Русский язык

Урок 9: Правописание окончаний

Правописание окончаний

В русском языке существует много морфем, которые видоизменяют слова и помогают создать новые. Они служат кирпичиками, которые строят фундамент для единиц русского языка. Одним из таких кирпичиков является окончание. У каждой части речи эта морфема разная, поэтому и пишется неоднозначно. В этом уроке мы рассмотрим правописание окончаний в различных частях речи и разберем трудные случаи.

План урока:

Теоретические основы

Окончания личных глаголов

Правописание причастий

Образование деепричастий

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание окончаний»

 

Теоретические основы

Теория – основа для грамотного правописания. Если не знать правила и особенности морфем, то написать их верно вряд ли удастся. Рассмотрим, что подразумевается под окончаниями и как определяют эту морфему разные лингвисты.

 

Что такое окончание. Общая информация

Окончание является видоизменяемой морфемой. Оно не имеет единого вида и в каждой части речи пишется по-разному. Но несмотря на это, окончание помогает не только передавать смысл и значение слова, склоняя его. Эта морфема строит грамотную речь и образовывает новые слова. Однако эти единицы речи не будут являться однокоренными, о чем всегда следует помнить.

Лингвисты по-разному интерпретируют определение окончания. Кроме того, это слово многозначное. Это означает, что смысл слова будет зависеть от общего контекста. В толковом словаре Ожегова можно найти следующее определение окончания с точки зрения грамматики:

«То же, что флексия – изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова, которая находится в конце словоформы».

Ушаков определяет эту морфему несколько иначе:

«Часть слова, которая видоизменяется во время спряжения слов или склонения их по родам».

Определения несколько отличаются друг от друга, но при этом общий смысл сохраняется. Таким образом, можно сказать, что они полностью тождественны. Исходя из этого, под окончанием можно понимать часть слова, находящуюся в конце единицы речи и изменяющуюся в зависимости от склонения или спряжения.

Если в других морфемах, например, в приставке или суффиксе, гласные изменяются в зависимости от применяемого правила, то в окончаниях это происходит совсем по другой причине. Это зависит от падежа, в котором стоит слово, или от его склонения. На эти два аспекта нужно обратить внимание во время подбора подходящей буквы.

 

Функции окончания. Роль в русском языке

В русском языке окончания – это те же самые аффиксы, которые не только сами видоизменяются, но и меняют морфологическое значение того слова, в котором они стоят. Но при этом окончание играет и другие не менее важные роли в нашей речи.

Функции окончания как морфемы:

  • изменяет морфологическое значение слова: род, число, падеж;
  • образует новые формы слов, но при этом не создает однокоренных единиц речи;
  • влияет на смысловую передачу речи: от изменения одного окончание может поменяться и весь смысл.

Чтобы понять, как именно окончание может изменить смысл слова, достаточно разобрать несколько примеров. Омонимичные слова, употребленные с разными окончаниями, соответственно, имеют и неоднозначную интерпретацию.

Смыслоразличительные функции окончаний:

1 pravopisanie okonchanij

Таким образом, можно заметить, что от окончания зависит очень много в русском языке. Поэтому важно запоминать не только правила, но верное употребление в зависимости от контекста речи.

 

Как обозначить окончание. Выделение морфемы

Окончания, как и другие морфемы в русском языке, имеют свое особое графическое обозначение. Оно необходимо для выделения орфограмм на письме и отделения от других элементов в слове. Данное обозначение представляет собой квадратик, вмещающий всю морфему. Он напоминает окошко, из которого выглядывает окончание.

Выглядит это следующим образом:

2 pravopisanie okonchanij

Во время отработки орфограмм после написания слова необходимо обозначить окончание. Внося его в небольшой квадратик, каждый мысленно обозначает эту морфему у себя в голове. Поэтому в дальнейшем с ее написанием не будет возникать никаких проблем. Для этого и придумано графическое обозначение окончания.

 

Окончания личных глаголов

Под личными глаголами понимаются такие части речи, которые обозначают действия объектов и способны склоняться по лицам. Окончания в таких глаголах постоянно изменяются, что может стать причиной орфографической ошибки. Рассмотрим правописание окончания личных глаголов, чтобы не допускать ошибок во время написания слов.

 

Правописание окончаний личных глаголов. Правила и слова-исключения

Для начала необходимо выучить, как склоняются глаголы. Для этого можно обратиться к таблице склонений:

Рассмотрим пример изменения глаголов по лицам на примере глагола «отвечать»:

3 pravopisanie okonchanij

На этом примере мы можем увидеть, как видоизменяются слова при помощи окончаний. Однако и ошибку в этой морфеме допустить не трудно. Чтобы определить, какое спряжение у глагола, необходимо поставить данную часть речи в начальную форму.

Как определить спряжение глагола:

Примерил

  • ставим в начальную форму: примерять;
  • смотрим на таблицу спряжений и определяем по окончанию (в данном случае –ять);
  • ответ – 1 спряжение.

Обратимся к таблице спряжений:

4 pravopisanie okonchanij

Ее нужно обязательно запомнить, включая все слова-исключения. Это поможет ориентироваться в написании окончаний личных глаголов. Перед употреблением того или иного окончания следует определить спряжение глагола, которые можно посмотреть в таблице: каждому спряжению соответствует определенное окончание. К словам-исключениям относят следующие единицы речи:

Окончания глаголов очень схожи с суффиксами причастий. Это тоже очень важно учитывать.

 

Трудные случаи написания окончаний в глаголах

Существует несколько отдельных правил по правописанию этой морфемы в данной части речи. Их тоже нужно учитывать, чтобы не допускать ошибки. К дополнительным глаголам-исключениям относятся следующие слова:

  • Лаять;
  • Блеять (издавать блеющие звуки);
  • Каяться;
  • Веять (дуть);
  • Лелеять;
  • Маяться;
  • Надеяться;
  • Чуять;
  • Чаять (надеяться);
  • Хаять (ругать);
  • Реять (плавно перемещаться в воздухе);
  • Сеять;
  • Таять.

Они не изменяются и не могут писаться по-другому, потому что их нельзя проверить по правилу или таблице, они не поддаются теоретическим обоснованиям. Все вышеперечисленные слова относятся только к первому спряжению. Также очень важно обращать внимание на приставки в слове, а особенно если есть приставка вы-. Она притягивает к себе ударение, тем самым окончание в таких единицах речи становится безударным. Поэтому во время проверки приставку придется отбросить.

Пример проверки:

Вытащит – тащить; выберет – берет; выгонят – гонять.

Если глагол стоит в повелительном наклонении, то у него может быть только одна форма написания окончания. Такие слова образовываются при помощи суффикса -и- и специального окончания –те. В том случае, если данная часть речи стоит во втором лице множественном числе и при этом относится к первому спряжению, то пишется окончание –ете.

Пример:

Поднимите стулья, купите пластырь.

1 лицо множественное число: когда вы поднимете стулья, придите ко мне в кабинет.

При написании окончаний в глаголах могут возникнуть много трудностей, поэтому всегда следует помнить теорию и уметь ее применять на письме.

 

Суффиксы причастий

Главной функцией причастия является обозначение признака предмета по действию. В этих частях речи тоже легко допустить ошибку. Рассмотрим главные правила.

 

Правописание суффиксов в причастии. Трудные случаи

Существует несколько категорий правил для написания суффиксов в причастиях. Выделяют действительные и страдательные причастия. Правила для действительных причастий собраны в следующей таблице:

5 pravopisanie okonchanij

Также существует отдельное правило для причастий, в которых есть -Н-, -НН-. Оно же действует и для отглагольных прилагательных. Необходимо посмотреть на слово, поставить его в начальную форму и определить его спряжение по таблице. Если слово относится к первому спряжению, то использовать суффиксы -ущ- и -ющ-, а если ко второму, то -ащ- и -ящ-.

Таблица правописания причастий:

6 pravopisanie okonchanij

Эти правила нужно обязательно учитывать во время написания текстов на слух. Если знать правила и уметь их применять, писать можно совершенно без ошибок и помнить все слова-исключения.

 

Образование деепричастий

Под деепричастием понимают такую часть речи, которая обозначает добавочное действие. Оно образовывается при помощи основы глагола настоящего времени и оканчиваются на определенные конструкции. Разберем этот вопрос более подробно.

 

Как образуются деепричастия. Их правописание

У деепричастий нет окончания, но они образуются при помощи специальных отглагольных конструкций. В вопросах тестирования часто попадается эта часть речи, поэтому правило нужно запомнить.

Необходимо образовать от деепричастия глагол и определить его вид. Если слово отвечает на вопрос «что делать?» - то несовершенный, если на вопрос «что сделать?» - совершенный. Далее нужно действовать в соответствии с таблицей и выбирать подходящий суффикс. Правильное образование деепричастий происходит следующим образом:

7 pravopisanie okonchanij

Это правило нужно учитывать не только при написании слов на бумаги, но и при образовании новых форм во время выполнения различных грамматических заданий.

 

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание окончаний»

Единый Государственный экзамен по русскому языку представляет собой перечень из 26 заданий. В задании номер 12 проверяют знания из области окончаний различных частей речи. Чтобы его выполнить правильно, необходимо ознакомиться со структурой, отработать все трудные случаи и постоянно повторить правила. Рассмотрим, из чего состоит этот номер в ЕГЭ по русскому языку 2021.

 

Задание 12. ЕГЭ по русскому 2021

В этом номере выпускникам предстоит ознакомиться с содержанием нескольких строчек и самостоятельно вставить буквы в пропуски. Выбор необходимо обосновать и подкрепить правилом, чтобы точно не ошибиться во время выполнения. Для этого важно хорошо изучить теорию. В ответ может быть занесено сразу несколько значений, поэтому нужно быть предельно внимательными.

Пример задания:

8 pravopisanie okonchanij

Ответ: 135

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья)
2замуч..шься, использу..мый
3размел..шь (зёрна), наполн..вший (водой)
4(кошки) мурлыч..т, теш..щий (себя надеждой)
Ответить
1
Вопрос: 2
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1вылин..вший, обеспоко..нный
2обещ..нный, огнедыш..щий
Ответить
2
Вопрос: 3
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1уполномоч..нный, слыш..мый
2опаса..шься, потрат..вший
3закле..шь, неслыш..мый
4помож..шь, дви́ж..мый
Ответить
3
Вопрос: 4
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1смотр...шь, обид...вший
2дремл...шь, приемл...мый
3произнос...шь, преобразу...мый
4выстел...шь, независ...мый
Ответить
2
Вопрос: 5
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1(вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)
2выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)
3мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)
Ответить
3
Вопрос: 6
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1немысл..мый, (он) клевещ..т
2огнедыш..щий, задерж..нный
3бре..щийся, (они) постро..т
4(занавеска) колыш..тся, езд..вший
Ответить
2
Вопрос: 7
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1предвид..вший, незыбл..мый
2пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т
3обездвиж..нный, натерп..шься
Ответить
1
Вопрос: 8
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1умо..шься, вид..мый
2кле..шь, будораж..вший (воображение)
Ответить
2
Вопрос: 9
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1колебл..мый (ветром), успоко..шься
2будораж..щий, удерж..нный (налог)
3непрекраща..щийся, наде..вшийся
Ответить
2
Вопрос: 10
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1(они) стел..т (скатерть), ове..нный
2вер..вший, вылет..шь
3выздоров..вший (юноша), высп..шься
4скач..щий (конь), (они) дыш..т
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья) 2) замуч..шься, использу..мый 3) размел..шь (зёрна), наполн..вший (водой) 4) (кошки) мурлыч..т, теш..щий (себя надеждой)
2 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) вылин..вший, обеспоко..нный 2) обещ..нный, огнедыш..щий
3 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) уполномоч..нный, слыш..мый 2) опаса..шься, потрат..вший 3) закле..шь, неслыш..мый 4) помож..шь, дви́ж..мый
4 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) смотр...шь, обид...вший 2) дремл...шь, приемл...мый 3) произнос...шь, преобразу...мый 4) выстел...шь, независ...мый
5 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) (вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу) 2) выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками) 3) мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)
6 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) немысл..мый, (он) клевещ..т 2) огнедыш..щий, задерж..нный 3) бре..щийся, (они) постро..т 4) (занавеска) колыш..тся, езд..вший
7 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) предвид..вший, незыбл..мый 2) пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т 3) обездвиж..нный, натерп..шься
8 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) умо..шься, вид..мый 2) кле..шь, будораж..вший (воображение)
9 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) колебл..мый (ветром), успоко..шься 2) будораж..щий, удерж..нный (налог) 3) непрекраща..щийся, наде..вшийся
10 вопрос:

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный 2) вер..вший, вылет..шь 3) выздоров..вший (юноша), высп..шься 4) скач..щий (конь), (они) дыш..т
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья)
2 вопрос: обещ..нный, огнедыш..щий
3 вопрос: закле..шь, неслыш..мый
4 вопрос: дремл...шь, приемл...мый
5 вопрос: мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)
6 вопрос: огнедыш..щий, задерж..нный
7 вопрос: предвид..вший, незыбл..мый
8 вопрос: кле..шь, будораж..вший (воображение)
9 вопрос: будораж..щий, удерж..нный (налог)
10 вопрос: вер..вший, вылет..шь