Математика

Урок 8: Умножение столбиком

Умножение столбиком

На уроке научимся умножать на двузначное и трехзначное число столбиком, будем решать интересные задачи разными способами, узнаем о том, какие животные являются долгожителями.

План урока:

Письменное умножение на двузначное число

Письменное умножение на трехзначное число

Решение задач с многозначными числами

 

Начнем с разминки! Поиграем в игру «Да – нет». Прочитайте высказывания. Если вы согласны с ними, записывайте справа от номера «да», если не согласны – «нет». В рубрике «Это интересно!» вы найдете  ответы. Сравните с образцом и оцените свою работу.

1 umnozhenie stolbikom

  • В 1 минуте 70 секунд.
  • Число 23 167 записано с помощью 5 различных цифр.
  • 80 меньше в 100 раз, чем 80 000.
  • За 99 999 следует 10 000.
  • В 56 783 всего 567 сотен.
  • В 1 километре содержится 1 000 метров.
  • Если площадь прямоугольника разделить на его длину, то найдем ширину прямоугольника.
  • Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.
  • 569 ∙ 100 = 56 900
  • Можно ли утверждать, что 1/12 суток – это два часа?

Животные-долгожители помогут нам разобраться в теме и понять новый материал.

2 umnozhenie stolbikom

Ребята, давайте запишем многозначные числа из таблицы, обозначающие возраст животных. Умножим каждое число на 4 столбиком.

3 umnozhenie stolbikom

Но сначала вспомним правила умножения на однозначное число.

4 umnozhenie stolbikom

Вы уже хорошо умеете решать такие примеры, поэтому будет по силам выполнить задание без посторонней помощи. Затем проверьте по образцу.

5 umnozhenie stolbikom

Письменное умножение на двузначное число

А теперь попробуем возраст животных-долгожителей умножить на двузначное число 12.

6 umnozhenie stolbikom

Как вы думаете, подойдет ли предыдущий алгоритм? Не совсем!

Прочитайте и постарайтесь запомнить!

7 umnozhenie stolbikom
Источник

Ребята, что значит «записать со сдвигом на 1 разряд влево»? Посмотрите образец записи.

8 umnozhenie stolbikom

Решим вместе один пример с объяснением. Воспользуемся алгоритмом.

9 umnozhenie stolbikom

Остальные примеры решите самостоятельно и проверьте по образцу.

Проверь себя.

10 umnozhenie stolbikom

Письменное умножение на трехзначное число

Ребята, как вы думаете, чем будет отличаться умножение на трехзначное число от предыдущих примеров? Давайте рассмотрим на конкретном случае. Возьмем возраст гренландского кита – 211, умножим это число на 124.

11 umnozhenie stolbikom

А теперь попробуйте самостоятельно решить два примера столбиком и проверить полученные записи по образцу.

12 umnozhenie stolbikom

Рассмотрим умножение на трехзначное число, в записи которого есть 0 (нуль) в середине. Например, 346 ∙ 105. Запишем пример столбиком. Воспользуемся знакомым нам алгоритмом.

13 umnozhenie stolbikom

В таких случаях на месте второго  произведения нули можно не записывать. Но при записи третьего  произведения отступить  на 2 клетки влево. Вот так:

14 umnozhenie stolbikom

Выполните самостоятельно подобное умножение и проверьте по образцу.

15 umnozhenie stolbikom

Решение задач с многозначными числами

Работать с многозначными числами устно бывает сложно. Мы привыкли записывать решение в строчку, а вычисления выполнять  столбиком на черновике. Сегодня мы научимся правильно оформлять  задачу, записывая вычисления столбиком сразу в тетрадь.

 

Задача

В пекарне «Горячий хлеб» испекли 345 булок ржаного хлеба, 568 булок белого хлеба, 875 сладких булочек. Сколько всего испекут хлебобулочных изделий  за месяц (31 день), если ежедневно будут выпекать одинаковое количество?

Сделаем краткую запись задачи.

16 umnozhenie stolbikom

Вы уже догадались, что каждое число нужно умножить на 31 и полученные произведения сложить.

Запишем все вычисления столбиком. Правильно оформим пояснения. Посмотрите, как выполнена запись  в тетради ученика 4 класса.

 

1 способ.

17 umnozhenie stolbikom

Ребята, а можно ли решить эту задачу другим способом?

Сначала сложить количество всех хлебобулочных изделий, испеченных за один день, а затем полученное число умножить на 31.

 

2 способ

18 umnozhenie stolbikom

Какой способ вам понравился больше? Второй способ можно назвать рациональным, так как он гораздо короче и удобнее.

Задачу о работе мебельной фабрики решите самостоятельно. Сделайте краткую запись. Запишите вычисления столбиком в тетради, правильно оформите пояснения и ответ. Сравните свои записи с образцом.

 

Задача

На мебельной фабрике изготовили за один день 122 стола и 475 стульев. Сколько изготовят столов и стульев за месяц февраль (28 дней).

19 umnozhenie stolbikom

Вы хорошо потрудились. Молодцы! Вернемся к животным-долгожителям, с которых мы начали наш урок.

Это интересно! Гренландские киты находятся под угрозой вымирания. Некоторые киты доживают до 200 лет. Ученые установили, что киту-рекордсмену было 211 лет. Тигровый питон – очень крупная неядовитая змея, которая хорошо лазает по деревьям. В неволе питоны живут около 20-25 лет, а в природе доживают до 100 лет. Сухопутные черепахи в среднем живут около 20-50 лет, но есть экземпляры, которые при благоприятных условиях могут достигать возраста 200 лет!

Решите шуточную задачу на смекалку от сухопутной черепахи.

20 umnozhenie stolbikom

 

Задача на смекалку

Черепаха в жаркий день решила искупаться. Она сняла свой панцирь и положила на песчаный берег. Думает черепаха: «Сейчас переплыву речку три раза и довольно!». Как вы, ребята, думаете, найдет ли черепаха свой панцирь на берегу и почему?

Ответ: черепаха не обнаружит свой панцирь на берегу, потому что задумала переплыть реку три раза. Значит, она окажется на противоположном берегу.

На уроке мы научились умножать столбиком, решать задачи с многозначными числами, правильно оформлять решение.

До новых встреч! А теперь проверьте свои знания.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как называется результат умножения?
1Сумма
2Слагаемые
3Произведение
4Деление
Ответить
3
Вопрос: 2
В каком уравнении у (игрек) нужно находить умножением?
1у : 25 = 4
2100 : у = 4
32 ∙ у = 50
4у ∙ 40 = 160
Ответить
1
Вопрос: 3
Назови правильный порядок выполнения действий в следующем выражении: 820 – (680 + 560) :10 ∙ 7 + 1 980.
15 1 3 2 4
24 1 2 3 5
32 1 3 4 5
45 2 3 1 4
Ответить
2
Вопрос: 4
Выбери верную запись многозначного числа один миллион пятьсот двадцать три тысячи шесть:
11 523 6
21 523 600
31 523 06
41 523 006
Ответить
4
Вопрос: 5
Если один из множителей равен нулю, то…(дополни).
1разность равна нулю
2другой множитель будет равен 0 (нулю)
3произведение будет равно 0 (нулю)
4умножать нельзя
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как называется результат умножения?
1) Сумма 2) Слагаемые 3) Произведение 4) Деление
2 вопрос:

В каком уравнении у (игрек) нужно находить умножением?
1) у : 25 = 4 2) 100 : у = 4 3) 2 ∙ у = 50 4) у ∙ 40 = 160
3 вопрос:

Назови правильный порядок выполнения действий в следующем выражении: 820 – (680 + 560) :10 ∙ 7 + 1 980.
1) 5 1 3 2 4 2) 4 1 2 3 5 3) 2 1 3 4 5 4) 5 2 3 1 4
4 вопрос:

Выбери верную запись многозначного числа один миллион пятьсот двадцать три тысячи шесть:
1) 1 523 6 2) 1 523 600 3) 1 523 06 4) 1 523 006
5 вопрос:

Если один из множителей равен нулю, то…(дополни).
1) разность равна нулю 2) другой множитель будет равен 0 (нулю) 3) произведение будет равно 0 (нулю) 4) умножать нельзя
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Произведение
2 вопрос: у : 25 = 4
3 вопрос: 4 1 2 3 5
4 вопрос: 1 523 006
5 вопрос: произведение будет равно 0 (нулю)