Математика

Урок 5: Сложение и вычитание величин

Сложение и вычитание величин

На уроке вспомним свойства сложения, которые облегчают вычисления, будем учиться выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения, продолжим учиться решать задачи.
 

План урока:

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

Сложение и вычитание величин

Задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

 

На уроке вспомним свойства сложения, которые облегчают вычисления, будем учиться выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения, продолжим учиться решать задачи.

Начнем урок с небольшой разминки.

Прочитайте математические выражения, вычисляйте устно, записывайте в черновик полученные результаты. Правильные ответы найдете в рубрике «Это интересно».

  • Найдите сумму чисел 540 и 680.
  • Чему равна разность чисел 1700 и 90?
  • Увеличьте 560 на 440.        
  • Сколько минут содержится в 7 часах?
  • Сколько километров в 12 000 м?

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

Мы изучили свойства сложения, которые помогают быстро и легко выполнить вычисления. Давайте их вспомним.

1 slozhenie i vychitanie velichin

Найдем значение следующих выражений наиболее легким способом:

564 + 287 + 36 + 213

321 + 79 + 46 + 834

Чтобы избежать громоздких записей, будем пользоваться дугой или овалом. Промежуточный результат подпишем под ними. Вот так:

2 slozhenie i vychitanie velichin

 

Попробуйте самостоятельно выполнить вычисления удобным способом

782 + 487 + 18 + 230 + 113

650 + 350 + 29 + 148 + 671

 

Проверь себя.

3 slozhenie i vychitanie velichin

А теперь выполним письменное сложение и вычитание многозначных чисел (столбиком). Как это сделать, например, с семизначными или даже десятизначными числами? Для любых многозначных чисел действуют те же правила, что и для двузначных или трехзначных чисел, с которыми мы уже умеем работать.

 

Вспомним алгоритм сложения и вычитания

4 slozhenie i vychitanie velichin

Разберем вместе письменное сложение и вычитание.

5 slozhenie i vychitanie velichin

 

Помните о важных моментах!

Начинаем складывать (вычитать) с единиц, то есть справа налево.

Запоминаем – подписываем над разрядом нужную цифру, занимаем – ставим точку.

Читаем ответ – слева направо.

Чтобы правильно прочитать многозначное число, нужно расставить точки через каждые три цифры (с конца числа) или оставить небольшой промежуток.

876.340           876 340

 

Вычислите самостоятельно, записывая столбиком:

320 540 – 269 541

564 290 + 340 449

 

Проверь себя.

6 slozhenie i vychitanie velichin

 

Сложение и вычитание величин

Если вычисления с величинами выполнить легко, то сделаем это устно.

Например, 3 кг + 500 г = 3 кг 500 г

2 ч 30 мин – 15 мин = 2 ч 15 мин

Если вычисления устно выполнить трудно, то воспользуемся следующим алгоритмом:

7 slozhenie i vychitanie velichin

Рассмотрим на примере: 126 м 45 см + 56 м 34 см.

 

Заменяем крупные единицы мелкими. Мы знаем, что 1 м = 100 см.

126 м 45 см = 12 645 см

56 м 34 см = 5 634 см

 

Выполняем сложение столбиком.

8 slozhenie i vychitanie velichin

18 279 см заменяем крупными единицами.

18 279 см = 182 м 79 см

Попробуйте выполнить вычисления самостоятельно.

  • Запишите в строчку и выполните вычисления устно:

123 км 054 м + 31 м

5 мин 30 с – 26 с

  • Запишите вычисления столбиком:

48 т 209 кг + 16 т 190 кг

35 кг 400 г – 29 кг 350 г

 

Проверь себя.

123 км 054 м + 31 м =123 км  085 м

5 мин 30 с – 26 с = 5 мин 4 с

9 slozhenie i vychitanie velichin

Это интересно.

10 slozhenie i vychitanie velichin

Решите задачу про синего кита.

 

Задача

Взрослый синий кит весит 120 т 300 кг, а детеныш – 52 т 800 кг. Найди общую массу взрослого кита и детеныша.

Замени крупные единицы массы мелкими, выполни вычисления столбиком.

 

Проверь себя.

120 т 300 кг = 120 300 кг

52 т 800 кг = 52 800 кг

11 slozhenie i vychitanie velichin

173 100 кг = 173 т 100 кг

Задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

Ребята, какую роль играют предлоги в и на в задаче? Так ли важны эти маленькие слова?

Рассмотрите внимательно схемы. В самих буквах содержится подсказка!

12 slozhenie i vychitanie velichin

Если в условии задачи сказано «в…раз больше», будем умножать, если сказано «в…раз меньше», будем делить.

Давайте вместе решим задачу.

 

Задача

Туристическая фирма за день продала 240 путевок в санатории, в дома отдыха – в 2 раза больше, чем в санатории, а на турбазы – в 6 раз меньше, чем в дома отдыха. Сколько всего путевок продала туристическая фирма за день?

Сделаем краткую запись задачи.

13 slozhenie i vychitanie velichin

Обратите внимание на слова «в…больше, в …меньше». Какое выберем действие? Обозначим карандашом выбранные действия в краткой записи.

Запишем решение:

  • 240 ∙ 2 = 480 (п.) – продали в дома отдыха.
  • 480 : 6 = 80 (п.) – продали на турбазы.
  • 240 + 480 + 80 = 800 (п.) – продали за день.

Ответ: 800 путевок.

 

Следующую задачу решите самостоятельно.

Катя записала число 540. Варя записала число, которое в 10 раз меньше, чем 540. А Саша записал число, которое в 2 раза больше суммы чисел, записанных Катей и Варей. Какие числа записали Варя и Саша.

Рассмотрите внимательно краткую запись задачи. Сделайте необходимые пометки карандашом. Запишите решение и ответ.

14 slozhenie i vychitanie velichin

Проверь себя.

  • 540 : 10 = 54 – число записала Варя.
  • 540 + 54 = 594 – сумма чисел Кати и Вари.
  • 594 ∙ 2 = 1 188 – число записал Саша.

Ответ: 54, 1 188.

 

Посоревнуемся в быстроте вычислений! В выражениях содержатся слова «увеличить, уменьшить в…раз». Записывайте только ответы через запятую. Время – 1 минута.

  • 40 увеличить в 5 раз.
  • 30 уменьшить в 10 раз.
  • 600 уменьшить в 100 раз.
  • 700 увеличить в 100 раз.
  • 490 уменьшить в 70 раз.
  • 90 увеличить в 9 раз.
  • 45 уменьшить в 9 раз.
  • 40 увеличить в 9 раз.

 

Проверь себя.

200, 3, 6, 70 000, 7, 810, 5, 360.

 

Поставь плюс, если ответ верный, минус – если допустил ошибку.

Оцени себя.

8+ Молодец! Так держать!

7+ Хорошо, будь внимателен!

6+ и меньше – тренируйся, у тебя обязательно все получится!

На уроке мы вспомнили правила сложения и вычитания многозначных чисел, научились выполнять вычисления с величинами, решали задачи. А теперь проверьте свои знания. До встречи!

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какое число нужно прибавить к числу 7 800, чтобы получить 9 000.
1200
22200
31200
4900
Ответить
3
Вопрос: 2
Число 720 уменьшить в 9 раз.
190
2900
3100
480
Ответить
4
Вопрос: 3
Какое число нужно записать в окошко, чтобы ответ был верным: 8 700 + х = 19 900 – 10 900
19000
21000
3300
4500
Ответить
3
Вопрос: 4
Выбери верное решение задачи: « В школе 500 учеников. Из них 220 девочек, а остальные мальчики. Сколько в школе учителей, если их в 10 раз меньше, чем мальчиков».
1(500 – 220) : 10 = 28
2(500 – 220) ∙ 10 = 280
3(500 +220) : 10 = 72
4(500 + 220) : 10 = 70
Ответить
1
Вопрос: 5
Вырази 1 т 540 кг в килограммах.
110540 кг
21540 кг
3640 кг
4100540 кг
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какое число нужно прибавить к числу 7 800, чтобы получить 9 000.
1) 200 2) 2200 3) 1200 4) 900
2 вопрос:

Число 720 уменьшить в 9 раз.
1) 90 2) 900 3) 100 4) 80
3 вопрос:

Какое число нужно записать в окошко, чтобы ответ был верным: 8 700 + х = 19 900 – 10 900
1) 9000 2) 1000 3) 300 4) 500
4 вопрос:

Выбери верное решение задачи: « В школе 500 учеников. Из них 220 девочек, а остальные мальчики. Сколько в школе учителей, если их в 10 раз меньше, чем мальчиков».
1) (500 – 220) : 10 = 28 2) (500 – 220) ∙ 10 = 280 3) (500 +220) : 10 = 72 4) (500 + 220) : 10 = 70
5 вопрос:

Вырази 1 т 540 кг в килограммах.
1) 10540 кг 2) 1540 кг 3) 640 кг 4) 100540 кг
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1200
2 вопрос: 80
3 вопрос: 300
4 вопрос: (500 – 220) : 10 = 28
5 вопрос: 1540 кг