Литература

Урок 7: Пушкин в лицее

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Лирика

В конспекте урока рассказывается о детстве и лицейских годах Александра Сергеевича Пушкина, его становлении как поэта.
 

План урока:

Краткое сообщение о годах Пушкина в лицее

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Стихотворения Пушкина о дружбе

Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»

Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»

Основные особенности лирики Пушкина

 

Краткое сообщение о годах Пушкина в лицее

Творческое становление юного поэта. Друзья Пушкина по Лицею

В семье майора в отставке Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны в Москве 6 июня 1799 г. родился второй ребенок – сын Александр. Мальчик рос робким и малоподвижным ребенком, не любил играть с другими детьми, но после 7 лет его характер изменился, он стал непослушным, резвым шалуном и острословом. Александр получил домашнее образование, с 9 лет пристрастился к чтению, стал самостоятельно пользоваться библиотекой отца, большей частью состоящей из книг на французском языке. Тогда же стал сочинять и сам, первые его стихи были написаны на французском языке, которым он владел лучше родного. В 11 лет родители решили отдать Александра в престижное учебное заведение, чтобы он получил достойное образование. Двенадцатилетнего мальчика привез в Царскосельский лицей дядя, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин. Он узнал о создании под Петербургом привилегированного учебного заведения, в которое могли поступить мальчики 10-12 лет из знатных дворянских семей, сдав успешно приемный экзамен. Лицей создавался как высшая школа для отпрысков из высшего сословия. Основателем Лицея стал император Александр I, который считал, что для службы в государственных департаментах, в армии и на флоте нужны высокообразованные люди.

Торжественное открытие этого учебного заведения 19 октября 1811 г. стало одним из самых важных событий в стране. На открытии присутствовал Александр I, придворные, министры. Лицей разместился во флигеле[1] летнего императорского дворца в Царском селе, был окружен обширными дворцовыми парками с замечательными скульптурными произведениями классического искусства, которые тоже стали частью лицейского образования и воспитания.

carskoe selo

Александр Пушкин был выходцем из старинного, хотя и обедневшего дворянского рода. Он с легкостью прошел вступительные испытания и стал одним из 30 лицеистов, составивших первый курс. В течение трех лет ученикам предстояло пройти полностью весь гимназический курс, затем за три года освоить университетскую программу. На протяжении всего шестилетнего обучения лицеисты должны были безотлучно находиться в Лицее, не разрешалось покидать его даже во время летних каникул, которые длились всего месяц. Строгие лицейские правила основывались на том, что учеба должна быть усердным, постоянным и непрерывным трудом.

У каждого лицеиста была своя маленькая, скромно обставленная комната. Свою комнату под номером 14 Пушкин называл «кельей». Его «соседом по келье» был лучший друг Иван Пущин, проживавший за перегородкой в комнате номер 13. У воспитанников был строго установленный распорядок дня. Подъем в 6 утра, через час начинался первый урок, после перерыв на легкий завтрак и прогулку, потом уроки в течение дня с перерывом на обед и прогулку, после шести – время отдыха, вечером посещение библиотеки, дополнительные занятия или повторение пройденного. В часы отдыха занимались музыкой, рисованием, фехтованием, плаванием, верховой ездой. Хотя допускалась определенная степень самостоятельности и свободы, если она не мешала учебе: разрешалось посещение музыкальных вечеров и танцев в частных домах.  Все мальчики, в том числе и Пушкин, быстро освоились в новых условиях. Александр в стенах Лицея обрел новый дом и много друзей. Каждый из тех, с кем дружил Пушкин, был по-своему одарен: все что-то сочиняли, были увлечены живописью. Эти сочинения, стихи, статьи, рисунки и карикатуры лицеисты размещали в рукописных журналах.

comnata pushkina
Комната Пушкина в лицее 

Среди друзей Пушкина было много талантливых и незаурядных юношей. Лицеисты давали друг другу забавные прозвища. За превосходное знание французского языка Пушкина прозвали «Француз», за непоседливость и быструю манеру говорить называли еще и «Сверчком», в последние годы учебы за ловкость и вспыльчивость – «Смесью обезьяны с тигром». Высокого и по-французски романтичного Ивана Пущина называли «Большой Жанно», Константин Данзас за крупное телосложение и спокойствие получил прозвище«Медведь», неуклюжий Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», утонченный Александр Горчаков – «Франт», добродушный Антон Дельвиг – «Тося».

В Лицее был блистательный преподавательский состав. Впервые для высшего учебного заведения подобрали не преподавателей-иностранцев, а русских педагогов. Основные предметы преподавали молодые, не старше 30 лет, лучшие выпускники Санкт-Петербургского педагогического института, причем получившие до института духовное образование в семинарии. Эти отличившиеся выпускники после окончания института еще прошли обучение в Германии или Франции.

Пушкин не раз вспоминал с благодарностью «наставников, хранивших юность» лицеистов.В Лицее заботились не только об умственном и физическом, но и нравственном, эстетическом развитии воспитанников. Принципы преподавания основывались на том, чтобы привить воспитанникам навыки самостоятельного мышления и широту взглядов. Учитывались преподавателями склонности ученика к тому или иному предмету. Известен случай, когда профессор физики и математики Я.И. Карпов, не дождавшись от Пушкина решения задачи, разрешил ему сесть на место и писать свои стихи. А профессор латинской и российской словесности Н.Ф. Кошанский, убедившись в поэтической одаренности Пушкина, приложил все силы, чтобы преподать юному стихотворцу как можно лучше теорию стихосложения, грамматику русского языка и древней классической словесности. Он же первым ввел в программу по литературе стихи своего ученика. Особым уважением пользовался у лицеистов преподаватель права, нравственных и политических наук А.П. Куницын. Пушкин о его лекциях вспоминал с восхищением: «Он создал нас, он воспитал наш пламень...»

Первым директором учебного заведения был В.Ф. Малиновский, выпускник философского факультета Московского университета, знавший несколько языков, в том числе древнегреческий и латынь, ранее долгое время находившийся на дипломатической службе. Пушкин был очень привязан к Малиновскому, дружил с его сыном. После смерти Малиновского вторым директором был назначен Е.А. Энгельгардт, с которым у Пушкина отношения не сложились, хотя он считался прекрасным администратором и прогрессивным педагогом.

Именно в лицее Пушкин получил признание как поэт. В 1814 г. впервые было опубликовано в журнале «Вестник Европы» стихотворение лицеиста Пушкина «К другу стихотворцу», подписанное псевдонимом. Безоговорочно его талант был признан Г.Р. Державиным, который 8 января 1815 г. услышал на переходном экзамене с младшего курса на старший чтение Пушкиным своего стихотворения «Воспоминания в Царском селе». «Патриарх[2] русской поэзии» был покорен и растроган до слез, назвал пятнадцатилетнего стихотворца своим преемником, хотел обнять, но Пушкин, смутившись, убежал. Вскоре это стихотворение, впервые подписанное полным именем автора, было опубликовано в журнале «Российский музеум». Пушкин после уроков часто бывал у приезжавшего на лето в Царское село писателя и историка Н.М. Карамзина, который разрешал юному дарованию пользоваться своей редкой библиотекой. Родоначальник русской лирической поэзии В.А. Жуковский, наведываясь в Царское село, встречался с юным стихотворцем и называл его «чудотворцем».

Пушкин, не раз попадавший в карцер[3] за нарушения дисциплины, говорил, что ему там не скучно, потому что можно писать стихи. Именно в карцере он начал сочинять поэму «Руслан и Людмила». Спустя три года Жуковский после прочтения поэмы прислал Пушкину свои стихи и подарил свой портрет, подписав его: «Победителю-ученику от побежденного учителя». За время учебы в Лицее Пушкиным было написано более 130 стихотворных произведений, многие были тогда же и напечатаны.Именно в лицейские годы началось поэтическое становление Пушкина.

Foto Pushkina

Окончил Пушкин Лицей в 1817 г., по успеваемости был на 26 месте. Отличные оценки имел только по русской и французской словесности, фехтованию. Точные науки постигались им с трудом, неинтересные ему дисциплины он просто игнорировал. Александр Пушкин получил свидетельство об окончании курса, которое давало ему право поступить на гражданскую службу чиновником X класса, коллежским секретарем. В Петербурге он был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Но главным делом его жизни стала литература, в которой он оставил след как выдающийся поэт, прозаик, драматург.

Выпускники Лицея пообещали друг другу помнить годы, проведенные вместе, хранить верность лицейской дружбе, служить обретенным здесь идеалам добра, свободы и справедливости, неизменно следовать девизу Лицея: «Для общей пользы».Они поклялись собираться и праздновать каждый год 19 октября. Традиция празднования «дня заветного» поддерживалась лицеистами первого выпуска долгие годы. Последним лицеистом, которому довелось исполнить клятву в одиночестве, был канцлер[4] А. Горчаков, переживший всех своих лицейских товарищей. Лицеисты первого выпуска стали примером «товарищеской семьи», «святого братства». Обращаясь к своим друзьям, Пушкин в 1825 г. написал в стихотворении «19 октября»: «Друзья, прекрасен наш союз!» Первый выпуск, состоявшийся 9 июля 1817 г.,подарил России дипломатов, мореплавателей, офицеров высшего командного состава, участников движения декабристов, литераторов.

Первые выпускники лицея оставили след в русской истории. А.М. Горчаков прославился как выдающийся дипломат и последний канцлер России. М.Л. Яковлев дослужился до тайного советника, сенатора, был талантливым композитором. С.Г. Ломоносов стал чрезвычайным посланником в Нидерландах. А.П. Бакунин и Ф.Х. Стевен, А.А. Корнилов служили губернаторами. Ф.Ф. Матюшкин воплотил свою мечту стать мореплавателем, прославился как полярный исследователь, дослужился до адмирала, написал историю русского флота. М.А. Корф стал историком, был членом Академии наук, директором Императорской публичной библиотеки. Военную карьеру избрали 12 лицеистов, многие дослужились до высших чинов. И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, избравшие военную службу, за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. были приговорены к смертной казни, которую заменили на каторгу в Сибири. В.К. Кюхельбекер занимался не только общественной деятельностью, был еще писателем и поэтом.Поэтами были Н.А. Корсаков и А.А. Дельвиг, который стал еще и издателем. А.С. Пушкин государственной службой тяготился, стал первым русским профессиональным литератором.

 

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Образы стихотворения «Узник»

После окончания Лицея Пушкин поселился в Петербурге. Поэта увлекла столичная жизнь, насыщенная балами, театральными спектаклями, спорами в литературных обществах. Он посещал собрания обществ «Арзамас» и «Зеленая лампа», где читал свои произведения. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени. В столичном обществе стали распространяться дерзкие стихи и едкие эпиграммы молодого поэта, их переписывали, заучивали наизусть. Пушкин стал голосом прогрессивной дворянской молодежи. С особой силой мятежное свободолюбие отразилось в стихотворениях «К Чаадаеву», «Деревня»,оде «Вольность» др.Вольнолюбивая лирика Пушкина дошла и до Александра I. Император назвал стихи настолько «возмутительными», что за них полагалась ссылка в Сибирь. Пушкин был вызван к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу, на квартире поэта предполагался обыск, чтобы опечатать рукописи. Пушкин признался, что дома нет рукописей, потому что он все сжег. Но предложил записать все заново и написал по памяти целую тетрадь. Милорадович, покоренный чистосердечным признанием и благородством поэта, пообещал похлопотать о снисхождении государя. За Пушкина вступились В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин. Пушкина сослали не в Сибирь, а в южные губернии.

После приезда в Екатеринослав, Пушкин серьезно заболел. Направлявшийся на Кавказ генерал Николай Раевский выхлопотал разрешение выехать Пушкину для лечения на Кавказские минеральные воды в его сопровождении. После двух месяцев пребывания на Кавказе Пушкин, Раевский и члены семьи генерала путешествовали по Крыму.

После Крыма с его прекрасной природой морского побережья, в 1820 г. Пушкин был определенна службу чиновником в Кишиневе, провинциальном городе посреди однообразной степи. Оказавшись в глухой провинции вдалеке от друзей, Пушкин, испытывая чувство одиночества и внутренней несвободы, записал: «Теперь я один в пустынной для меня Молдавии». Вынужденная разлука с близкими людьми, монотонная жизнь в глуши,однообразная и скучная служба, нежелание находиться под надзором начальства заставляли чувствовать себя невольником. Кишинев был застроен одноэтажными домишками, над ними мрачно возвышалось здание острога[5] из серого камня с узкими окошками, выходящими в тюремный двор. Во дворе были прикованы к столбу цепями два орла с подрезанными крыльями. В неволе гордые птицы не стали ручными, но на свободу улететь не могли, разделив участь узников. Пушкину довелось посетить острог, беседовать с арестантами, наблюдать за орлами. Эта трагичная картина изображена в стихотворении «Узник», написанном в 1822 г. и отражающем настроение самого поэта.

Главная тема стихотворения – свобода. В каждой строчке говорится о свободе, хотя само слово не употребляется поэтом ни разу. Композиция стихотворения состоит из двух частей, которые противопоставлены по настроению и интонации. Начало стихотворения передает тяжесть переживаний лирического героя, оказавшегося «за решеткой в темнице сырой». Каждое слово первой строки создает образ неволи: движение отсутствует, пространство ограничено, нет света и тепла.  Далее в описании действий орла усиливается ощущение неволи: «Клюет, и бросает, и смотрит в окно…» Герой чувствует общность их судеб, видя, как его «грустный товарищ» обреченно клюет свою пищу, словно с ним «задумал одно». Гордой птице, как и лирическому герою присущи свободолюбивые порывы.

Описания, наполненные мраком и тоской, сменяются красочными картинами, в которых преобладают белый и синий цвета, много света, простора и надежды. Атмосфера сырого каземата отходит на второй план, уступая место мысленному полету лирического героя к морским просторам и горным вершинам. Образы природной стихии: море, горы, ветер являются символами свободы. Начавшееся унылым рассказом повествование сменяется страстным свободолюбивым призывом: «Давай улетим!» Авторская идея заключена о том, что свобода является врожденной потребностью любого живого существа. Человек, словно птица, создан для свободы.Вольнолюбивые мотивы были центральными в ранней лирике Пушкина.

Стихотворения Пушкина о дружбе

Дружеское послание «И.И. Пущину»

Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.

Пушкин, помня встречу с другом, желая поддержать его на каторге, написал в 1826 г. стихотворение «И.И. Пущину».Главной мыслью стихотворения стало прославление настоящей дружбы, для которой не существует преград и расстояний. Кроме этого дружеского послания поэт написал Пущину еще несколько стихотворений. Строки, посвященные лучшему другу, есть и в стихотворении «19 октября», которое Пушкин, не имея возможности покинуть Михайловское, написал осенью 1825 г. и передал на встречу лицеистов. Он выражает благодарность Пущину, который первым посетил изгнанника, превратил день встречи в «день лицея».

pushchin v mohailovskom

Иван Пущин в своих воспоминаниях писал, что после заточения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости его в январе 1828 г. отправили на каторгу. В первый день приезда в Читу его позвала к частоколу острога жена ссыльного декабриста А.Г. Муравьева и просунула в щель листок бумаги со стихотворением Пушкина. Пущин был растроган, что «Пушкин первый встретил его в Сибири задушевным словом».

На каторге в Забайкалье Пущин получил известие о дуэли и смерти Пушкина, воспринял это как личную трагедию и огромную общественную утрату. В своих воспоминаниях он написал, что если бы был секундантом друга, то роковую пулю встретила бы его грудь, ибо он постарался бы сохранить поэта-товарища и поэтическое достояние России. Только в 1856 г., спустя почти 30 лет, Пущину было разрешено возвратиться в Петербург. Он написал уникальные воспоминания «Записки о Пушкине».

Жанр стихотворения «И.И. Пущину» можно отнести к посланию. Послание – это поэтическое обращение к кому-либо с целью высказать свои мысли и мнение, передать пожелания. В этом в небольшом по размеру послании отражены два события: встреча друзей в Михайловском и искренняя поддержка осужденному на каторгу другу. Дружеские слова даруют утешение, преодолевая расстояние, помогают вынести тяготы и невзгоды. Пушкин, обращаясь к «святому провиденью», просит его слова донести до друга, чтобы они «озарили заточенье» воспоминанием о лицейских днях.

pushchinПущин 

 

Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»

Существует две версии истории написания стихотворения «Зимняя дорога», напечатанного в журнале «Московский вестник» в 1828 г. По одной, оно было написано зимой 1826 г., через год после восстания на Сенатской площади. Пушкин дружил со многими декабристами. Пятеро декабристов были приговорены к казни через повешение, более двухсот к ссылке в Сибирь. Судьба друзей тревожила Пушкина, у него самого не так давно закончилась многолетняя ссылка.

По второй версии, поводом для написания стихотворения послужила любовная драма. Осенью 1826 г. Пушкин познакомился со своей дальней родственницей Софьей Пушкиной и был ею увлечен. Поэт посватался к Софье и получил решительный отказ. Девушке Пушкин был небезразличен, но беспечность, расточительный образ жизни и безденежье поэта тревожили ее семью. Так или иначе, в жизни Пушкина тогда было сложное время.

Ноты тоски в стихотворении связаны с личными переживаниями поэта.Само название «Зимняя дорога» является метафорой, отображающей жизненный путь героя. Безрадостна средь печальных полей дорога, освещенная печальной луной, путника ничто не радует, звон колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная его мрачному настроению сердечная тоска. Несмотря на грустные мотивы стихотворения, в нем нет чувства обреченности. Минуя «версты полосаты», т.е. поставленные каждую версту придорожные столбы, раскрашенные косыми полосами, герой понимает, что судьба переменчива. Прообразом таинственной Нины, к которой обращается лирический герой, возможно, была его избранница Софья. Влюбленный поэт не теряет надежды, что жизнь наладится. Он мечтает возвратиться к милой, посидеть с ней у камина.

Стихотворение относится к жанру элегии[6]. В тексте кольцевая композиция: в первых двух четверостишиях описывается унылый зимний пейзаж, в последних строках седьмого четверостишия завершается целостность грустной картины. Но, несмотря на замкнутый круг в настоящем, теплится надежда на счастье в будущем.

Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина занимает значительное место. Одно из самых живописных стихотворений «Зимнее утро»было создано Пушкиным 3 ноября 1829 г.в усадьбе друзей поэта Вульфов в Тверской губернии. Опубликовано оно было в альманахе «Царское село» в 1830 г. В стихотворении личные переживания поэта тесно переплетены с описаниями окружающей природы. В стихотворении два героя: лирический герой и его красавица. Чтобы усилить впечатление от красоты зимнего солнечного морозного утра автором использована антитеза: картины природы показаны «нынче» и «вечор».На смену вчерашней вьюге пришел ясный чудесный день, наполненный завораживающей красотой: «голубыми небесами», «великолепными коврами» блестящих на солнце снежных покровов, «прозрачным лесом», зеленеющей «сквозь иней» елью, блестящей«подо льдом речкой». Как бы не было уютно и тепло в комнате, озаренной «янтарным светом» с потрескивающей печкой, душа поэта стремится на природу, он призывает отправиться на прогулку, чтобы разделить вместе с ним переполняющие чувства к красоте родного края. В стихотворении «Зимнее утро»много выразительных эпитетов и сравнений, олицетворений, использованы метафоры в обращении к красавице: «сомкнуты негой взоры», «звездою севера». Стихотворение наполнено оптимизмом, верой в личное счастье. Считается, что оно посвящено будущей жене поэта. Пушкин в 1829 г. сделал предложение Наталье Гончаровой, в мае 1930 г. получил согласие от ее родителей на брак.

 

Основные особенности лирики Пушкина

Благодаря Пушкину в русской поэзии произошли значительные изменения. На смену классической поэзии пришла новая поэтическая словесность, Пушкин оказал влияние на становление русского литературного языка.В лирике Пушкина отчетливо проступает образ самого поэта, отражен его богатый духовный мир. Но образ автора не стоит соотносить полностью с личностью Пушкина, это обобщенный лирический герой, чей мир многогранен и разнообразен. Поэт мог представить себя в образе нечастного узника, далекого друга, уставшего путника, восторженного и жизнерадостного возлюбленного.

Основными темами лирики А.С. Пушкина были темы свободы, природы, любви и дружбы. Вольнолюбивые стихи поэта, лишенные иносказательности, вдохновляли его друзей и декабристов-единомышленников призывами к освобождению народа.Ему удалось передать не только собственные воззрения, но выразить мысли и стремления прогрессивных людей своего времени. Свободолюбивая лирика проникнута гуманностью и основами народной нравственности.

Стихотворения, посвященные любви и дружбе, покоряют своей искренностью, чувством глубокого сопереживания. Для Пушкина дружба – высокое понятие, дарующее человеку поддержку в беде. Чувство любви, являющееся высочайшим напряжением душевных сил, было для поэта неиссякаемым источником вдохновения. Пушкину удалось настолько мастерски передать тончайшие оттенки личных переживаний, что они стали близки и понятны большинству людей.

Пушкин откликался на любое проявление многообразной жизни, мог увидеть красоту в обыденных и привычных явлениях. Поэт-мыслитель соединил в поэзии частное и общественное, личное и государственное, историческое. Его собственная судьба стала частью русской истории, его лирика отразила духовный мир его современников. Пушкину суждено было стать лирическим голосом эпохи.

pushkin derzhavin
Пушкин на экзамене

Словарь

Флигель – боковая пристройка к основному зданию.

Патриарх – глава, старейшина.

Карцер – камера для одиночного строгого изолирования за нарушение дисциплины и режима.

Канцлер – второе после императора государственное должностное лицо, возглавляющий императорскую канцелярию и архив, хранитель государственной печати.

Острог – тюрьма, обнесенная высоким деревянным частоколом

Элегия – лирическое произведение, представляющее собой грустные размышления автора

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Сколько лет было Александру Пушкину, когда он начал учебу в Царскосельском лицее?
111
212
310
Ответить
2
Вопрос: 2
Назовите годы обучения Пушкина в Лицее
11811 г. – 1817 г.
21812 г. – 1817 г.
31811 г. – 1818 г.
Ответить
1
Вопрос: 3
Кто из родственников сопровождал Александра в Лицей
1Мать – Надежда Осиповна Пушкина
2Отец – Сергей Львович Пушкин
3Дядя – Василий Львович Пушкин
Ответить
3
Вопрос: 4
В окрестностях какого города был расположен Лицей
1Москва
2Петербург
3Псков
Ответить
2
Вопрос: 5
Как Пушкин называл свою крошечную комнату в Лицее?
1«коморка»
2«клетушка»
3«келья»
Ответить
3
Вопрос: 6
Кто был «соседом по келье» у Пушкина?
1А. Горчаков
2И. Пущин
3В. Кюхельбекер
Ответить
2
Вопрос: 7
Первое напечатанное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» появилось в 1814 г. в журнале
1«Русская мысль»
2«Зеленая лампа»
3«Вестник Европы»
Ответить
3
Вопрос: 8
Какое стихотворение, получившее высокую оценку Г.Р. Державина, прочитал Пушкин на переводном экзамене
1«Воспоминания в Царском селе»
2«Другу-стихотворцу»
3«19 октября»
Ответить
1
Вопрос: 9
Какая дата для лицеистов стала символом Царскосельского лицея?
19 июля
219 октября
38 января
Ответить
2
Вопрос: 10
Какая тема в творчестве Пушкина была навеяна временем обучения в Царскосельском лицее
1Тема природы
2Тема дружбы
3Тема Родины
Ответить
2
Вопрос: 11
В стихотворении «Узник» затронута тема
1Свободы
2Любви
3Дружбы
Ответить
1
Вопрос: 12
В каком жанре написано стихотворение «Пущину»
1Элегия
2Дружеское послание
3Баллада
Ответить
2
Вопрос: 13
В стихотворении «Зимнее утро» звучит тема
1Дружбы
2Свободы
3Красоты русской природы
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Сколько лет было Александру Пушкину, когда он начал учебу в Царскосельском лицее?
1) 11 2) 12 3) 10
2 вопрос:

Назовите годы обучения Пушкина в Лицее
1) 1811 г. – 1817 г. 2) 1812 г. – 1817 г. 3) 1811 г. – 1818 г.
3 вопрос:

Кто из родственников сопровождал Александра в Лицей
1) Мать – Надежда Осиповна Пушкина 2) Отец – Сергей Львович Пушкин 3) Дядя – Василий Львович Пушкин
4 вопрос:

В окрестностях какого города был расположен Лицей
1) Москва 2) Петербург 3) Псков
5 вопрос:

Как Пушкин называл свою крошечную комнату в Лицее?
1) «коморка» 2) «клетушка» 3) «келья»
6 вопрос:

Кто был «соседом по келье» у Пушкина?
1) А. Горчаков 2) И. Пущин 3) В. Кюхельбекер
7 вопрос:

Первое напечатанное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» появилось в 1814 г. в журнале
1) «Русская мысль» 2) «Зеленая лампа» 3) «Вестник Европы»
8 вопрос:

Какое стихотворение, получившее высокую оценку Г.Р. Державина, прочитал Пушкин на переводном экзамене
1) «Воспоминания в Царском селе» 2) «Другу-стихотворцу» 3) «19 октября»
9 вопрос:

Какая дата для лицеистов стала символом Царскосельского лицея?
1) 9 июля 2) 19 октября 3) 8 января
10 вопрос:

Какая тема в творчестве Пушкина была навеяна временем обучения в Царскосельском лицее
1) Тема природы 2) Тема дружбы 3) Тема Родины
11 вопрос:

В стихотворении «Узник» затронута тема
1) Свободы 2) Любви 3) Дружбы
12 вопрос:

В каком жанре написано стихотворение «Пущину»
1) Элегия 2) Дружеское послание 3) Баллада
13 вопрос:

В стихотворении «Зимнее утро» звучит тема
1) Дружбы 2) Свободы 3) Красоты русской природы
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 12
2 вопрос: 1811 г. – 1817 г.
3 вопрос: Дядя – Василий Львович Пушкин
4 вопрос: Петербург
5 вопрос: «келья»
6 вопрос: И. Пущин
7 вопрос: «Вестник Европы»
8 вопрос: «Воспоминания в Царском селе»
9 вопрос: 19 октября
10 вопрос: Тема дружбы
11 вопрос: Свободы
12 вопрос: Дружеское послание
13 вопрос: Красоты русской природы