Русский язык

Урок 7: Способы подчинения

Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

Для старославянских языков характерно языковое неравноправие, когда в словосочетаниях всегда одно слово выступает ведущим, а остальные ему подчиняются. Термин носит название подчинительная связь. Ее детально изучал лингвисты Карцевский и Пешковский. Именно они выделили особенности и виды этой именной группы. Правильное определение подчинительной связи поможет грамотно употреблять слова и упорядочить порядок слов в высказываниях.

План урока:

Подчинительная связь: определение и особенности

Согласование как способ подчинительной связи

Управление как способ подчинительной связи

Примыкание как способ подчинительной связи

 

Подчинительная связь: определение и особенности

Все высказывания имеют основу, базовый центр. Эту роль играет главное слово, которое «собирает» вокруг себя зависимые слова.

Давайте придумаем зависимые слова к слову «трудиться»:

  • трудиться усердно;
  • трудиться на заводе;
  • трудиться по хозяйству;
  • трудиться до полуночи;
  • трудиться в поте лица.

Вариантов зависимых слов – десятки.

При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:

  • идти (куда?) домой;
  • рисовать (что?) картину;
  • зима (какая?) снежная.

Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.

Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:

1 sposoby podchinitelnoj svyazi

Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.

Предлагаю сравнить несколько высказываний:

  • Чуткая женщина.
  • Бежать в школу.
  • Щенок лает.

Первое предложение имеет центр высказывания - «женщина». Это имя существительное, которое называет предмет. От него задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Чуткая». Слова грамматически согласованы, и между ними наблюдается подчинительная связь.

Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.

А вот в третьем примере подчинительной связи нет. Сочетание «щенок лает» - это два равноправных слова, действия и непосредственно само действие. Вместе они выражают законченную мысль, оформленную в короткое предложение.

Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.

 

Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:

Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.

Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:

  • солнце ушло;
  • дети продолжали читать.

Разобьем предложение на словосочетания:

  • солнце (какое?) майское;
  • ушло (когда?) давно;
  • ушло (куда?) за горизонт;
  • продолжали (что делать?) читать;
  • читать (что?) книгу.

Способы образования словосочетаний - разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.

2 sposoby podchinitelnoj svyazi

Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.

Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:

3 sposoby podchinitelnoj svyazi

Рассмотрим каждый вид детальнее.

 

Согласование как способ подчинительной связи

Давайте выясним научное определение термина:

4 sposoby podchinitelnoj svyazi

В этом виде связи центром высказывания всегда выступает существительное.

Научимся определять согласование с помощью примеров.

5 sposoby podchinitelnoj svyazi

Важно! Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и зависимого слова:

Чудесный дом стоял на окраине поселка.

У него не было чудесного дома.

Он рос в чудесном доме.

Если слова полностью согласовываются друг с другом в числе, роде и падеже, это называется полное согласование. 

 

Однако в художественной литературе и разговорной речи встречается и неполное согласование, которое демонстрирует отсутствие у зависимого слова какой-либо грамматической категории.

Рассмотрим пример:

Наша врач Валентина Николаевна имеет отличную репутацию.

Мы видим согласование имени существительного «врач» с прилагательным «наша» только в числе и падеже. Согласование в роде отсутствует. Такие языковые ситуации являются исключением и применяются к названиям общих профессий.

Исторически так сложились, что многие профессии были сугубо мужскими, хотя слова относились к общему роду. Например, врач, профессор, архитектор, хирург и т.д. Однако язык развивался, и сегодня можно встретить грамматические вариации общих профессий. Имя существительное может согласовываться с зависимыми словами в числе и падеже, но не согласовываться в роде:

Эта архитектор – молодец!

Или для придания слову оттенка пренебрежения использовать специальные суффиксы:

Как хорошо, что директорша уехала в отпуск.

Стоит отметить, что подобные слова (директорша,адвокатша, повариха) используются только в просторечье.

С определением главного слова при согласовании мы разобрались. Теперь давайте проанализируем зависимые слова.

Рассмотрим таблицу.

6 sposoby podchinitelnoj svyazi

Чаще всего зависимым словом выступает прилагательное, реже всего – причастие.

Ученики обычно без проблем находят согласование в предложениях. Куда большие проблемы вызывает управление и подчинение. Переходим к их изучению.

 

Управление как способ подчинительной связи

Дадим определение подчинительной связи управление.

7 sposoby podchinitelnoj svyazi

Так, форма глагола «гордиться» дает представление, что второстепенный компонент будет стоять в творительном падеже:

  • гордиться (кем?) сыном;
  • гордиться (чем?) достижениями;
  • гордиться (кем?) ими.

Научимся определять управление с помощью примеров.

8 sposoby podchinitelnoj svyazi

При необходимости главное слово меняет форму, но зависимый компонент остается неизменным.

Проследим это в предложениях:

Продать квартиру – дело непростое.

Она продала квартиру в прошлом году.

Они продали квартиру и переехали в частный дом.

В указанных примерах глагол изначально имел форму инфинитива, потом – форму прошедшего времени, единственного числа, женского рода. Третье предложение демонстрирует глагол множественного числа в форме прошедшего времени.

Обратите внимание! Зависимое слово «квартиру» во всех высказываниях осталось прежним, своей формы не изменило.

При управлении, в отличие от согласования, центр высказывания может быть выражен разными частями речи. Предлагаю изучить таблицу.

9 sposoby podchinitelnoj svyazi

Глагол и имя существительное употребляются в качестве центра высказывания гораздо чаще, чем наречие и числительное.

Молчать о прошлом, сажать цветы, строить дом – словосочетания с управлением, где главное слово выражено глаголом.

Сумка с продуктами, шкаф с одеждой, пирог с вареньем – высказывания с подчинительным управлением, где главным словом выступает существительное.

Зависимыми словами могут различные части речи. Предлагаю изучить таблицу.

10 sposoby podchinitelnoj svyazi

Второстепенный элемент высказывания всегда стоит в том косвенном падеже, который требует от него главный. Проверяем это с помощью вопросов косвенных падежей. Предлагаю их вспомнить:

11 sposoby podchinitelnoj svyazi

Приведем еще несколько примеров управления:

  • Уважать (кого?) педагога – святая обязанность учеников.
  • Наталья вручила (кому?) ему подарок на день рождения.
  • Букет (чего?) цветов стоял в вазе.

Стоит отметить, что управление ученикам освоить сложнее, чем согласование. Однако самым интересным является примыкание. Дебаты по поводу его характеристик среди лингвистов не утихают и сегодня.

 

Примыкание как способ подчинительной связи

Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.

12 sposoby podchinitelnoj svyazi

Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.

Проследим примыкание в предложениях.

13 sposoby podchinitelnoj svyazi

В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:

Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.

Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.

При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:

14 sposoby podchinitelnoj svyazi

Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.

Рассмотрим несколько примеров:

Поговорим после собрания.

Главное слово – глагол, зависимое – имя существительное в предложном падеже.Правильный вопрос от главного слова к зависимому «Когда?», но можно и перефразировать «После чего?». Смысл фразы от этого не изменится. Между словами– управление.

Поговорим после.

От главного слова «поговорим» к зависимому можно задать только один вопрос - «Когда?» В этом случае зависимое слово «после» - явное наречие. Вид связи между словами – примыкание.

Различаем:

  • повернуть (куда?) в школу – управление;
  • повернуть (куда?) направо – примыкание;
  • отправиться (куда?) в сад – управление;
  • отправиться (куда?) туда – примыкание;
  • сидеть (где?) в салоне автомобиля – управление;
  • сидеть (где?) наверху – примыкание.

Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.

 

Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:

  • Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.

Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:

  • Ирина (какая?) несчастная – согласование;
  • сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
  • смотрела (как?) молча – примыкание;
  • смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
  • Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.

В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.

  • Вернулся (куда?) домой – управление.
  • села (когда?) уже – примыкание;
  • села (что делать?) ужинать – примыкание.
  • Елена зашла в новый супермаркет на центральной площади города.

Грамматическая основа: Елена зашла.

  • Зашла (куда?) в супермаркет – управление.
  • супермаркет (какой?) новый – согласование;
  • супермаркет (где?) на площади – управление;
  • на площади (какой?) центральной – согласование;
  • площади (чего?) города – управление.

Проверим ваши знания с помощью тестирования.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите верную трактовку термина «подчинительная связь»:
1Это лексическая и фонетическая зависимость одного слова от другого.
2Это грамматическая зависимость одного слова от другого.
3Это грамматическая и пунктуационная зависимость одного слова от другого.
4Это грамматическая и смысловая зависимость одного слова от другого.
Ответить
4
Вопрос: 2
Какой вид связи наблюдается в предложении: дети любят родителей.
1Согласование
2Примыкание
3Управление
Ответить
1
Вопрос: 3
Найдите предложение, в котором наблюдается управление и примыкание.
1Аквариум с рыбами стоял в углу комнаты
2Они уехали на море отдыхать
3Серый котенок лежит на диване
4На нас мчался автомобиль
Ответить
2
Вопрос: 4
Какие виды связи наблюдаются в предложении: Андрей идет вразвалку, пошатываясь:
1Управление и согласование
2Согласование и примыкание
3Два примыкания
4Два управления
Ответить
3
Вопрос: 5
Найдите предложение с подчинительной связью согласование и примыкание:
1В квартире было тихо
2Она любила детей
3В камине горел огонь
4Наша дочь учится хорошо
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите верную трактовку термина «подчинительная связь»:
1) Это лексическая и фонетическая зависимость одного слова от другого. 2) Это грамматическая зависимость одного слова от другого. 3) Это грамматическая и пунктуационная зависимость одного слова от другого. 4) Это грамматическая и смысловая зависимость одного слова от другого.
2 вопрос:

Какой вид связи наблюдается в предложении: дети любят родителей.
1) Согласование 2) Примыкание 3) Управление
3 вопрос:

Найдите предложение, в котором наблюдается управление и примыкание.
1) Аквариум с рыбами стоял в углу комнаты 2) Они уехали на море отдыхать 3) Серый котенок лежит на диване 4) На нас мчался автомобиль
4 вопрос:

Какие виды связи наблюдаются в предложении: Андрей идет вразвалку, пошатываясь:
1) Управление и согласование 2) Согласование и примыкание 3) Два примыкания 4) Два управления
5 вопрос:

Найдите предложение с подчинительной связью согласование и примыкание:
1) В квартире было тихо 2) Она любила детей 3) В камине горел огонь 4) Наша дочь учится хорошо
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Это грамматическая и смысловая зависимость одного слова от другого.
2 вопрос: Согласование
3 вопрос: Они уехали на море отдыхать
4 вопрос: Два примыкания
5 вопрос: Наша дочь учится хорошо