Русский язык

Урок 2: Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе и пунктуации

Синтаксис и пунктуация – важные разделы языкознания. Если не выучить их основы, пользоваться грамотно речью и составлять слова в связные предложения не получится. На этом уроке мы будем формировать навыки речевых высказываний, выбирать их в зависимости от ситуации, объясним многие языковые явления и процессы.

План урока:

Синтаксис: определение и общие характеристики

Виды связи предложений в тексте

Разница между цепной и параллельной связью

 

Синтаксис: определение и общие характеристики

Название термина имеет древнегреческие корни. Научное определение понятия синтаксис звучит следующим образом.

1 sintaksis i punktuaciya

Синтаксис занимается не только составлением, но и упорядочиванием, координированием и соединением слов в связный текст. Его цель – установить единые синтаксические правила и основы. Поскольку язык постоянно совершенствуется и меняется, синтаксис изучает способы объединения слов в однородную языковую систему.

Изучение синтаксиса стартовало в середине XIX века. Лингвисты Шахматов и Виноградов выделили его базовые единицы – словосочетание и предложение. Позже ученые добавили еще одно понятие – текст.

Рассмотрим три главные единицы синтаксиса подробнее.

 

Словосочетание

Словосочетание – минимальная синтаксическая единица. Ее основная функция – номинативная (называть предметы).

Научное определение звучит следующим образом:

2 sintaksis i punktuaciya

В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. Первое – основное. Зависимое слово уточняет смысл главного.

Рассмотрим пример:

Солнце – одно слово, означает природное явление. Не может выступать синтаксической единицей.

Желтое солнце – природное явление+его признак. Солнце – главное слово. Солнце (какое?) – желтое. Это зависимое слово. Вместе они являются словосочетанием – минимальной синтаксической единицей.

 

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяют три вида словосочетаний:

3 sintaksis i punktuaciya

Обратите внимание! Подлежащие и сказуемое – это не словосочетание, потому что нет главного и зависимого слова. Они оба главные члены предложения.

 

Предложение

Основной синтаксической единицей принято считать предложение. Научное определение звучит следующим образом:

4 sintaksis i punktuaciya

Основная функция предложения – коммуникативная. Задача – формировать и выражать законченную мысль.

Грамматические и синтаксические признаки предложений:

  • выражает законченную мысль;
  • грамматически оформлено, имеет четкую грамматическую основу;
  • всегда имеет интонацию в зависимости от цели высказывания.

Предложение отличается от словосочетания наличием предикативности и смысловой интонацией.

5 sintaksis i punktuaciya

Предикативность выражается, в основном, с помощью наклонения и времени глагола:

  • Дует ветер. Предложение сообщает о реальном событии, которое происходит в момент речи. Для этого используется глагол дуть в форме изъявительного наклонения настоящего времени - дует.
  • Решайте задачу! Предложение выражает побуждение к действию. Для этого используется глагол в повелительном наклонении.

Однако нередко встречаются языковые ситуации, когда для выражения мысли глагольных форм недостаточно или они отсутствуют вовсе:

Зачем мне деньги, зачем богатство!

В рассматриваемом примере предикативность не может быть выражена глаголом, его попросту нет. В этом случае на помощь приходит смысловая интонация и соответствующие знаки препинания.

Текст

Самая объемная единица синтаксиса – текст.

Дадим ему определение:

6 sintaksis i punktuaciya

Рассмотрим несколько примеров:

  • Мама вернулась домой с работы. На улице было шумно: мчались автомобили, кричали прохожие. Хорошая погода способствовала пешей прогулке.

Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.

 

  • Мама вернулась с работы. Она сразу переоделась и начала готовить ужин – плов и овощной салат. Это были любимые блюда 10-летней Алины. На приготовление пищи ушло не более часа, и вскоре мама позвала семью за стол.

Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.

Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».

Виды связи предложений в тексте

Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.

 

Цепная связь

Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.

Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.

Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.

7 sintaksis i punktuaciya

Рассмотрим следующий текст:

Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.

Предлагаю определить виды связей предложений:

  • 1-ое предложение со 2-м – личные местоимения (меня – я);
  • 2-ое предложение с 3-им – лексические повторы (я – я).

Это самый простой пример цепной связи.

 

Еще один пример:

В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.

В этом тексте бросаются в глаза:

  • повторы (дом – в доме, комнаты - комнаты);
  • перечисления (три, две, третья);
  • каждое новое предложение дополняет последующее.

 

Параллельная связь

Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.

8 sintaksis i punktuaciya

Пример текста с параллельной связью:

Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.

Средства связи между предложениями:

  • во всем тексте используются глаголы прошедшего времени (проснулась, спал, вышла, стала ждать);
  • в 1-ом и 2-ом предложении используются слова одно тематической категории (проснулась – спал);
  • в первом предложении есть вводные слова (ни свет ни заря – фразеологизм).

Вывод: между предложениями параллельная связь.

 

Еще пример:

Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.

Средства связи между предложениями:

  • глаголы неопределенной формы (остановить, отдохнуть);
  • наличие места (справа от здания);
  • вводные слова (с одной стороны, с другой стороны).

Разница между цепной и параллельной связью

Цепная и параллельная связь существенно отличаются друг другу. В первом случае предложения развиваются последовательно, как бы «вытекая» друг из друга. Во втором – предложения не связаны между собой, а противопоставлены. Цепная связь чаще всего используется в рассуждениях, параллельная – в повествовательных или описательных текстах.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите базовые единицы синтаксиса:
1Слово, словосочетание, предложение
2Словосочетание, фраза, предложение
3Словосочетание, предложение, текст
4Предложение и текст
Ответить
3
Вопрос: 2
Назовите основную функцию словосочетания:
1Номинативная
2Коммуникативная
3Экспрессивная
4Мыслеформирующая
Ответить
1
Вопрос: 3
Назовите основную функцию предложения:
1Номинативная
2Информационная
3Коммуникативная
4Фатическая
Ответить
3
Вопрос: 4
Определите вид связи между предложениями в тексте: Рыбак сидел на берегу моря. Шел мелкий дождь. Капли оседали на траве и опавших листьях. Веяло прохладой и одиночеством.
1Цепная
2Параллельная
Ответить
2
Вопрос: 5
Определите вид связи между предложениями в тексте: Цель моей жизни – приумножать добро. А добро – это счастье близких людей. Оно состоит из мелочей: забота, взаимовыручка, уважение.
1Цепная
2Параллельная
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите базовые единицы синтаксиса:
1) Слово, словосочетание, предложение 2) Словосочетание, фраза, предложение 3) Словосочетание, предложение, текст 4) Предложение и текст
2 вопрос:

Назовите основную функцию словосочетания:
1) Номинативная 2) Коммуникативная 3) Экспрессивная 4) Мыслеформирующая
3 вопрос:

Назовите основную функцию предложения:
1) Номинативная 2) Информационная 3) Коммуникативная 4) Фатическая
4 вопрос:

Определите вид связи между предложениями в тексте: Рыбак сидел на берегу моря. Шел мелкий дождь. Капли оседали на траве и опавших листьях. Веяло прохладой и одиночеством.
1) Цепная 2) Параллельная
5 вопрос:

Определите вид связи между предложениями в тексте: Цель моей жизни – приумножать добро. А добро – это счастье близких людей. Оно состоит из мелочей: забота, взаимовыручка, уважение.
1) Цепная 2) Параллельная
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Словосочетание, предложение, текст
2 вопрос: Номинативная
3 вопрос: Коммуникативная
4 вопрос: Параллельная
5 вопрос: Цепная