Литература

Урок 5: Повести временных лет

Повести временных лет. Сказание о белгородском киселе. Сказание о Кожемяке

В представленном уроке рассказывается о первой русской летописи и двух сказаниях из «Повести временных лет»
 

План урока:

Особенности жанра русской летописи

«Сказание о белгородском киселе»

Отображение в образах летописных народных героев представлений о патриотизме, мудрости, находчивости и смекалке

Историческое и художественное значение летописей

 

Особенности жанра русской летописи

Летописные исторические факты и вымышленные истории

Письменность у славян существовала с древнейших времен, но была в виде простейших, примитивных знаков. В 863 г. братья Кирилл и Мефодий, монахи-просветители, составили азбуку, удобную для записи речи восточных славян. Древнерусский язык был очень близок к старославянскому, который стали использовать для переводов книг Священного Писания с греческого и латинского языков. При князе Владимире в 988 г. на Руси было принято христианство. Крещение Руси стало началом сближения древнерусской культуры с византийской. Для проведения богослужения в храмах стали использоваться тексты церковных книг на старославянском языке.

При Ярославе Мудром столица Киевской Руси стала культурным центром страны. Просвещенный князь приглашал в Киев из Византии иконописцев, зодчих, писателей. Строились храмы, основывались монастыри, открывались школы, переписывались и переводились с других языков книги. С XI в. на Руси стала зарождаться собственная литература, главной целью которой было воспитание, обучение, наставление в благочестии. В литературных произведениях Древней Руси описывались значимые исторические факты и события, а также герои, чьи поступки могли служить примером подвига, бескорыстного служения, истинной веры и патриотизма.

Одним из самых древних произведений является летопись «Повесть временных лет». Летопись – жанр древнерусского эпического творчества, свод текстов, представляющих собой разрозненные описания событий по годам.Летописное повествование начиналось со слов: «В лето…». В Древней Руси год назывался словом «лето», от этого слова появилось понятие «летопись».  Летописи создавались в монастырях, монахи были самыми образованными людьми своего времени. Летописцы переписывали события прошлого, отражали историю своего времени. Они вспоминали о славных подвигах и доблести русских князей в дохристианское время, писали о мудрости и благочестии князей-христиан, осуждавших феодальные распри и боровшихся за единение русских земель. В летописях рассказывается о зарождении русской государственности и национальной духовной культуры.Летописи стали результатом общего труда летописцев на протяжении нескольких столетий.

povest vremennyh let
«Повесть временных лет»  

«Повесть временных лет» была составлена предположительно в 1113 г. из существовавших ранее летописных источников и дописана монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря, после дополнена монахом Сильвестром из Выдубецкого монастыря недалеко от Киева. Впервой русской летописи описана история славян от сотворения мира, представлены их место и роль среди других народов. Древнейший вариант «Повести временных лет» сохранился в Лаврентьевской летописи, которая создавалась с 1377 г. Название летописный свод получил по началу своего повествования: «Се повести временных лет…» Эта древнейшая русская летопись является ценным источником исторических сведений и заслуживающей внимания поучительной литературой. Многообразны жанры древнерусской летописи, она содержит тексты преданий, жития святых, притч, похвал, песнопений, поучений, сказаний и др.

В сказаниях о белгородском киселе и Никите Кожемяке рассказывается о непростом периоде в истории Руси. Во времена правления князя Владимира страна терпела многочисленные набеги со стороны кочевых племен. Особо досаждали печенеги[1], обитавшие в степных причерноморских землях. Они грабили и разоряли русские селения и города, угоняли в рабство пленников. Для защиты границ Руси от кочевников Владимир строил крепости. В этих летописных сказаниях упоминается город Белгород, основанный как крепость в 993 г. на правобережье Днепра, и город Переяславль, который был деревянной крепостью, заложенной в честь победы над печенегами в 992 г. у реки Трубеж. В летописных сказаниях точно датируемые события истории послужили фоном для сохранившихся в народной памяти рассказов о славных подвигах русских людей.

letopisec nestor
Летописец Нестор  

 

«Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о Кожемяке». Краткое содержание. Мудрый старец и его военная хитрость. Образ Никиты Кожемяки. Патриотическая идея сказаний

Сказание – повествовательный жанр, в основе сюжета которого лежат исторические события или народные легенды, предания. В «Сказании о белгородском киселе» рассказывается об осаде[2] «в лето 997 г.» города Белгорода. Осада печенегов была длительной, в крепости города наступил голод. Собрались на вече[3] жители осажденного города и приняли решение признать себя побежденными и сдаться. Горожане надеялись, что хоть кто-нибудь в живых останется, ведь в осажденном городе все до последнего обречены умереть голодной смертью.

belgorod
Белгород в X в.  

Одному старику, который не смог прийти на вече, рассказали о решении горожан. Старец обратился к старейшинам[4] города с просьбой отложить решение на три дня и выполнить то, что он скажет. Те согласились, а он попросил собрать у горожан хоть по горсточке оставшегося зерна, овса или отрубей. После велел смешать болтушку, из которой готовят кисель, наполнить кадку и спустить в вырытый колодец. Затем попросил сыскать хоть немного меду, остатки которого нашлись у князя. Мед развели водой в кадке во втором колодце.

После обратились к печенегам с просьбой прислать десять человек, чтобы они посмотрели на жизнь в городе. Печенеги согласились, подумав, что горожане хотят сдаться. Но белгородцы пришедшим послам сказали, что осада бесполезна, потому что сама земля дает им пищу. И показали колодцы, зачерпнули болтушку и приготовили из нее кисель, после меда начерпали. Стали есть сами, печенегов угостили и для их князей передали угощение. Поверили в чудо печенеги, сняли осаду города и ушли.

Сюжет «Сказания о белгородском киселе» похож на сказку или миф. Но летописец не подвергает сомнению достоверность описываемых событий. В истории имеется немало примеров, когда военная хитрость помогала обмануть врага и спастись. Отчаявшиеся белгородцы, чтобы выжить, решили сдаться в плен врагу, отдав свой город на разграбление. Понимая, что их ожидает участь пленников, он были рады любой возможности сохранить свою свободу и город. Доверившись старцу, они сделали все, о чем он попросил. Хитроумный план старика сработал: объединившиеся горожане, собрав ничтожные остатки еды в собственных домах, создали иллюзию полных еды колодцев, обманули врагов и сохранили свою свободу. Символичны слова белгородцев о том, что они имеют «пищу от земли». Это означало, что пища не иссякнет, как вода в колодцах. А если сама земля кормит, значит она защищает свой народ, делает его непобедимым. Прежде всего родная земля дает людям пищу духовную, они должны помнить, что в долгу перед своей землей, которую должны оберегать и защищать. В этом сказании летописцем прославляется патриотизм, мудрость и находчивость не только жителей Белгорода, но и всего русского народа.

skazanie o belgorodskom
«Сказание о белгородском киселе»  

Героем сказания стал Никита Кожемяка. Юноша свое прозвище получил за промысел, которым занимался. Он разминал руками кожу животных, после такой выделки она становилась мягкой, пригодной для изготовления одежды и иных предметов.В «Сказании о Кожемяке» рассказывается о событиях «лета 992»: нападении печенегов на русские земли. Князь Владимир после войны с хазарами[5] и победы над ними возвратился домой, но вынужден был снова выступить в поход против напавших печенегов. Дружина князя встретила врагов у брода через реку Трубеж. Русское войско стояло на одном берегу, а печенеги – на другом, никто не решался атаковать противника. Князь печенегов, подъехав к реке, сделал предложение князю Владимиру: пусть победа определится в сражении двух воинов. Только у него было условие: если победу в поединке одержит русский, печенеги не будут нападать три года, но если победит печенег, то они три года будут разорять русские земли.

Владимир в своем стане послал гонцов на поиски воина, готового схватиться с врагом один на один, но такового не нашлось. Следующим утром прибыли печенеги со своим воином, готовым драться на поединке. Владимир вновь послал на поиски в русском войске могучего мужа. Пришел к князю тогда некий старый ратник[6] и рассказал, что дома у него остался младший сын, которого с детства еще никто в драке «не бросил оземь». А однажды, когда отец бранил его, он рассерчал и разорвал руками кожу, которую мял. Владимир велел послать за юношей. Никита Кожемяка, представ перед князем, попросил испытать его: он захотел схватиться с крупным, сильным и разъяренным быком. Когда бык побежал на него, юноша схватил его рукою, вырвав на боку кусок кожи с мясом. Так он убедил князя Владимира, что у него хватит сил побороться.

Утром печенеги снова стали звать на бой, их воин был устрашающе велик. Увидев соперника, печенег рассмеялся, потому что Кожемяка был невелик ростом. Освободили место между войсками, и вышли они для смертельной схватки. Юноша схватил печенега и удавил голыми руками, бросив на землю. Увидав это, печенеги бросились в бегство, а русские, преследуя их, прогнали со своих земель. В честь победы князь Владимир у речки Трубеж повелел основать город, дав ему название Переяславль в память об отроке, что «перенял славу». В Киев Владимир вернулся со славной победой. Людей простого звания Никиту Кожемяку и его отца князь возвеличил.

Для столь решающего боя Владимир выбрал юношу потому, что его убедил рассказ отца о разорванной сыном коже, ведь разорвать прочную кожу руками мог человек, наделенный особой силой. Юноша же проявил ответственность перед боем, попросив его испытать в схватке с быком. Он понимал, что в случае поражения его народу будет вынесен страшный приговор на три долгих года. Никита, не раздумывая, готов пожертвовать своей жизнью ради спасения Родины. Его старый отец тоже готов принести великую жертву. Он любит своего сына и гордится им, но ради победы над врагом предлагает отдать самое дорогое, что у него есть.

Летописцу в сказании удалось донести патриотическую идею, что на Руси есть герои, подобные образам былинных богатырей. Физическая сила Кожемяки в летописном сказании явно преувеличена, как в былине или сказке. Но силой духа он не уступает богатырям. В былине богатырь – это воин, чье предназначение – защищать Родину. В летописном сказании героем стал простой ремесленник, одержавший победу благодаря своим сильным натруженным рукам. Летописец показал, что человек, занимающийся мирным ремеслом, тоже готов встать на защиту своей страны, проявить воинскую доблесть.

poedinok kozhemyaki
Поединок Кожемяки с печенегом  

 

Отображение в образах летописных народных героев представлений о патриотизме, мудрости, находчивости и смекалке

Центральными героями «Повести временных лет» были исторические личности и русские князья. Но в летописи отражены не только их подвиги и деяния, но и подвиги простых людей, благодаря которым летописец показал лучшие качества всего русского народа: любовь к своей Родине, способность к самопожертвованию, мудрость, смекалку, находчивость. Рассказы про народных героев занимают особое место в «Повести временных лет». В них показано, что победа над врагом может быть одержана благодаря простому человеку, потому что русская земля щедро одарена храбрыми, сильными, находчивыми, умными людьми. Большинство таких героев в «Повести временных лет» безымянны. В сказаниях неприметный человек из народа проявлял себя в критический для Родины момент, благодаря силе или мудрости спасал свою землю и свой народ.

Историческое и художественное значение летописей

Летописание, возникшее в XI в. и просуществовавшее до XVIII в., было важнейшей самобытной частью древнерусской культуры. К летописям в Древней Руси было особое отношение. Летописец не был просто историком, описывающим некие события и факты, а летопись не была только исторической хроникой. Несмотря на то, что летописи составлялись по велению князя или игумена[7] монастыря,летописец видел свое предназначение в исполнении Божьей воли, в том, чтобы донести потомкам истину: не просто описать событие, а раскрыть его смысл. Сохранилась запись летописца XV в. о том, что правду писать нужно, даже если она не нравится кому-то. А.С. Пушкин в своей поэме «Борис Годунов» вывел обобщенный образ летописца – монаха Пимена, который назвал летопись «правдивым сказанием», книжное искусство – «богоданным» делом, а свой «усердный, безымянный» летописный труд – «завещанным от Бога» долгом. Летописи являются не только источником исторических сведений, но и памятниками духовной культуры. В них отражены общественные взгляды русского средневековья, даны представления о народных идеалах.

Литература средневековой Руси стала образцом высокой идейной и патриотической направленности, многие писатели использовали в своем творчестве ее духовный опыт и языковое богатство.Замечательный исследователь древнерусских книг академик Д.С. Лихачев писал, что литература Древней Руси «наполняет нас гордостью» за достижения и славные подвиги предков, учит «уважительно относиться к их труду, борьбе и заботе о благе Родины».

 

Словарь

Печенеги – степные племена, занимавшиеся скотоводством, часто совершавшие набеги на русские земли

Осада – военная тактика, когда нападавшие окружали город с целью его захвата

Вече – общий сбор горожан для обсуждения важных для всех вопросов

Старейшина – старший, уважаемый и влиятельный человек, глава общины

Хазары – кочевники, обитавшие в прикаспийских землях

Ратник – (от слова «рать»)в средневековой Руси воин в чине рядового солдата

Игумен – священник, глава монастыря.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком веке состоялось Крещение Руси?
1X в.
2IX в.
3XI в.
Ответить
1
Вопрос: 2
Какой монах стал первым записывать «Повести временных лет»?
1Никон
2Нестор
3Сильвестр
Ответить
2
Вопрос: 3
Летописец записывал события прошлых лет и своего времени, чтобы
1Прославиться самому
2Восхвалить русских князей
3Поведать о мирном труде и подвигах предков и своих современников
Ответить
3
Вопрос: 4
Смысл «Сказания о белгородском киселе» в том, чтобы
1Рассказать о находчивости белгородцев, спасших свой город от печенегов
2Описать жизнь, быт и нравы жителей древнего Белгорода
3Восхвалить старейшин и князя города
Ответить
1
Вопрос: 5
В двух кадках у белгородцев были
1Мед и вино
2Компот и мед
3Болтушка для киселя и мед
Ответить
3
Вопрос: 6
Какая мысль содержится в высказывании жителей Белгорода: «Мы пищу от земли имеем»
1Земля всего лишь источник пищи
2Родная земля питает и защищает свой народ, дает ему пищу духовную
3Горожане без труда получают пропитание
Ответить
2
Вопрос: 7
Кожемяка пришел на помощь во время противостояния русских с
1Хазарами
2Варягами
3Печенегами
Ответить
3
Вопрос: 8
Как решили русский и печенежский князья разрешить исход противостояния войск
1Сразиться самим
2Устроить поединок двух воинов
3Решиться на битву
Ответить
2
Вопрос: 9
У брода какой реки был поединок Кожемяки с печенегом
1Трубеж
2Дон
3Волга
Ответить
1
Вопрос: 10
Какое историческое лицо стало героем «Сказания о Кожемяке»?
1Ярослав Мудрый
2Владимир Мономах
3Князь Владимир
Ответить
1
Вопрос: 11
В схватке с каким животным испытали силу Кожемяки?
1Конем
2Быком
3Волом
Ответить
2
Вопрос: 12
Как был назван город у реки Трубеж в честь Кожемяки, что «перенял славу» у врагов?
1Белгород
2Киев
3Переяславль
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком веке состоялось Крещение Руси?
1) X в. 2) IX в. 3) XI в.
2 вопрос:

Какой монах стал первым записывать «Повести временных лет»?
1) Никон 2) Нестор 3) Сильвестр
3 вопрос:

Летописец записывал события прошлых лет и своего времени, чтобы
1) Прославиться самому 2) Восхвалить русских князей 3) Поведать о мирном труде и подвигах предков и своих современников
4 вопрос:

Смысл «Сказания о белгородском киселе» в том, чтобы
1) Рассказать о находчивости белгородцев, спасших свой город от печенегов 2) Описать жизнь, быт и нравы жителей древнего Белгорода 3) Восхвалить старейшин и князя города
5 вопрос:

В двух кадках у белгородцев были
1) Мед и вино 2) Компот и мед 3) Болтушка для киселя и мед
6 вопрос:

Какая мысль содержится в высказывании жителей Белгорода: «Мы пищу от земли имеем»
1) Земля всего лишь источник пищи 2) Родная земля питает и защищает свой народ, дает ему пищу духовную 3) Горожане без труда получают пропитание
7 вопрос:

Кожемяка пришел на помощь во время противостояния русских с
1) Хазарами 2) Варягами 3) Печенегами
8 вопрос:

Как решили русский и печенежский князья разрешить исход противостояния войск
1) Сразиться самим 2) Устроить поединок двух воинов 3) Решиться на битву
9 вопрос:

У брода какой реки был поединок Кожемяки с печенегом
1) Трубеж 2) Дон 3) Волга
10 вопрос:

Какое историческое лицо стало героем «Сказания о Кожемяке»?
1) Ярослав Мудрый 2) Владимир Мономах 3) Князь Владимир
11 вопрос:

В схватке с каким животным испытали силу Кожемяки?
1) Конем 2) Быком 3) Волом
12 вопрос:

Как был назван город у реки Трубеж в честь Кожемяки, что «перенял славу» у врагов?
1) Белгород 2) Киев 3) Переяславль
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: X в.
2 вопрос: Нестор
3 вопрос: Поведать о мирном труде и подвигах предков и своих современников
4 вопрос: Рассказать о находчивости белгородцев, спасших свой город от печенегов
5 вопрос: Болтушка для киселя и мед
6 вопрос: Родная земля питает и защищает свой народ, дает ему пищу духовную
7 вопрос: Печенегами
8 вопрос: Устроить поединок двух воинов
9 вопрос: Трубеж
10 вопрос: Ярослав Мудрый
11 вопрос: Быком
12 вопрос: Переяславль