Финансовая грамотность

Урок 3: Правила посещения магазина

Правила посещения магазина

Что нельзя брать с собой в торговый зал? Как избежать покупки некачественных товаров? Узнаем ответы в данном уроке

План урока:

Официальные правила посещения магазина

Что нельзя брать с собой в торговый зал. Что может произойти в этих случаях?

Что нельзя делать в торговом зале

Как избежать покупки некачественных товаров, обмана в магазине

Что делать, если вас обманули в магазине

 

Официальные правила посещения магазина

Правила посещения магазинов зависят от ряда факторов: политических, экономических, эпидемиологических, внутренних правил торговой сети.

Рассмотрим основные правила посещения магазина, выявим, что разрешено, а что запрещено делать покупателям.

  • Разрешено заходить в магазин перед закрытием

Бывает, администрация магазина запрещает заходить за несколько минут до закрытия. Правомочны ли они в этом? В Законе «О защите прав потребителей» сказано, что магазин должен четко обозначить режим работы  и довести эту информацию до клиентов доступно и наглядно, а также соблюдать его. Но для совершения покупок требуются время, но нельзя задерживать сотрудников магазина в конце их смены. Поэтому нужно планировать время, чтобы совершить все покупки до закрытия магазина.

  • Можно не оставлять вещи в камере хранения магазина

В большинстве магазинов покупателей просят сдавать вещи в камеры хранения. Но за оставленные там ценные вещи администрация и служба безопасности ответственности обычно не несет. Это прямое нарушение прав потребителя.

Продавец не имеет права отказать покупателю в обслуживании, т.к. это нарушение ст. 426 Гражданского кодекса РФ «Публичный договор». Если же покупатель разместил свои вещи в камере хранения, а с ними что-то случилось, ответственность за это несет администрация магазина.

  • Можно воспользоваться туалетом в магазине

Магазин не обязан предоставлять покупателям данную услугу, но нередко могут пойти навстречу и дать возможность воспользоваться туалетом для персонала. В крупных торговых центрах есть общественные туалеты.

  • Запрещено забирать тележку из магазина

Некоторые покупатели вывозят тележки из магазина на парковку для удобства загрузки покупок, а кто-то вообще забирает их с собой, чтобы использовать в быту. Это уже расценивается как воровство. Угон продуктовой тележки  наказывается по ст. 158 Уголовного кодекса РФ.

  • Нельзя съедать некоторые продукты до их оплаты на кассе

Повредив упаковку товара осознанно, покупатель должен купить этот продукт. Если изначально было намерение воспользоваться продукцией в торговом зале (например, покупатель захотел пить и взял бутылку воды), на кассе необходимо показать вскрытую упаковку и заплатить за нее.

Но если речь идет о продуктах, которые продают на (конфеты, фрукты), то покупатель ничего не сможет предъявить для оплаты на кассе! И в данном случае их  употребление  является нарушением закона.

  • Нельзя в магазине вести себя шумно, размахивать руками. И позволять делать это детям или животным

Таким поведением можно случайно разбить витрины или испортить товары. Если покупатель не сможет доказать, что причиной падения товара стала его неправильная выкладка на прилавке, то обязан будет  за него заплатить. Исключение, - если товар был размещен сотрудниками таким образом, что нельзя нормально пройти между полками. Правила посещения продуктовых  магазинов запрещают нахождение покупателей с собакой.

Во время распространения коронавируса правила посещения магазинов предписывали ношение медицинских масок, но только в том случае если в регионе было введено обязательное ношение масок.

В большинстве региональных постановлений о введении ограничительных мер было предписано соблюдать расстояние друг от друга не менее 1,5 метров. Особенно это касалось правил посещения магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, а также крупных торговых сетей, таких как «Леруа Мэрлен», «Пятерочка», «Икеа» и т.д. Также во время пандемии торговые заведения должны были  исключить возможность того, чтобы покупатели сами набирали и взвешивали продукты.

Если покупатель видит, что магазин нарушает санитарные правила, то он может пожаловаться в Роспотребнадзор (на их сайте есть возможность подать жалобу электронно).

Сейчас во многих регионах правила посещения магазинов уже не предусматривают наличие медицинской маски, перчаток и соблюдение дистанции.

pri poseshchenii torgovogo zala
Источник

Что нельзя брать с собой в торговый зал. Что может произойти в этих случаях?

В некоторых магазинах большую сумку или рюкзак просят оставить в камере хранения. Но что делать, если в сумке ценные вещи? Служба безопасности не имеет права не впускать такого покупателя, а уж тем более – досматривать. Если посетитель берет с собой покупки из другого магазина, то необходимо при себе иметь чек, его могут попросить на кассе. На дверях многих магазинах висят наклейки, гласящие, что нельзя зайти в торговую точку на роликах или с самокатом. Законодательного запрета нет. Но, с точки зрения безопасности других покупателей и недопущения их травматизма, следует избегать подобных ситуаций.

Почему нельзя ходить в магазин с домашними животными (кошками, собаками). Это запрещено санитарно-гигиеническими правилами. Ограничение распространяется и на перенос животных на руках или в сумке. Исключением является собака-поводырь. Незрячий человек по закону имеет право на беспрепятственный доступ ко всем общественным местам, в том числе магазинам в сопровождении собаки-поводыря.

2 zaprety
Источник

С мороженым в магазин можно, законодательного запрета нет,  но есть рекомендации торговых предприятий о том, что не следует доставлять неудобство другим посетителям. И если посетитель испачкает мороженым товар, то должен будет его купить.

С детскими, инвалидными  колясками можно посещать торговые сети. Если в магазине есть запрет, то это незаконно.

 

Что произойдет, если покупатель испортил товар?

Если магазин докажет, что порча товара покупателем произошла умышленно или из-за неосторожности, то он обязан возместить ущерб.

Но в магазинах есть целый ряд нарушений, когда порча происходит не по вине посетителя. Например, если очень маленькое расстояние между рядами в торговых залах. И если покупатель, проходя мимо с тележкой что-то зацепит и уронит, то необходимо проверять насколько законна такая выкладка товара. Потому что их, как правило, ставят в междурядье, расстояние сокращается и нарушаются требования размещения торговых рядов.

Если же ребенок уронил хрупкий товар с витрины – нужно проверить, почему они были выложены так, что могли упасть. Товар должен размещаться таким образом, не падать от покачиваний.

Неправильное размещения товаров  - это вина магазина, а не посетителя.

Но если ребенок бежал, упал на полку и свалил товары, то за это несет ответственность родитель или опекун.

При этом любую ответственность покупателя администрации торговой точки необходимо будет доказать в суде. Посетитель не обязан возмещать ущерб без веских на то оснований.

 

Что нельзя делать в торговом зале

В некоторых торговых залах висят запреты на фото- и видеосъемку. Действительно ли нельзя снимать в магазине?  На законодательном уровне нет подобных ограничений, так объект по продаже товара является публичным местом. Продавцы торговой точки или администрация часто запрещает покупателям фотографировать товар, так как на снимках отображаются товарные знаки и логотипы, попадающие под защиту закона «Об авторских правах». Если покупатель фотографирует товары для личного пользования, то никто не имеет права запрещать это делать.

В магазинах запрещено вскрывать упаковку, чтобы проверить ее содержимое. Товар со вскрытой упаковкой сложнее будет продать. В данном случае можно попросить продавца аккуратно вскрыть упаковку и продемонстрировать товар.

Мерить вещи в магазинах разрешено, но нельзя примерять нижнее белье и запакованные изделия.

Любой ли товар можно вернуть или обменять?

Вернуть и обменять большинство качественных непродовольственных товаров можно, если:

  • упаковка не нарушена;
  • с момента покупки прошло не более двух недель или товар является сезонным (например, зимняя обувь);
  • товар не является невозвратным.

В «Законе о защите прав потребителей» выделен перечень товаров, вернуть или обменять которые в магазине нельзя. К ним относятся: лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерия и косметика, текстильные товары, бытовая химия и др. К этой же группе относятся и смартфоны.

 

ПРАКТИКУМ

Посетите ближайшие магазины. Внимательно рассмотрите все плакаты и информационный стенд. Есть ли какие-то запреты для посетителей?

Как избежать покупки некачественных товаров, обмана в магазине

Приобретённые товары можно вернуть в следующих случаях:

  • покупатель обнаружил в товаре существенные недостатки;
  • товар надлежащего качества, но по некоторым причинам он не подошёл.

 

О правах потребителей при обнаружении некачественных товаров можно прочитать в статье 18 закона «О защите прав потребителей» 

Если покупатель обнаружил брак, он может сдать товар обратно и попросить вернуть деньги за товар.

Продавец можете предложить клиенту уменьшение цены, замену на подобный товар без брака или ремонт за собственный счет. При возврате продукции ненадлежащего качества могут возникнуть споры о причине дефектов. В таком случае магазин обязан за свой счёт провести экспертизу. Если будет обнаружен изначальный брак, то продавцу  придётся вернуть клиенту деньги. А если виновным в порче товара окажется покупатель, то он  забирает этот товар себе и должен будет возместить стоимость экспертизы.

Чтобы минимизировать риски покупки некачественного товара, необходимо тщательно проверять товар при продаже.

Основанием для претензии о возврате денежных средств или замене некачественного товара в магазине могут быть:

  • Производственный дефект или заводской брак, поставка некачественного товара.
  • Неправильное хранение товара. Например, смартфон хранили во влажном помещении.
  • Неаккуратная транспортировка товара.
  • Негативные действия третьих лиц.
  • Отрицательное влияние природных сил и явлений до передачи товара покупателю. Например, из-за проливного дождя затопило склад фотоаппаратов, из-за чего многие модели пришли в негодность.

3 esli kupili tovar s nedostatkami
Источник

 

Что делать, если вас обманули в магазине

К кому обращаться в случае обмана в магазине и куда жаловаться?

  • К руководству магазина. Поводы для жалоб могут быть любыми. Можно поговорить с администрацией лично, но гораздо эффективнее составить письменную жалобу.
  • В службу клиентской поддержки. Как правило, у торговых сетей есть горячая линия, онлайн-чаты, группы в социальных сетях, где можно оставить жалобу.
  • В Роспотребнадзор

 

Причины жалоб: отказ в возврате или обмене товаров, в том числе в интернет-магазинах, обвес, обман покупателей на кассе при расчете, продажа некачественного товара, обман со скидками.

  • В Общество защиты прав потребителей.

 6. Как выбрать хороший магазин, качественный товар с оптимальной ценой заранее. Рейтинги в интернете, отзывы и прочие данные, открытые для использования.

90 % покупок в сети Интернет совершается с использованием отзывов. Отзывы  о магазине необходимо изучать на сторонних ресурсах, так как многие производители удаляют отрицательные отзывы на своих площадках. Как же определить, какой магазин лучше?

В первую очередь, при выборе магазина или производителя необходимо ориентироваться на опыт количество лет на рынке. Солидные опытные компании не подводят клиентов, им важна репутация. Еще один признак хорошего магазина – широкий ассортимент качественного товара, выбор способов оплаты.

Далее необходимо изучить отзывы о товаре или магазине на популярных площадках-отзовиках, проанализировать рейтинг, выбрать лучшие интернет-магазины. Для работы с отзывами лучше всего подходят сайты:

  • Otzovik
  • Irecommend
  • Яндекс.Маркет
  • Яндекс.Карты
  • Google Maps
  • VK
  • Youtube
  • Tripadvisor
  • Flamp
  • Zoon

Хороший товар или магазин, как правило, имеет оценку от 4,5 при 5-балльной шкале.

 

ПРАКТИКУМ

Попытайтесь найти отзывы на ваш смартфон на Яндекс. Маркете. Соответствуют ли они действительности?

 

Магазин – это общественное место со своими правилами поведения. Посещая торговые предприятия, надо знать свои права и обязанности. При обнаружении ошибок со стороны продавцов, любых спорных ситуаций проявлять терпение и уважение к сотрудникам магазина. Полезно при посещении магазина брать с собой брошюру с законом «О защите прав потребителя».

4 o zashchite prav potrebitelei
Источник

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Придя домой, Иван Петрович обнаружил, что в магазине ему продали товар ненадлежащего качества. На что он может рассчитывать, вернувшись в магазин?
1Замена на аналогичный товар
2Возврат денег за товар
3Устранение недостатков товара
4Все варианты возможны
Ответить
4
Вопрос: 2
Что можно съесть в торговом зале магазина ДО оплаты на кассе?
1Банан
2Огурец
3Шоколадку
Ответить
3
Вопрос: 3
С кем можно посещать магазин?
1С ребёнком
2С собакой
3С кошкой
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Придя домой, Иван Петрович обнаружил, что в магазине ему продали товар ненадлежащего качества. На что он может рассчитывать, вернувшись в магазин?
1) Замена на аналогичный товар 2) Возврат денег за товар 3) Устранение недостатков товара 4) Все варианты возможны
2 вопрос:

Что можно съесть в торговом зале магазина ДО оплаты на кассе?
1) Банан 2) Огурец 3) Шоколадку
3 вопрос:

С кем можно посещать магазин?
1) С ребёнком 2) С собакой 3) С кошкой
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Все варианты возможны
2 вопрос: Шоколадку
3 вопрос: С ребёнком