Русский язык

Урок 8: Правописание предлогов

Правописание предлогов

На прошлом уроке мы разбирали производные и непроизводные предлоги. На этом занятии повторим пройденный материал и детально остановимся на правописании предлогов. Также мы проанализируем примеры, которые помогут отличать эти слова от синонимичных частей речи.

План урока:

Раздельное написание предлогов

Слитное написание предлогов

Отличия предлогов от омонимичных частей речи

Дефис в предлогах из-за, из-под

 

Раздельное написание предлогов

Чтобы не сделать ошибку в правописании предлогов, нужно определить, какой он по структуре – простой, сложный или составной. Кроме того, стоит выделить в предложении самостоятельные и служебные части речи, задав соответствующие вопросы.

  • Простые предлоги, в составе которых одна, две или три буквы, пишутся раздельно от самостоятельной части речи:

Жители поселка собрались у магазина.

Маргарита сидела на удобном стуле.

Сергей находится под защитой директора предприятия.

 

Рассмотрим правила раздельного правописание предлогов детальнее:

  1. Раздельное написание предлогов характерно для слов со значением времени:

В течение всей беседы он вел себя дружелюбно.

В продолжение обеда гости лакомились эксклюзивным десертом.

В заключение своего выступления директор поздравил всех с новогодними праздниками.

Кроме того, бывшие существительные, от которых эти предлоги образовались, употребляются в винительном падеже. На конце слов пишется буква -е.

 

  1. Раздельно пишутся предлоги, которые указывают на цель:

Нужно заниматься спортом ради стройной фигуры.

Он служил на благо Родины.

Они установили палатку для ночлега.

 

  • Раздельно пишутся предлоги, указывающие на объект со значением обстоятельства, сопровождающих действие.

Людмила пожаловалась отцу на боль в животе.

Она любила посмеяться над собой.

Сегодня детям повезло с погодой.

 

  1. Раздельно пишутся дополнительные предлоги. Они указывают на предмет, на который направлено действие.

По мере роста мы старались как можно больше помогать родителям.

В отличие от брата Татьяна любила читать.

Малыш нарисовал картину в виде звезды.

 

Слитное написание предлогов

Переходим к изучению слитного написания предлогов.

Запоминайте правила:

  1. Слитно нужно писать предлоги со значением подобия, которые легко заменяются оборотом как:

Мальчик взял обеими руками палку наподобие биты и замахнулся.

Она работала с утра до вечера вроде пчелки.

 

  1. Слитное написание характерно для предлогов, имеющих значение причины. Их можно заменить в предложении на аналогичный предлог из-за:

Вследствие плохой погоды авиарейс задерживался – из-за плохой погоды авиарейс задерживался.

Эта скамья удобна именно здесь ввиду близости входной двери – эта скамья удобна именно здесь ввиду близости входной двери.

 

  1. Слитно пишутся предлоги с уступительным значением, которые можно заменить придаточным предложением с союзом хотя:

Невзирая на запрет родителей, дети ушли в парк – Дети ушли в парк, хотя родители запретили.

Несмотря на обстоятельства, она пришла на встречу – Она пришла на встречу, хотя обстоятельства не позволяли.

 

  1. Слитно пишутся наречные предлоги:

Наречные предлоги генетически связаны с наречиями: внутри, впереди, позади. Они употребляются с формой родительного или дательного падежа и выражают пространственные или временные отношения.

Моя школа расположена вблизи (чего?) дома.

Маргарита смотрела вслед (чему?) уходящему поезду.

Собака бегала вокруг (чего?) столба.

 

  1. Слитно пишутся предлоги со значением обстоятельства в сочетании с дательным падежом:

Они остались вместе наперекор (кому?) отцам.

Корабль плыл навстречу (чему?) шторму.

 

  1. Слитно пишутся производные предлоги, образованные от существительных, в сочетании с родительным падежом. Производные предлоги образовались с помощью перехода из самостоятельной части речи в служебную. Это произошло из-за того, что глагол, имя существительное или наречие утратило свои первозданные морфологические признаки.

Петров интересовался насчет (чего?) работы.

Алла вышла отвечать у доски вместо (кого?) меня.

Работа была выполнена сверх (чего?) нормы.

Искомый объект находился внутри (чего?) коробки.

 

Отличия предлогов от омонимичных частей речи

Большие сложности в правописании вызывают некоторые производные предлоги. Как их не спутать с предложно-именными сочетаниями, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий? Ведь они схожи по звучанию, но отличаются в правописании.

Предложно-падежное сочетание – это сочетание предлога с существительным. Используется как средство связи в тексте. Например: вблизи автомобиля, около полудня.

Вам нужно найти в предложении самостоятельные и служебные части речи и уделить пристальное внимание существительным с предлогами, задав соответствующие вопросы.

 

Если перед вами будет предлог, вы сможете от него задать вопрос к существительному:

Я надеюсь (на что?) на встречу с одноклассниками.

 

Кроме того, между предлогом и существительным сможете вставить дополнительные слова:

Я надеюсь (на что?) на (долгожданную, ежегодную и т.д.) встречу с одноклассниками.

 

Однако отличайте предлог с существительным «на встречу» от аналогичного по звучанию наречия «навстречу».

Из темного переулка навстречу ему бежала большая собака.

Задаем вопрос: большая собака бежала куда? Навстречу. Это наречие, поясняющее глагол. Слово пишется слитно.

 

Рассмотрим еще несколько предложений.

Бабушка опоздала на рейс ввиду плохой погоды.

Здесь мы видим сложный предлог «ввиду», состоящий из двух простых предлогов, с существительным в родительном падеже. Он входит в состав падежного вопроса «Ввиду чего?» Имеет значение причины. Пишется слитно. Кроме того, этот предлог можно заменить аналогичным словом «из-за» или «по причине».

 

Никто не знал, что он имел в виду.

Здесь наблюдается устойчивое (неизменяемое) сочетание существительного с простым предлогом «в». Означает иметь в мыслях. Пишется раздельно.

 

Лодка плавала в виду берега.

Такие словосочетания чаще всего встречаются в художественной литературе. В разговорной речи используются редко.

В этом случае предлог вместе с существительным пишется раздельно. Он выражает значение пространства.

 

Ей нравились фильмы вроде «Терминатора».

Слитное написание этого предлога зафиксировано в словаре. В предложении по смыслу его можно заменить словами «наподобие», «подобно чему-либо». Входит в состав падежного вопроса «Вроде чего?».

 

В роде Ивановых были гениальные музыканты и художники.

Здесь мы видим существительное «род» с предлогом в предложном падеже. Пишется раздельно.

 

Вследствие болезни повар Титова не могла долго работать стоя.

Предлог пишется слитно с буквой -е на конце и имеет значение причины. Заменяется на синоним «из-за».

 

В следствии появились новые улики.

Поставим к выделенному слову вопрос «В чем? или Где?». Судя по всему, это существительное с предлогом в предложном падеже. Между ними можно вставить другие слова, например, в этом следствии.

Обратите внимание, в предложном падеже существительное имеет окончание -и.

 

Важно добавить в следствие новые материалы.

Ставим вопрос «Во что? или Куда?». Это существительное с предлогом в винительном падеже. Оно оканчивается на -е.

 

Нам нужно поговорить насчет Егоровой.

Этот производный отыменный предлог, образованный от имени существительного, пишется слитно. Вместе с существительным образует различные падежные формы. Имеет синоним «о» или «об». Входит в состав вопроса: «Насчет (кого?) чего или По поводу кого (чего?)»

 

На счет в банке поступил миллион долларов.

«Счет» - имя существительное, мужской род, единственное число. Часто используется вместе с предлогом «с». Если между ними можно вставить поясняющее слово (на текущий счет, на новый счет и т.д.), это два разных слова, и они пишутся раздельно.

 

Актеры учили сценарий в течение недели.

В предложении наблюдаем предлог со значением определенный отрезок времени. К нему сопоставим вопрос «Как долго?» Пишется раздельно и в конце буква .

 

В течении реки Соломенная балка наблюдаются резкие повороты.

В этом предложении употребляется имя существенное «течение» в предложном падеже с предлогом «в». Пишется раздельно, но в конце буква –и.

 

Если в предложении используется имя существительное в предложном падеже, означающее отрезок времени, слово оканчивается на -е: в течение дня, месяца и т.д. Но если в предложении используется имя существительное, означающее физическое течение реки, моря и т.д., в конце слова нужно писать -и: в течении реки, моря.

Производные предлоги отличаются живой словообразовательной связью со словами, от которых они образовались. Именно это объясняет особенности их правописания.

 

Дефис в предлогах из-за, из-под

Давайте рассмотрим предлоги, которые пишутся через дефис.

Это относится к сложным предлогам, которые образованы с помощью сочетанию двух простых (первичных) предлогов.

Запомните их:

1 pravopisanie predlogov

В речи используются всего несколько таких слов:

Детям разрешили выйти из-за стола.

Котенок выглянул из-под шкафа.

Предлоги за-ради, с-под, по-за, по-над, по-под относятся к просторечиям, и в русском языке употребляются редко.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В какой строчке предлог пишется слитно:
1(Не)смотря на плохую погоду мы выехали за город.
2Кошка смотрела на нас (из)за двери.
3(В)течение года Руслан и Игорь Волошины отлично учились.
4Десерт подали (за)счет заведения.
Ответить
1
Вопрос: 2
В какой строчке предлог пишется раздельно:
1Николай Петрович хотел получить консультацию (на)счет новой должности.
2Вещи раздали нуждающимся (в)виду отъезда.
3(В)связи с режимом повышенной боевой готовности солдаты почти не отдыхали.
4Он отказывался тренироваться (в)следствие последней неудачи на соревнованиях.
Ответить
3
Вопрос: 3
В какой строчке предлог пишется через дефис:
1Мы увидели гигантские качели (на)подобие летающих тарелок.
2(По)отношению к старшим недопустимо проявлять сарказм.
3(Из)за туч показалось яркое весеннее солнце.
4(Не)взирая на ливень, дети продолжили играть в мяч на улице.
Ответить
3
Вопрос: 4
Найдите строчку с ошибкой:
1Зимой она скучала за теплым солнцем и морским бризом.
2Ему стоило иметь в виду: ей нет равных в споре.
3Родители вернуться в течение двух часов.
4Вместо торта мама испекла вишневые кексы.
Ответить
1
Вопрос: 5
В какой строчке выделенное слово является предлогом и пишется слитно:
1Грубые слова, сказанные (в)место благодарности, огорчили учительницу.
2(В)продолжение беседы нам подали чай с печеньем.
3Вдали показалась река (в)виде маленькой лужи.
4Зеленые берега, казалось, плыли (на)встречу нашей лодки.
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В какой строчке предлог пишется слитно:
1) (Не)смотря на плохую погоду мы выехали за город. 2) Кошка смотрела на нас (из)за двери. 3) (В)течение года Руслан и Игорь Волошины отлично учились. 4) Десерт подали (за)счет заведения.
2 вопрос:

В какой строчке предлог пишется раздельно:
1) Николай Петрович хотел получить консультацию (на)счет новой должности. 2) Вещи раздали нуждающимся (в)виду отъезда. 3) (В)связи с режимом повышенной боевой готовности солдаты почти не отдыхали. 4) Он отказывался тренироваться (в)следствие последней неудачи на соревнованиях.
3 вопрос:

В какой строчке предлог пишется через дефис:
1) Мы увидели гигантские качели (на)подобие летающих тарелок. 2) (По)отношению к старшим недопустимо проявлять сарказм. 3) (Из)за туч показалось яркое весеннее солнце. 4) (Не)взирая на ливень, дети продолжили играть в мяч на улице.
4 вопрос:

Найдите строчку с ошибкой:
1) Зимой она скучала за теплым солнцем и морским бризом. 2) Ему стоило иметь в виду: ей нет равных в споре. 3) Родители вернуться в течение двух часов. 4) Вместо торта мама испекла вишневые кексы.
5 вопрос:

В какой строчке выделенное слово является предлогом и пишется слитно:
1) Грубые слова, сказанные (в)место благодарности, огорчили учительницу. 2) (В)продолжение беседы нам подали чай с печеньем. 3) Вдали показалась река (в)виде маленькой лужи. 4) Зеленые берега, казалось, плыли (на)встречу нашей лодки.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: (Не)смотря на плохую погоду мы выехали за город.
2 вопрос: (В)связи с режимом повышенной боевой готовности солдаты почти не отдыхали.
3 вопрос: (Из)за туч показалось яркое весеннее солнце.
4 вопрос: Зимой она скучала за теплым солнцем и морским бризом.
5 вопрос: Грубые слова, сказанные (в)место благодарности, огорчили учительницу.