Русский язык

Урок 10: Правописание НЕ

Правописание НЕ с разными частями речи

Частицы играют очень важную роль в русском языке. Они составляют понятийный и смысловой аппарат речи, без которого понять суть текста или предложения было бы невозможно. Отрицательная частица НЕ позволяет определить отношения субъекта к тому или иному предмету или явлению. Однако иногда при написании слов с частицей НЕ возникают ужасные и грубые ошибки. В этом уроке мы рассмотрим основные правила для этой категории и разберем трудные случаи.

План урока:

Теоретические основы

Написание НЕ с существительными и прилагательными

Употребление частицы с глаголами, причастиями и деепричастиями

НЕ с другими частями речи

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

 

Теоретические основы

В первую очередь важно разобраться с теоретическими аспектами. Правописание начинается с понимания и знания теории, поэтому рассмотрим основные понятия частицы и ее основные виды.

 

Что такое частица. Многозначное понятие

Частица является одним из фрагментов общей конструкции русского языка. Это фундамент для многих фраз и речевых оборотов, которые без нее потеряют смысл. Будет трудно передать какую-то информацию или понять собеседника. Однако само понятие частицы тоже неоднозначное и в нем легко запутаться. Лингвисты дают определение этому служебному слову тоже по-разному. Нас, как читателей словарей, интересует только значение относительно русского языка.

Ожегов в своем толковом словаре приводит следующее понятие частицы:

«Служебное слово, которое участвует в образовании новых форм, побуждает ответить на вопрос или опровергнуть высказываемое, а также выражающее определенную оценку и способ протекания действия».

Если мы посмотрим в справочник Ушакова, то увидим совершенно другое определение:

«Служебная часть речи, которая усиливает, ограничивает или поясняет смысл слов или целого построенного предложения».

Эти определения немного различаются друг от друга, но, несмотря на это, все же тождественны. Таким образом, можно сделать вывод, что под частицей подразумевается служебная часть речи или служебное слово, которое способно давать определенную оценку речи говорящего и характеризовать предмет речи. Частица обладает усиливающим или ограничивающим эффектом и помогает грамотно строить предложения.

Функции частицы. Роль в предложении и тексе

Каждая часть речи, будь она самостоятельной или служебной, играет свою особую роль в речи. Частицы выполняют сразу несколько функций, поэтому русский язык не смог бы существовать без них. Они не только помогают передать интонационную окраску словосочетания или предложения, но и справляются с целым рядом других задач.

Основные функции частиц как самостоятельных частей речи:

  • помогают образовывать новые формы глаголов;
  • придают дополнительные оттенки словам, словосочетаниям и предложениям, выделяют смысловую окраску единицы речи;
  • не являются членами предложения, но могут входить в их состав в качестве служебной части речи;
  • несут ограничительный или отрицательный смысл, передавая какую-то информацию (относится только к частицам НЕ).

Со всеми этими задачами справляется такая служебная часть речи, как частица. Она такая маленькая, но играет очень большую роль в русском языке. В зависимости от раздельного или слитного написания меняется и смысл слова, поэтому нужно быть очень внимательными и знать все грамматические правила, связанные с частицами.

Виды частиц. Варианты употребления

Существует несколько типов частиц в русском языке. Каждые из них наделены особой индивидуальной смысловой окраской. Они дают четкое представление о действии, выражают сомнения или же наоборот что-то запрещают.

Типология частиц в русском языке:

1 pravopisanie ne

В данных категориях нельзя путаться, потому что на каждую группу предусмотрено отдельно правило. В основном путаются в слитном и раздельном написании частиц, особенно в случае с частицей НЕ. Поэтому в данном уроке мы и рассмотрим положение НЕ с разными частями речи.

 

Написание НЕ с существительными и прилагательными

Существительные и прилагательные играют важную роль в русском языке. Они обозначают предметы и их признаки, помогают передавать основную информацию в тексте и речи. Чтобы смысл передавался верно, важно писать эти элементы языка без ошибок, особенно с частицей НЕ. Рассмотрим самые трудные случаи и основные положения правил.

 

Правописание НЕ в именах существительных. Заучивание основ

Правило для этой категории достаточно легко запомнить. Оно относится к смысловому значению слов, то есть подразумевает лексический смысл. Поэтому перед написанием существительных с частицей НЕ всегда следует обращать внимание на то, произносится ли слово отдельно без этой частички и существует ли вообще.

Рассмотрим правило более подробно:

2 pravopisanie ne

Именно этим правилам подчиняются имена существительные при их написании с частицей НЕ. Слов-исключений в данном разделе не выделяют, достаточно запомнить только данные категории слитного и раздельного написания.

 

Правописание частицы НЕ в имени прилагательном. Особенности правила

Имя прилагательное характеризует признак предмета, о котором повествуется в тексте и предложении. Следовательно, слитное или раздельное написание данной части речи может сильно повлиять на смысл сказанного. Все правила этой категории собраны в одной таблице. Рассмотрим ее более подробно.

Таблица правописания прилагательных:

3 pravopisanie ne

Если заметить, то некоторые правила для имен существительных действуют и для имен прилагательных. Но все же лучше различать особенности этих частей речи, чтобы не запутаться с правописанием.

Употребление НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями

Данная группа частей речи относится к действиям предмета или объекта. Все правила о написании НЕ очень похожи друг на друга, но некоторые положения все же отличаются. Рассмотрим каждое из них более подробно.

 

Правописание НЕ с глаголами. Трудные случаи

Часто мы слышим правило: «НЕ с глаголами всегда пишется отдельно». Но не все так просто, как кажется. Есть и другие нюансы, которые очень важно учитывать при написании данной части речи. Она включает в себя и трудные случаи, в которых внимание в первую очередь нужно обращать на приставку.

Таблица правописания НЕ с глаголами:

4 pravopisanie ne

Поэтому важно выделять все морфемы в словах и понимать смысл, который они придают слову. От этого и отталкивается основная концепция правила, которое необходимо запомнить.

 

Правописание НЕ с причастиями и деепричастиями. Сходства с глаголами

Очень важно видеть отличия между такими частями речи, как причастие и деепричастие. Причастие обозначает признак предмета по его действию, а деепричастие – добавочное действие. Такой разный морфологический смысл изначально закладывается в слова данных частей речи. Однако правило на правописание НЕ распространяется одинаково как на причастия, так и на деепричастия.

Таблица правописания причастий и деепричастий:

5 pravopisanie ne

Таким образом, для данного правила существует единая таблица для причастий и деепричастий. Нужно запомнить ее и уметь приводить примеры, чтобы в дальнейшем не ошибиться с написанием НЕ в причастиях и деепричастиях.

 

НЕ с другими частями речи

Другие части речи тоже употребляются с данной частицей. В некоторых словах встречаются даже трудные случаи, которые записаны только в словаре и нуждаются в запоминании. Важно обратить внимание на такие части речи, как числительное, наречие, местоимение, производные предлоги. Рассмотрим каждую категорию в таблице.

6 pravopisanie ne

Такая таблица позволяет хорошо разобрать правило относительно правописания НЕ с другими частями речи. Все трудные случаи важно запомнить, чтобы потом суметь применить эти знания на практике.

 

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

В Едином Государственном экзамене по русскому языку присутствует задание, которое предполагает выбор определенной строчки, в которой все слова пишутся одинаково. Это задание идет под номером 13. Рассмотрим, что нужно знать для его выполнения и какие есть подводные камни.

Задание 13. ЕГЭ по русскому языку 2021

В данном номере необходимо выбрать один ряд, в котором все бы слова с НЕ писались слитно. Однако нужно быть очень внимательными, потому что в некоторых случаях просят найти и раздельное написание.

Тут важно вспомнить все разобранные нами правила в этом уроке. Попасться могут совершенно разные части речи, поэтому нужно тщательно анализировать задание, чтобы не допустить ошибок. Вариант ответа здесь будет состоять из двух написанных слов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1Газон, ещё (НЕ)ПОКРЫТЫЙ снегом, удивлял своей зеленью, казался чем-то необыкновенным.
2Щенку было (НЕ)БОЛЬШЕ полугода.
3(НЕ)ЗАМЕТИВ ничего необычного, отец шёл вперёд.
4Хотя было холодно, окно всё же было (НЕ)ЗАКРЫТО.
5(НЕ)ЗЛОЙ, но при этом довольно строгий взгляд матери заставил Машу рассказать правду.
Ответить
5
Вопрос: 2
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1Дед на кухне безмятежно и (НЕ)СПЕША ел тёплые макароны с кетчупом и читал любимую книгу.
2Трудолюбивые садоводы-целинники выезжали туда, едва сходил снег, распахивали и засаживали семенами неприхотливых растений пока ещё очень (НЕ)ЩЕДРУЮ, только что осушенную землю.
3Он меняет всё вокруг, потому что (НЕ)ГОТОВ измениться сам.
4Даже укравшего не называют вором, пока факт воровства (НЕ)ДОКАЗАН в суде.
5Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.
Ответить
2
Вопрос: 3
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1Друзья, так и (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ моего звонка, начали волноваться и решили после школы зайти ко мне.
2Последняя глава книги (НЕ)ЗАКОНЧЕНА.
3Павел Петрович выглядел очень (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.
4Эта канава (НЕ)ГЛУБЖЕ той.
5(НЕ)УСПЕВ обдумать свои действия, я бросился ему наперерез.
Ответить
3
Вопрос: 4
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1Строительство шло (НЕ)БЫСТРО и легко, а долго, с множеством согласований и поправок.
2Мясо в супе было (НЕ)ДОВАРЕНО, оттого жевалось с трудом и имело странный вкус.
3Никак (НЕ)ЗАЖИВАЮЩАЯ рана души его продолжала тихо кровоточить, но никто из окружающих не замечал испытываемой им боли.
4Мы (НЕ)СПЕША шли по аллее парка.
5Праздник оказался ничуть (НЕ)ВЕСЁЛЫМ, хотя все старались приободрить друг друга.
Ответить
2
Вопрос: 5
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1Есть люди, которых нельзя понять, (НЕ)ПРИБЛИЗИВШИСЬ к ним.
2Вдруг разнёсся по лесу (НЕ)ЗНАКОМЫЙ и страшный голос какого-то зверя.
3(НЕ)УДАЧА, а трудности ждали его в работе.
4Вдруг меня (НЕ)ПОЙМУТ или поймут превратно.
5Наташа, (НЕ)ПОМНИВШАЯ себя от восторга, подбежала к нему.
Ответить
2
Вопрос: 6
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1Если вы представите себе во главе армии (НЕ)ОПЫТНЫХ полководцев, но просто одну армию без начальников, то эта армия не смогла бы сделать ничего значительного.
2Всё это ни разу не заставило задуматься графиню, которая (НЕ)ДАРОМ пользовалась репутацией умнейшей женщины.
3Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей.
4В кухне было чисто, но посуда была (НЕ)ПОМЫТА.
5Маша (НЕ)ДОСТАВАЛА до высокой оконной ручки – была ещё мала ростом.
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1) Газон, ещё (НЕ)ПОКРЫТЫЙ снегом, удивлял своей зеленью, казался чем-то необыкновенным. 2) Щенку было (НЕ)БОЛЬШЕ полугода. 3) (НЕ)ЗАМЕТИВ ничего необычного, отец шёл вперёд. 4) Хотя было холодно, окно всё же было (НЕ)ЗАКРЫТО. 5) (НЕ)ЗЛОЙ, но при этом довольно строгий взгляд матери заставил Машу рассказать правду.
2 вопрос:

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1) Дед на кухне безмятежно и (НЕ)СПЕША ел тёплые макароны с кетчупом и читал любимую книгу. 2) Трудолюбивые садоводы-целинники выезжали туда, едва сходил снег, распахивали и засаживали семенами неприхотливых растений пока ещё очень (НЕ)ЩЕДРУЮ, только что осушенную землю. 3) Он меняет всё вокруг, потому что (НЕ)ГОТОВ измениться сам. 4) Даже укравшего не называют вором, пока факт воровства (НЕ)ДОКАЗАН в суде. 5) Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.
3 вопрос:

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1) Друзья, так и (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ моего звонка, начали волноваться и решили после школы зайти ко мне. 2) Последняя глава книги (НЕ)ЗАКОНЧЕНА. 3) Павел Петрович выглядел очень (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ. 4) Эта канава (НЕ)ГЛУБЖЕ той. 5) (НЕ)УСПЕВ обдумать свои действия, я бросился ему наперерез.
4 вопрос:

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1) Строительство шло (НЕ)БЫСТРО и легко, а долго, с множеством согласований и поправок. 2) Мясо в супе было (НЕ)ДОВАРЕНО, оттого жевалось с трудом и имело странный вкус. 3) Никак (НЕ)ЗАЖИВАЮЩАЯ рана души его продолжала тихо кровоточить, но никто из окружающих не замечал испытываемой им боли. 4) Мы (НЕ)СПЕША шли по аллее парка. 5) Праздник оказался ничуть (НЕ)ВЕСЁЛЫМ, хотя все старались приободрить друг друга.
5 вопрос:

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1) Есть люди, которых нельзя понять, (НЕ)ПРИБЛИЗИВШИСЬ к ним. 2) Вдруг разнёсся по лесу (НЕ)ЗНАКОМЫЙ и страшный голос какого-то зверя. 3) (НЕ)УДАЧА, а трудности ждали его в работе. 4) Вдруг меня (НЕ)ПОЙМУТ или поймут превратно. 5) Наташа, (НЕ)ПОМНИВШАЯ себя от восторга, подбежала к нему.
6 вопрос:

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1) Если вы представите себе во главе армии (НЕ)ОПЫТНЫХ полководцев, но просто одну армию без начальников, то эта армия не смогла бы сделать ничего значительного. 2) Всё это ни разу не заставило задуматься графиню, которая (НЕ)ДАРОМ пользовалась репутацией умнейшей женщины. 3) Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей. 4) В кухне было чисто, но посуда была (НЕ)ПОМЫТА. 5) Маша (НЕ)ДОСТАВАЛА до высокой оконной ручки – была ещё мала ростом.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: (НЕ)ЗЛОЙ, но при этом довольно строгий взгляд матери заставил Машу рассказать правду.
2 вопрос: Трудолюбивые садоводы-целинники выезжали туда, едва сходил снег, распахивали и засаживали семенами неприхотливых растений пока ещё очень (НЕ)ЩЕДРУЮ, только что осушенную землю.
3 вопрос: Павел Петрович выглядел очень (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.
4 вопрос: Мясо в супе было (НЕ)ДОВАРЕНО, оттого жевалось с трудом и имело странный вкус.
5 вопрос: Вдруг разнёсся по лесу (НЕ)ЗНАКОМЫЙ и страшный голос какого-то зверя.
6 вопрос: Всё это ни разу не заставило задуматься графиню, которая (НЕ)ДАРОМ пользовалась репутацией умнейшей женщины.