой человеческого развития стал процесс социогенеза- социокультурной эволюции людей. Люди, как известно, всегда проживали совместно в том или ином типе общества. Постепенно общество, его организация усложнялись, и это сказывалось непосредственно на развитии человечества. Ученые выделяют следующие основные факторы социогенеза человека:

  1. Усложнение общественных отношений. Сначала люди объединялись впервобытные общины, племена, союзы племен, потом возникли первые государства. В каждой из этих форм объединения людей отношения между ними усложнялись, постепенно за каждым членом общества стали закрепляться некоторые обязанности. Это привело к разделению труда, возникновению социального неравенства, еще большему усложнению общественной структуры. Стали появляться отдельные социальные классы - жрецы, военные, крестьяне, правители - которые стали отличаться между собой обязанностями, правами, степенью свободы, материальным положением.
  2. Зарождение и развитие письменной речи. Важным этапом социогенеза стало возникновение письменности. Письменность позволила сохранять знания полученные людьми на века, благодаря этому значительно увеличились возможности для интеллектуального развития общества.
  3. Развитие трудовой деятельности. Труд и социогенез очень тесно взаимосвязаны, так как именно благодаря совершенствованию трудовой деятельности у людей появлялись новые навыки и способности, перед человечеством открывались новые возможности для материально-технического прогресса. Однако самый значимый скачок в развитии трудовой деятельности произошел в процессе перехода от присваивающего хозяйства к производящему, благодаря которому человечество обрело некоторую независимость от природы.
  4. Зарождение и развитие религии. Человека, в полном смысле этого слова, нельзя представить себе без морали и нравственности. Они, в свою очередь, возникли и сформировались под влиянием религиозных учений. Религия способствовала развитию духовной составляющей человека, подталкивала его к самопознанию, формировала определенные представления об окружающем мире.
  5. Зарождение и развитие науки. Наука предоставила людям многочисленные возможности для познания окружающего мира. Благодаря развитию научных знаний были изобретены новые виды техники, отрасли и способы производства, методы лечения и предотвращения болезней - что значительно повысило качество и продолжительность жизни.

Антропогенез и социогенез - это взаимосвязанные процессы, которые позволили человеку проделать свой долгий путь развития от первобытного общества до современного.

 

Человеческий характер и темперамент

4
Источник

Каждый человек неповторим, уникален, однако отличия между людьми определяют не столько их биологические характеристики, сколько особенности характера, темперамента. У каждого индивида, в процессе его жизни в социуме формируются свои особенности характера - личные качества, отражающие отношение человека к миру и самому себе.

Обидчивый, гневливый, пунктуальный, незлопамятный, неряшливый, безответственный, коммуникабельный, скромный – все это отдельные черты характера, с помощью которых можно составить психологический портрет личности.Одни черты характера формируются еще в раннем детстве, другие становятся результатом личных усилий (при желании индивид может развить в себе нужные качества, такие как целеустремленность, пунктуальность, ответственность, честность).

Возможность людей находить друг с другом общий язык, устанавливать дружественные и приятельские отношения зависит от того, насколько люди подходят друг другу характерами. Очевидно, что вспыльчивые, конфликтные люди не уживаются в одном коллективе с застенчивыми личностями, всячески избегающими конфликтов.

Во многом характер зависит от темперамента - типа нервной системы, определяющей особенности поведения индивида. Всего существует 4 основных вида темперамента:

  1. Холерик – индивид, отличающийся высокой возбудимостью психики, высокой скоростью психических процессов. Холерик быстро раздражается, выходит из равновесия, имеет склонность к резким вспышкам гнева, однако, настолько же быстро он успокаивается. Иногда его настроение может меняться по несколько раз в день, поэтому люди с темпераментом холерика отличаются быстрой утомляемостью.
  2. Меланхолик – индивид, отличающийся чрезмерной впечатлительностью, ранимостью, застенчивостью. Такие люди сдержанно ведут себя в обществе, но глубоко переживают каждое произошедшее в их жизни событие, принимают близко к сердцу все слова и действия окружающих. При этом меланхоликам темперамент позволяет лучше понимать внутренний мир других людей, сопереживать ближним.
  3. Сангвиник–индивид, отличающийся повышенной энергичностью, работоспособностью, активностью. Тип сангвиник имеет гибкое мышление, легко может подстроиться под изменившиеся обстоятельства, он смотрит на все с оптимизмом, имеет хорошее чувство юмора. Благодаря своей открытости, коммуникабельности, легкому характеру, сангвиник обычно имеет много друзей, быстро вливается в любой коллектив.
  4. Флегматик –индивид с эмоционально устойчивым типом психики, отличающийся высокой выносливостью, терпеливостью, склонностью к постоянству. Обычно люди с темпераментом флегматик чрезмерно медлительны, скупы на внешнее проявление чувств.

Таким образом, индивидуальные особенности личности обусловлены биологической природой и социальной сущностью человека.

 

Способности, талант, гениальность

5
Источник

Помимо особенностей темперамента и характера, людей так же отличают их индивидуальные способности, наличие у них тех или иных талантов. Способности– это качества личности, позволяющие ей заниматься творческой, научной, трудовой, учебной или иной деятельностью. Способности человека могут быть даны ему от рождения (врожденный музыкальный слух, голос, хорошая память и прочие) или они могут быть развиты в процессе общественной деятельности, взаимодействия индивида с обществом. От наличия определенных способностей, зависит успешность человека в труде, интеллектуальной деятельности, политике, творчестве, спорте.

Выдающиеся, высокоразвитые способности называют талантом. Если способных людей может быть очень много, то талантливых можно встретить не так уж часто. Талант, как и способности, дается человеку от рождения, но проявляется и развивается в процессе трудовой, научной, творческой или социальной деятельности.

Самой высшей степенью проявления таланта является гениальность. Гений способен превосходить по своим способностям не только отдельно взятых людей, но и все общество в целом. Главное отличие гения от таланта–создание уникальных, не известных до этого обществу стилей и направлений искусства, научных открытий, произведений и любых других творений.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Версия, согласно которой, люди были созданы Богом, называется:
1Эволюционной теорией
2Теорией креацонизма
Ответить
2
Вопрос: 2
Процесс биологического развития людей называют:
1Эволюцией
2Социогенезом
3Антропогенезом
Ответить
3
Вопрос: 3
Личные качества, отражающие отношение человека к миру и самому себе, это:
1Темперамент
2Мировоззрение
3Характер
Ответить
3
Вопрос: 4
Наибольшей выносливостью, устойчивостью психики, склонностью к постоянству обладает:
1Сангвиник
2Холерик
3Меланхолик
4Флегматик
Ответить
4
Вопрос: 5
Качества личности, позволяющие ей заниматься творческой, научной, трудовой, учебной или иной деятельностью, называют:
1Талантом
2Гениальностью
3Способностями
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Версия, согласно которой, люди были созданы Богом, называется:
1) Эволюционной теорией 2) Теорией креацонизма
2 вопрос:

Процесс биологического развития людей называют:
1) Эволюцией 2) Социогенезом 3) Антропогенезом
3 вопрос:

Личные качества, отражающие отношение человека к миру и самому себе, это:
1) Темперамент 2) Мировоззрение 3) Характер
4 вопрос:

Наибольшей выносливостью, устойчивостью психики, склонностью к постоянству обладает:
1) Сангвиник 2) Холерик 3) Меланхолик 4) Флегматик
5 вопрос:

Качества личности, позволяющие ей заниматься творческой, научной, трудовой, учебной или иной деятельностью, называют:
1) Талантом 2) Гениальностью 3) Способностями
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Теорией креацонизма
2 вопрос: Антропогенезом
3 вопрос: Характер
4 вопрос: Флегматик
5 вопрос: Способностями
slide7

Подготовься к ЕГЭ наилучшим образом

Перейти
slide16

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти
slmob12

На ЕГЭ во всеоружии

Перейти
slmob13

Узнай, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

Перейти
slide19

Ускоренный курс
подготовки к ЕГЭ

Перейти