Математика

Урок 5: Свойства сложения

Свойства сложения

Познакомимся с переместительным и сочетательным свойствами сложения, будем совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, узнаем, нужна ли человеку математика в повседневной жизни.

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Устные вычисления в пределах 100

Переместительное и сочетательное свойства сложения

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого

Математика вокруг нас

Задачи повышенной сложности

 

Здравствуйте! Начнем урок с загадок.

Это медвежонок-праздник.

Очень любит сладкий мед.

Озорник он и проказник,

Не всегда ему везет.

Ребята, вы догадались, о ком идет речь? Конечно, о Винни – Пухе!

1 svojstva slozheniya
Источник

Медвежонку лучший друг –

Это знают все вокруг!

Не бычок, и не волчок,

А веселый …?

2 svojstva slozheniya
Источник

Да, веселый Пятачок!

Сегодня Винни – Пух и Пятачок будут учиться вместе с нами. Они приготовили для урока тетради в клеточку, вооружились цветными ручками, фломастерами и карандашами. Ну что ж, за дело!

 

Устные вычисления в пределах 100

Чтобы научиться быстро и правильно вычислять устно, нужно хорошо уметь раскладывать двузначные числа на разрядные слагаемые. Например, в числе 29 – 2 десятка и 9 единиц . 29 = 20 + 9. Удобно это записывать так:

3 svojstva slozheniya

Разложите числа: 69, 56, 66, 31, 77 на разрядные слагаемые.

4 svojstva slozheniya

69 = 60 + 9

56 = 50 + 6

66 = 60 + 6

31 = 30 + 1

77 = 70 + 7

Запомни правило!

5 svojstva slozheniya

Решим вместе такие примеры:

6 svojstva slozheniya

7 svojstva slozheniya

8 svojstva slozheniya

 

Переместительное и сочетательное свойства сложения

Ребята, запомним свойства сложения! С их помощью вычислять получается гораздо быстрее и легче.

9 svojstva slozheniya
Источник

10 svojstva slozheniya
Источник

Эти свойства показывают, что мы можем переставлять слагаемые, как удобно, а значит, позволяют упрощать вычисления.

11 svojstva slozheniya

7 + 9 + 3 + 1 + 8 + 6 + 2 + 4 + 3

16 + 12 + 4 + 8

Будем использовать оба свойства. Можно складывать в любом порядке.

Посмотрите внимательно на примеры! Какие два числа в сумме дают круглое число? Соединим их дугой. Внизу под дугой подпишем результат.

12 svojstva slozheniya

Решите самостоятельно примеры. Соединяйте дугой слагаемые (так удобнее и быстрее):

21 + 3 + 9 + 37

13 + 4 + 34 + 6 + 7

13 svojstva slozheniya

Есть другой способ записи: с использованием скобок.

 

Решим еще несколько примеров. Вычислим устно удобным способом следующие суммы:

20 + 8 + 40 + 2 = (20 + 40) + (8 + 2) = 60 + 10 = 70

30 + 1 + 9 + 60 = (30 + 60) + (1 + 9) = 90 + 10 = 100

14 svojstva slozheniya

 

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Ребята, помогите Пятачку и Винни – Пуху найти вторую половинку правила:

15 svojstva slozheniya

Это правило пригодится нам, чтобы верно решить задачу.

16 svojstva slozheniya

Посмотрите, Пятачок и Винни – Пух идут друг к другу в гости. Дорожка длиной 80 м. Пятачок прошел до встречи 30 м. Сколько метров прошел до встречи Винни – Пух?

 

Схема нам поможет понять задачу.

Сколько прошел Пятачок? 30 м.

А сколько прошел Винни – Пух? Не знаем.

Из чего состоит длина дорожки? Из расстояния, которое прошли Пятачок и Винни – Пух вместе.

Это можно записать так: 30 + ? = 80 (м)

С1 + С2 = С

Что неизвестно? Второе слагаемое.

Как его найти? С2 = С – С1

Решение: 80 – 30 = 50 (м) – прошел до встречи Винни – Пух.

Ответ: 50 метров.

 

Математика вокруг нас

Мы с вами даже не подозреваем о том, что математика – всюду! Давайте вместе с Пятачком и Винни – Пухом отправимся в гости к Кролику и попробуем отыскать математику в самых простых привычных вещах. Понаблюдаем за формой, цветом, размером предметов.

17 svojstva slozheniya
Источник

Вот мы с вами у дома Кролика.

Ребята, скажите, какой формы клумбы в цветнике?

18 svojstva slozheniya
Источник

Верно, мы с вами видим четырехугольники и круг. Посмотрите, как здорово Кролик подобрал цветы для своей клумбы: здесь и белые ромашки, и желтые бархатцы, и красные гвоздики. Ярко и празднично.

19 svojstva slozheniya
Источник

А это маленький огород Кролика. Какие геометрические фигуры вы увидели? Какого они размера?

20 svojstva slozheniya

Кролик пригласил своих гостей на чаепитие. Какие геометрические фигуры вы видите в орнаменте и узорах на тарелках и чашках?

21 svojstva slozheniya
Тарелка

Винни Пух

Верно, мы видим круги, многоугольники, волнистые и ломаные линии, овалы и точки.

Винни – Пух и Пятачок испекли пирог для чаепития. Он получился вкусным, потому что все было сделано по рецепту.

22 svojstva slozheniya

Вот видите, ребята, и здесь пригодилась математика!

Ну что ж, пора нашим героям отправляться в лесную школу. Их там уже давно ждут.

23 svojstva slozheniya
Источник

Посмотрите на часы, которые висят на стене. Определить, который час, нам поможет математика. Маленькая часовая стрелка показывает на число 10, а большая минутная стрелка – на 12 (здесь она начинает свой отсчет). Значит, сейчас ровно 10 часов 00 минут.

 

Задачи повышенной сложности

Ребята, поможем нашим героям справиться с задачами повышенной сложности. Научим их и научимся сами рассуждать, логически мыслить.

24 svojstva slozheniya
Источник

В лесной школе прошла математическая олимпиада. В финал олимпиады вышли две белки и два зайца. Все вместе они решили 11 задач: каждый – разное количество. Кто решил больше задач: зайцы или белки, если один заяц решил задач больше всех, а другой заяц – меньше всех.

Для решения этой задачи надо подбирать разные числа и проверять, подходят ли они.

Для удобства начертим таблицу.

25 svojstva slozheniya

Нужно в сумме набрать 11 так, чтобы все слагаемые были разные. Пусть первый заяц решит всего 1 задачу (меньше всех). Белки решат разное количество, например, 2 и 3. Ну а второй заяц решит больше всех – это 5.

1 + 2 + 3 + 5 = 11. В сумме получилось 11 задач.

Значит, зайцы решили: 1 + 5 = 6, белки решили: 2 + 3 = 5.

6 > 5

Ответ: зайцы решили задач больше, чем белки.

 

Сегодня в лесной школе все с увлечением мастерили фигурки в технике оригами.

26 svojstva slozheniya
Источник

У Пятачка, Винни – Пуха и Кролика есть 3 бумажные фигурки - оригами: лиса, птичка и кораблик. По одной – у каждого. Известно, что у Пятачка – не кораблик, у Кролика и Пятачка – не лиса. У кого какая фигурка?

Давайте рассуждать вместе! Чертим таблицу.

27 svojstva slozheniya

Поставим знак « – »в ячейке напротив героев сказки. Мы знаем, что у Пятачка – не кораблик и не лиса. У него – птичка, значит, у Кролика птички нет, и ему остается кораблик. А у Винни – Пуха – фигурка лисы. 

28 svojstva slozheniya

Молодцы, ребята! Приходите еще, порешаем вместе! А теперь проверьте свои знания. Всем пока!

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
От перестановки слагаемых…
1Сумма не меняется
2Сумму вычислить нельзя
3Уменьшаемое не меняется
4Слагаемые не меняются
Ответить
1
Вопрос: 2
В числе 53…
130 единиц
25 единиц 3 десятка
35 десятков 3 единицы
453 десятка
Ответить
3
Вопрос: 3
36 + 7
143
253
334
458
Ответить
1
Вопрос: 4
18 + 6 + 2 + 4
140
250
330
460
Ответить
3
Вопрос: 5
В вазочке 20 конфет. 14 из них – ириски, а остальные – мармеладки. Сколько мармеладок в вазочке?
116
234
34
46
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

От перестановки слагаемых…
1) Сумма не меняется 2) Сумму вычислить нельзя 3) Уменьшаемое не меняется 4) Слагаемые не меняются
2 вопрос:

В числе 53…
1) 30 единиц 2) 5 единиц 3 десятка 3) 5 десятков 3 единицы 4) 53 десятка
3 вопрос:

36 + 7
1) 43 2) 53 3) 34 4) 58
4 вопрос:

18 + 6 + 2 + 4
1) 40 2) 50 3) 30 4) 60
5 вопрос:

В вазочке 20 конфет. 14 из них – ириски, а остальные – мармеладки. Сколько мармеладок в вазочке?
1) 16 2) 34 3) 4 4) 6
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Сумма не меняется
2 вопрос: 5 десятков 3 единицы
3 вопрос: 43
4 вопрос: 30
5 вопрос: 6