История России
Начало царствования Александра I
План урока:
Александр I – характеристика личности
Екатерина II недолюбливала своего сына – Павла I. Во-первых, он напоминал ей ее мужа (Петра III), которого она свергла с престола. Во-вторых, императрица практически не принимала участия в воспитании своего отпрыска, поэтому боялась, что он будет проводить политику, противоположную ее взглядам.
Достойным преемником Екатерина II видела своего любимого внука – Александра. С детства он проводил много времени со своей бабушкой. Она планировала передать престол в обход своего сына – сразу Александру, но не успела. В 1796 году Екатерина II внезапно скончалась, и трон перешел к Павлу I.
Заговор и убийство Павла I
Павел I взошел на престол в возрасте 42 года. Как и боялась Екатерина II, он стал придерживаться противоположной политики, противопоставлять свои указы предыдущим решениям матери.
Павел I
Внутренняя политика Павла I вызывала недовольство в армии и среди дворян:
- Он переодел военных на прусский манер (солдаты вынуждены были носить неудобные узкие ботинки, пудриться, заплетать волосы в косы).
- Установил личную уголовную ответственность офицеров за жизнь и здоровье подчиненных им солдат.
- Разрешил солдатам жаловаться на злоупотребления командиров.
- Строго наказывал военных за отсутствие выправки, четкости строя. В армии царила муштровка. За малейшее нарушение дисциплины император мог отослать офицера с парада в ссылку в Сибирь.
- Отменил «Жалованную грамоту дворянству», дарованную Екатериной, призвав дворян к обязательной службе (согласно грамоте от службы они освобождались).
- Ввел телесные наказания для дворян.
- Вынудил дворян выплачивать больший налог.
Павлу I посчастливилось править Россией всего 4 года. Дворяне организовали несколько заговоров против Павла I, при последнем из которых он был убит.
Александр I также принял участие в заговоре против отца, из-за попыток императора лишить его права наследования престола. Но царевич не знал, что дворяне запланировали убить императора, он рассчитывал, что его свергнут и отправят в ссылку.
Александр I – характеристика личности
После рождения Александра, Екатерина II взяла над ним опеку, желая воспитать мудрого и образованного правителя страны. Мальчику приходилось буквально разрываться между своей бабкой и отцом, враждовавшими друг с другом. Это развило в нем двуличность, скрытность, изворотливость.
Большое влияние на будущего государя оказал его воспитатель Фредерик Сезар Лагарп. Этот швейцарец привил юноше любовь к либерализму, отрицательное отношение к крепостному праву.
Запоминаем новые слова!
Либерализм – общественно-политическое течение, отстаивающее неприкосновенность личных прав и свобод человека.
Как политик Александр I был осторожным, предусмотрительным и в некоторой степени робким. Большинство задуманных императором преобразований так и не были реализованы. Можно сказать, что этот государь был мечтателем, не сумевшим воплотить свои замыслы на практике.
Первые годы царствования
Александр стал императором в 1801 году. Все слои российского общества связывали с новым государем самые светлые надежды:
- дворяне рассчитывали возвращения милостей, дарованных им некогда Екатериной II;
- военные ожидали отмены прусских порядков, установленных Павлом I;
- крепостные крестьяне мечтали об ослаблении крепостного гнета.
В первую очередь, после вступления Александра I на престол, им были приняты следующие указы:
- О восстановлении «Жалованной грамоты дворянству» – высшему сословию были возвращены привилегии, отмененные Павлом I.
- Об амнистии[1] политических заключенных, беглецов, уволенных с военной и гражданской службы без суда.
- О снятии запрета на ввоз иностранных промышленных товаров и книг из-за границы.
- О ликвидации тайной канцелярии.
- О создании законосовещательного органа при императоре – Непременного совета. Члены совета могли наблюдать за государственной деятельностью монарха и предоставлять ему предложения тех или иных реформ.
- О запрете на публикации в газетах объявлений о продаже крепостных крестьян без земли.
Но император мечтал о более серьезных преобразованиях, для разработки которых ему требовались доверенные люди. Чтобы воплотить в жизнь новые реформы Александр I создал так называемый Негласный комитет.
Негласный комитет
Комитет был сформирован из друзей и соратников молодого государя, с которыми он проводил свою юность (всего 12 человек). Помимо самого государя, в его состав вошли: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, князь А.А.Чарторыйский, Н.Н.Новосильцев.
Свое название Негласный комитет получил за то, что действовал неофициально, тайно. Александр боялся раньше времени разглашать проекты демократических реформ. В центре внимания комитета были проблемы:
- необходимость устранения произвола властей;
- ограничение самодержавия;
- решение крестьянского вопроса;
- развитие отечественного просвещения;
- разработка и принятие первой Российской конституции;
- дарование гражданам некоторых личных прав и свобод.
Однако реформы Негласного комитета были более чем сдержанными, первые шаги к либерализму были аккуратными и нерешительными.
Министерская реформа
В 1802 году Негласный комитет разработал министерскую реформу – начались преобразования в устройстве высших органов государственной власти:
- Главные исполнительные органы государственного управления – коллегии были заменены министерствами.
В коллегиях процветало взяточничество и казнокрадство, они были разобщены, из-за чего в них не было порядка (например, помимо военной коллегии существовало множество подобных органов управления военным делом). Поэтому император заменил их 8 министерствами.
- Был образован Комитет министров, в него вошли главы всех министерств.
- Сенат был преобразован в высший судебный орган Российского государства.
Несмотря на проведение министерской реформы, проблему взяточничества чиновников императору так и не удалось решить. Чиновники и министры продолжали брать взятки, злоупотреблять властью.
Либеральные реформы 1803-1804 гг.
Важнейшие реформы из всего периода царствования Александра I, были приняты в 1803 – 1804 годах.
С 1803 года император начал проводить реформы системы народного образования. Он стремился к тому, чтобы все слои российского населения (в том числе крестьяне и бедняки) получили доступ к обучению. По указам Александра в учебных заведениях был установлен принцип бессословности (принадлежность к тому или иному сословия теперь не играла решающей роли). Все учебные заведения страны были подразделены на 4 разряда:
- Приходские училища – начальные школы при церковных приходах.
- Уездные училища – начальные школы в уездных городах Российской империи.
- Губернские гимназии – «ученые» школы в губернских городах.
- Университеты.
Увеличилось число университетов, новые были открыты в Казани, Санкт-Петербурге, Вильно, Харькове.
Однако самой важной реформой Александра I стал указ о вольных хлебопашцах, принятый 20 февраля 1803 года.
Этот указ, стал первой в истории России мерой, направленной на освобождение крепостных крестьян от личной зависимости. Теперь, по воле императора, крепостные могли выкупить свою свободу у хозяина. Но это было возможно только при условии, что помещик не возражает отпустить свою «собственность» на свободу за солидную сумму денег.
Процедура освобождения крестьян по указу 1803 года:
- Помещик сам назначал стоимость выкупа для каждого отдельно взятого крестьянина.
- Крепостной выплачивал в полном объеме всю сумму своему хозяину, если даже небольшой части денег для выкупа не хватало, крестьянин снова становился крепостным.
- После освобождения крестьянин получал личную свободу и небольшой надел земли.
- Став вольным хлебопашцем, крестьянин обязан был нести рекрутскую повинность (служба в армии).
В теории, указ о вольных хлебопашцах имел огромное значение для России. Но на практике, за все годы правления императора, лишь 0,5% крепостных смогли воспользоваться своим «правом» на свободу.
Причины тому были очевидны: большинство помещиков не желали расставаться с бесплатной рабочей силой, основная масса крепостных не имела возможности скопить нужную для выкупа сумму денег.
Деятельность Сперанского
Через несколько лет после вступления Александра I на престол, он разочаровался в членах Негласного комитета. Реформы, предлагаемые этим совещательным органом, были слишком радикальными. В процессе деятельности у членов комитета возникало все больше разногласий с императором.
В 1805 году государь распускает Негласный комитет и находит нового человека, для разработки реформ. Это был М. М. Сперанский.
М.М. Сперанский
Михаил Михайлович Сперанский – был выходцем из низов, но своей старательностью, способностями и трудолюбием пробился в правительство. Он был назначен генерал-губернатором в Пензе, затем в Сибири, работал чиновником в Сенате. Сперанский привлек внимание Александра I. Государь стал поручать ему «частные дела» и, в конце концов, доверил составление проекта политических и экономических реформ. Однако реформы, проводимые Михаил Михайловичем, вызвали массовое недовольство дворян и чиновников. Император, опасаясь государственного переворота, отправил реформатора в отставку.
В 1809 году император получил на руки проект Сперанского – всеобъемлющую реформу государственного управления. Он включал в себя следующие мероприятия:
- Подразделение российского народа на 3 сословия: дворян, «среднее состояние» (торговцев, горожан, свободных крестьян) и «рабочий народ» (прислуга, крепостные, работники фабрик и мануфактур).
- Наделение представителей дворян и «среднего состояния» политическими правами.
- Наделение «рабочего народа» некоторыми гражданскими правами, например, положением о том, что крепостные крестьяне могут быть наказы исключительно по решению суда.
- Введение в Российской империи принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Учреждение в стране нового законосовещательного органа – Государственного совета. Он должен был рассматривать проекты законов, оценивать их содержание и необходимость принятия.
Конечную цель своих реформ Сперанский видел в ограничении самодержавной власти императора, отмене крепостного права и учреждении в стране Конституционной монархии[2].
Проект реформ Сперанского понравился императору, но Александр решил, что реализовывать его нужно постепенно. Государь боялся, что такие преобразования вызовут волну недовольства и потрясений в обществе. Поэтому в 1810 году Александр I принял лишь единственную и самую «безобидную» меру, предложенную Сперанским – учреждение Государственного совета.
В 1810 году император поручил Сперанскому разработку экономических реформ, с целью поправить финансовые дела государства, преодолеть дефицит бюджета. Чтобы поднять экономику страны, реформатор предложил сократить ряд государственных расходов и ввести новые налоги, в том числе и для дворянства. Чиновники и дворяне негодовали. Вскоре Александр объявил об отставке Сперанского, а в 1812 году сослал его в Нижний Новгород.
Словарь
1. Амнистия – частичное или полное освобождение осужденного от судебного наказания.
2. Конституционная монархия – форма
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В каком возрасте Александр I пришел к власти?
1) в 44 года 2) в 34 года 3) в 24 года
Верно ли утверждение: «Александр I занял престол сразу после смерти его бабки – Екатерины II»?
1) Да 2) Нет
Почему император отправил в отставку Сперанского?
1) из-за личной неприязни 2) из-за нежелания государя превращать Россию из Абсолютной монархии в Конституционную 3) из-за недовольства дворян и чиновников
Самый важный указ Александра I:
1) учреждение министерств вместо коллегий 2) создание комитета министров 3) указ о вольных хлебопашцах
В каком году был распущен Негласный комитет?
1) в 1802 году 2) в 1805 году 3) в 1810 году