Математика

Свойства сложения
План урока:
Устные вычисления в пределах 100
Переместительное и сочетательное свойства сложения
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого
Здравствуйте! Начнем урок с загадок.
Это медвежонок-праздник.
Очень любит сладкий мед.
Озорник он и проказник,
Не всегда ему везет.
Ребята, вы догадались, о ком идет речь? Конечно, о Винни – Пухе!
Медвежонку лучший друг –
Это знают все вокруг!
Не бычок, и не волчок,
А веселый …?
Да, веселый Пятачок!
Сегодня Винни – Пух и Пятачок будут учиться вместе с нами. Они приготовили для урока тетради в клеточку, вооружились цветными ручками, фломастерами и карандашами. Ну что ж, за дело!
Устные вычисления в пределах 100
Чтобы научиться быстро и правильно вычислять устно, нужно хорошо уметь раскладывать двузначные числа на разрядные слагаемые. Например, в числе 29 – 2 десятка и 9 единиц . 29 = 20 + 9. Удобно это записывать так:
Разложите числа: 69, 56, 66, 31, 77 на разрядные слагаемые.
69 = 60 + 9
56 = 50 + 6
66 = 60 + 6
31 = 30 + 1
77 = 70 + 7
Запомни правило!
Решим вместе такие примеры:
Переместительное и сочетательное свойства сложения
Ребята, запомним свойства сложения! С их помощью вычислять получается гораздо быстрее и легче.
Эти свойства показывают, что мы можем переставлять слагаемые, как удобно, а значит, позволяют упрощать вычисления.
7 + 9 + 3 + 1 + 8 + 6 + 2 + 4 + 3
16 + 12 + 4 + 8
Будем использовать оба свойства. Можно складывать в любом порядке.
Посмотрите внимательно на примеры! Какие два числа в сумме дают круглое число? Соединим их дугой. Внизу под дугой подпишем результат.
Решите самостоятельно примеры. Соединяйте дугой слагаемые (так удобнее и быстрее):
21 + 3 + 9 + 37
13 + 4 + 34 + 6 + 7
Есть другой способ записи: с использованием скобок.
Решим еще несколько примеров. Вычислим устно удобным способом следующие суммы:
20 + 8 + 40 + 2 = (20 + 40) + (8 + 2) = 60 + 10 = 70
30 + 1 + 9 + 60 = (30 + 60) + (1 + 9) = 90 + 10 = 100
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Ребята, помогите Пятачку и Винни – Пуху найти вторую половинку правила:
Это правило пригодится нам, чтобы верно решить задачу.
Посмотрите, Пятачок и Винни – Пух идут друг к другу в гости. Дорожка длиной 80 м. Пятачок прошел до встречи 30 м. Сколько метров прошел до встречи Винни – Пух?
Схема нам поможет понять задачу.
Сколько прошел Пятачок? 30 м.
А сколько прошел Винни – Пух? Не знаем.
Из чего состоит длина дорожки? Из расстояния, которое прошли Пятачок и Винни – Пух вместе.
Это можно записать так: 30 + ? = 80 (м)
С1 + С2 = С
Что неизвестно? Второе слагаемое.
Как его найти? С2 = С – С1
Решение: 80 – 30 = 50 (м) – прошел до встречи Винни – Пух.
Ответ: 50 метров.
Математика вокруг нас
Мы с вами даже не подозреваем о том, что математика – всюду! Давайте вместе с Пятачком и Винни – Пухом отправимся в гости к Кролику и попробуем отыскать математику в самых простых привычных вещах. Понаблюдаем за формой, цветом, размером предметов.
Вот мы с вами у дома Кролика.
Ребята, скажите, какой формы клумбы в цветнике?
Верно, мы с вами видим четырехугольники и круг. Посмотрите, как здорово Кролик подобрал цветы для своей клумбы: здесь и белые ромашки, и желтые бархатцы, и красные гвоздики. Ярко и празднично.
А это маленький огород Кролика. Какие геометрические фигуры вы увидели? Какого они размера?
Кролик пригласил своих гостей на чаепитие. Какие геометрические фигуры вы видите в орнаменте и узорах на тарелках и чашках?
Верно, мы видим круги, многоугольники, волнистые и ломаные линии, овалы и точки.
Винни – Пух и Пятачок испекли пирог для чаепития. Он получился вкусным, потому что все было сделано по рецепту.
Вот видите, ребята, и здесь пригодилась математика!
Ну что ж, пора нашим героям отправляться в лесную школу. Их там уже давно ждут.
Посмотрите на часы, которые висят на стене. Определить, который час, нам поможет математика. Маленькая часовая стрелка показывает на число 10, а большая минутная стрелка – на 12 (здесь она начинает свой отсчет). Значит, сейчас ровно 10 часов 00 минут.
Задачи повышенной сложности
Ребята, поможем нашим героям справиться с задачами повышенной сложности. Научим их и научимся сами рассуждать, логически мыслить.
В лесной школе прошла математическая олимпиада. В финал олимпиады вышли две белки и два зайца. Все вместе они решили 11 задач: каждый – разное количество. Кто решил больше задач: зайцы или белки, если один заяц решил задач больше всех, а другой заяц – меньше всех.
Для решения этой задачи надо подбирать разные числа и проверять, подходят ли они.
Для удобства начертим таблицу.
Нужно в сумме набрать 11 так, чтобы все слагаемые были разные. Пусть первый заяц решит всего 1 задачу (меньше всех). Белки решат разное количество, например, 2 и 3. Ну а второй заяц решит больше всех – это 5.
1 + 2 + 3 + 5 = 11. В сумме получилось 11 задач.
Значит, зайцы решили: 1 + 5 = 6, белки решили: 2 + 3 = 5.
6 > 5
Ответ: зайцы решили задач больше, чем белки.
Сегодня в лесной школе все с увлечением мастерили фигурки в технике оригами.
У Пятачка, Винни – Пуха и Кролика есть 3 бумажные фигурки - оригами: лиса, птичка и кораблик. По одной – у каждого. Известно, что у Пятачка – не кораблик, у Кролика и Пятачка – не лиса. У кого какая фигурка?
Давайте рассуждать вместе! Чертим таблицу.
Поставим знак « – »в ячейке напротив героев сказки. Мы знаем, что у Пятачка – не кораблик и не лиса. У него – птичка, значит, у Кролика птички нет, и ему остается кораблик. А у Винни – Пуха – фигурка лисы.
Молодцы, ребята! Приходите еще, порешаем вместе! А теперь проверьте свои знания. Всем пока!
В материалах урока использованы кадры из м/с "Винни-Пух"
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
От перестановки слагаемых…
1) Сумма не меняется 2) Сумму вычислить нельзя 3) Уменьшаемое не меняется 4) Слагаемые не меняются
В числе 53…
1) 30 единиц 2) 5 единиц 3 десятка 3) 5 десятков 3 единицы 4) 53 десятка
36 + 7
1) 43 2) 53 3) 34 4) 58
18 + 6 + 2 + 4
1) 40 2) 50 3) 30 4) 60
В вазочке 20 конфет. 14 из них – ириски, а остальные – мармеладки. Сколько мармеладок в вазочке?
1) 16 2) 34 3) 4 4) 6